Драматургия Севера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pirx» > Драматургия Севера Гансовского
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Драматургия Севера Гансовского

Статья написана 9 мая 2021 г. 22:03

Север Гансовский
Север Гансовский

Предлагаю всем любителям фантастики написанную мной обзорную статью о творчестве Севера Гансовского. Здесь привожу лишь несколько небольших фрагментов.




... Уникальность творческой биографии Севера Гансовского в том, что на протяжении всей своей жизни в литературе (за исключением самых первых пяти лет писательской карьеры) в его творчестве тесно и неразрывно были переплетены фантастика и драматургия. ...




... Сам Гансовский признавался, что пьесы начал писать «от безденежья». Трудно сказать, насколько этот мотив был превалирующим, но пьесы Гансовский продолжал писать фактически всю оставшуюся жизнь. Полагаем, что ещё одним существенным мотивом и стимулом работы в драматургии в течение всей писательской судьбы Севера Гансовского оставалась возможность поэкспериментировать, поотрабатывать новые, неожиданные творческие приёмы, которые пригождались ему в главном направлении литературного творчества, принесшем ему заслуженную славу, — в фантастике. ...




... 1974 год стал для драматурга Гансовского этапным сразу в двух отношениях.

Во-первых, вышел в свет авторский сборник пьес «Люди этого часа», в котором были напечатаны семь из двенадцати известных к этому времени одноактных пьес, причём пьеса «Электрическое вдохновение» (по мотивам одноимённого фантастического рассказа, радиоспектакль 1972 года) была впервые опубликована именно здесь и более не переиздавалась. Автор послесловия к этому сборнику В. Витюк упомянул «не вошедшую в сборник пьесу о революции» — это упоминание стало ещё одним свидетельством тому, что несколько написанных Гансовским пьес так никогда и не были опубликованы.

А во-вторых, в 1974 году состоялся полноценный дебют Севера Гансовского в качестве автора пьесы для профессионального театра — пьесы, что называется, полноформатной, многоактной.

Пьеса называлась «Год в тысячу дней» и уже в следующем, 1975-м, году была поставлена в театре. ...




... В 1981 году после значительного — десятилетнего! — перерыва выходит очередной, уже пятый по счёту, авторский сборник фантастики Севера Гансовского «Человек, который сделал Балтийское море». Снова в издательстве «Молодая гвардия» и снова в серии «Библиотека советской фантастики» И сборник этот с полным на то основанием можно назвать многострадальным.

Ни одна из книг Гансовского не подвергалась столь мощному редакторскому (если не сказать цензурному) воздействию, как эта. Все вошедшие в сборник произведения уже были опубликованы ранее, но их редакция в данной книге претерпела изменения, и подчас существенные, по сравнению с первопубликациями. ...




... Повести, составившие финальный сборник Севера Гансовского, в общем-то не похожи друг на друга ни по структуре, ни по манере повествования, ни по сюжету, ни по фигурам главных героев. Но есть чётко звучащая тема, которая их сближает. Это тема «прогрессорства» — осознанного вмешательства более высокоразвитых сил и цивилизаций в исторический процесс находящихся на более низких стадиях развития общественных систем. И тема эта раскрывается писателем в отчётливо негативном ключе: по чёткому убеждению автора каждое общество, каждая социальная страта должны сами совершить свои ошибки и сами научиться тому лучшему, что заложено в природе человека, что составляет саму суть существования и развития человеческой цивилизации. ...




... Драматургия жизни и творческого пути Севера Гансовского оказалась такова, что, реализовавшись как писатель-фантаст — более того, как один из ведущих советских писателей-фантастов, он тем не менее так и не написал ни одного романа, оставшись автором малой и средней формы; а отдав много лет и творческих сил театру (и радио-, и теле-, и профессиональному, и любительскому), он не стал столь же известен и популярен как драматург, сколь был известен и популярен как писатель-фантаст, и так и не написал свою лучшую пьесу…

Но и достижения на этом поприще несомненны: спектакли по военной пьесе «Год в тысячу дней» несколько лет с успехом шли на театральной сцене, а телевизионный моноспектакль «Голос» и радиоспектакль «Дорога в Озёрск» прочно вошли в золотой фонд советского телерадиотеатра. ...




С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке: https://fantlab.ru/article1284





704
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 мая 2021 г. 22:34
Спасибо! Весьма хороший и годный очерк жизни и творчества писателя. И достаточно подробный, что немаловажно. :beer:


Ссылка на сообщение9 мая 2021 г. 23:55
Очень интересно, спасибо!


Ссылка на сообщение10 мая 2021 г. 12:54
Спасибо! Очень рад иметь его произведения в своей библиотеке.


Ссылка на сообщение10 мая 2021 г. 17:16
Статья очень понравилась. Как я понял Илона Гансовская и Илона Гонсовская одно лицо дочери Севера Фелексовича? И мне интересно, Север Гансовский и Валентин Пикуль, связанный вторым браком с Вероникой Чугуновай, в девичестве Гансовская, никак не общались? Как никак родственники, да ещё и коллеги) Или что то пошло не так и между ним пробежала кошка на суде над другом Гансовского Кириллом Успенским, где оба и Север и Валентин выступали свидетелями? Уж очень много порицаний от многих лиц получил В. Пикуль после данного суда...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2021 г. 17:40

цитата fon-kriger

Как я понял Илона Гансовская и Илона Гонсовская одно лицо дочери Севера Фелексовича?

Да, в какой-то момент она изменила написание своей фамилии — привела, так сказать, к изначальному польскому варианту.

цитата fon-kriger

И мне интересно, Север Гансовский и Валентин Пикуль, связанный вторым браком с Вероникой Чугуновай, в девичестве Гансовская, никак не общались?

Кроме всё тех же мемуаров Косцинского, других источников на сей предмет не могу предложить. Цитировать здесь не буду, но ссылку дам: посмотри поиском по странице на фамилию Пикуль, ну а выводы сам сделай.
В общем, в ленинградский период жизни Гансовского они общались, и регулярно. Но переехав в Москву, Север Феликсович круг общения радикально поменял. Впрочем, в статье я об этом написал...


Ссылка на сообщение10 мая 2021 г. 18:43
Досталось Северу Гансовскому и от Валентина Рича в его «Я-Энциклопедии», где в главе «Север Гансовский» Рич, в частности, пишет «Мы никогда не обсуждали с ним денежные вопросы, но он не скрывал от меня, что его материальное благополучие основывалось не на гонорарах за редкие в ту пору публикации научной фантастики и еще более редкие, единичные, постановки его пьес в провинциальных театрах, а на участии в закрытых литературных конкурсах. В открытой печати об этих конкурсах не сообщалось. И я понимал, что это хитрая форма оплаты особых услуг».

Доказательств сказанному Ричем никаких нет, лишь его голосоловные утвержденния, почти десять лет назад мы обсуждали это у меня в ЖЖ:
https://lartis.livejournal.com/836762...


Ссылка на сообщение5 июня 2021 г. 00:46


⇑ Наверх