Вселенная как феномен


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Вселенная как феномен (краткий путеводитель по избранным Интернет-ресурсам)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вселенная как феномен (краткий путеводитель по избранным Интернет-ресурсам)

Статья написана 10 января 2022 г. 16:50

«Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели», — так говорил Константин Циолковский, подразумевая, что рано или поздно наши далёкие потомки возьмутся за благородное и необходимое дело освоения Космоса. Если Разум пройдет испытание на гуманизм и жизнеспособность, не самоуничножившись в пучине междоусобных разрушающих войн, ему будет тесно на крохотной пылинке родной планеты. И тут без знаний о Вселенной никак не обойтись.

Разные подходы
Разные подходы

Но прежде чем приступить к штурму неба надобно разобраться с некоторыми философскими вопросами. Познаваема ли Вселенная? Игорь Гуревич убеждён, что Вселенная эффективно познаваема, а «молчание Вселенной может быть объяснено использованием сверхцивилизацией технологий космической мимикрии для обеспечения своей безопасности».

Проблема бесконечности
Проблема бесконечности

Еще один важный теоретический момент – вопрос о конечности или бесконечности всего сущего. Диалектический материализм доказывает, что Вселенная в целом не расширяется, чего нельзя сказать о видимой части Вселенной. По сути вопрос стоит так – если было начало во времени, будет и конец, а тут уже недалеко и до идеи о Творце. Тоже самое и с пространством – что есть Метагалактика, которая очевидно ограничена, хоть и огромна в своих размерах, – всё сущее, или доступная на данном этапе для наблюдения часть Вселенной?

Монография Лорена Грэхэма
Монография Лорена Грэхэма

Философские вопросы космологии очень остро стояли во времена СССР. Если ранние советские космологи настаивали на мнении о бесконечности Вселенной, то уже в 1960-х – 1970-х ситуация изменилась. Лорен Грэхэм, автор монографии о философии естествознания в СССР, отмечает, что «советские космологи в середине 80-х годов продемонстрировали удивительную способность согласовывать космологические модели с системой диалектического материализма». Необходимо это было прежде всего для соединения теории Большого взрыва с диалектическими принципами. В это же время космология начинает отходить от философии и концентрируется на данных наблюдений, расчетов и экспериментов.

"Скоро" перестанут рождаться звёзды
"Скоро" перестанут рождаться звёзды
...И останутся лишь чёрные дыры
...И останутся лишь чёрные дыры

Природа Большого Взрыва (маленького пузырька в вечно кипящем котле Вселенной) далека от ясного понимания. Ещё более загадочен будущий закат Метагалактики. Если уже сейчас она выдыхается, перестаёт продуцировать новые звёзды и «всего через несколько миллиардов лет можно будет увидеть рождение последней звезды», то что же будет в очень отдалённой перспективе? Ничего хорошего. Четыре основных сценария конца времен не оставляют места для оптимизма касательно судьбы знакомого нам мира. Однако это не значит, что Разум должен разделить агонию умирающего континуума. Есть сдержанные основания для того, чтобы сохранить себя и перезапустить Процесс в новом метагалактическом пузырьке.

От нейрона к галактикам
От нейрона к галактикам

Если уж зашла речь о предположениях, то почему бы не задуматься об аналогиях? Наверное, многие слышали о том, что крупномасштабная структура Вселенной очень напоминает сеть нейронов в головном мозге. Если представить, что Вселенная – чей-то мозг, то и наш мозг может быть для кого-то вселенной. Еще более впечатляющим выглядит предположение о том, что как мозг, так и Вселенная могут быть голограммой какой-то неведомой объективной реальности.

Живая Вселенная?..
Живая Вселенная?..

Ну и наконец, кажущийся полным безумием вопрос – а не является ли Вселенная живой? Множественные аналогии из микро- и макромира заставляют задуматься о такой возможности. Американский астрофизик Итан Зигель высказался по этому поводу. И ответ его неоднозначен: «пока более крупный по масштабу разум не направит нам очевидный «разумный» сигнал, у нас будет оставаться только выбор графа Монте-Кристо: ждать и надеяться».

Коммунистическая цивилизация
Коммунистическая цивилизация

Контакт... Тема поиска братьев по Разуму издавна тревожила умы учёных и фантастов. И каждый видел встречу с иномирянами по-разному, так как допускалось изначальное разнообразие разумных цивилизаций. Марксизму в этом отношении проще. Вспомните Ивана Ефремова – глобальный выход в космос и образование гуманной цивилизации у него связан с революционными изменениями в обществе. Для марксиста развитая цивилизация не может быть, условно говоря, «злой». «Вполне возможно, что мы «не доросли», «не дозрели» ещё до контактов с высокоразвитыми цивилизациями именно в силу того, что не вышли пока из своей «предыстории» и не поднялись на ту наивысшую общественную ступень, которая необходима для превращения человечества из ограниченной земной силы в силу космическую. Хуже того, мы можем на неё и не подняться — слишком велика вероятность нашего самоуничтожения в итоге буржуазного загнивання». «Можно предположить, что многие из возникающих во Вселенной цивилизаций и гибнут в той самой критической точке, когда становится жизненно необходимым переход от «предыстории» к действительной истории, от агонизирующего буржуазного общества к обществу коммунистическому».

Указанные ресурсы – лишь крохотная часть массива интересной научно-популярной (с разным соотношением научности и «популярности») информации о космосе.





1208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:05
Рисунок «Коммунистическая цивилизация» на самом деле называется «Пролог и перспективы», нарисовал его Роберт МакКолл, штатный художник НАСА из США, это его полотно для одного из аттракционов Уолта Диснея, нарисовано в 1982 году, и показывает масштабы человеческой истории на Земле.
https://fantlab.ru/edition106486
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:23
А я и не утверждал обратного. Просто взял для иллюстрации рисунок, который мне показался уместным.


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:25
Статья хорошая, хотя, как и всегда, сай-фай дает большее разнообразие представлений о природе вселенной и космическом мироустройстве...
Но отмечу один минус. Слишком уж много внимания уделяется марксистским трактовкам космоса и инопланетной жизни (которая по природе самой парадигмы марксизма же вне его ведения). И оттого возникают дурные обобщения. Советский диамат и «марксизм» — лишь один из множества вариантов марксизмОВ. И трактовки инопланетной жизни — которые в марксизмах редки — не всегда сводятся к идеалам Циалковского и Дымова (и оба они имеют весьма специфическое отношение к оному, хоть последний и публикается на сайте журнала «Пропаганда»). Да и вообще вспоминая не так давно почившего Мареева, «влезание марксизма» в космологию и вообще в естественные науки началось с не шибко верного перевода и трактовки «Диалектики природы» Энгельса. Это больше не о природе, а о диалектике естествознании. Ну и совсем в конце. По втоптанному в грязь как раз советским диаматом и «марксизмом» Эвальду Ильенкову, марксизм да и философия вообще — это прежде всего гносеология, т.к. мышлением как таковым и познанием как познанием только и может заниматься философская наука сейчас, когда все остальные сферы мира, природы и общества уже изучаются частными науками (собственно, МиЭ Ленина то же не о «влезании» марксизма в естественные науки, а о предотвращении обратного пролазанмя уже естественников в соцгум сферу, что сейчас — бичь современности). И, что удивительно, именно пониманиефилософии как гносеологии привело к самому удивительному на мой взгляд выводу о будущем вселенной. В «Космологии духа» Ильенкова. Спойлер: вывод практически тот же самый, что и у Азимова в «Сами боги».
Но в любом случае ждемс больше исчтоников и продолжения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:39
osipdark, всё так, всё верно. Однако в своё оправдание скажу, что я не задумывал чего-то фундаментального с множеством источников и продолжением. Открою секрет — все указанные ресурсы были сохранены мною несколько лет тому назад для написания статьи о «Космологии духа» и иже с ней. Эссе было написано, но его структура вышла иной, чем задумывалось первоначально. Чтобы добро не пропадало, да и рубрика немного ожила решил сделать из всего этого небольшой обзор с поверхностным касанием проблем, которые разбираются на том или ином ресурсе.
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 18:04
Спасибо за подробное разъяснение. А эссе вы это по итогу опубликовали?
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 18:07
Да. Тут, правда, устаревшая информация о «сетевой публикации», но заявка на обновление (публикация в журнале) уже внесена.
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 18:44
Клаасно! Спасибо.
Кстати, еще одна на мой взгляд любопытная статья о космологии
http://os.x-pdf.ru/20f...
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 18:47
Спасибо, ознакомимся на досуге8-)


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:33
А по-моему, хорошая , информативная статья.
Вспомнилось, как ещё моё поколение 70-х мечтало о светлом будущем.
И были духовные наставники: Ефремов, ранние Стругацкие, и ещё в большей степени, Бердник.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 17:47
Спасибо! Хотя обзор скорее для затравки и самостоятельного поиска:-).
Почему-то был уверен, что такие темы тут обязательно найдут у кого-то отклик8-)


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 19:27

цитата 240580

Вспомните Ивана Ефремова – глобальный выход в космос
Нет. У Ефремова полеты на небольших кораблях, призыв забросить космостанции. Только планеты, только земля под ногами.

цитата 240580

многие слышали о том, что крупномасштабная структура Вселенной очень напоминает сеть нейронов в головном мозге.
Неплохо задействовано Ваджрой.

цитата 240580

Философские вопросы космологии очень остро стояли во времена СССР.
Хм, хм, хм, хм. Не сочтите за придирку, но... http://vphil.ru/index.php?option=com_...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 19:55

цитата ааа иии

Не сочтите за придирку

Не сочту, но похоже;-)
Я всего лишь имел в виду, что в ефремовском видении мира космически развитой цивилизацией могла быть лишь коммунистическая. Вот что пишут исследователи творчества Ефремова:

цитата

Из космизма Ефремова естественным образом происходит его коммунизм: овладение огромными энергиями для проникновения в глубины мироздания предъявляют к человечеству требование высокой социальной организации и соответствующего уровня этики, преодоления разобщённости по национальному, религиозному или классовому признаку, иными словами – требует создания бесклассового общества. Планетарные цивилизации, не отвечающие такому требованию, приходят к самоуничтожению и исчезают с исторической сцены.

По поводу философии естествознания. Вопрос не в частоте упоминания в «Вопросах философии». Речь о дискуссиях, которые развернулись на фоне официального диамата с открытием новых данных о Вселенной. Тут надо копать более специальную, космологическую и связанную с ней литературу. В указанной мною монографии упоминаются персоналии — Зельдович, Копнин, Новиков итп. Достаточно пройтись по их трудам или хотя бы краткой характеристике Грэхэма. Можно открыть для себя много интересного:-)
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 20:38

цитата 240580

имел в виду, что в ефремовском видении мира космически развитой цивилизацией могла быть лишь коммунистическая
ОК, вопрос был лишь к «глобальности»

цитата 240580

Вот что пишут исследователи творчества Ефремова
Тонковато выводить коммунистические убеждения лауреата Сталинской из космизма, да и легкость, с которой Ефремов признавал гибель доросших до Кольца, резко выделяет его из фантастов советской закваски.

цитата 240580

Тут надо копать более специальную, космологическую и связанную с ней литературу.
Т.е., философствование не философов? А, было такое, было конечно, даже гипотеза, что внутри Солнца идет превращение материи во время... Если не ошибаюсь.
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 20:49
ааа иии, ну Константинов есть на фантлабе, можете с ним обсудить его статью.
Не философы?.. Ну как, не совсем. Были конечно, физики, которые пытались освоить философию естествознания (некий теоретический инструмент к науке, подход, а не просто досужее «философствование»), это да. Тот же Зельдович, например. Новиков, если мне память не изменяет, под финал советской эпохи вообще отказался от философских ритуалов и писал почти исключительно о космологии, чтобы не ступать на зыбкую почву. Но были и такие как Мелюхин и Копнин. Любопытна фигура Кедрова. Их трудно назвать нефилософами.
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 22:08

цитата 240580

можете с ним обсудить его статью.
Спасибо за совет

цитата 240580

Но были и такие как Мелюхин и Копнин. Любопытна фигура Кедрова. Их трудно назвать нефилософами.
не берусь вынести суждение, насколько космологичны и дискуссионны труды с названиями типа «Ленинское понимание материи и его значение для развития диалектико-материалистического мировоззрения. Тут надо знать конкретно содержание и кто их читал.
Фигура Кедрова действительно жутковата
 


Ссылка на сообщение10 января 2022 г. 22:37
Ну, издержки времени, что поделаешь:-) Книжка Мелюхина имеет прямое отношение к теме обзора. О категории бесконечности применительно к Вселенной писал и Копнин. Кедров, возможно и неоднозначен, однако помню его книжку «О повторяемости в процессе развития». В своё время очень помогла мне в одной практической ситуации. Хорошо иллюстрирует применение диалектики к естественным наукам.


⇑ Наверх