348 Вокруг Уленшпигеля Гёте


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 348. Вокруг Уленшпигеля: Гёте "Эгмонт" (худ. В.Волович)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

348. Вокруг Уленшпигеля: Гёте «Эгмонт» (худ. В.Волович)

Статья написана 28 июля 2021 г. 13:57

Эгмонт. Хуже, чем изменник.

Граф Эгмонт — историческая фигура. Уленшпигель в романе обозвал его изменником. А он просто был умеренным и законопослушным. Герцог Альба взял его в заложники и обезглавил. То есть изменником-то его испанцы посчитали. Метания Эгмонта между интересами малой родины (Нидерланды) и верностью законному правителю (испанская корона) и составили его драму. Ну и считается, что после казни Эгмонта точка невозврата была пройдена — жестокая война с метрополией стала неизбежной, Нидерланды стали свободными.

Гёте написал пьесу «Эгмонт» ещё в XVIII веке. В XX веке её проиллюстрировал уральский художник Волович. Издание у меня вот такое:

Немасштабированное фото потрёпанной невзрачной суперобложки ничего не скажет. Это издание — монстр советских времён. Книга огромная — высота 40 сантиметров, бытовых книжных полок под такие размеры никогда не предусматривалось. Книга кажется ещё выше из-за того, что она узкая.

Толстенная бумага, печать только на одной стороне листа. Иллюстрации — раскладные. В разложенном виде ширина — 60 см.

Книга вышла в Средне-Уральском книжном издательстве (Свердловск) в 1982 году. Отпечатана была в Московской Экспериментальной типографии ВНИИ полиграфии. Тираж — 1 тысяча экземпляров, мизерный для тех времён. А цена — государственная — 35 рублей. Неслыханно! Обдумывались советскими экономистами способы изъятия лишних денег у населения при сохранении цены 18 копеек за буханку серого хлеба.

А купил я этого монстра лет восемь назад на букинистическом развале за 100 рублей. Не оправдались надежды советских книголюбов на инвестиционные вложения.

В хорошем качестве сканы иллюстраций Воловича выложены на сайте художника (см.). Но все диптихи там разрезаны на изолированные части.

Художник В.Волович (1982)

Трагедию Гёте я в юности не успел прочитать. Так что будет рассказ по картинкам. Это для Воловича более чем уместно. Тот случай, когда для русской культуры иллюстрации важнее текста. Да и Волович такой художник, который мыслил масштабно — к пьесе Гёте он не привязан, у него образы Революции и Реформации, которыми вполне можно и «Легенду об Уленшпигеле» проиллюстрировать.

1) Северное Средневековье.

Рыцари и католическое духовенство. Уходящие персонажи. Идея диптиха у Воловича такая: на одной (левой в данном случае) половине — мелкие фигурки, массовка, а на другой половине — крупная фигура, масштабная личность. Здесь масштабные личности — это закованный в латы рыцарь и лис-епископ. Лис-епископ, видимо, является отсылкой к поэме Гёте «Рейнеке-лис». Тогда и рыцарь на предыдущем диптихе — это волк Изенгрим, «тот, который с железным забралом». Волк, как известно, страдает от лисы в любом фольклоре.

2) Погром собора.

Сцена, неразрывно связанная с нидерландской революцией. Была эта сцена и в «Уленшпигеле», только не рисовали её советские иллюстраторы. А Волович нарисовал.

3) Правители

Слева — народ фламандский что-то горячо обсуждает и идёт на плаху, а справа — величественная испанская знать (может, и фламандского происхождения). А кто именно — не так важно (может, правительница Нидерландов — Маргарита и король Испании Филипп — так вижу).

4) Любовь и смерть

Наверное, на первом диптихе граф Эгмонт с возлюбленной, а на втором диптихе — епископ уже в человеческом обличии — и насылает он что-то вроде «коня бледного», всадника смерти.

5) Тревога

Торчат на кольях головы мучеников, железная испанская пехота твёрдо стоит на земле Фландрии (ниже уровня моря).

6) Конец и начало

Богиня славы поникла над крестами. Кто-то зловещий появляется. Но трагедия у Гёте заканчивается перед казнью — Эгмонт не умирает на сцене.

А вот бунт уже не погасить. И на последнем диптихе — масштабная фигура уже слева — простой фламанцец поднялся (петля на заднем плане как нимб). Уленшпигель это, ясное дело.

А массовка уже справа — наверное, Волович, в духе марксистской исторической концепции, думал изобразить так выход на сцену народных масс. Получилось, наверное, иное прочтение: толпа спешит выбраться из-под падающих католических крестов, а куда — не видно.





201
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 16:34
Классная книга! Никогда не слышал о таком издании. Цена, конечно, «внушает», треть-четверть зарплаты тех лет.
Одна из двух по дороговизне (ППС) советских книг с непомерно высокой официальной магазинной госценой.
Другая — «Божественная комедия. Ад» 1940 года. Там госцена 75 рублей. Та же четверть зарплаты.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 16:53

цитата AndrewBV

«Божественная комедия. Ад» 1940 года. Там госцена 75 рублей.

Не слышал об этой книге. Действительно, дорого.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 17:13
https://fantlab.ru/edition83534

Вот это издание. Там мелованная бумага, энциклопедический формат, очень качественный ледерин на обложке, имитирующий кожу, форзацы из бумаги верже, причем, вшитые, а не накладные, как и было ранее принято, чтобы избежать раскола в месте сгиба.
Печать иллюстраций очень качественная, но отсутствует одна, главная иллюстрация — самого Люцифера в трех лицах, пожирающего предателей. Видимо, это было сделано, что бы выдержать «антирелигиозный» дух издательской эпохи. Плюс к этому обширнейшие комментарии. В общем, почти эталонный образец иллюстрированного и, одновременно, научного издания.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 17:34
На Озоне кто-то за 500-600 рублей купил: https://www.ozon.ru/produ...
 


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 17:40
На Озоне этой книги с 2007 года не было.
Она, в принципе, сейчас не очень дорогая, в этом году на одном аукционе экземпляр в отличном состоянии был продан за 3200 руб.
Я сам в 2009 году, в обычном букинисте московском такую же купил за 2000, но состояние у моей книги чуть похуже, «на четверку»
 


Ссылка на сообщение29 июля 2021 г. 18:17
Ясно


⇑ Наверх