Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 марта 2021 г. 20:38

                                                                           Эротизированная проповедь о борьбе с дьяволом

.

Один из базовых романов-ранобэ последних лет — положил начало попаданчеству "через грузовик".

.

Главный козырь истории — предельно ассиметричный герой.

С одной стороны вполне развит рассудок, логическое мышление. С другой стороны так же предельно деградировавшая эмоциональная и нравственная сфера, которая может быть только у закрывшегося от мира и разжиревшего любителя электронных игрушек.

Воплотившись в новом теле — он получает бонусы за счет интеллекта, но эмоционально ему придется расти, проходя все стандартные детско-юношеские кризисы. Уходить от целого ряда излишеств и откровенных извращений — к нормальным переживаниям. Брать под контроль страсти.

Да, первые годы новой жизни протагониста — это воплощение некоторых рассуждений Фрейда. Тут, правда, обошлись без эдипова комплекса и других вариаций инцеста. Но придумали всякого...

В пару к внутренним порокам — идет внешнее персонализированное зло. Дьявол. Хотя представляется он другим именем. Некое чрезвычайно долгоживущее существо, которое может заглядывать в сны, видеть будущее, и вообще, манипулировать людьми. Он ведь никуда не спешит, а потому годами входит в доверие к человеку, делая вроде как добро и постепенно превращая его в свою марионетку. Опасаясь, что с ростом могущества цивилизации до него доберутся, дьявол периодически провоцирует в этом мире серьезные магические войны. Он не созидающее, а строго разрушающее, тлетворное начало.

Герой далеко не сразу после перерождения попадается на глаза дьяволу, а потому успевает немного окрепнуть духом, научиться хоть какой-то любви к людям. И если дьявол тут показан не без налета европейских образов, то от христианского отождествления чувственности и греха — не осталось камня на камне.




Статья написана 6 марта 2021 г. 08:23


Тэги: кино
Статья написана 5 марта 2021 г. 00:57

Иногда смотришь на тексты, созвучные своим критическим статьям, и думаешь — где же тут интрига, напряженность, ну хоть какая-то неожиданность?

Но вот она появляется, автор сумел найти что-то оригинальное в тематике попаданчества, и это хорошо.

Исходное допущение — переселение личности Сталина-1953 в тело Николая II-1900. В последнего российского самодержца кого только не подселяли, однако тут тот самый случай, когда "кадры решают все".

В первую голову — текст этот не столько художественная литература, сколько публицистика. Автор тщательно описывает тогдашние трудности РИ, которые складывались в громадный тормоз на пути её развития — и с громадным удовольствием объясняет пути выхода из тупика. Видно, что его сердце отдано поиску конкретных исторических обстоятельств и каких-то разумных альтернатив. А филигранной работы с персонажами второго плана, серьезной эмоциональной интриги или хотя бы эффектных боевых сцен — тут нет, и быть не может.

Занимается попаданец тем, что умеет: индустриализацией, техническим рывком и, одновременно, снижением политической напряженности в обществе.

Собственно, в этих усилиях автор показывает, как преодолеваются идеологические разногласия между условными "красными" и условными "белыми". Не без элемента социальной фантастики и отдельных белых ниток:) При этом явной, запредельной неадекватности тут не наблюдается. Нет желания соорудить новый пулемет/самолет/крейсер и только с их помощью завоевать весь мир. Напротив, попаданец спокойно меняет у кайзера Царство Польское на несколько десятков заводов. Потому как гоноровый привислинский "чемодан без ручки" ему совершенно не нужен, а единственный шанс быстро создать тяжелую промышленность — это купить её. Потому и Браунинга приглашают из США, и много кого еще, и "дредноут" понемногу проектируется. Но! Грядущая война будет на за мировое господство или там возвращение Аляски, но за своем место в мир-системе. Если получится обойтись без войны — вообще отлично.

Очень хорошо показано, что реформы сверху, достаточно продуманные, осуществляемые в мирное время, предназначенные для рывка страны вперед — все равно штука крайне рискованная.

Действительно интересно следить за двумя сюжетными линиями.

а) Креативные выдумки попаданца.

Синод и другие религиозные учреждения объединены в единую структуру, которую должен возглавлять человек, не принадлежащий ни к одной из церквей. То есть давеча отлучённый Лев Толстой. А в помощь ему определяют юношу, только завязавшего с идеей быть священником, но сохранившего почти фанатичную приверженность благим делам — Ф. Дзержинского.

Регулярно становятся на рога студенты, и университеты превратились в поле откровенного противостояния с властью? Не проблема. Вот, студенты, вам полное самоуправление на территории студгородков — ваши добровольцы оденут полицейскую экипировку и будут обладать полной властью в переделах университетской грады. Разведете малину — значит утратите авторитет. Удержите дисциплину — значит, избавитесь от анархии.

Может встать на рога дворянство? А настоящие ли вы дворяне, интересуется император. И громадное количество знатных фамилий ставится под вопрос. Причем публично, с обещание вскрыть компромат "если что".

Надо что-то делать с селом, которое стало хозяйственным тупиком для миллионов людей? Столыпин, как сторонник разрушения общины — вот он. И в словах его много разумного. Но на пару ему выдвигается организатор сельских кооперативов. Колхозы и "крепкие хозяева на отрубах" — два направления развития, которые еще могут существовать одновременно, для этого ещё есть запас времени и возможностей.

б) попаданец оглядывается на свое прошлое, и понимает, что многих людей можно было не убивать. Невиновных, полезных для страны, просто талантливых. Изрядно ведь таких накопилось. И вполне искренне желает играть куда экономнее в смысле человеческой крови. Потому маховик репрессий не разгоняется. Напротив, даже после попытки путча — г-н Витте не расстреливается, а великие князья не идут в Сибирь, звеня кандалами, и на улицах не появляется эшафотов. Только начинается стройка Беломорканала, которую возглавляет ташкентский ссыльный из семьи Романовых — Николая Константиновича, внука Николая I, возвращают из опалы. Аналогично и часть персонажей белого движения — их находят, приближают. Некоторых большевиков тоже находят — но как с Дзержинским, их применение весьма специфично. Причем про львиное большинство своих соратников по партии самодержец не вспоминает. Почему? Автор показывает, что не самые были полезные люди.

Видно, что с кадрами — все равно проблема.

Наконец, эффектно продемонстрировано, что попаданцу требуется громадная работоспособность. Дел не просто много, а космическое количество, решать надо все. Иначе — покатишься по дорожке в подвал ипатьевского дома.

Итого: повторюсь, это почти не художественная литература. Эта специфическая публицистика и подложка, конспект-базис для будущих романов. Очень напоминает книги А. Колганова — серию "Жернова истории". Чуть меньше — "Маленького Сашу" Д. Орлова. Факты заменяют автору проработку персонажей, а знание сути кризисов (суть кризиса это не даты крахов на бирже) — сюжетные повороты.

Этот одно из ответвления попаданческого жанра — и, рано или поздно, подобные книги станут неким стандартом историчности, или умения подбирать материал не взирая на идеологические клише — для настоящей Литературы.


Статья написана 20 февраля 2021 г. 10:29

Старательная вторичность...

.

сопроводительный текст

.

Европейцы (немцы) захотели снять что-то в духе сериалов "100" или же "Революции" — и скооперировались с Нетфликсом.

В конце 2020-х — тотальное отключение электричества на несколько лет. Разруха. Проходит четыре десятилетия. И вот сейчас в Европе множество общин, племен, организаций, вольных самураев и тоталитарных структур. В наличии несколько молодых людей, которые начинают путь, и супертехнологическая (почти волшебная) штуковина, которую все ищут.

.

Что хорошего/плохого у создателей сериала получилось при таком подходе?

— если вы в лесу живете, своей маленькой общиной, то придут к вам злые люди и пропишут всем люлей. Потому что без гранаты, без багра и пулемета очень сложно жить в системе, где кто сильный тот и прав.

— хорошо, что основные персонажи разделились, и подано три сюжетные линии: юноша, под крылом у трикстера-торговца, девушка, которая попадает в подобие "новоевропейской" армии, и другой юноша, которого прибрали берлинские рабовладельцы-садисты. Дается широкий обзор ситуации.

— видна попытка показать второе дно у части социальных структур и динамику их деградации. Скажем, новоевропейские миротворцы очень быстро превращаются в феодальную армию, и этот переход совпадает с одной из коллизий: есть сын генерала, который поначалу вполне благороден и действует в рамках устава, однако начинает собственную борьбу за власть. При том его отец-генерал, который взрослым человеком застал прошлую эпоху, видит смысл жизни не в политическом господстве, но в восстановлении инфраструктуры, чтобы Германию можно было проехать за час, а потому открыт для компромиссов;

— весьма противоречивыми получились берлинские рабовладельцы-садисты. С одной стороны очень правильно показано, что тотальный грабеж и постройка укрепленной базы помогают решить массу проблем. У "воронов" сохранилось индустриальное производство, и тут самые прямые аналогии с Кипром времен катастрофы Бронзового века: тогда закрепились там пираты, которые напрягли все восточное Средиземноморье. Потому наркотики, бесноватость в политических процессах, культ жестокости и смерти процветают в самом большом городе Европы, где живет восемьдесят тысяч человек. Но как должны титуловать главного берлинского бесноватого? "Фюрером", а не "капитаном". Подобная структура должна была называть себя четвертым Рейхом, как масса варваров стремилась подражать Римской империи. В сериале же фиксируется атрибутика BDSM, подражание викингам и немного якудзе. Я понимаю, что тема политически скользкая, потому гладиаторские поединки вместо "Триумфа воли", но могли бы подумать, поискать тонких решений...

— вообще-то плодотворной идеей выглядит сочетание старых идеологических установок (то есть современных для нас), и тех катастрофических обстоятельств, в которых оказались люди — какие гибриды получается из этого? В конце шестой серии выходили на племя феминисток. После берлинского макабра там можно ждать всякого :)

— отдельная проблема — это трикстер-торговец, у которого то просыпается совесть, то засыпает, равно как и его партнеры-знакомые-враги. Нет, сам он выглядит адекватно (где только бритвы берет?) и образ вполне цельный. Проблема в том, что таких как он — должно быть изрядно. Критические технологии должны осознаваться, а всевозможный технологический мусор — просто опасен. Потому Гейгер, противогаз, кучи справочников и багажник сравнительно простых запчастей, которые сейчас делать не умеют, и они на вес золота. То есть трикстер жил бы в другой среде.

— вообще технологический профиль сериала — "как всегда". Что приходит в голову про Европу, в которой погибла львиная доля населения, зато электричество есть? Вокруг каких источников энергии должны собираться люди? Небольшие ГЭС. Европа забита ими, и потому что её гидроэнергетический потенциал сейчас почти освоен. А плотину не надо строить — надо просто починить машзал. Потому через тридцать лет после глобального отключения электричества (но его последующего включения) мы бы видели в Европе сеть поселков промышленных и сеть аграрных поселений. Самые удачливые — совмещали одно с другим. И основной дискурс (кроме почти волшебных технологий прошлого) — это качество плотины, генератора, земли, трактора и т.п. Это постоянная попытка вычитать в справочниках простое решение. Кстати, я совершенно не уверен, что в ассортименте транспортных средств были бы лошади. В первые, самые страшные годы блэкаута — их бы съели. Восстановить поголовье от практически полного нуля... Так же сложность с патронами. Арбалеты показывают, автоматы-винтовки показывают, даже самодельные стреляла какие-то показывают, но где дымный порох? Где еще сохранившаяся пневматика? Ну, и почти всегдашний аспект: когда нам показывают мастерскую технически продвинутого одиночки — мастера по реквизиту пихают туда всяких непонятных устройств. Мг. А где этот одиночка осуществляет стандартные операции? Токарка, фрезерование, долбежка, обдирка, полировка. Какой набор станков там должен быть??? Риторический вопрос.

— что действительно выступает проблемой — общей для всех киносериалов на подобную тематику — возраст персонажей. Была тотальная катастрофа? Включилась компенсаторная рождаемость? Исчезла контрацепция? Тогда к уверенным двадцати годам люди должны обзаводиться семьей и потомством. Смотрите фильм "Апокалипто", где у героя-индейца уже беременная жена. А в сериале показана община, которая технологии еще и отвергает. То есть свободный режим приключалова для обычных юношей и девушек — это четырнадцать-шестнадцать лет. Как бы взрослые, но еще нет своей семьи. Однако же тут включаются понятные юридические и моральные проблемы с актерами (где-то сбоку вежливо прокашливается японская анимация). Или все организуется как в сериале "Британия", где героине тринадцать и визуальную эротическую тематику с ней аккуратно вынесли за скобки, и правильно сделали.

В этом же сериале скорее возрастные актеры адекватны. К примеру, глава общины, который с началом военных действий приказывает молодым спасаться — ведет себя вполне соответственно человеку, пережившему глобальную катастрофу. Он точно знает, что силового ресурса нет, надо рассчитывать на удачу и на лень той стороны. Или лорд Варвара — пожившая и на всю голову отмороженная тетка. Точно знает правила игры в обществе берлинских садистов и досконально, не за страх а за совесть, им следует.

Молодые в самом начале откровенно выпадают из образов сельских юношей и девушек. Правда, молодой человек, который к берлинским садистам угодил, под конец уже должен выглядеть потрепанным жизнью, и образу вполне соответствует.

.

Итого: вторичный, несколько инфантильный, но старательный сериал, который обошелся без больших батальных сцен, зато выехал на относительно приличных интерьерах. Пример того, как можно давать продукт не самого лучшего, но и не откровенно трешового качества. Оригинальные идеи есть, однако они не делают погоды. Сериал хорош именно своей стандартностью, это почти идеальный пример средне-ремесленной работы в жанре.

7 баллов.


Статья написана 18 февраля 2021 г. 07:45

"Сериал Мой героический муж. Альтернативное название: Супер зять , Ненужный муж , Zhui Xu , Super Son-In-Law.

История повествует о современном бизнесмене, который попадает в прошлое в тело бесполезного зятя торговой семьи. Впоследствии он отправляется в путешествие и принимает участие в государственных делах."

Бисмарк молчит о китайских попаданцах :)))





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх