Эротизированная проповедь о борьбе с дьяволом
.
Один из базовых романов-ранобэ последних лет — положил начало попаданчеству «через грузовик».
.
Главный козырь истории — предельно ассиметричный герой.
С одной стороны вполне развит рассудок, логическое мышление. С другой стороны так же предельно деградировавшая эмоциональная и нравственная сфера, которая может быть только у закрывшегося от мира и разжиревшего любителя электронных игрушек.
Воплотившись в новом теле — он получает бонусы за счет интеллекта, но эмоционально ему придется расти, проходя все стандартные детско-юношеские кризисы. Уходить от целого ряда излишеств и откровенных извращений — к нормальным переживаниям. Брать под контроль страсти.
Да, первые годы новой жизни протагониста — это воплощение некоторых рассуждений Фрейда. Тут, правда, обошлись без эдипова комплекса и других вариаций инцеста. Но придумали всякого...
В пару к внутренним порокам — идет внешнее персонализированное зло. Дьявол. Хотя представляется он другим именем. Некое чрезвычайно долгоживущее существо, которое может заглядывать в сны, видеть будущее, и вообще, манипулировать людьми. Он ведь никуда не спешит, а потому годами входит в доверие к человеку, делая вроде как добро и постепенно превращая его в свою марионетку. Опасаясь, что с ростом могущества цивилизации до него доберутся, дьявол периодически провоцирует в этом мире серьезные магические войны. Он не созидающее, а строго разрушающее, тлетворное начало.
Герой далеко не сразу после перерождения попадается на глаза дьяволу, а потому успевает немного окрепнуть духом, научиться хоть какой-то любви к людям. И если дьявол тут показан не без налета европейских образов, то от христианского отождествления чувственности и греха — не осталось камня на камне.
.
Второй козырь — это мир, в котором вся эта мораль имеет смысл. Труд над собой — вознаграждается.
Как российский попаданец верит в индустриализацию — так исекайный попаданец верит в неограниченное самосовершенствование.
Особенно когда рядом хороший учитель.
Если упорно тренироваться в разбивании головой булыжников — будешь разбивать башкой гранитные блоки метровой толщины.
Если во владении мечом — твой меч станет рассекать шелковые платки и в пяти, и в десяти метрах от тебя.
Если в управлении маной — сможешь летать и по щелчку пальцев замораживать целые реки.
Надо только идти по своему Пути.
Внешней основой мира служит фэнтезийная бродилка самого стандартного геймерского вида: тут и чары по уровням, и ранги у мечников, и многоэтажные подземелья с чудовищами и магическими предметами. «Dungeons & Dragons» и «Lineage II» — во весь рост.
Чтобы не скучно было — авторы добавляют телепортацию, путешествия во времени, «столетие сурка», телепатию и много чего еще.
Местами получается круто и неожиданно.
.
Сюжет как интрига — тут не совсем козырь, но явно продуман с самого начала. Потому часть белых придорожных роялей превращается в ружья. Далеко не все рояли, скажем честно, однако же сказать что герой идет от удачи к везению и наоборот — нельзя.
Глубинами трагедии сюжет тоже не блещет. Мелодрама в ассортименте, хотя без фанатизма. Лайт-новелла, она и есть лайт-новелла.
Зато автор давит почти на все возможные эмоциональные точки и вариации эротического фан-сервиса. Полигамия — вот три жены. Сексуальные мечты об учительнице — первая учительница героя из долгоживущей расы, потому он сможет нам ней жениться. Эльфийка-нимфоманка? Тоже будет.
Но борьба за моральные качества героя никуда не исчезает. Потому увидев в тюрьме у контрабандистов сколько-то закованных в кандалы голых девушек — в первую секунду герой радуется, что какая-то из его фантазий предстала перед глазами, но потом замечает, что вообще-то у некоторых сломаны ноги, и это ведь еще дети. И утрачивает вкус к подобным зрелищам.
Основная интрига движется в трех плоскостях:
— герой превращает свою похоть в любовь, а трусость в осторожность. Учится умеренности — что в мечтах, что в мести. Одновременно создает большую семью. Да, там три жены и все это сделано под модель «боевого гарема», однако, там именно жены, а не наложницы;
— находит союзников по борьбе и медленно отделяет их от противников. Создает сетевую структуру добра;
— собственно, боевые действия против марионеток дьявола.
.
Что до перевода и качества текста. Если вы человек с тонкой стилистической организацией, вас могут покоробить кондовые и стандартные фразы — не читайте это произведение. Переводчики ближе к финалу вполне откровенно пишут, что они пользовались машинным английскими переводом с японского. И явно спешили. Зато в тексте оставлены комментарии. Расшифровываются отсылки к той или иной манге, к каким-то реалиям Японии, к рассуждениям самих переводчиков. Лучший из комментариев дан к реплике «А кто такая Эрис?» (одна из героинь в тексте) — переводчик замечает, что фраза «А кто такая Элис?» звучала бы лучше, и японский автор именно её имел в виду, но переделывать все с самого начала — нет, он не будет :)
Что действительно хорошо в смысле стиля — это экранизация. Первые серии доступны, рисовала их команда с прямыми руками и хорошим чувством юмора. Имхо, аниме имеет все шансы стать куда более известной, чем исходный роман и нарисованная по тексту манга.
.
Но вот финал истории — дьяволу нанесено очень серьезное поражение, и герой, отдохнув малость и устроив дела, ведет трех своих жен в спальню.
Он состоялся во всех смыслах.
После чего монтаж —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но почему?
Замечательный парень, величайший волшебник, который научился и киборгов конструировать, и по воздуху летать, и телепортацию изрядно продвинул — будет смотреть, как стареет вместе с двумя своими женами, а третья остается нимфеткой? Не попытается найти источник вечной молодости — или хотя бы протянуть до двух сотен лет? Вместо этого склеивает ласты, как обычный пенсионер?
И это в мире, где возможна регенерация конечностей, вокруг бегают существа, разменявшие не одну тысячу лет, а долгоживущие расы — в порядке вещей? Где полно магических артефактов, а среди друзей и должников героя — есть весьма специфические умельцы?
Хочется закричать: «Не верю!»
Только перед нами не классический роман. И даже не эпос наподобие «Рамаяны», где герой и бог как бы перетекают один в другого.
Это проповедь. Моралите.
Человек — обращаются к читателю — твоё счастье в том, чтобы завести семью, насладиться любовью, оставить потомство и вовремя покинуть этот мир.
Добивайся возможного на своём Пути, но не помышляй о большем.
Иначе ты проиграешь дьяволу.
И тут меня буквально разрывает :)
С одной стороны этот текст — при всех своих проблемах — не самый плохой образчик романа-воспитания. Отлично передано ощущение того, что надо каждый день становиться лучше. Как после «Имени розы» в Италии стало чуть больше медиевистов, так и среди прочитавших этот роман наверняка найдутся люди, которые стали прилежней учиться, работать, да просто следить за собой и не забывать бриться.
С другой стороны при таком вот проповедническом финале со стандартной моралью — во мне просыпается дремлющий товарищ Богданов и группа русских космистов. А трансгуманисты вообще не засыпали, да. Хочется сломать систему и пожить подольше, находясь в бесконечном развитии. и чтобы другие люди жили...
.
Итого. Некоторые тексты решительно выигрывают, если уничтожить или скрыть большую часть их литературного окружения. Это история — именно такая. Какое-то количество заштампованных приемов тут представлены в относительно оригинальной форме, да еще со здорово придуманным героем.
Но сразу понятно, что подобные романы набивают оскомину очень быстро. Как «Три мушкетера» возвышаются на развлекательными романами той эпохи, так и «Реинкарнация безработного» — над собранием подобных ей текстов.
.
П.С. найдутся читатели, которые скажут, что я сравнил уровень «Реинкарнации безработного» с «Тремя мушкетерами» :) Как можно такое делать! Нет, я сравнил каждый их этих текстов с их жанровым окружением. Литературный уровень двух романов между собой я не сравнивал :)))