Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 марта 2021 г. 17:34

Осьмухина О.Ю., Майорова Д.А. Специфика конструирования фантастического мира в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2021, том 1, №1(34), с. 29-40.

цитата
В статье анализируются способы и приемы создания фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Сочетание художественного и научного мышления, научной и социальной проблематики делает текст многоплановым, репрезентующим принципиально новый для отечественной литературы середины ХХ в. фантастический мир. В связи с этим нашего исследования объясняется необходимостью осмысления принципов создания фантастического мира в романе И. Ефремова. Цель настоящей статьи — изучить специфику построения фантастического мира в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды». Цель определила ключевые задачи: проанализировать хронотоп романа; определить принципы конструирования фантастического мира; исследовать его персонажную систему. Установлено, что опорой в создании фантастического мира являются фантастические допущения. Хронотоп в романе определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций. Герои являются типичными представителями утопического мира будущего, свободными от недостатков, духовно и физически совершенными.

Ключевые слова: И. Ефремов, персонаж, научная фантастика, художественный мир, хронотоп.

Введение 29

«Туманность Андромеды» в рецепции литературоведов и критиков 30

Жанровое своеобразие «Туманности Андромеды» 32

Специфика хронотопических отношений романа «Туманность Андромеды» 34

Заключение 39

с. 39:

цитата
Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Во-первых, опорой в создании фантастического мира для И. Ефремова в «Туманности Андромеды» являются фантастические допущения. Большинство из них связано с достижениями человека в области науки, культуры, социальным переустройством и с изменением психологии. Во-вторых, хронотоп определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем на Земле, в космосе и на планете Железной звезды. Эти координаты и являются атрибутом научно-фантастического произведения. Время и пространство оказываются тесно связанными только в условиях космического полета. В построении пространства писатель использует антитезу космоса и Земли, как своего и чужого, на что впервые указала Е.К. Агапитова. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний», аллюзий и реминисценций.

Осьмухина Ольга Юрьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск.

Майорова Дарья Алексеевна — магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск.


Статья написана 16 марта 2021 г. 18:01

Маша Трауб

Или я сейчас умру от счастья

[Проза Маши Трауб]

Дизайн серии и оформление Обложки Александра Кудрявцева.

Иллюстрация на переплёте Ирины Ветровой.

М.: Эксмо, 2020.

320 с. Пер. 84X108/32 7000 экз. 5-04-110075-9

цитата
«Со мной такого точно не случится», «выдумка, так в жизни не бывает» — часто повторяем мы, слушая историю чужой жизни и не понимая, что судьба уже стоит за плечом и посмеивается, готовясь преподнести сюрприз или планируя розыгрыш. Жизнь иногда напоминает мне маленького ребенка — ласкового и нежного, в то же время капризного и невыносимого. Иногда злого и беспощадного, не знающего границ дозволенного. И уже через минуту — дарящего такое счастье, что хочется умереть.

Маша Трауб

Содержание:

Жена Зябкина (повесть), с. 5-53. Моя оценка 6.5 из 10.

Галюсик (повесть), с. 54-106. Моя оценка 6.5 из 10.

Дверь (рассказ), с. 107-133. Моя оценка 6.0 из 10.

Сумма слагаемых (рассказ), с. 134-159. Моя оценка 6.0 из 10.

Или я сейчас умру от счастья (роман), с. 160-317. Моя оценка 7.0 из 10.

цитата
Пять причин прочитать:

1. Маша Трауб не нуждается в представлении. Каждая ее книга — бестселлер.

2. Одна книга — пять историй под одной обложкой. В пять раз больше удовольствия от чтения.

3. Запоминающиеся персонажи, необычные судьбы, трогательные сюжеты — все, как мы любим.

4. У Маши Трауб особый стиль — легкий слог, тонкая ирония, яркие образы.

5. Рассказы Маши — всегда источник хорошего настроения. В них есть место и легкой грусти, и светлой радости.


Статья написана 18 февраля 2021 г. 18:49

А.В. Федоров

Советская кинофантастика в зеркале кинокритики и зрительских мнений

М.: Информация для всех, 2021.

170 с. Электронное издание 15.4 усл. п.л.

PDF

цитата
В монографии дается широкая панорама мнений киноведов, кинокритиков и зрителей о советских фильмах фантастического жанра разных лет.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей, широкой аудитории, интересующейся кинофантастикой.

Ключевые слова: кино, фильм, кинематограф, фантастика, СССР, советское кино.

Введение 3

1. Советская кинофантастика в зеркале мнений кинокритиков и зрителей 4

2. «Тайна двух океанов»: роман и его экранизация 127

3. «Человек-амфибия»: роман и его экранизация 133

4. «Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации 137

5. Советская кинофантастика рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американские экранные трансформации 142

Заключение 149

Фильмография (советские игровые фантастические фильмы: 1919-1991) 151

Коротко об авторе 161

Литература 164

цитата
В данной монографии делается попытка дать широкую панораму советских игровых фантастических кинолент (включая телевизионные) в зеркале мнений кинокритиков, киноведов и зрителей. Отдельные части текста книги были предварительно апробированы на платформах Яндекса, порталов «Кинопресса.ру», «Кинотеатр.ру» и «Пикабу.ру», на Facebook (где автор нередко получал дельные поправки и замечания; в частности, я благодарю за конструктивные замечания Сергея Кудрявцева и Игоря Аркадьева), на порталах «Кинотеатр.ру» и «Кинопресса.ру» и Facebook.

К сожалению, прокатные данные не по всем советским игровым фильмам (а их было свыше семи тысяч) доступны (есть, например, серьезные пробелы в прокатных данных 1920-х — 1930-х годов), поэтому у кинофильмов количество зрителей за первый год демонстрации указано не во всех случаях. Число миллионов зрителей за первый год кинопроката (в среднем на одну серию, если их было несколько) приводится, согласно ряду источников (Беленький, 2019; За успех!, 1967; 1968; Кудрявцев, 1998; Землянухин, Сегида, 1996; Фуриков, 1990; Что смотрят зрители, 1987; 1988; 1989 и др.).

Не удалось собрать данные и по некоторым игровым короткометражным игровым фантастическим фильмам (в частности, далеко не по всем по курсовым и дипломным картинам, снятым во ВГИКе).

В книге не учитывались мультипликационные фантастические фильмы, а научно-популярные фильмы упоминаются только в том случае, если они включают игровые эпизоды.

Не во всех случаях был прост и отбор игровых фильмов. Так, как правило, не учитывались фильмы в жанрах сказки и мистики («Старик Хоттабыч», «Сказка о потерянном времени», «Снежная сказка», «Королевство кривых зеркал», «Волшебный халат», «Выше радуги», «Вий», «Тайна железной двери», «Полет в страну чудовищ», «Господин оформитель», «Отель «Эдем», «Ночлег. Пятница», «Дина», «Семья вурдалаков», «Взбунтуйте город, граф!», «Люми» и др.). В книгу не вошли приключенческие фильмы (например, «Земля Санникова», «Остров погибших кораблей»), драмы, притчи, детективы и комедии (например, «Возвращение с орбиты», «Дни затмения», «Лестница», «Псы», «Лекарство против страха», «Вход в лабиринт», «Серая болезнь», «Тридцать три»), где фантастическая линия была проявлена весьма условно. Не включены в книгу и советские фильмы 1920-х – 1930-х годов, представляющие на экране гипотетический ответ СССР на военную агрессию западных противников («Если завтра война» и др.).

В качестве иллюстраций мнений зрительской аудитории о советских фантастических фильмах в книге использованы фрагменты зрительских отзывов на порталах «Кинотеатр.ру», «Кинопоиск» и др.

В фильмографии советских фантастических фильмов, как правило, указан год выход фильма или сериала на кино/телеэкраны.

Надеюсь, что материал данной книги может заинтересовать преподавателей высшей школы, студентов, аспирантов, исследователей, кинокритиков, киноведов, журналистов, а также широкий круг читателей, интересующихся историей киноискусства, проблемами кинематографа, кинокритики и киносоциологии.

Федоров Александр Викторович (1954) — киновед, член Союза кинематографистов России с 1984 года, доктор педагогических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет.


Статья написана 14 февраля 2021 г. 17:49

Андрей Дмитрук. НЕизвестная История // Техника-молодёжи, 2020, №16, с. 1-56.

ДО НАЧАЛА ИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ...

— ВЗРЫВ НА САНТОРИНЕ ИЛИ УДАР АСТЕРОИДА?, с. 4.

цитата
Римский историк Цензориус писал, что Земля переживает космическую катастрофу каждые 21600 лет...

6.0 из 10

— ИСТОРИЯ НАЧАЛАСЬ В АНТАРКТИДЕ?, с. 6.

цитата
Некоторые авторы полагают, что именно на этом материке, ныне самом холодном в мире, некогда процветала могучая цивилизация, куда более древняя, чем Шумер или Египет.

5.0 из 10

— ПОИСКАХ БЛАЖЕННОЙ ГИПЕРБОРЕИ, с. 8.

цитата
Счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами...

4.0 из 10

— А БЫЛ ЛИ ЗОЛОТОЙ ВЕК?, с. 10.

цитата
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов...

6.0 из 10

— «УРА ЛИНДА БУК»: ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ПОДДЕЛКА?, с. 12.

цитата
Алдланд, которую мореплаватели называют Атлан, исчезла, а рассвирепевшие волны так высоко поднялись над горами, что тех, кто спасся от огня, поглотила морская бездна...

7.0 из 10

ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ МИФОВ И ЛЕТОПИСЕЙ

— ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ХИРОСИМЫ, с. 15.

цитата
Зародышей в женщинах оно убьёт! Ведь величайшее оружие не может быть тщетным!..

6.0 из 10

— ВЛАСТЬ ЗЕМНЫХ СКОРПИОНОВ, с. 17.

цитата
Наличие современной боевой техники в древности подтверждают изображения.

4.0 из 10

— ОТЕЦ ВСЕХ ТАЙН, с. 19.

цитата
Арабы присвоили изваянию имя Абу-эль-Хол, то есть Отец Ужаса...

6.0 из 10

— ЗАГАДКА МИГДАЛ БАБЕЛ. с. 21.

цитата
Там смешал Господь языки всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

6.0 из 10

— ЗНАКОМЬТЕСЬ: АМАЗОНКИ, с. 23.

цитата
Жил ли на самом деле такой необычный народ? Где, когда? А может быть, и сегодня в каком-нибудь глухом уголке Земли правят женщины?

5.0 из 10

ЛИЧНОСТИ ЗАГАДОЧНЫЕ... И СТРАШНЫЕ

— ЧУДЕСА АПОЛЛОНИЯ ТИАНСКОГО, с. 27.

цитата
Его называли соперником Христа. Да и родились они, согласно преданию, в один год...

6.0 из 10

— ЭТОТ ЗНАМЕНИТЫЙ ДРАКУЛА, с. 29.

цитата
На нехорошие мысли наводили суеверных румын страшно выпученные глаза их правителя...

6.0 из 10

— КТО ЖЕ ОН, «ПОТРЯСАЮЩИЙ КОПЬЁМ»?, с. 31.

цитата
Шекспир не был привычен к перу; видимо, он копировал приготовленную для него подпись — или же его рукой кто-то водил.

7.5 из 10

цитата
— ЧЕЛОВЕК В ЖЕЛЕЗНОЙ МАСКЕ: ТРИСТА ЛЕТ ПОИСКОВ, с. 34.

До сих пор остаётся загадкой личность самого знаменитого узника в истории...

6.0 из 10

— КТО ВЫ, ДЖЕК ПОТРОШИТЕЛЬ?, с. 37.

цитата
Убийца был чудовищно жесток и совершенно неуловим...

6.0 из 10

ЖГУЧИЕ ТАЙНЫ СТОЛЕТИЙ

— ВЕЛИКИЙ МОРСКОЙ ЗМЕЙ, с. 41.

цитата
С начала позапрошлого века и до наших дней частота встреч кораблей с этим созданием равняется, в среднем, двум в год!

6.0 из 10

— УЖАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК-МОТЫЛЁК И ЕГО РОДСТВЕННИКИ, с. 44.

цитата
Сначала молодым людям показалось, что у монстра нет головы, поскольку широко расставленные круглые глаза светились прямо в верхней части груди.

3.5 из 10

— ЧУДОВИЩЕ ИЗ ЖЕВОДАНА, с. 47.

цитата
Это был кто угодно, но не волк! По описаниям, хищник имел массивные челюсти с огромными клыками; рыжая шерсть была испещрена чёрными мазками...

5.0 из 10

— ПЕЩЕРА ЛЕДЯНОГО МАМОНТА, с. 49.

цитата
Оказавшись в огромной пещере, геолог осветил её фонариком — и едва не обмер от ужаса. Перед ним были вмороженные в прозрачный ледяной монолит люди...

6.0 из 10

— ПОСЛАНИЯ СКВОЗЬ ВРЕМЯ?, с. 51.

О научно-технических чудесах древности и датах их появления.

6.0 из 10

— ДЕТИ, ВОСПИТАННЫЕ ЖИВОТНЫМИ, с. 53.

От Ромула и Рема до Ивана Мишукова.

6.0 из 10


Статья написана 11 февраля 2021 г. 19:27

Ирина Халип. Мы слышим их голоса, с. 14-15.

Меркель объявила о создании плана солидарных действий для Беларуси. Пока что это наиболее продуманная стратегия помощи протестующим в стране.

3.0 из 10

Константин Богомолов. Похищение Европы 2.0. Манифест, с. 16-17.

цитата
Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы.

цитата
В новом этическом Рейхе человека натаскивают на любовь и лишают свободы ненавидеть.

9.0 из 10

Дмитрий Быков. Смерть поэта, с. 18.

О сегодняшних уроках жизни и судьбы Александра Сергеевича Пушкина.

7.0 из 10

Петр Алешковский. Свободные гении и есть властелины Земли, с. 20.

О книге:

Александр Сенкевич. Венедикт Ерофеев [ЖЗЛ] М.: Молодая гвардия, 2020.

7.0 из 10




Кирилл Мартынов. Против манифестов // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №15 от 12 февраля, с. 4-5.

цитата
Почему современному либерализму не угрожают ни Константин Богомолов, ни Сергей Лавров.

3.0 из 10

Андрей Звягинцев. Страх съест душа // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №15 от 12 февраля, с. 5.

цитата
Уже очень скоро объявит свои права новое поколение; те, кто родились на входе в XXI век и полны сил.

4.0 из 10




Открытое письмо Константину Богомолову // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №16 от 15 февраля, с. 11.

цитата
Текст письма представлен без сокращений:

ОК, бумер.

Более 1000 подписей...

Гляжу список сих подписантов и ржунимагу — см. мой комментарий...

1.0 из 10

Слава Тарощина. Богомолов как Заратустра // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №16 от 15 февраля, с. 12. Статья.

цитата
Гуру театра стремительно превращается в телевизионного гуру.

5.0 из 10

Юрий Рост. В отцепленном вагоне // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №16 от 15 февраля, с. 12. Эссе.

цитата
О меморандуме провидца в штанах.

3.0 из 10

Виктор Ерофеев. Шоу могильщиков Европы // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №16 от 15 февраля, с. 13. Статья.

цитата
Почему быть неискренним конъюнктурщиком лучше, чем искренним манифестантом.

3.0 из 10




Владислав Иноземцев. Заметки оптимиста // Новая газета. Санкт-Петербург, 2021, №17 от 17 февраля, с. 12-13. Статья.

цитата
Время манифестов прошло. Настало время жизни. Я вижу в этом основание для оптимизма и ни для чего больше.

6.0 из 10

(с) Лена М.





  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх