Пиранези С


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Пиранези" С. Кларк
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Пиранези» С. Кларк

Статья написана 9 января 2021 г. 02:04

Здесь водятся спойлеры!

.

.

По сути своей это небольшая повесть.

Основная декорация — некий мифический дом-дворец-анфилада залов-лабиринт. Он существует в другом мире, каком-то ином пространстве, где вокруг только море. По структуре чем-то напоминает «Библиотеку вавилонскую» Борхеса, хотя вместо книг все стены уставлены самыми разными статуями. Есть в этих статуях символика — например проход в наш мир возможен через зал с Минотаврами, а один из персонажей прямо говорит, что сейчас в дальних пределах дома появляются статуи компьютеров.

К сожалению, всего потенциала придумки с изваяниями автор не раскрыла. В финале испытываешь то чувство, что можешь и про пещеру Платона рассуждать, и про Другого, и про множество иных отсылок, которыми усыпан текст — но все авторские намеки на них лишь пустые обещания сюжетных поворотов. Будто ребенок начитался философских энциклопедий, но сложные слова не задержались в его памяти, а запомнилось только, что вещи в мире связаны странным отношениями — и тени этих отношений он пытается нарисовать, изобразить в причудливых образах статуй.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Итак, в громадном лабиринте живет человек, явно поехавший кукухой — Робинзон со стертой памятью. Он научился ловить рыбу, согреваться кострами из заранее высушенных водорослей, но воспринимает дом как единственный мир. Есть какое-то количество скелетов, которым он приносит подношения, есть Другой — человек, который пропадает и появляется, иногда приносит ему ботинки и требует выполнить поручения — пройти куда-то. составить карту созвездий, видимых из очередного окна и т.п.

Больше людей нет.

Правда, по дворцу расселились альбатросы и и местами он превращается в птичий базар...

Но интеллектуальный уровень человека, которого Другой зовет Пиранези, постепенно повышается. Та сумма знаний , которые он выучил о доме, та сумма понятий, которые он понимает, потому что они воплощены в мраморных изваяниях, те умения, что знают его руки — превращают Пиранези из юродивого в кого-то, похожего на вменяемого наблюдателя. Он верит, что Дом любит его, заботится о нём, ищет утешения у статуй, иногда говорит с ними.

Другой говорит Пиранези, что Дом ворует его память, но поначалу человек вообще в это не верит.

И вот кроме Другого — все более подозрительного типа — в лабиринте залов появляется старик — отпускает пару колкостей, исчезает. А потому и кто-то неизвестный «16-й человек», который ищет некоего Соренсена. И этот человек оказывается женщиной...

Дальше интрига собирается, как детали хорошо подогнанного механизма.

Был некий мистик-неоязычник, который научился проходить из нашего мира в этот вот лабиринтодворец, музей забытого. Были у него ученики, последователи, какие-то разногласия со знакомыми. Зародилась небольшая мистическая традиция, которых так много в странах с хотя бы минимальной свободой совести. Но к моменту, когда в дело вступил главный герой — биограф Лоренса Арн-Сейлса — на сцене оставалось фактически два человека.

Некий ученый, который наслаждался знанием о тайне и редко показывался во дворце, и его более предприимчивый коллега, который хотел добыть тайное знание, искал его много лет, но так ничего и не нашел...

И вот молодого настырного биографа просто выпнули в этот дворец, с расчетом на то, что его память полностью будет стерта и он умрет от голода.

Дом стер его старую личность. Но на шепотках статуй и мерном течении времени, на необходимости каждый день добывать себе пропитание — вросла новая личность. Это добрый, благородный, смелый человек. И еще это неутомимый исследователь, в нем сохранилось сочетание любопытства и методичности. Идеальный жрец Храма, что опять-таки в полной мере не раскрыто...

Женщина — полицейская, расследующая исчезновение Соренсена — в итоге научилась ходить в этот мир, и разговорила человека, вывела его к людям.

А корыстный до тайного знания Другой — просто утоп, пытаясь их убить и тем сохранить тайну.

Завершается все тем, что не-Соренсен, не-Пиранези в очередной раз понимает, что мир прекрасен, и надо поддерживать контакт с дворцом, оставаясь в родной, в нашей вселенной...

Как говорят о некоторых библиотеках — небольшое, но со вкусом подобранное собрание книг. Так и «Пиранези» — не такая уж значительная, но со вкусом и старанием выполненная вещь, в которой автор не допускала фальшивых нот. Очень похожие ощущения были от проходных вещей Ле Гуин. И вообще от небольших произведений, которыми авторы обрамляют свои значительные, главные опусы. Да, мило, да хорошо. А на «Парфюмера» Зюскинда потянет? Увы, нет. И дело, разумеется, не сколько в отсутствии мрачного процесса получения духов — но и в массе совершенно не использованных возможностей, не вскрытых коллизий. Насколько «благородный дикарь» отличается от «идеального жреца», и как он все-таки начнет разбираться в нашем мире? Как сочетается конфликт забытого-мистического и реального? Почему статуи-образы не враждовали между собой в голове у человека-жреца? Ведь в процессе становления личности различные архетипы должны были как-то противостоять друг другу? Это всё скрылось в пене дней. Медитативность, неспешность и вдумчивость повествования не должны заслонять сюжет. И тем более, не должны делать настолько предсказуемыми сюжетные ходы.

Набросок, а не живописное полотно, орнамент вышивки, но не лабиринт, горное эхо, но не мелодия, эскиз, но не сборочный чертеж — вот каково это произведение.

Слишком просто.

В примечаниях рассказывается, что автор пережила нервный срыв, и лучше всех литературных аналогий сквозь текст проступает стремление к психической устойчивости и полноценному общению с людьми.

Потому эта хорошая повесть будет смотреться эффектным дополнением в условном сборнике «Лучшее за год 2020». Но как «вторая книга талантливой писательницы» — немного не то.





1547
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 10:52
Я с интересом читаю Вашу колонку, и вот что заметила: с каждым годом (каждым разом) Вам нравится все меньше и меньше книг и фильмов. Это что-то личное, скажем, возрастное брюзжание, быть может, или как бы объективное падение уровня литературы?
И почему бы не писать отзывы на понравившиеся книги, а не тратить время на не понравившиеся?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 11:16
Хороший вопрос, но не вы первые его задаете :)

Вещь на 10 баллов — в идеале расширяет личный космос критика или критик точно знает, что она станет похожим инструментом для очень многих людей. В подобном произведении очень много составляющих, и не каждому автору оно по силам.
Если писать рецензии только на такие вещи, либо на оригинальные жанровые выдумки — то надо, фактически, заниматься историей литературы. Или дважды в год писать рецензию на любимейшие книги :)
А литература жива, это поток, в котором не может быть только унылого или только веселого, только совершенного или только убогого.
Снимите «Пацанов», напишите «Мой старший брат Иешуа» или «Американских богов» — и я буду счастлив.
Это будет видно по рецензии :)


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 11:25
Соглашусь со Станиславом. Набросок, эскиз — и только. Магия, о которой пишут многие рецензенты, не обнаружена. :(


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 13:23

цитата beskarss78

похожие ощущения были проходных вещей ле Гуин
Поправьте.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 14:54
Спасибо, поправил.


Ссылка на сообщение9 января 2021 г. 15:52
Спасибо.
Хорошо, что не стал брать.


Ссылка на сообщение22 января 2021 г. 19:58
Плюсану автору рецензии. Перед прочтением было много ожиданий, ждала хотя бы красивую и тонко сработанную историю. А на выходе имеем какой-то сырой, клишированный и очень недоработанный текст. Все аллюзии там поверхностны, в первой половине автор нагнетает какую-то интригу, но во второй половине все сливается в клишированное и банальное. Концовка ни о чем, главный конфликт между Пиранези и его окружающим миром — не решен никак. В общем, пустышка, пшик. НЕ понимаю восторгов, история с глубиной картонки.


⇑ Наверх