СМЕРТЬ ТРОЛЛЯ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > СМЕРТЬ ТРОЛЛЯ (Nowa Fantastyka 10/148 2002). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

СМЕРТЬ ТРОЛЛЯ (Nowa Fantastyka 10/148 2002). Часть 5

Статья написана 12 июля 2021 г. 22:33

Даже не знаю... Судя по реакции на предыдущий пост, мало кто понимает, что это еще за зверушка такая — этот самый Фанки Коваль. Кто такие эти самые Мацей Паровский, Яцек Родек и, само собой, некий БОГУСЛАВ ПОЛЬХ. Да, конечно, мне понятно, что следить за моими постами, которые выбрасывались на сайт на протяжении семи лет регулярно (а последние несколько лет и вовсе каждый третий день) — довольно сложно. То, что за это время на экранах промелькнуло около 30-40 000 «картинок», не такая уж большая моя заслуга. Проблема в том, что вы, дорогие мои посетители блога, так и не поняли — здесь была предоставлена широкая панорама того, что читали и чем увлекались ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ПОЛЬСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ НФ (!). И я говорю даже не о том, что из рассказов-повестей-романов печаталось в журнале (хотя и об этом, конечно, тоже), а о том, что в нем обозревалось. Эти посты (рецензионные), кстати, имели самый низкий «посетительский ретинг». Пытался я рассказать и о тех писателях, которых заметил журнал, но в большинстве своем в упор не видел (да и до сих пор не видит) сайт ФАНТЛАБ. Их количество исчисляется уже даже, наверное, не десятками — сотнями. Однако база эта, я вижу, никому и нафик не нужна. Культуртрегерство — это здорово, но я, похоже, его, э-э-э, говорю это, отогнув пальчик, «накушался», поэтому... Даже не знаю...

       Хотя, полагаю, сейчас самое время все же (пусть даже неведомо зачем) попытаться рассказать (лебединая песТня?) о замечательном польском художнике, благодаря которому Фанки Коваль завоевал расположение (если не горячую любовь) польских (и не только польских) читателей журнала “Fantastyka” (это поначалу – потом-то космический детектив шагнул с журнальных страниц в самую гущу жизни поляков, а сейчас превратился и вовсе в легендарную фигуру).


БОГУСЛАВ ПОЛЬХ

Богуслав Польх/Bogusław Polch (5 октября 1941–2 января 2020) – польский художник, один из самых известных польских «комиксистов», автор рекламных рисунков, иллюстратор.

Родился под Брестом (польск. Brześc nad Bugiem, бел. Брэст). Дитя войны – как он позже о себе говорил. Родители познакомились в октябре 1939 года, сразу после налета фашистской авиации на Варшаву. Мать художника возвращалась из костела, когда увидела шедшего по обочине дороги окровавленного солдата. Она забрала его к себе домой, спустя два года и появился на свет БОГУСЛАВ ПОЛХ (позже он чуточку изменил себе фамилию в расчете на западного издателя – Połch на Polch).

Будущий художник интересовался рисованием с детства. Основы и технику рисунка изучал в Варшавском государственном художественном лицее (Państwowy Liceum Sztuk Plastycznych), где сидел за столом рядом с другим будущим замечательным художником-комиксистом ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ/Grzegorz Rosiński. Дружеские отношения сохранились у них и во взрослой жизни.

Дебютировал в 1958 году в возрасте 17 лет в харцерской газете “Korespondent Wszędobylski” комиксами «Wyprawa via kosmos/Путешествие в космос» и «Słoneczny rejs Przygody/Солнечный рейс «Приключения»".

Важнейшим, однако, шагом в его карьере рисовальщика-комиксиста была публикация в 1970 году комикса «”Złoty” Mauritius/”Золотой” Мауриций» — 17-й тетрадки в необычайно популярной в Польше серии брошюрных альбомов «Kapitan Żbik/Капитан Жбик». Эта пропагандировавшая милицейскую службу приключенческо-детективная серия издавалась в Польше в 1968 – 1982 годах в издательстве «Sport i Turystyka» и создавалась разными рисовальщиками — как малоизвестными (ЯН РОСТОЦКИЙ/Jan Rocki, ЗБИГНЕВ СОБАЛЯ/Zbigniew Sobala, АНДЖЕЙ КАМИНЬСКИЙ/Andrzej Kamiński и др.), так и «звездами» польского комикса – ЕЖИ ВРУБЛЕВСКИМ/Jerzy Wróblewski (который пополнил серию аж 27 тетрадками) и ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ/Grzegorz Rosiński. Вот этот последний и привлек к участию в серии БОГУСЛАВА, хотя тот поначалу сопротивлялся («Да что-ты, старый. Я же уже лет десять карандаш в руках не держал…»). ПОЛЬХ издал в серии «Kapitan Żbik» семь томов:

17. “«Złoty» Mauritius/«Золотой» Мауриций” (1970);

23. “Nocna wizyta/Ночной визит” (1972);

24. “Wąż z rubinowym oczkiem/Змея с рубиновым глазком” (1972);

25. “Pogoń za lwem/Погоня за львом” (1972);

26. “Salto śmierci/Смертельное сальто” (1972);

31. “Na zakręcie/На повороте” (1973)

и 32. “Niewygodny świadek/Нежелательный свидетель” (1973).

Гораздо позже — в 2013 году — был издан еще один том работы ПОЛЬХА в порядке попытки воскрешения серии – “Tajemnica «Plaży w Pourville»/Тайна «Пляжа в Порвилле»”, признанный критикой и читателями явно неудачным.

Чтобы понять, о чем шла речь в альбомах серии и как серия издавалась, познакомимся ближе с 17-м томом. Автор сценария – Владислав Крупка/Władysław Krupka, рисунков – БОГУСЛАВ ПОЛЬХ/Bogusław Polch. Шайка преступников, выдав себя за киносъемочную группу, совершает нападение на транспорт, перевозивший из Вроцлава в Варшаву экспонат международной филателистической выставки – марку “Золотой” Мауриций. Уходя с места преступления, главарь шайки оглушает и оставляет у дороги сообщника, сочтя его убитым (однако это не так). Преследованием преступников занимается капитан Жбик (“żbik”, кстати, в переводе с польского – “лесной кот”). От раненного бандита он узнает о рыбацкой хижине на острове Мокле. Именно туда стремится попасть главарь шайки по кличке Черный, но попадает в милицейскую засаду и оказывается схваченным. В рыбацкую хижину под видом посланца от Черного отправляется с маркой в кармане капитан Жбик. Обнаружив в хижине иностранного сообщника Черного, он, после ожесточенной схватки, вяжет его по рукам и ногам.

В первом издании в 1970 году в издательстве “Sport i Turystyka” альбом был напечатан тиражом 100 тысяч экземпляров. На задней внешней стороне обложки напечатана «Хроника действий Гражданской милиции в 1944-1945 годах. Новосондецкое воеводство». К альбому прилагалась закладка, на одной стороне которого был напечатан портрет капитана Жбика, а на второй – фотография 12 милиционеров, награжденных медалью “Za ofiarność i odwagę/За готовность к самопожертвованию и отвагу”.

Второе издание состоялось в том же издательстве в 1980 году тиражом 200 тысяч экземпляров. Третье издание – в наследовавшем “SiT” издательстве “Muza SA” в 2002 году. Четвертое издание – в том же издательстве “Muza SA” в 2008 году в качестве приложения к газете “Super Express”. И, наконец, пятое издание – в издательстве “Ongrys” в 2016 году.

Надо сказать, что манера подачи ПОЛЬХОМ материала была весьма оригинальной – там, где другие художники (даже такие хорошие, как ВРУБЛЕВСКИЙ и РОСИНЬСКИЙ) просто иллюстрировали сценарный текст, ПОЛЬХ развивал события в стиле западного кинобоевика. Да и его капитан Жбик – с длинными бакенбардами, свитерком-гольф под пиджаком, расклешенными брюками — напоминал скорее стилягу-бикиняжа, чем образцового офицера милиции. Так что не удивительно, что руководство издательства (которым руководил тогда Альфред Гурный/Alfred Górny – запомним эту фамилию) вскоре предпочло отказаться от сотрудничества с художником. «Мой Жбик был более выразительным. Не юнцом. Некоторая хищность в движениях, частая смена выражения лица, нахмуренный лоб. При проектировании одежды я использовал журналы мод. Я тщательно одевал Жбика, менял ему пиджаки, рубашки или галстуки. В Жбике нашли даже намеки на гомосексуальность – розовая рубашка и длинные баки служили, по мнению руководства издательства, тому доказательствами. А он был попросту элегантным молодым мужчиной», — вспоминал ПОЛЬХ в беседе с Бартошем Курцем. И подтверждал: он, ПОЛЬХ, был бунтовщиком, весьма неохотно поддававшимся натиску издателей. А к работе относился очень серьезно. В те времена в Польше комикс считали развлечением низшей категории, предназначенным прежде всего детям – ПОЛЬХ же доказывал, что это инструмент, с помощью которого можно создавать очень сложные медийные послания.

В 2017 году на прилавках польских книжных магазинов появилась книга “Kapitan Żbik. Portret pamięciowy/Капитан Жбик. Словесный портрет”, которую написали и составили Матеуш Шляхтич/Mateusz Szlachticz и Макс Суский/Max Suski. Это богато иллюстрированный альбом, в котором собраны визуальные отчеты о важнейших из расследований героя, описание и анализ явления, которым стала в ПНР эта серия. «Работа над книгой длилась 4 года, — сообщил на премьерном показе альбома Макс Саский, — но я 10 лет ездил по Польше и странам Восточной Европы, чтобы лично проверить, существуют ли указанные в комиксах места действий на самом деле. И я нашел каждое из них”. Книга хорошо продавалась и вскоре была переиздана в расширенном варианте.

(Продолжение следует)





146
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх