Специфика конструирования


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Специфика конструирования фантастического мира в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Специфика конструирования фантастического мира в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»

Статья написана 22 марта 2021 г. 17:34

Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2021, том 1, №1(34), с. 29-40.

цитата
В статье анализируются способы и приемы создания фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Сочетание художественного и научного мышления, научной и социальной проблематики делает текст многоплановым, репрезентующим принципиально новый для отечественной литературы середины ХХ в. фантастический мир. В связи с этим нашего исследования объясняется необходимостью осмысления принципов создания фантастического мира в романе И. Ефремова. Цель настоящей статьи — изучить специфику построения фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Цель определила ключевые задачи: проанализировать хронотоп романа; определить принципы конструирования фантастического мира; исследовать его персонажную систему. Установлено, что опорой в создании фантастического мира являются фантастические допущения. Хронотоп в романе определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций. Герои являются типичными представителями утопического мира будущего, свободными от недостатков, духовно и физически совершенными.

Ключевые слова: И. Ефремов, персонаж, научная фантастика, художественный мир, хронотоп.

Введение 29

«Туманность Андромеды» в рецепции литературоведов и критиков 30

Жанровое своеобразие «Туманности Андромеды» 32

Специфика хронотопических отношений романа «Туманность Андромеды» 34

Заключение 39

с. 39:

цитата
Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Во-первых, опорой в создании фантастического мира для И. Ефремова в «Туманности Андромеды» являются фантастические допущения. Большинство из них связано с достижениями человека в области науки, культуры, социальным переустройством и с изменением психологии. Во-вторых, хронотоп определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Эти координаты и являются атрибутом научно-фантастического произведения. Время и пространство оказываются тесно связанными только в условиях космического полета. В построении пространства писатель использует антитезу космоса и Земли, как своего и чужого, на что впервые указала Е.К. Агапитова. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций.

Осьмухина Ольга Юрьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск.

Майорова Дарья Алексеевна — магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск.





226
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 марта 2021 г. 17:36
Весьма примечательная работа прелестной Ольги Юрьевны — моя оценка 7.5 из 10...

Собственно, это продолжение начатого ею для Час Быка — надеюсь, и до сего у меня дойдут руки...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 06:42
Потрясена... Как кстати — у нас на следующем заседании КЛФ как раз Ефремов... Вот это да... Да, я уже говорила, что «Час Быка» — моя настольная книга с 13 лет.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2021 г. 14:19
Внимательно слежу за работами Ольги Юрьевны — блестящего Специалиста, но при том ещё и просто потрясающей Женщины...
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2021 г. 11:46
Да я и не сомневаюсь. Радует, что не все потеряно. И остались еще грамотные, знающие люди!


⇑ Наверх