Раймонд Чандлер «Высокое окно»
- Жанры/поджанры: Детектив (Нуар )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Частный детектив Филип Марлоу расследует дело об украденном золотом дублоне Брашера. Но простое с виду дело «найти и вернуть» превращается в череду кровавых преступлений.
Также в жур. Сельская молодежь №№3-8 1987г «Золотой дублон Брашера» перевод АиС Рябчуков
Входит в:
— цикл «Филип Марлоу»
— антологию «Веские доказательства», 1987 г.
— журнал «Сельская молодежь 1987'05», 1987 г.
— журнал «Сельская молодежь 1987'07», 1987 г.
— журнал «Сельская молодежь 1987'08», 1987 г.
— антологию «Ведомство страха», 1991 г.
— журнал «Подвиг 1991'03», 1991 г.
— антологию «Классический крутой детектив», 1992 г.
— антологию «Слишком много женщин», 1992 г.
Награды и премии:
лауреат |
Преступление и тайна: 100 лучших книг / Crime and Mystery: The 100 Best Books, 1987 |
Экранизации:
— «Время убивать» / «Time to Kill» 1942, США, реж. Херберт А. Лидз
— «Кровавые деньги» / «The Brasher Doubloon» 1947, реж. Джон Брам
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 2 октября 2023 г.
Ещё один детектив Чандлера, который превзошёл ожидания. Думала, что будет хорошо, а оказалось великолепно.
На этот раз частного детектива Марло нанимает пожилая богатая вдова. От её сына сбежала жена, прихватив из сейфа дорогущую антикварную монету, дублон Брашера. Задача Марло — вернуть дублон. Естественно, дело окажется гораздо запутаннее, к безобидной краже добавятся несколько убийств, шантаж, азартные игры, психологическое манипулирование и фальшивомонетничество. Марло всё разрулит, всех рассудит и, как всегда, завершив дело, отправится домой разыгрывать сам с собой очередную шахматную партию Капабланки.
Что мне нравится у Чандлера, это что его романы все про одного и того же детектива Марло, но — все разные, и сам Марло всякий раз разный. В “Высоком окне”, например, почти нет социально-политических высказываний насчёт загнивающего американского общества, здесь автор сконцентрировался на личности и характере главного героя. Марло уже не циничный, прожжённый сыщик по найму. В “Окне” он к людям помякше, на вещи смотрит ширше (с), а когда помогает обманутой девушке вырваться на свободу, то и вовсе романтический рыцарь.
Приятно снова видеть фирменный стиль писателя, литературный высочайшей пробы с живым юмором. Пример: клиентка, у которой украли дублон, женщина на редкость противного характера и весьма корпулентная. Когда она в очередной раз выводит Марло из себя, он разворачивается и уходит, а секретарше, пытающейся его остановить, заявляет:
~~
Ну её к чёрту! Пусть утопится в озере, так ей и передайте. … Пусть утопится в двух озёрах, если в одном не поместится.
~~
Очевидно, написано в глубокие до-бодипозитивные времена, сегодня такая шутка была бы недопустима, но при всей неполиткорректности — смешно.
И заключительный аргумент, почему “Высокое окно” отличный роман, — он познавательный. Действие крутится вокруг дублона Брашера, знаменитой монеты 18 века. В “Высоком окне” дублон не только крадут, но и подделывают, и читатель узнает много интересного и о самом дублоне, и о том, как стоматология (!) стоит на службе фальшивомонетчиков.
Итог: “Высокое окно” горячо рекомендую любителям детективов и просто хорошей литературы.
donsera, 14 декабря 2017 г.
Люди делятся на тех, кто любит детективы явно и тайно. Лично я отношусь к первой категории. Обожаю фонфики про трупы, Чандлер закручивает их очень лихо.
Был не так плодовит, как Чейз, но написал немало добротных книг, вполне годных с точки зрения хорошей литературы. А заодно породил популярный медийный персонаж — Филиппа Марлоу. Правда, ни одно его киношное воплощение к литературному оригиналу так и не приблизилось. В одном сериале это седой вертопрах в белой шляпе, которому стоило быть умней — в его-то возрасте! Во втором — коротконогое существо, утонувшее в собственных щечках. Никому не удалось даже отдаленно передать грустное обаяние стареющего детектива, разыгрывающего шахматные партии наедине с собой, приходящего на помощь девам в беде и страшно стесняющегося своих рыцарски порывов, неуместных в мире трезвого коммерческого расчета.
Чейз, кстати, довольно долго находился под влиянием Чандлера и даже как то признался, что стащил его идею. НА что Чандлер прореагировал довольно равнодушно, пожав плечами: другую придумаю. И придумывал отлично.
В литературной иерархии место автора детективов где-то рядом с производителями ужастиков, которым — Кинг не даст соврать -рекомендовано являться в хорошее общество с табличкой на шее: «Дворняжка». Подумаешь, что Агата Кристи по тиражам переплюнула Шекспира! Все равно, он — классик, а она-сомнительная литературная личность. Наверное именно поэтому скромное место в конце стола американских классиков, которое отвели Чандлеру, беспрестанно атакуется арийцами от литературы: « Он писал для «Черной маски«! Негр! Литературный негр, который хочет сойти за белого! Долой!» Надо сказать, что Чандлер частенько давал повод для критики при жизни. Частенько впадал в депрессию и любил выпить ( Не Хемингуэй, в конце концов, чтобы себе такое позволять!). А еще абсолютно не умел создавать себе правильный имидж. На презентации новой книги одна из читательниц спросила, почему он бросил линию с таксистом, которую так лихо проводил вначале. На что Чандлер с какой-то наивной честностью ответил:
-Ах, этот....А я про него забыл.
Ну вот и скажите, можно такого человека записать в классики?
А ведь он был первым писателем, подметившим странную вещь: одиночество человека в большом городе. Потом тему подхватили и блистательно развили Хемингуэй и Фитцджеральд, но первым то был он! И не будем об этом забывать, созерцая грудь четвертого в стройном ряду классиков американской литературы, за которым стыдливо припрятан маленький автор детективов с большим и настоящим литературным талантом.
Ну и юмор....специфический.
«Посреди лужайки находился выложенный кафелем бассейн, злобно блестевший на солнце. Возле него раскинулась в шезлонге длинноногая блондинка в купальнике. С десяти шагов от нее нельзя было оторвать глаз, а с трех уже можно».
«Итак, я отыскал еще один труп. Если так пойдет и дальше, меня будут называть Марлоу-по-трупу-в-день», и куда бы я не пошел, передо мной будут катить реанимационную каталку».
Хорошая, крепкая литература про маленького человека в большом городе с осенью в сердце.
URRRiy, 9 октября 2020 г.
Филипп Марлоу продолжает творить добро, одним своим появлением расчищая Калифорнию от смрадного дыхания разнородных негодяев. Жулье, шантажисты, бессердечные богачи, самодовольные и бессовестные организаторы околокриминального бизнеса — и это все сплетается в два очень неспокойных дня. С трупами, монетарным золотом, фальсификацией (-ями) самоубийства и попутно — завершением многолетнего шантажа.
С другой стороны, многие ружья потенциально кровавой и сентиментальной развязки (певичка, бросившая своего недотепу — супруга, прообраз терминатора — Эдди Пью, не сломавший Марлоу ни одного ребра) на этот раз не выстрелили, а поведение авторитета, «распустившего» свою жену, выглядит неестественно. С этой точки зрения роман уступает остальным книгам серии.
Но есть и безусловно интересные детали, например, итальянский авторитет Палермо, весьма и весьма уважаемый владелец похоронного бизнеса со множеством своих итальянских «братьев» вполне могли послужить Марио Пьюзо в качестве элементов для «Крёстного отца». В целом очень достойный детективный роман, грамотно сделанный, с юмором, хорошими описаниями Калифорнии тридцатых годов прошлого века, а также с позитивным настроем, вполне объяснимым, учитывая год написания.
Макс41, 6 марта 2018 г.
Перечитал роман через 20 лет и еще раз убедился, что основная идея современных детективов вышла из времен Чейза, Хэммета и Чандлера. Ничего нового не прибавилось. Детектив Марлоу романтический герой юности не утратил свое обаяние и в наши дни.
maxxx8721, 2 июня 2018 г.
Из первых трех прочитанных историй о Марлоу данная история, на мой взгляд, оказалась самой лучшей. Здесь все необходимые составляющие для классного «крутого детектива» интрига, витиеватое расследование, полное риска, преследований, играми с полицией на грани фола и крутой частный детектив, который крут именно в своей простоте и некрутосте. Все это подкрепляется очень классным юмором — тонким, незамутненным и острым, как скальпель хирурга.
qwestly, 21 января 2017 г.
Не типичное время года для нуар детектива — лето, ярко светит солнце, ни разу не пошел пронизывающий дождь, при котором можно размышлять и скрывать преступления, но все остальное на месте — пьющий с утра до ночи и не перестающий курить трубку, циничный частный детектив, клиенты с темным прошлым, что не девушка так роковая красотка, продажная и ленивая полиция, а также жулики и преступники на каждом углу. Интересно написанный детектив с неожиданными южетными поворотами.
solarius, 15 марта 2013 г.
В третьей по счету книге о товарище Марлоу, существующим исключительно на подаяния людей у которых возникли внезапно проблемы с действующим законодательством Соединенных Штатов Америки, мы встретимся с делом о пропаже золотого дублона — редкой монеты. Как и всегда, Марлоу с ленцой поглядывая на клиентов, погрязших в пороках одним глазом, другим успевает черпать эти истины в бутылке с бурбоном и пакете со льдом, который прикладывает с фингалу под этим самым глазом. На этот раз Душная Пасадена доставит нам удовольствие следить, как Марлоу будет исполнять поручение клиента. И клиент всегда прав. Даже, если у клиент много тайн.
Цитата:
Она откинулась на стуле, сложила маленькие изящные ручки на столе и пристально посмотрела на меня:
— Советовала бы вам, мистер Марло, держать свое хамство при себе. Со мной по крайней мере.
— Спасибо за совет.
— Пожалуйста. И я не стану больше отвечать на ваши вопросы без специальных указаний. Мне это категорически запрещено.
— Я не хам. Просто сильный мужчина.
Она взяла карандаш и черкнула им в блокноте.