ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ— II
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ— II

Статья написана 2 декабря 2021 г. 10:45

.

«ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ: «ЛАВКРАФТ И ЗАГАДОЧНОСТИ БОГА» (2017).

Материал Инновационного интернет-форума Международных Религий «Patheos».

.

Aвтор: Ч.Р. Уайли (C.R.Wiley) — американский писатель, автор нескольких книг, а также множества статей по религии, философии и теологии, известный евангелие-христианский проповедник, профессор Колледжа Нью-Сент-Эндрюс (штат Вашингтон), постоянный член правления Американской Академии Философии и Литературы, ведущий известного Теологического подкаста и один из создателей учебного религиозно-философского «Логос-Центра» в США.

_____________________________________

                                                                                                          * * *

Наименование «странная фантастика» ассоциируется прежде всего с Лавкрафтом. Некоторые считают его воплощением жанра. Но при ближайшем рассмотрении, это покажется вам несколько необычным. Завтра я отправляюсь на «NecronomiCon» – конгресс в честь Говарда Филлипса Лавкрафта, проходящий каждое лето в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Я с нетерпением жду этого события, поскольку освещаю данный съезд в СМИ для «Scenes Media». И, хотя, мы с Говардом Филлипсом по многим вопросам расходимся во мнении, я нахожу его фигуру симпатичной и понимающей, и наслаждаюсь многими его рассказами (ранее я уже написал о нём две статьи).

Для своей эстетики он придумал термин: «Космизм» (или «Космицизм»). Хотя Лавкрафт умер так, как и положено настоящему голодному художнику (по сути, умер от голода во имя своего искусства), он преуспел посмертно. Лавкрафт оказал огромное влияние на некоторых довольно значительных писателей, включая Нила Геймана, Стивена Кинга и Чайну Мьевиля (что впечатляет!). Воинствующий атеизм Говарда Филлипса хорошо известен, он даже присущ его эстетике. Поэтому вам может показаться немного странным, что я могу рекомендовать людям прочесть Лавкрафта (хотя вы знаете, что я не только верующий теист, но и убежденный консерватор). Но, все же я это делаю, и вот почему: Лавкрафт может помочь вам развить вкус к загадкам Бога.

Современное сегодняшнее христианство настолько слащаво и приторно, что определенно надоедает. В прошлое воскресенье, во время моей проповеди я читал своему собранию знаменитое стихотворение «Агнец» (1), известного английского поэта, художника и мыслителя Уильяма Блейка (1757 — 1827), а после, прочёл им стихотворение того же Блейка — «Тигр» (2). Комбинация произвела желаемый эффект. Иногда я вслух задавался вопросом, не отталкивает ли некоторых людей неспособность современного христианства жить с «Тигром». Люди жаждут честного изложения суровой Правды. Более того, думаю, многие люди знают, что этот огромный Космос, в котором мы живем, не мог быть создан только для нас. Люди ищут Других, чтобы мысленно заселить ими негостеприимные космические пространства. И вот это как раз то, что дает им Лавкрафт, для понимания чуждых и сверхъестественных событий: странных существ. Его фантастическая художественная литература призвана показать читателю, что Реальность — это не только Вы или Я.

Это так же можно увидеть и в Библейских писаниях, в тех редко проповедуемых отрывках из посланий Иезекииля и Иова, или даже в Псалмах. В этих евангельских отрывках мы видим всевозможные мистические и сверхъестественные вещи. И самое необычное Существо из всех описываемых — это БОГ. Он абсолютно и полностью Другой, и чрезвычайно жуткий. Это Бог Вселенского Вихря, обитающий в густой Тьме, настолько радиоактивный, что вы упадете замертво лишь только приблизившись к нему. Он настолько сокрушителен и ошеломляющ, словно Ниагарский водопад, только ещё величественнее и сильнее — бесконечно сильнее... Когда я рассказываю об этом почитателям Лавкрафтианского Культа, его приверженцы в поисках ответов мысленно заметно отступают ближе к «Агнцу» (ягнёнку) Блейка. Они даже чуть крепче начинают обнимать своих плюшевых кукол Ктулху, купленных на распродаже по случаю съезда. Это слишком необычно для их понимания и мировоззрения. Я думаю, они хотят, чтобы их собственная загадочность была бесценной. Но даже это, если взглянуть по-внимательней, выглядит довольно необычно.

Это подводит меня ещё к одной важной причине, по которой я рекомендую вам прочесть Лавкрафта. Говард Филлипс может помочь нам воссоздать божественное учение о Провидении. Слово «Providence» означает «провидение, предвидение, или божий промысел». Причина в том, что слово «Weird» (Странный) на самом деле имеет прямую связь с Провидением (Насколько это «провиденциально»? — «предопределено, предвидено, фатально»). Если не верите, вот определение слова «Weird», взятое мной из этимологического онлайн-словаря:

«Weird» — «странный» (прилагательное, означает «имеющий власть управлять судьбой», соотносится с «Wierd» — «странно», в форме наречия). Происходит от старо-английского слова «Wyrd» — «судьба, шанс, удача»; буквально означающее — «то, что приходит», от прото-германского «Wurthiz» (источник восходит к старо-саксонскому «Wurd», старо-верхне-немецкому «Wurt» — что значит «судьба», старо-норвежскому «Urðr» — или «судьба, одна из трёх Норн», пра-индоевропейскому «Wert» — означающему «поворачивать, вращать» (от немецкого «Werden», старо-английского «Weorðan» — «стать, становиться», происходящему от корня «Wer» — «поворачивать, сгибать»).

Смысл словосочетания «сверхъестественный» развился из средне-английского использования, для обозначения Трёх Судеб или Трёх Норн (в германской мифологии), трёх загадочных сестёр — трёх богинь, которые по древнему преданию управляли человеческой судьбой. Внешне они изображались таинственными и пугающими, как в шекспировской пьесе «Леди Макбет» (особенно в театральных постановках 18 — 19 века), что привело к появлению прилагательного, означающего «странно выглядящий, жуткий» (1815 г.) или «странный, отличающийся беспокойством» (1820 г.), связанного со словами «странно, странность».

В историях Лавкрафта не только мы на расстоянии ощущаем это беспокойное чувство Странного. Его герои чувствуют эту Странность в непосредственной близости. Они попадают в щупальца равнодушного Ктулху. И это их меняет. Я не могу не заметить здесь тень истинного ужаса, грандиозную тайну — «Mysterium Tremendum»: быть подчинённым Богу, которого вы не можете постичь и контролировать. Тот, кто ведет вас по мрачным изгибам и дезориентирующим поворотам. Это — Провидение. Провидение, которое мы так же видим у библейских персонажей — Ионы, Иова и Иосифа. Говард Филлипс Лавкрафт, как мне всегда казалось — это Кальвинизм (3) -- без Утешения, и Уильям Купер (4) -- без Надежды. Для людей, ищущих что-то по-настоящему ужасающее, но в самом лучшем виде, который только можно себе представить, творчество Лавкрафта может послужить расширителем сознания, открывающим таинственные Врата.

                                                                                                        *~*~*

______________________________________

Примечания:

1. Стихотворение Уильяма Блейка «Агнец» из поэтического цикла «Песни Невинности» (1789) по своей популярности может поспорить с его же стихотворением «Тигр» из цикла «Песни Познания» (1794). Диалогичность «Агнца» и «Тигра», и их сопоставление, сразу же бросается в глаза читателю. Главный вопрос: "Кто тебя сотворил?". Однако, сами твари — Агнец (ягнёнок) и Тигр (хищник) — настолько разные, что это заставляет автора в недоумении воскликнуть в «Тигре», неужели: «Тот, кто сделал Агнца, сделал и тебя?». Но, если в стихотворении «Тигр» Уильям Блейк сам не предлагает ответа на этот вопрос, то в «Агнце», напротив, ответ вполне очевиден. Стихотворение «Агнец», построенное как диалог, в котором маленький ребенок говорит и за себя, и за ягненка, поражает четкостью и выразительностью композиции, и показывает, как мысль ребенка движется от восприятия земной действительности к пониманию Бога, подчеркивая тесную связь земного и божественного. Ответ на вопрос: «Кто тебя сотворил?» дан здесь впрямую и не вызывает сомнений: Агнец создан Богом, как и невинное дитя, при этом и тот, и другой, есть образы Бога на Земле. «Агнец» — одно из самых известных стихотворений Уильяма Блейка.

2. Стихотворение «Тигр» из поэтического цикла «Песни Познания» (1794) по праву считается одним из самых выдающихся произведений английской литературы. Как и «Агнец», парное ему стихотворение «Тигр» начинается с вопроса: «Кто твой Создатель?». Однако, если в более раннем стихотворении «Агнец» ответ был однозначен, то «Тигр» состоит из цепочки вопросов, остающихся без прямого ответа. В поэтическом цикле «Песни Невинности» тигры, львы и прочие «дикие звери» представляют собой Силу, враждебную Агнцу (то есть Богу), и следовательно, негативную. Теперь Уильям Блейк не только оспаривает это утверждение, но подспудно отвергает свое прежнее «однобокое» миропонимание: зловещая красота Тигра — столь же необходимая часть миропорядка, как и кротость Агнца, и одно невозможно без другого. Кто создал Тигра, Бог или Дьявол, какой огонь горит в его очах, Небесный или Преисподней — вот основной вопрос стихотворения «Тигр». Ходом своей мысли Блейк подталкивает читателя к ответу: Тигра создал не кто иной, как Дьявол, который, следовательно, является Творцом наравне с Богом. Однако Тигр, созданный Адом, не есть Зло в его обычном понимании, но заключенная в плоть, внушающая ужас и восхищение — яростная и прекрасная Энергия, которая, согласно концепции движет любое развитие на Земле.

3. Кальвинизм — одно из реформаторских направлений Протестантизма. Основатель кальвинизма, французский юрист и теолог — Жан Кальвин (1509 — 1564). Кальвинистское богословие, распространенное на родине Говарда Лавкрафта в Новой Англии, характеризуется склонностью к рационализму и нередким недоверием к мистике. Центральная доктрина Кальвинизма — суверенитет Бога во всём. Кальвинисты отрицают необходимость помощи духовенства в спасении людей, не поддерживают монашество, ликвидировали церковную обрядность (во время их богослужений не звучит духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях часто отсутствуют настенные изображения), а так же приняли Доктрину Предопределения — о пред-установленности жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения, исходящих исключительно от Божьей Воли.

4. Уильям Купер (1731 — 1800) — поэт, классик английской литературы, своими произведениями создал образ угрюмого и меланхоличного автора.

/© Wiki/

                                                                                                         • • •

.

Internet publication «Lovecraft and the Weirdness of God».

Author: © 2017 C.R. Wiley.

Copyright © 2008-2020 PATHEOS, (US).

Перевод: © 2021 ZaverLast.

_______________________________________________





95
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх