Я Перельман Циолковский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Я. Перельман. Циолковский – литератор // Литературный Ленинград №44, 1935, 26 сентября – с .1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Я. Перельман. Циолковский – литератор // Литературный Ленинград №44, 1935, 26 сентября – с .1

Статья написана 6 апреля 2021 г. 22:33

Умер Константин Эдуардович Циолковский — знамени-

тый деятель науки, гениальный ученый-изобретатель. ° В

предсмертном письме к вождю. народа — товарищу Стали-

ну, завещая свои труды по авиации, ракетоплаванию и

межпланетным сообщениям «партии большевиков и советской

власти—подлинным `руководителям прогресса человеческой

культуры», К. Циолковский подчеркнул, что лишь после

Октября он’ «почувствовал любовь народных ‘масс», и это

дало ему силы до последних дней жизни продолжать не-

устанную творческую фаботу.. Нищету и равнодушие дала

царская Россия калужскому учителю Циолковскому. Дей-

ственную помощь и уважение народа получил Циолковский

в Стране Советов.

Научные заслуги К. Э. Циолковского подробно освеще-

ны в нашей печати, но мало кто знает Циолковского—ли-

.тератора, автора научно-фантастических произведений.

Этому вопросу — и посвящена-статья Я. И. Перельмана.


Чтобы пронизать умственным

взором бескрайние просторы все-

ленной, мысленно вживаться в чуж-

дые, не-земные условия, провидеть

за десятилетия картины техниче-

ского ‘прогресса, нало обладать не

только могучим умом, но и сильно

развитым воображением, близким к

хуложественному.

Циолковский был надеден им в

высшей степени. Фантазия окрыля-

ла полет его научной и техниче-

ской мыели. Он сам ясно отдавал

себе отчет в том, какую роль игра-

ло воображение в его творчестве,

«Сначала,—писал он, — неизбежно

идут мысль и фантазия. За ними

шествует научный расчет. И уже в

конце концов исполнение `енчает

мысль. Исполнению предшествует

мысль, точному расчету—Ффантазия».

Эти слова биографически точны

лля творческого пути Циолковского

го. Развитие его плодотворных

идей началось с художественных

фантазий, вделанных в оправу ма-

тематического расчета. — Первым

произведением, вышедшим из под

его пера, был рассказ, написанный

им в тридцатилетнем возрасте, в

1887 г. и опубликованный в 1892. г.

в приложении к журналу «Вокруг

Света» (в 1932 г., по моей инициа-

тиве, ГИЗ переиздал это произведе-

ние).

«На луне»—научная фантазия ‘в

чисто беллетристической форме,

Гениальная идея ракетного адппа-

рата тогда еще ‘не зародилась в

уме Циолковского. О посещении

иных миров он мог лишь мечтать

в форме сновидения. Рассказ огме-

чен печатью несомненного литера-

турного даревания. Картины лун-

ной природы и сщены пребывания в

ином мире полны жизненности и

волнуют читателя.

В 1895 г. вышло,в с©вет второе

научно-фантастическое — произведе-

ние Циолковского-—Грезы о земле

и небе» (в 1933 г. переиздано

Госмашметиздатом под измененным

заглавием «Тяжесть исчезла», до-

вольно неудачно придуманным).

И на этот раз мечты будущего

основоположника межпланетных пу-

тешествий заключены в строгие

рамки законов природы. Речь идет

о силе тяжести, так хоропю изве-

стной всем и. каждому чуть ди не ©

первого же дня жизни. Но какие не-

ожиданные, никем ‘не подозревае-

мые, ‘поразительные —пфоявления

этой, казалось бы, столь банальной

силы природы усмотрела’ творчес-

кая фантазия Циолковского!

Многие описания поражают своей

пластичностью, хотя говорят о том,

что никем никогда не было пере-

жито. В качестве образчика мане-

ры и стиля привожу отрывок, опи-

сывающий условия пребывания че-

ловека на крошечном астероиде

диаметром 6 километров (такие

планетки реально существуют):

«Вы стойте на поверхности асте-

роида прямо, по-земному, но ма-

лейшее ваше движение вздымает

рас, как пушинку, на воздух. Уси-

лие, нужное для того, чтобы

вспрыгнуть на земной порог в 10

сантиметров, поднимает вас тут нз

четверть километра—немного ниже

башни Эйфеля.

Если вы. наклонитесь и захотите

повалиться на почву, подобно под-

пиаенному дереву, то вы будете

ждать окончания этого удоволь-

ствия несколько минут,—и удаюа от

падения, конечно, никакого не по-

чувствуете. Если вы подожмете но-

ги, чтобы сесть, то ноги валпи бу-

дут висеть в пространстве без опо-

ры секунд десять, в течение кото-

рых вы успеете закурить папиро-

су (жаль, ‘что отсутствие воздуха

этого не позволит). Если лежа вы

попювельнетесь, потянетесь, чихне-

те, то немедленно взлетите кверху

на несхолько метров, точно перыш-

ко, ина которое подул ветерок, под-

нял его, пронес немного и опять

уронил. Лежать и стоять вы може-

те на острых камнях: тела не из-

режете, бока не отлежите».

— Спустя 8 лет после «Грез» Циол-

ковский уже разрешил «точным

расчетом» проблему осуществления

казавшейся несбыточной мечты о

межпланетных перелетах и напеча-

тал в «Научном обозрении» класси-

чесжкую работу об «Исследовании

мировых пространств реактивными

приборами».

Только в 1917 г., перед самой ре-

волюцией, отчаявшись в возможно-

сти успешно работать на поприще

исследователя и изобретателя в.

условиях царской России, Циолков-

ский находит утешение в вообра-

жаемом межпланетном путешествии

на. страницах романа. Так появил-

ея роман «Вне Земли», печата-

вшийся в сжатом извлечении в

журнале «Природа и люди» (под

моей редакцией), а в полном виде

вышедший отдельным изданием в

1920 г. в Калуге. Многие ‘техниче-

ские идеи Циолковского налили се-

бе в этом романе художественно»

выражение.

Представление о характере рома-

на дает следующий неполный пере-

чень глав;

«Замок в Гималаях.— Восторг от-

крытия.—Приготовления к полету

кругом Земли.--Вечная весна.—То-

ска; по те.—Искуественная ‘тя-

жесть.—Ракета превращается в цветущий сад.

— Разговоры © жизни в

эфире.—Сооружение оразжереи.—

Неиссякаемые ‚ жизненные продук-

ты.—Телеграфирование солнечным

светом.—Таинственный стук.—-Часо-

вой в эфире.—События на родной

планете.—На ‘горах. и долинах ЛУ-

ны.—Жизнь в эфирных колониях».

Это произведение Циолковского

является первым по времени науч-

но-фантастическим. ‘романом на те-

МУ о ракетном летании не только.

у нас, но и во всем мире.

Оно предшествовало появлению тома

немецкого писателя Отто Гайля и

советского беллетриста А. Р. Бе-

ляева («Прыжок в ничто»).




Файлы: Page1 — копия.jpg (3871 Кб)


157
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх