Первая половина фильма — куда лучше постера.
Завязка обещает серьезные дела.
На провинциальном аэродроме команда спецназа готовится встречать угнанный самолет. Причем диспетчера дают указания человеку в кабине — какие педали жать, чтобы не разбить лайнер на полосе. К остановившемуся самолету вовсе не бегут спасатели, а лишь снайперы берут на прицел фигуру в кабине.
Из грузового люка — крышка оторвана, свисают всякие провода и тряпки — спускается мальчик с медвежонком.
И во всех трейлера рассказывалось, что мама этого мальчика — больна вампиризмом, и пытается себя контролировать. При том, что самолет — угнан.
«Спойлеров больше не будет» (ложь).
Большая удача фильма — это нарастание конфликта в замкнутом помещении, причем не просто с пистолетами и бомбами, а с изменением статуса человека. Заложница становится вампиршей, да не в одиночестве, а начинается кровавая карусель, в процессе которой мать, теряющая человеческий рассудок, пытается спасти ребенка. Мотивация матери-вампирши тут сродни тому инфицированному замбачеством отцу, который превратил себя в ходячую переноску своего младенца. Живой труп может идти вперед, но не может укусить ребенка. Мать тут сделала что-то похожее. При том что пытается вылечиться от вампиризма, не повторять старых ошибок, и ребенок, уже относительно взрослый, пытается помогать ей.
Авторы объединили ужастик, фильм про террористов-угонщиков и предельно кровавый вампирский экшен — этот сплав держит в напряжении. У персонажей регулярно меняются роли хищника-жертвы, пляшет мотивация и шансы на вживание. То и дело они находят нетривиальные решения, думают о будущем. В этом смысле террорист с явными садистскими наклонностями, который, будучи блокированной вампиршей, делает себе угол с её кровью — и тем освобождает себя от прямой угрозы — не самый частый поворот. Хотя бы потому, что за пять минут до того надо было додуматься набрать в шприц кровь у обездвиженной вампирши, а только потому пытаться её убить.
И вообще — создатели заботливо сконструировали ситуацию, в которой у всех персонажей есть в запасе сколько-то крапленых карт, и герои сохраняют присутствие духа. Оборотной стороной монеты становится недосказанность. Настоящие цели террористов, лица их вдохновителя и того, кто им выдал воздушного маршала — зрителям не покажут.
За это я ставлю фильму жирный плюс и честно рекомендую смотреть его всем любителям жанра. Тем более, что актеры тут составили неплохой ансамбль — что мать с сыном, что террористы, что заложники.
А дальше начнётся ругань.
Я — не специалист по противодействию террористам и освобождению заложников из самолетов. Но даже я догадываюсь, что за несколько часов, когда лайнер стоял на взлетной полосе (драматически шел день и наступала ночь, когда вампиры...) уже подвели бы всяческие прослушки. А может быть даже и камеры. Действие происходит в наши дни, значит беспилотники и всевозможные приблуды — должны быть в ассортименте.
То есть седобородый полковник, который руководил операцией, не посылал бы бойцов в неизвестность.
У него должен быть на руках противоречивый набор данных (движение в холодных салонах), набор странностей и загадок. Он мог неправильно определить угрозы и принять какие-то ошибочные меры предосторожности. Но вся логика его рассуждений принесена в жертву эффектной сцене: когда полковник видит вампиров, кусающих спецназовцев и физиономия у него перекашивается от удивления.
Специалисты по антитеррору совершенно забыли про медвежонка, что был в руках мальчика. А если бы в нем была спрятана записка, которую запуганный малыш должен передать сообщникам террористов? Эти специалисты допустили преступную халатность.
Наконец, финальное действо, когда мать (её тело) и ребенок (повзрослевший духом) — видятся в последний раз. Концентрация мыла — запредельна.
Самое обидное — все можно исправить, даже не сильно перекраивая сюжет. Грэму Мактавишу надо перестать быть свадебным генералом, а сказать на полдюжины реплик больше. Осмысленных. Время принятия решений для спецназа должно сокращаться. Мальчик должен взрывать самолёт не через несколько часов «нагнетания саспенса», а практически сразу. То есть кризис он он должен пережить не в скорой — с дурацким побегом из машины — а еще внутри лайнера. Может быть, вспоминая те наставления матери, когда она, уже частично утратив человеческий облик, говорила ему: «Если что — беги».
Тогда финал выглядит так: мальчик с пультом в медвежонке спускается из самолета, его подбирают, одновременно ставят лестницы и просачиваются внутрь. Бывший заложник из кабины несет всякую ахинею, но поскольку он не угрожать взорвать самолёт и держит руки на стекле, внимания не обращают.
Полковник получает первые данные, что внутри какие-то проблемы.
Мальчишку садят в автомобиль, но стоит только отъехать на полсотни метров — взрыв.
Юному актеру пришлось бы сыграть эти ощущения: мама мертва, и теперь он её просто хоронит в пламени.
Итого: средне-крепкий представитель что триллера, что вампирской драмы, со сценаристами и продюсерами которого не провели воспитательной работы...