Библиофильское издание


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Библиофильское издание сочинений Вольтера (21+)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Библиофильское издание сочинений Вольтера (21+)

Статья написана 5 февраля 2021 г. 10:04

В Париже в 1950/51 году тиражом 2200 экземпляров, издательством Arc-En-Ciel был выпущен пятитомник Вольтера с иллюстрациями Поля Эмиля Бека (1885-1960).

Листы книг сфальцованы, сложены по порядку, но брошюрки не прошиты и не переплетены, поэтому хранятся и переносятся в специальных футлярах, имитирующих книжный переплет — на лицевой (выдвижной) части футляра приклеены специальные закругленные дощечки, внешне это изделие выглядит как нормальная книга с круглёным корешком, причем на лже-корешках нанесено тиснение с именем автора и названием книги. Это обычная старая библиофильская забава — необрезные листы, без проклейки или шитья — всё как бы подготовлено для индивидуального владельческого переплета в телячью кожу, но никто его (переплет) не делает и библиофильская книга живет именно в таком разобранном виде. Еще непременно порядковый номер экземпляра в выходных данных пропечатан штемпелем или вписан от руки (только на первом томе, выпущенном в 1950 году. Следующие четыре тома вышли в 1951 году без номерации). Не ленточка-ляссе признак библиофильского выпуска, а полное ее отсутствие за неимением переплета как такового вовсе.



Творчество Вольтера живет в веках под вывеской философии, но у него вполне животрепещущая высококачественная просветительская проза времен гениальных энциклопедистов (Дидро, Гельвеций, Гольбах, Кондорсе и даже социопат Руссо), с нормальной динамкой развития сюжета и типичными французскими фривольностями восемнадцатого века, поэтому для французов эротические иллюстрации для своего забронзовевшего классика приемлимы, а у нас это вызывает некоторое заползание бровей на затылок.



В книгах иллюстрации помещены по ходу текста, и плюс к тому отдельно приложена стопочка этих же картинок в цветном исполнении (как в книге) и в черно-белом. Получается в одном томе — три комплекта одного и того же рисунка. В каждом томе по 12 иллюстраций, итого 60 уникальных картинок на всё собрание. А так как картинки дублируются еще и в двух вариантах (цветное и черно-белое), то всего получается 180 листов иллюстраций.


том 1 «Кандид» (Candide)

том 2 «Письма Амабеда», «Простодушный» (Les Lettres d'Amabed; L'ingénu)

том 3 «Человек с сорока экю», «Мир, каков он есть», «Белое и черное», «Жанно и Колен» (L'homme aux quarante écus; Le monde comme il va; Le blanc et le noir; Jeannot et Colin)

том 4 «Задиг», «Микромегас» (Zadig ou la destinée; Micromégas)

том 5 «Белый бык» и «Принцесса Вавилонская» (Le taureau blanc; La Princesse de Babylone)

Это из тома 1 «Кандид»

Это том второй, «Письма Амабеда» и «Простодушный»


А это из следующих томов

В России попытку повторить это издание предприняла Вита Нова в 2009 году. Но начинания, вознесшиеся мощно, сворачивают в сторону, теряют имя действия. Надо сделать маленькое отступление. Есть еще великолепный художник, итальянского происхождения, жил он во Франции — это Умберто Брунеллески. Брунеллески делал иллюстрации для книг Вольтера — «Простодушный» вышел в 1948 году. Но в 1949 Брунеллески умер. И художник Поль-Эмиль Бека сделал заново иллюстрации к «Простодушному» и «Кандиду», а потом еще три тома проиллюстрировал. А в 1952 всё равно вышел и «Кандид», проиллюстрированный Брунеллески. Такая вот зебра.

Поэтому у Вита Новы вышло такое собрание сочинений Вольтера:

том 1 «Кандид», 2009, иллюстрации Брунеллески.

том 2 «Простодушный» 2011 — иллюстрации Брунеллески

том 3 «Задиг. Царица Вавилонская», 2011, иллюстрации Бека — это тома 4 и 5 парижского издания

том 4 «Новеллы», 2012, иллюстрации Бека — это тома 3 и 5 из Франции.

Четырехтомник Вольтера от Вита Нова — отличное и красочное издание, я сравнивал картинки с парижским изданием 1950/51 годов — они воспроизведены так же сочно и контрастно. Может быть на фото это тоже видно — белая бумага это Вита Нова, кремовая — у французского издания.


Удивительное наблюдение. Если Вы задумаете сегодня купить в магазине новой книги сочинения Вольтера, то всё равно дешевле 900-1500 рублей изданий не обнаружите — нет ни покетбуков, ни массмаркета по 200-500 руб. При этом некоторые издания будут и вовсе 6880 руб, как «Орлеанская девственница» московского издательства «Верже» (оставим за скобками чересчур неряшливый внешний вид этих настольных фолиантов 30х20 см на пухлой бумаге). Так что интереснее взять условный четырехтомник от «Вита Новы».

«Кандид». 2009 год, 256 стр. 44 иллюстрации Умберто Брунеллески. Это великолепный иллюстратор, делающий картины в духе сказочного прерафаэлизма в стилистике модерна. Заставки к главам цветные, попроще чем в «Задиге», но заглушки к каждой главе — индивидуальные.


«Простодушный». 2009 год, 256 стр. 62 иллюстрации Умберто Брунеллески. Не все иллюстрации цветные, множество черно-белых.

Обратите внимание, что портреты Вольтера во всех томах — разные. Порой в современных изданиях используют один и тот же фотоснимок на двадцати томах, как будто в ХХ веке был дефицит с плёнкой или фотографами.

Это сравнение одного и того же изображения в книге от «Вита Нова» — и во французском издании (к изданиям Брунеллески в 1940е годы так же отдельно печатали рисунки на отдельных листах и продавали как открытки):

«Задиг, или Судьба. Царевна вавилонская». 2011 год, 256 стр, 18 иллюстраций Поля-Эмиль Бека. Кроме того цветные заставки перед главами, заглушки в оконцовках, и буквицы. Иллюстрации похожи на раскрашенные фотоснимки, одна из моделей — вылитая Бетти Пейдж, начавшая карьеру в пин-апе в 1950 году в Нью-Йорке. Конкретно эту серию рисунков к Вольтеру   Бека делал в 1950-51 году, может совпадение, может взаимовлияние, хотя очевидно общая мода и общий стиль времени.

«Новеллы». 2011 год, 288 стр. 23 иллюстрации Поля-Эмиля Бека. Опять вычурные заставки пред главами, псевдобуквицы, множество иллюстраций цветных на всю полосу. Содержание: Микромегас, Белое и черное, Человек с сорока экю, Билита, Письма Амабеда, Тампоне, Белый бык.

«Микромегас» — это честное научно-фантастическое произведение, одно из предтеч жанра НФ. Рассказ о том как два инопланетянина, один житель Сатурна, а второй вообще с далёкого Сириуса, посещают Землю и изучают ее жителей. Примечательно, что инопланетяне перемещаются на попутной комете. В XVIII веке еще не знали что она рыхлая как январский снежок, и в двадцатом веке читатели потешались над этой конструкцией. А в XXI веке инженеры всерьёз рассматривают и такой способ перемещения — по крайней мере, межзвездные кометы доказали принципиальную возможность перемещения физического тела на расстояния измеряемые световыми годами.





1403
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:21
У французского издания действительно увлекательные иллюстрации:))
Но и Вита нова тоже хорошее издание, прямо захотелось приобрести
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:35
Иллюстрации пересекаются 50/50. Причем Брунеллески мне больше нравится, так что «Вита Нова» хороший выбор из двух иллюстраторов сделала.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:27
Тут ещё «Орлеанской девственницы» нет. Вот уж к туда таких, кхм, иллюстраций можно б понаделать, что и 21+ маловато покажется.)))
Помню, в бытность первокурсником мне в руки попался БВЛовский томик Вольтера — вот этот:
«Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести»
Издательство: М.: Художественная литература, 1971 год, 300000 экз.
Формат: 60x84/16, твёрдая обложка + супер, 720 стр.
Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия первая: Литература до XVIII века

Комментарий: Том 49. Поэмы и повести.
Иллюстрации на суперобложке Л. Корчемкина; внутренние иллюстрации М. Латура, О. Лагийерми, Ю.-Ф. Гравело (в издании не указаны).


Иллюстрации там, кстати, вполне приличные. А вот текст... Я всё удивлялся, как партия и правительство вообще допустили такое в СССР издать. Порнуха отборнейшая, вплоть до зоофилии... %-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:32
Ну как допустила. Судьбу издательства Academia знаете? Там директоров издательства, редакторов, переводчиков, авторов комментариев — молох репрессий выколачивал насмерть. «Орлеанская девственница» как раз и была в 1935 издана, успели.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:35
Так и в 1971-м переиздали, в популярнейшей серии. 300 000 экз.!!!
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:37
Вода камень точит.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:52
ты меня прям заинтриговал. Вольтер вообще мимо меня прошел. Надо будет восполнить лакуну
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 13:25
«Орлеанская девственница» — это огромная поэма в стихах, страниц 400. Характернее для Вольтера небольшая и короткая проза — «Кандид», «Простодушный», вот эти вот вещи.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:01
я такие вещи нормально воспринимаю, у меня одна из самых любимых книг — Песнь о Роланде


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:50
«...Меньшевистская оппозиция приветствует разведку, — проворчал отец, заталкивая в чемодан свои распухшие от записей блокноты, — чай на кухне, там же селедочка и, не могу не похвастаться, деревенское масло — выменял на том «Орлеанской девственницы» с иллюстрациями Шаронтье... Кулачок посчитал обнаженную натуру порнографией, очень заинтересовался...»
Ю. Семенов. «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 19:40
О, это надо было сделать эпиграфом к заметке.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 10:57
«Если Вы задумаете сегодня купить в магазине новой книги сочинения Вольтера, то всё равно дешевле 900-1500 рублей изданий не обнаружите — нет ни покетбуков, ни массмаркета по 200-500 руб.» — ну, «Кандид»+«Простодушный» в Лабиринте лежат за 91 рубль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 11:57
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 12:29
но кроме них ничего дешевого нет
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 13:27
Повод взять.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 12:19
Спасибо за отличное погружение в тему Вольтера и его гениальных иллюстраторов: Брунеллески и Бека!!


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 13:58
Ну, справедливости ради, Верже за 6880 надо ещё очень постараться , что бы взять. Это издание не меньше года в скидках пребывает и сейчас ещё не самая большая
https://www.labirint.ru/books/632079/
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:08
Я у «Верже» Ефремова взял, удивился, и наверное больше не буду.
Возвращаясь к недавнему разговору про картинки, продающиеся отдельными листами — ну вот собственно по этому комплекту понятно, откуда они взялись. Их так издательство снабжало изначально, с запасом.


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:37
Шикарно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 14:52
Футляры интересные, корешки из дерева.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2021 г. 18:32
ну это уже новомодные штучки
в папках они обычно продавались, хотя папки, конечно, бывали изысканные чрезвычайно
про футляры я не слыхал, что, впрочем, не значит, что их не было


Ссылка на сообщение6 февраля 2021 г. 12:12
Очень жаль что серия «Будуар» не на тонированной (кремовой бумаге)В цветовом сравнении, как мне кажется, Вита Нова сильно проигрывает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2021 г. 12:54
У меня на тонированной из Виты Новы есть только «Опасные связи» — а они что-то еще так же делали, не знаете?

Чисто для глаза бежевая, кремовая — очень интересно смотрится.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2021 г. 13:47
«Будуар» весь без тонировки, плотная меловка (бумага Ulti Matt).
У Вита Нова «Опасные связи» — да, ярко выраженная тонированная в массе меловка и смотрится очень стильно.
И навскидку — подобных книжек с кремовой тонировкой больше не было.
Могу отметить, что первые книжки «Читального зала» — первые Робинзон Крузо (Пэйджет), Гулливер (с Гранвилем) и Три мушкетер (с Лелуаром) напечатаны на бумаге Arctic Volume — это та самая «слоновая кость», чуть затонированная.
Последующие книги да и сейчас активно у Вита Нова используется бумага G-Print — она белее чем Arctic Volume и, полагаю, дешевле относительно качества бумаги, когда она не тонируется в массе.
А вот в Будуаре — с первых книг серии используется бумага Ulti Matt, она плотнее/толще, чем G-Print, визуально и тактильно разница видна.

Таким образом, в моменте, у Вита Нова книги печатаются:
— на двух типах бумаги: G-Print (в основном) и Ulti Matt (Будуар и точечные Отдельные издания, например, Протопоп Аввакум на ней издан)
— бумага Arctic Volume использовалась в первых книжка в 2000-2003 гг.

p.s. посмотрел том «Опасных связей» — бумага уже G-Print, с тонировкой (кремовостью) в массе.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2021 г. 15:03
Гулливер с Гранвилем конечно неразлучны, идеальное сочетание.


Ссылка на сообщение6 февраля 2021 г. 16:01
Тонированные ещё были:Пушкин «Руслан и Людмила», Крылов «Басни»(Волшебный зал),Беовульф(Героический зал)


⇑ Наверх