УБИТЬ УЧИЛУ Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > УБИТЬ УЧИЛУ (Nowa Fantastyka 3/141 2002). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

УБИТЬ УЧИЛУ (Nowa Fantastyka 3/141 2002). Часть 5

Статья написана 25 декабря 2020 г. 00:09

6. В рубрике «Кино и фантастика» Arkadiusz Gzegorzak в статье “Życie jest grą/Жизнь — игра” рецензирует фильм режиссера Ошии Мамору “Avalon” (Япония — Польша, 2001) (стр. 57 – 58); тему статьи продолжает интервью с исполнительницей роли главной героини фильма Малгожатой Форемняк (“Martwe oko”, стр. 59).

7. В рубрике «Фантастические саундтреки» аноним (Bartek Świderski?) анализирует саундтрек фильма “Wojna świtów. Następne stulecie/Война миров. Следующее столетие” (реж. П. Шулькин, 1982) (стр. 60).

8. В рубрике «Библиофил – Киноман» Мацей Паровский обращает внимание читателей журнала на выпуск журнала “Kwartalnik Filmowy” (№ 31-32, осень – зима 2000, “Instytut Sztuki PAN”), полностью посвященный идее искусственного человека (разума) в литературной и кинофантастике, в истории культуры и литературы, в изобразительном искусстве и мифологиях (стр. 62).

Здесь же размещены небольшая заметка Гжегожа Щепаняка (“Geralt w obrazkach/Геральт в картинках”, стр. 62) — о первом и втором выпуске комиксов Паровского/ПОЛЬХА “Wiedźmin/Ведьмак” (“Prószyński I S-ka”, 2001)

и Томаша Домбровского (“Początki Kajtka i Koka/Как начинались Кайтек и Коко”, стр. 62) — о комиксе ЯНУША ХРИСТЫ “Kajtek I Koko na tropach pitekantropa/Кайтек и Коко. По следу питекантропа” (“Egmont Polska”, 2001).

«Комиксу “Кайтек и Коко. По следу питекантропа” ЯНУША ХРИСТЫ скоро исполнится четыре десятилетия. Работы художника этого периода творчества считаются редкостями. Сегодня часть из них, такие как “Кайко и Коко в космосе” или “По следу питекантропа” дождались переиздания. Этот последний альбом разделен на три части, содержащие в сумме 432 страницы. Все истории публиковались в виде стрипов на страницах газеты “Wieczor Wybrzeża”.

Наибольший интерес, вероятно, возбудит у читателей история “Среди пиратов”, в которой впервые появляется друг Кайтека – тогда еще пират – Коко, причина всех несчастий и сжатая пружина, толкающая сюжет. Тут он более толстый, чем в дальнейшем, более округлый и несколько более храбрый, хоть и не чересчур. Уровень IQ Коко сохранен на обычном уровне, с некоторой, впрочем, тенденцией к падению. Эту историю попытался напомнить на грани 1993/1994 годов комикс-журнал “Super Boom”. Для публикации ее разделили на две части: второй читатели так и не дождались — журнал канул в Лету. Первую, хоть и раскрашенную, в журнале изрядно сократили.

Вторая история – “Кайтек и Коко в сказочной стране”. Автор использует здесь известные сюжетные линии, но не следует им, а иначе поворачивает или вовсе переворачивает тривиальные схемы (например, бабушка Красной Шапочки здесь оказывается грозой всего леса). Часть приключений Кайтека и Коко в сказочной стране была опубликована одиннадцать лет назад в цветном и весьма изысканном на те времена альбоме “Pojedynek z Abrą”. Операция вырезания фрагмента из цикла прошла гладко, и неискушенный читатель мог и не понять, что читает лишь эпизод изрядного целого.

Самая длинная история – титульная, детективно-приключенческая, где герои странствуют по миру, чтобы по поручению знакомого профессора найти последнего на Земле питекантропа, при этом десятки (сотни?) раз рискуя жизнью и здоровьем. Мастерство художника в конструировании сюжетных гэгов достигает высочайшего уровня, когда Христа переносит место действия в Сингапур. Там обжорство Коко приводит к ситуации, в которой оба моряка случайно взрывают несколько танков, разбивают истребитель, затапливают линкор и в конце концов доводят начатое дело до уничтожения английской военной базы и обретения Сингапуром независимости.

Комикс смешной до слез. Стиль повествования мастерский – Христа, безусловно, классик польских “историй в картинках”. Если бы не отсутствие цвета, мы имели бы дело с шедевром польского комиксного издания».

9. В рубрике «Критики о фантастике» Томаш Пытель/Tomasz Pytel в статье ”Gwiazdne wojny Tolkina/Звездные войны Толкина» ищет параллели в трилогии Толкина и фильмах Джорджа Лукаса (стр. 65 – 66).

10. В рубрике «Рецензии»:

некто Aligator анализирует очередной том антологии Дэвида Хартуэлла «Лучшее в НФ» (“To, co najlepsze w SF”. Tom 3. Red. David G. Hartwell. Tłum. rózni. “Zysk I S-ka”, 2001);

некто Anihilator «снимает стружку» с дебютного романа американской писательницы Карен Джой Фоулер «Сара Кэнэри» (Karen Joj Fowler “Sarah Canary” – это “Sara Canary”, 1991. Tłum. Renata Kopczewska. “Zysk I S-ka”, 2001); «книжка без ладу и складу, временами утомительная для чтения, но насыщенная любопытными подробностями и анекдотическими частностями 130-летней давности. Настоящими жемчужинами являются редко публикуемые стихи Эмилии Дикинсон, которыми начинается каждая из глав»;

некто Predator без особого восторга рассказывает о вкладе Грэга Бира в азимовскую сагу об «Основании» — романе «Основание и хаос» (Greg Bear “Fundacja I chaos” – это “Foundation and Chaos”, 1998. Tłum. Zbigniew A. Królicki. “Rebis”, 2001);

некто Reanimator находит роман российского писателя Кира Булычева «Детский остров» (Kir Bułyczow “Wyspa dzieci”. Tłum. Eugeniusz Dębski. “Solaris”, 2002) самым слабым из тех произведений автора, которые он читал. «Автор манерничает и в то же время подмигивает читателю, намекая ему на то, что он иронизирует над этой самой манерой подачи материала. Результат вызывает жалость…»;

а некто Kunktator разносит в пух и прах роман британского писателя Колина Кэппа «Мир в заключении. В поисках солнца» (Colin Capp “Uwięziony świat. W poszukiwaniu słońca”. Tłum. Ewa I Dariusz Wojtczakowie. «Solaris”, 2001. Серия “Kanon Science Fiction”) за его абсолютную антинаучность; «это комикс без рисунков, где невозможно отыскать ни смысла, ни логики…» (стр. 67).

Далее Доминика Матерская/Dominika Materska хвалит роман американского писателя Томаса Пинчона «Радуга гравитации» (Thomas Pynchon “Tęcza Grawitacji” – это “Gravitas Rainbow”, 1973. Tłum. Robert Sudół. “Prószyński I S-ka”, 2001), написанный, по ее мнению, «с эпическим размахом – будучи книжкой очень современной, он осознанно и последовательно стремится к одному из старейших и самых значительных литературных жанров – эпопее» (стр. 68);

Яцек Собота/Jacek Sobota весьма сурово обходится со сборником новелл польского писателя Анджея Пилипюка «Хроники Якуба Вендровича» (Andrzej Pilipiuk “Kroniki Jakuba Wędrowicza”. “Fabryka Słów”, 2001); «цикла произведений о Якубе Вендровиче я до сих пор не читал. Вендрович – лихой старик, чей организм функционирует благодаря неустанной заправке алкоголем; кроме того он выдает себя за экзорциста, в чем есть немалая доля правды. <…> Рассказы переполнены цепкими клише: имеем здесь дресяров (dresiarze – а погуглите), украинских гангстеров и селян, бьющих рекорды в употреблении алкоголя. Пилипюк не затрагивает при этом никаких острых проблем, даже не приближается к ним, что не является преступлением, если истории, о которых рассказывает писатель, хоть сколько-нибудь смешные. Беда в том, что таковыми они не являются» (стр. 68);

Марек Орамус скрупулезно разбирает по полочкам объемистый роман (скорее даже детективно-приключенческий, чем научно-фантастический) американского писателя Нейла Стивенсона «Криптономикон» (Neal Stephenson “Cryptonomicon – это “Cryptonomicon”, 1999. Tłum. Wojciech M. Próchniewicz. “Prószyński I S-ka”, 2001), который ему определенно нравится (стр. 69);

а Павел Островский столь же одобрительно отзывается о более раннем романе Нейла Стивенсона «Зодиак. Экологический роман» (Neal Stephenson “Zodiac. Thriller ekologiczny” – это “Zodiac”, 1988. Tłum. Tomasz S. Gałązka. “Zysk I S-ka”, 2001) (стр. 69).

11. В рубрике «Встреча с писателем» напечатано интервью, взятое Бартеком Свидерским у американского писателя Орсона Скотта Карда/Orson Scott Card (стр. 70 -71).

12. В номере публикуется также окончание статьи Ежи Шеи/Jerzy Szeja ”RPG: INTERAKTYWNA OPOWIEŚĆ FANTASTYCZNA” (3) (стр. 72 – 73).

13. В рубрике NAUKA I SF в рецензии под названием “Miejsca, osoby, duchy/Места, особы, привидения” Марек Орамус рассказывает немало интересного об альбоме Джордано Берти «Потусторонние миры» (Giordano Berti “Zaświaty”. Tłum. Grażyna Jurkowlaniec. “Muza”, 2001), разделенном на три части, где описываются (и показываются с привлечением иллюстративного материала) представления людей о потусторонних мирах;

некто JB сообщает об очередном переиздании небольшой книги Реймонда Муди-младшего «Жизнь после жизни» (Raymond Moody, Jr “Życie po życiu. Badanie zjawiska przeżycia po śmierci klinicznej”. Tłum. Irena Doleżal-Nowicka. “Zysk I S-ka”, 2002), впервые появившейся в польском переводе в 1979 году в системе самиздата (коммунистическая власть видела в ней угрозу для материалистических взглядов, поэтому издание запрещала);

MO/Marek Oramus рекомендует для прочтения книгу британского астронома Мартина Риза «Только шесть чисел» (Martin Rees “Tylko sześć liczb”. Tłum. Piotr Amsterdamski. “CiS”, 2001. Серия “Science Masters”), в которой история Вселенной раскрывается через шесть ключевых констант физических законов;

DM/Дорота Малиновская в рецензии под провоцирующим названием “Koniec biologii?/Конец биологии?” хвалит книгу известного польского микробиолога Анджея Ежмановского «Гены и жизнь» (Andrzej Jerzmanowski “Geny I życie. Niepokoje wspólczesnego biologa”. “Prószyński I S-ka”, 2001. Серия “Na Ścieżkach Nauki”);

а Збигнев Дворак/T. Zbigniew Dworak советует обратить пристальное внимание на книгу Джека Данна «Кафедра памяти. Неизвестная история Леонардо да Винчи» (Jack Dann “Katedra pamięci. Nieznana historia Leonarda da Vinci”. Tłum. Mirosław P. Jabłoński. “Muza”, 2000) (стр. 75).

14. В рубрике FELIETONY Marek Hołyński в статье ”Pod presją kompresji” восхищается успехами, достигнутыми революцией в создании устройств для непрофессионального воспроизведения аудио и видео (RealPlayer, QuickTime, MediaPlayer) и алгоритмов сжатия (MPEG-2, MPEG-4, MPEG-7, MP3, DivX) (стр. 75);

Jacek Sobota в статье ”Namysł nad zmysłem” из цикла «Признания идиота» размышляет над ролью чувств в жизни человека (стр. 76);

Lech Jęczmyk в статье ”Koniec świata od tyłu ” из цикла «Новое средневековье» рассказывает об апокалиптических ожиданиях, связанных с началом нового века, которые были более ярко выражены за океаном, чем в Европе (стр. 77);

а Marek Oramus в статье ”Przed UBIKIEM/Перед УБИКОМ” рассматривает роман Филипа Дика «Вопреки стрелкам часов» (Philip K. Dick “Wbrew wskazówkom zegara” – это “Counter-Clock World”, 1967. Tłum. Maciej Szymański. “Rebis”, 2002) в контексте его более позднего романа “Ubik” (стр. 78).

15. В рубрике WŚRÓD FANÓW сообщается о первой в этом году встрече любителей фантастики в Мазовецком центре культуры и искусства (16 января 2002), о конвенте “Falkon – 2001”), состоявшемся в Люблине в 23-25 ноября 2001 года, а также размещены анонсные объявления конвентов “Arracon – 2002” (начало мая, Эльблонг и др. города) и “Magikon – 2002” (5-7 апреля, Варшава) (стр. 79).

16. В списках бестселлеров за январь 2002 года находится: ”Kroniki Jakuba Wędrowycza” Анджея Пилипюка, “Pani Dobrego Znaku” Феликса Креса, а также две книги российских авторов: “Wyspa dzieci” Кира Булычева и “Linia marzeń” Сергея Лукьяненко (стр. 80).

17. В рубрике NA KSIȨGARSKIM RYNKU перечислены 17 авторских книг и 1 антология.





198
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх