Форсаж 9 эссе о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «osipdark» > "Форсаж 9": эссе о несостоявшемся киберпанке
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Форсаж 9»: эссе о несостоявшемся киберпанке

Статья написана 13 сентября 17:32

Форсажная матрица,

или как глупый блокбастер почти стал умным кино

*...или вновь пофантазируем и герменевтически посмотрим туда, куда не надо смотреть...*

Ну вот как можно что-то сложное найти в такой серии, как "Форсаж"? Казалось бы, ничего. Но, поверьте, у меня получилось.

По чистой случайности, доходящей до контингентности, я оказался на сеансе, казалось бы, уже которой части самого глупого, легкого, наполненного самыми нереалистичными даже с точки зрения самой сумасбродной фэнтези законами физики, забитого вагоном с десятком маленьких тележек штампов и т. д., и т. п. И ничего, кроме взрывов с красивыми картинками и смеха от всяких сценарно-сюжетных глупостей я не ожидал получить. А таки получил! Притом, как я заметил по рецензиям, замеченное мной осталось незамеченным для других. Лишь в нескольких комментариях про самоиронию создателей фильма и почти что пробивание четвертой стены я углядел что-то похожее.

Итак, что же такого чудного и даже умного я заметил в "Форсаж 9"? А то, что это несостоявшийся киберпанк. Самый настоящий. И жаль, что создатели не смогли накопить ту критическую массу смелости и воли, чтобы перейти границу глупого и отправиться в умное.

Каким образом? Несколько раз за весь фильм персонажем Тайриза Гибсона, пусть и в комичной, абсурдной форме, но делаются крайне важные замечания. Примерно три раза на протяжении всей картины он отмечает, что с ним и его друзьями происходят невозможные вещи. Физически невозможные. Перестрелки, в которой герои не получают ни одной пули, обвалы камней и зданий в нескольких миллиметрах от кончика волос все тех же героев, "неожиданное" спасение за одну секунду до, в конце концов, черт побери, автомобиль с людьми, запущенный в космос... Это же глупость, выкидыш из мыльных около-реалистических сай-фаев. Но когда герой Тайриза первый раз выдвигает мысль о том, что "мы особенные" и "форсажники" совершают невозможное, его пускают на смех персонажи-умники. Но он делает так же и в дальнейшем — замечает абсурдность происходящего, невозможность и глупость оного, выполняя, как кажется, свою комедийную функцию второстепенного персонажа. Но а что, если нет? Честно, как было бы круто, если бы решительность находилась на стороне создателей "Форсажа". Это ж насколько было бы метамодернистски, выбраться из масскульта на идее компьютерной симуляции? Или того, что герои фильма вообще живут в кино. Главное смертоносное оружие в фильме, проект "Арес", который может контролировать любое компьютерное устройство, как будто намекал, что вот, это симуляция. Что он ключ к внутренним настройкам виртуальности реальности "Форсажа", благодаря которой герои получают свою чудесную удачу и искусственные баги в окружающей действительности, временно ломающей законы физики. Но нет... не случилось.

А каков был бы рывок? Впервые в истории кино создатели изначально глупой серийно-тамповой продукции делают финт ушами индустрийно-культовых масштабов и говорят — а это все симуляция. И персонажи это раскрыли. И вскоре они отправятся по вирусным сетевым кодам в самый центр своего виртуального мира, чтобы пробиться к реальному, к своим создателям, или еще глубже вторгнуться в фундамент своей вселенной. Или перед нами бы предстал сюжет "Людей в красном", где второстепенные герои вроде Тайриза стараются покинуть симуляцию или остановить весь тот бред, который вносится в нее желаниями массового зрителя. Или бы все основные персонажи пробудились во вселенной по типу "Трона" или "Матрицы", взглянув из капсулы/искусственной матки на мир мрачного будущего вне искусственных видений вау-взрывов и автогонок... Или... или...

Но это, скорее всего, был очередной эпизод глупого, но коммерчески успешного кино общества тотального потребления, где везде простирается один сплоной отупляющий постмодерн, который включает в себя все отголоски даже слегка умного и сминает их в коммерческом жерле визуального капитала. Все как всегда. Но, блин, если бы я увидел свою галлюцинацию на экране, я бы поверил, что мир может стать лучше. Взаправду.





1047
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 сентября 18:46 цитировать
Спасибо!
Но это ведь не оригинальный ход. Прямо сейчас успешно прокатывается «Главный герой» с такой же идеей в центре сюжета. При этом фильм как был тупорылым коммерческим боевиком-комедией, так им и остался. Выше уровнем, но все же, нежно любимый мной с юности «Последний киногерой» со Шварцнеггером.
КМК как раз хорошо, что создателям не изменяет «естественное чувство ранга» и легкий флер самоиронии, достаточная крупица соли, чтоб варево не было сильно пресным.
Бурлеск, карнавал, деконструкция, абсурд — должны быть изначальным структурным элементом, а не термоядерной вишенкой ,которая разнесет весь торт к чертям собачьим.
По моему скромному мнению.;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 13:09 цитировать
И как всегда спасибо за внимание и отзыв! Безусловно, ход к виртуализации не нов. И «Главный герой» тому подтверждение. Как в книжной, так и в киношно-сериальной научной фантастике такого накопилось уже много, что сделало сам этот ход неким пусть и умным, но штампом. НО! Но я говорю про то, что представьте. Франшиза из индустрии чистого, неразумного развлечения, которая вдруг, спустя десятилетие говорит, что вся та глупость, которая была показана ранее — это один большой стеб над зрителем. На мой взгляд это просто мегаперформанс и гипер-деконструкция )
 


Ссылка на сообщение14 сентября 13:43 цитировать
Скорее не соглашусь! Гипердеконструкция, например, это последняя трилогия Звездных войн. И ,человек, который с 11 лет является фанатом этого дела, посчитал себя глубоко оскорбленным (при том, что я равнодушен к РВ и всему такому).
Нам с вами пофиг на Форсаж, а люди некоторые таким жанром увлекаются. Зачем обижать ни в чем не повинных зрителей. Занялся лубком, так и делай его на высшей ступени своего мастерства, а не плюй людям в душу. И так навалом любителей туда поплевать!
Я вот опасаюсь ,как бы новая Матрица не стала подобной деконструкцией, вот будет неприятный сюрприз8-)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 16:00 цитировать
А на счет Матрицы... это уже правильный вопрос (с) )))
 


Ссылка на сообщение14 сентября 16:03 цитировать
:beer:


Ссылка на сообщение14 сентября 12:32 цитировать
А где рецензия то? Мне порой кажется, что те люди, которые критикуют «Форсаж» за отсутствие реализма, не понимают, что фильм относится к жанру «Развлекательное кино».
Вспомните Плохих парней, Неудержимые. Много ли реализма там? Но мы то смотрим эти фильмы по другой причине. Красивая картинка, перестрелки, взрывы, погони.
Да вспомните хотя бы стеб Великого Чака Норриса над самим собой во второй части Неудержимых. Многие тогда писали, что самоирония — это мол отдельная похвала фильму.
Может на Форсаж стоит взглянуть с этой же точки зрения?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 16:03 цитировать
По вашему, развлекательному кино априори нужно прощать все? И чем тогда плохое развлекательное кино отличается от хорошего?
Плохие парни 2 как раз плохи, как и третьи Неудержимые
Главная проблема Форсажа 9 не в привычном трэше, а в запредельной серьёзности происходящего, особенно в арке Дизеля
Где вы там видите самоиронию?
 


Ссылка на сообщение14 сентября 17:29 цитировать
Я не говорю прощать. Но относится надо соответственно. Форсаж со своей задачей справляется. Надо просто отключить мозг и наслаждаться картинкой и трюками. А не орать как потерпевший, что трюки нереальны. Вы в детстве вместо смеха считали количество смертельных травм у грабителей из «Один дома»?
 


Ссылка на сообщение14 сентября 17:34 цитировать
Нет, потому что Один дома в целом отличный фильм, и на мелкие условности внимания не обращаешь. А если фильм посредственен или плох, наслаждаться там нечем.
Хорошее развлекательное кино, знаете ли, снять не проще драмы или артхауса.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 17:56 цитировать
А это уже вкусовщина. Если лично Вам фильм не понравился, то это не значит, что он плохой. Кассовые сборы тоже не с потолка берутся. Просто люди идя на сеанс, не ждут документальной достоверности от происходящего на экране.
И чисто для себя. Могу я поинтересоваться, какой из развлекательных фильмов, Вы считаете хорошим? За последние лет 5 например.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 18:20 цитировать
Первая Чудо-женщина, третьи мстители война бесконечности, довод (хотя тут более спорно)
бегущий по лезвию 2049, прибытие, первая часть фантастических тварей, джентльмены Гая Ричи. Всё, наверное
Скорее на сериалы ориентируюсь
И выбор больше, и разнообразие, и сценарий в среднем похож на сценарий, пускай и с известной повесточкой
 


Ссылка на сообщение14 сентября 18:31 цитировать
Тут дело не в том, спорен какой то фильм или нет. Даже у Зелёного слоника найдётся поклонник, который скажет, что фильм вы просто не поняли.
Тут обычная вкусовщина. Мне нравятся фильмы подобного плана. Форсаж, 6 underground, Неудержимые, Плохие парни.
Это точно как с книгами. Иногда после чего то философского и заумного, хочется прочитать что нибудь лёгкое и ненавязчивое.
Вам Форсажне нравится. Меня он устраивает. Спорить не о чем.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 08:09 цитировать

цитата eos

запредельной серьёзности происходящего, особенно в арке Дизеля

Вы видели как Дизель губки бантиком делал а ля злюка на брата? От просмотра сложилось впечатление комедии с элементами фантастики. Серьёзностью там и не пахнет, уже с 4-5 серии.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 09:05 цитировать
Да бросьте, все темы насчет семьи подаются на максимально серьёзных щах. Что в 4 части, что в 8, с неожиданным приплодом. Нет там самоиронии, к сожалению




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх