Символика фильма Матрица


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Символика фильма "Матрица: Революция"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Символика фильма «Матрица: Революция»

Статья написана 31 марта 2010 г. 02:45

Ну вот наконец и подобрался я к завершающей части Трилогии о Матрице, к фильму «Матрица: Революция». Сразу оговорюсь, что супершедевром его не считаю и признаю, что он является самым слабым фильмом из всей тройки. По факту получилось просто достойное завершение истории, а ожидалось, что будет «ух» и «ах«! Особенно к этому располагал пафосный заголовок: «Matrix: Revolutions». Т.е. по факту была обещана не одна революция, а сразу несколько. Две как минимум.

Ложкка дёгтя

Лично мне не понравилось большое количество самоповторов и сцен, без которых можно было бы в принципе обойтись. Мы ещё по первым двум частям поняли, что Вера и Любовь — это здорово, зачем нужно было эту мысль ещё раз иллюстрировать? А беготня по потолку на подступах к логову Меровингена — она вообще к чему? Если для того, чтобы продемонстрировать крутость его миньонов, то не впечатляет. Братья-альбиносы из «Перезагрузки» как-то посолиднее смотрелись. Но наибольшей критике, помнится, в своё время подверглась сцена атаки роботов на Сион. Присоединяюсь к общему хору. На кой было наваливаться на людей толпой летучих каракатиц, вооружённых исключительно колюще-режущими предметами и изображать драматическую битву, когда можно было ограничиться парой бомб или хотя бы огнестрельное хоть что-нибудь в щупальца им вложить? Имеется претензии к логике происходящего и в некоторых других сценах. В общем, местами довольно слабо.

Ещё одним неприятным сюрпризом оказалось... практически полное отсутствие сюрпризов! Внимательный зритель ещё после второй части мог предугадать, что Трилогия закончится примирением сторон, а не взятием Берлина. Произошедшее в финале  могло удивить разве что только тех, кто не понял смысла произошедшего в «Перезагрузке». Была надежда, что в «Революции» нам опять отсыплют парочку неожиданных сюжетных кульбитов, но их не было.

Тем не менее, режиссёры всё же остались верны себе и не забыли напичкать фильм кучей деталей не всегда заметных во время первого просмотра, но тем не менее имеющих большое значение. Ключевые диалоги всё так же неглупы и содержательны. Да и намеченная в «Перезагрузке» смена стержневой парадигмы вполне себе недурственно доведена до логического завершения. Что сделало мир Матрицы более значимым культурным феноменом, чем если бы вся история ограничилась первым фильмом. Так что все претензии из разряда «братья Вачовски наплевали на сюжет и философию, переключились исключительно на спецэффекты и превратили всё в банальный боевик» отклоняются. Всё там нормально с философией. Просто сценарий несколько сыроват, недоработан и затянут.

Любопытно, что для понимания сюжета «Революции» важны исключительно лишь те сцены, которые происходят в Матрице. А оборона Сиона и всё, что с ней связано, как будто бы специально сняты лишь для того для того, чтобы дать зрительскому мозгу передышку. Сам сюжет в принципе достаточно прост, он даже не особо пострадал от рук переводчиков-надмозгов. А вот символика и смысл некоторых сцен и диалогов всё же нуждаются в пояснении, что я сейчас и постараюсь сделать.

Встреча с дружелюбными программами

В «Матрице: Перезагрузке» мы оставляем Нео балансирующим между жизнью и смертью после того как он каким-то колдунством остановил пять машин в реальном мире. Лежащим без чувств, со всех сторон обвешанным проводами, мы встречаем его и в «Революции». В скором времени выясняется, что кома Нео не совсем обычна — его сознание каким-то чудом переместилось в Матрицу. Оно оказывается в странном месте, которое выглядит как станция метро. На стене выложена надпись Mobil Ave. Здесь Нео встречает семью программ — Рамакандру, Камалу и их дочь Сати. Где же очутился Нео? Рамакандра, отец семейства, относится к новоприбывшему с дружелюбием и охотно вводит его в курс дела:

цитата

Камала: Что вы тут делаете? Вам не место здесь?

Рамакандра: Камала! Не сердитесь, простите её. Прямота — признак искренности.

Нео: Ничего. Я не могу вам ответить. Мне даже неизвестно, где мы сейчас.

Рамакандра: Нигде. Между вашим миром и нашим.

Последняя реплика произносится, когда камера вновь фокусируется на надписи. Это прямая подсказка. В прямом смысле Нео находится в своеобразном буфере обмена между Матрицей и миром людей. В переносном — в чистилище, ибо Mobil Ave — ничто иное как зашифрованная анаграмма слова Limbo, одного из названий католического чистилища. Здесь пребывают души умерших добрых христианин, отягощённых бременем  «простительных» грехов и имеющих впоследствии шанс попасть на небеса. Ещё одно значение слова — промежуточное или переходное место/состояние, состояние неопределенности. Безо всякой теологии. В символике Limbo и стоит искать причину, по которой он попал сюда. Чуть позже Пифия скажет: «Ты должен был погибнуть, но видимо к смерти пока ещё не готов». Следовательно, он попал на станцию, чтобы что-то понять, с чем-то определиться. Определиться с чем? Дальнейший ход диалога с Рамакандрой всё проясняет.

Семья программ ждёт поезда, чтобы спрятать в Матрице свою дочь Сати. Каждая программа в Матрице имеет некое предназначение, некую цель для существования. Рамакандра и Камала — программисты, создатели других программ. Но дитя их любви, Сати, не имеет никакой функции. А поэтому её жизнь находится под угрозой. Если Агенты узнают о её существовании, то непременно подвергнут её стиранию, ибо программа без цели существовать не должна. В этой ситуации её родители ведут себя точь-в-точь как люди, которые готовы рисковать жизнями ради своих чад. Любопытна «машинная» интерпретация любви, озвученная Рамакандрой: «Любовь — не эмоция, любовь для нас — это связь двух субъектов». Глядя на эту дружелюбную, открытую и готовую на всё ради любви семью программ, несложно понять назначение этой сцены. Нео попал сюда, чтобы понять, что цивилизация машин — вовсе не такой уж и враг рода людского. Что мы во многом схожи. Ведь если они смогли постичь такую тонкую штуку как любовь, то почему мы не можем жить с ними в мире, согласии и сотрудничестве? Нашли в этом общий язык, значит сможем найти и во многом другом.

Ещё один момент. Во время диалога с Нео, держит Сати прямо перед собой. Это ещё одна подсказка для зрителя. И прямое указание к действию для Нео. «Cати» переводится как «самопожертвование». Следовательно, Нео в финале должен будет пожертвовать собой. Примерно так, как это сделал в своё время Христос.

Индусский след в мире Матрицы

Индийские программисты с индийскими именами, да ещё рассуждающие о карме, появились в Матрице неспроста. Если первая «Матрица» была круто замешана на буддизме, то в последних двух фильмам очень сильно влияние символики индуизма. Причём в «Революции» индуистские мотивы обрели наиболее чёткие очертания. Цифра «три» обдадает священным значением не только для христиан, но также и для индусов. В центре индуистского божественного пантеона находится Тримурти, которое трактуется как единое божество, обладающее тремя ипостасями. Любопытно, что у каждой ипостаси имеется чуть ли не с десяток воплощений-аватар, причём как мужского, так и женского пола. Знакомясь с жизнеописаниями этих самых автар и читая истории о том как они, влюбляются, сходятся, расходятся и мочат друг друга, начинаешь понимать, откуда у индийцов такая тяга к мыльным операм. Но Болливуд нас не интересует, у нас на повестке дня — Матрица.

Тримурти состоит из трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма считается создателем мира, Вишну — хранителем мира, а Шива — его разрушителем и восстановителем. В Трилогии Матрицы имеются конкретные воплощения Тримурти.

Брахма — бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Он создал мир, но не правит им. Находясь за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации, он характеризуется непривязанностью, объективностью, отсутствием желаний, эмоций и пристрастности. Идентификация Брахмы в  Матрице не представляет большой сложности — это Архитектор. Для него она не более чем красивая математическая модель, глобальное уравнение, которое должно быть сбаллансированным. Первые две версии Матрицы и были такими — идеальными, гармоничными, с точки зрения языка программирования. Но в этой гармонии у людей не было возможности развиваться, и поэтому люди отвергли её.

Эту возможность им дала Пифия, привнеся в неё возможность Выбора. Вместе с ней в Матрицу пришли страдания, хаос и разрушения. В общем, все те прелести, которые мы имеем в нашем мире. С одной стороны кажется, что это довольно жестокий шаг, но наверняка многие из нас замечали, что именно страдания — залог нашего развития. Когда мы мучаемся, значит нас что-то не устраивает, и мы стремимся что-то изменить в себе или в окружающем нас мире. Если нам это удаётся — мы поднимаемся а одну ступеньку выше в своём развитии. Подобную функцию в индуизме выполняет Кали, женская ипостась Шивы. Кали — богиня-мать и, в то же время, богиня разрушения. Богиня рождения и богиня смерти. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В западной традиции принято воспринимать Кали как кровожадное чудовище, стремящееся лишь убивать, разрушать да уничтожать. Но это поверхностный взгляд на сущность богини. Она олицетворяет собой одновременно разрушительное и созидательное начала. Привнося в наш мир хаос, она также придаёт импульс к его развитию.

Как это всё работает в Матрице с математической точки зрения «Революция» раскрывает в следующем диалоге:

цитата

Пифия: Мы с тобой не можем предвидить последствия нашего Выбора, а он (Архитектор) — последствий самого существования Выбора.

Нео: Почему?

Пифия: Он не в курсе, что значит само понятие «Выбор». Для него варианты Выбора — только в уравнениях. Все переменные должны быть определены. По очереди. Такова его цель: сбаллансировать уравнение.

Нео: Но какова ваша цель?

Пифия: Помешать ему.

Для полноты матричной Тримурти не хватает только Вишну, Верховного Бога индусов, который хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой. Лучше всего на эту роль подходит Рамакандра, который, по его словам, отвечает за переработку на энергетической станции. То есть той самой станции, на которой «мёртвых перерабатывают в питательную смесь и скармливают живым», той самой станции, которая черпает энергию из тел миллионов спящих в капсулах людей для питания машин. Кроме, того именно Рамакандрой звали седьмое воплощение Вишну, а Камалой — одно из воплощений Лакшми, жены Вишну (во как всё запутано!). Но не всё тут так просто! Зная свойственое Трилогии Матрицы (и индуизму тоже) неприятие однозначности, можно утверждать, что воплощений Вишну в ней сразу несколько. И на его роль также идеально подходит... Нео! Судите сами: ведь он является шестым по счёту Избранным, т. е. де факто шестым воплощением Избранного. В пределах Матрицы благодаря своим спецспособностям он уже почти что бог, а вне Матрицы — почти что полубог. А после того, как очнулся из комы, пережив таким образом очередную символическую смерть, его можно считать уже седьмым воплощением Избранного. Ведь в Limbo он поднабрался ещё больше знаний, многое понял и сила его вновь подросла. Есть и другие признаки «вишнустости» Нео, но о них позже.

Путешествие в Ад

Вытаскивать Нео со станции Mobil Ave Морфеус и Тринити отправились прямиком к Меровингену. Поскольку в Матрице куда-нибудь ходить принято исключительно по трое, Пифия дала им в нагрузку Серафа. Этимология его имени восходит к христианской традиции. Серафимы — ангелы, наиболее приближенные к Господу. В нашем случае, Сераф некогда был защитной программой Системы, причём настолько высокого уровня, что превосходил по силе даже Агентов. Символизировать его присутствие в команде повстанцев может всё что угодно (хотя бы потому что он, по большому счёту, особо им и не пригодился), но мне больше нравится следующая трактовка: их поход был благословлён Небесами.

Само путешествие — это символическое сошествие в Ад, о чём свидетельствует куча намёков и подсказок. Тот факт, что Меровинген олицетворяет местного Дьявола, подтверждается хотя бы рядом параллелей с древнегреческой мифологией. Его жену зовут Персефона, в точности как жену Аида, бога Царства Мёртвых. На него работает бомжеватого вида Перевозчик, который явно рисовался с Харона. Разве что вместо Стикса у него — железнодорожное полотно, а вместо лодки — поезд метро. Есть и более прямые указания, поданные чуть ли не в лоб. Заведение, в котором окопался Меровинген, называется Club Hel. Первая фраза, которую он сказал, увидев в толпе нашу Троицу звучит так: «Что за чёрт?» (В оригинале — “What in the hell?”) Чуть позже хозяин преисподней прямо говорит: «Вы прошли сквозь ад ради беседы со мной». Чёрно-красная одежда на нём и Персефоне плюс демоническая атмосфера в клубе развеивают все последние сомнения — Троица пожаловала в гости к Дьяволу.

В христианстве есть догмат о сошествии Христа в ад, где он устроил лютый погром и разрушение. Разломал ворота, всыпал чертям по первое число и  вывел из ада всех ветхозаветных праведников. Произошло это сразу после распятия. Меровинген же отделался малой кровью. Сначала он попытался было предложить поистине дьявольскую сделку, но после того как Тринити направила на него пистолет, как то очень быстро передумал и отдал Нео за бесплатно.

В общем, тема погрома и разрушений оказалась нераскрытой. А жаль, с ними этот эпизод мог бы быть более увлекательным.

Сказание об Источнике

После освобождения из плена, Нео вновь наносит визит Пифии, чтобы получить от неё очередную порцию ответов на мучавшие его (и зрителя) вопросы. Этот диалог необходимо слушать особо внимательно, ибо информация в ней даётся более чем исчерпывающая. Но некоторыне нюансы всё же нуждаются в пояснении.

цитата

Нео: Как мне удалось не подключаясь к Матрице вывести разум из физической оболочки? Как мне удалось силой мысли остановить четырёх охотников? И что вобще со мной творится?

Пифия: Сила Избранного действует не только в этом мире, но и повсюду, вплоть до того места, откуда она происходит.

Нео: Откуда?

Пифия: Из Источника.

Стоп! А вот тут спрятана великая хитрость! Дело в том, слово «Source», которое в дублированном переводе везде переведится как «Источник», в английском языке имеет несколько значений. Одно из них — исходный код программы, исходник, на сленге компьютерщиков иногда именующийся «сорцами». Второе — собственно источник чего-либо. Воды, информации или энергии. Слово «Source» может быть метафорически применимо к таким субъектам как газета, ручеёк, батарейка или Солнце. Когда я писал разбор «Матрицы: Перезагрузки», то использовал первое значение этого слова. Хотя и переводчики дубляжа, и Гаврилов использовали вариант «Источник», более правильным было бы утверждать, что Нео совершил путешествие к Исходнику. Ведь на тот момент его сверхспособности действительно проистекали исключительно оттуда. Здесь же ситуация иная, и говорить, что он продолжает в реальном мире черпать свою силу из программного кода как-то нелогично. Говоря что, сила Нео происходит «from the Source», Пифия говорит совсем о другом Источнике. О каком?

Тут мы сталкиваемся ещё с одним символом Трилогии, который нам физически показывают всего дважды (и оба в — «Матрице: Революции»), но разговоров вокруг него довольно много. Речь идёт о Солнце, которое многими религиями и философскими школами трактуется как символ высшей космической силы, источник жизни, знаний и многого другого. Благоговейно к Солнцу относились и гностики с герметиками, ну а правоверные индусы его и вовсе боготворили. Поводов для такого трепетного к нему отношения более чем предостаточно. Даже ярые материалисты не будут отрицать, что Солнце является источником энергии для всего живого на Земле, питая нас и даруя нам жизнь.

Кстати, именно в результате того, что люди отгородились от Солнца, в своё время они оказались в столь бедственном положении. В этом поступке как раз и заключается суть трагедии, причина неизбежного угасания обеих цивилизаций, если они не прекратят самоубийственную конфронтацию. Люди заволокли небо тучами, чтобы отрезать роботов от источника энергии. И тем ничего не оставалось делать, кроме как превратить человечнство в биомассу, чтобы черпать из неё жизнь для себя. Да, у них есть ещё термоядерные реакторы. Но количество ресурсов на Земле ограничено, люди тоже когда-нибудь закончатся. Изолированные от нескончаемого источника энергии, они будут медленно задыхаться в собственном соку, ибо закон сохранения энергии никто не отменял. Чтобы выйти из кризиса им необходимо разогнать тучи, расчистить дорогу для солнечных лучей. Осуществить это они могут только вместе...

А пока что Нео черпает из него свои сверхспособности. Впрочем, это не стоит воспринимать буквально. Солнце в данном случае выступает как метафора, вместо него можно подставить любой другой источник высшей космической силы. Кому какой больше нравится. Сторонников теории вложенных Матриц и желающих найти происходящему объяснение с позиции материализма спешу разочаровать. Нет никаких вложенных Матриц, реальный мир действительно реален. а Нео — полубог с джедайскими замашками. Да, это мистика. И это чертовски правильный ход, чёрт возьми!

Одна из причин лютого неприятия «Матрицы: Революции» отдельными критиками заключается именно в этом моменте. Нормальная, мол, вменяемая научно-фантастическая история была, и вдруг р-р-раз — мутировала в мистику! Но такое видение ситуаци только кажущееся. Первая «Матрица» лишь умело маскировалась под научную фантастику, в ней тоже чуствовался сильный дух мистицизма. Трилогия Матрицы всегда была рационально-мистической как по духу, так и по содержанию. Кроме того, было бы странным, если бы фильм, в котором Вера, Надежда и Любовь и прочие иррациональные проявления человеческой личности явно ставятся впереди холодного Рассудка, до конца оставался бы в русле строгого материализма. Ведь разум далеко не самая главная ментальная характеристика человека — вера, интуиция, эмоции, воля и инстинкты тоже в каждом из нас сидят и играют очень важную роль. А чересчур увлекаться стройными логическими теориями — значит уподобляться Архитектору. Ещё нюанс. История Нео — это идеал человека, живущего по канонам философии реннесансных герметиков. Нео прошёл путём познания, за что ему была дарована свыше способность останавливать машины и видеть с закрытыми глазами. Как по другому можно было проиллюстрировать этот образ, я просто не представляю.

Я вижу Великую Тьму! Тьфу, опять капюшон сполз на глаза...

Ещё один важный момент этого диалога — раскрытие истинной природы Смита.

цитата

Нео: Кто же он?

Пифия: Он — это ты. Твоя противоположность, твой антипод, результат уравнения стремившегося к самостоятельному решению.

Такие вот дела. Смит — это тёмная сторона Нео, его злая половинка, его зеркальное отражение. Отныне главный враг рода людского вовсе не машины, не Система и даже не Меровинген, а некий абстрактный двойник главного героя-праведника, только с отрицательным знаком! История всё больше принимает мистический уклон. Но ведь мы уже договорились, что это нормально, правда?

После всего вышесказанного уже не удивляет, почему Нео садится на корабль под названием «Логос» (от греч. «слово») и летит в город машин, чтобы договориться с ними. Он отправился нести им слово, и слово это — «мир». А перед тем как попасть туда, он взмывает в небеса, прорывается сквозь тучи и впервые за всю Трилогию мы видим... Солнце!

Но это будет чуть позже. А пока Пифия рисует мрачную картину будущего, которое наступит, если Нео проиграет в предстоящей битве со Смитом.

цитата

Пифия: Всё, что имеет начало, имеет и конец. Я вижу конец. Вижу, грядёт Тьма. Я вижу, как шагает смерть и знаю, что кроме тебя помешать ему не может никто.

Нео: Смит...

Пифия: Очень скоро у него хватит могущества, чтобы уничтожить твой мир. Но, думаю, он на этом не остановится. Пока весь мир не разлетится, он будет его рушить.

Нужно видеть её лицо, когда она говорит эти слова. Суровое, мрачное, разве что огонь в глазах не пылает. А ведь Пифия косвенно виновата в его появлении! Впрочем, на то она и Кали, богиня разрушения...

Но что же нам даёт это противопоставление? На самом деле, очень многое. Именно оно и переворачивает всю концепцию «Матрицы» с ног на голову. И придаёт ей поистину общечеловеческое значение, впротивовес бунтарскому духу первой части. В чём его смысл, я расскажу, когда буду подробно разбирать сцену финального поединка между Смитом и Нео. Она заслуживает более пристального внимания, чем два-три абзаца. Поскольку хоть и длится она менее 12 минут, скрывается в ней бездна всякого...

Анекдот в тему:

— Сераф, расскажи какую-нибудь историю!

— Спи, Сати, поздно уже!

— Ну-у, Серафчик, ну расскажи!

— Ладно, ладно...

— Только не про Смита, пожалуйста!

— Хорошо, не буду про Смита. Слушай. Пошел я как-то ночью гулять...

— А там Смит?

— Нет, нет там Смита. Иду я, иду и вижу, дом такой мрачный стоит...

— А там Смит?

— Да нету там никакого Смита, не перебивай! Захожу я в этот дом и вижу большую комнату...

— А там Смит?

— Ух, как ты мне надоела! Ну, Смит там, Смит… двести штук, очками сверкают, и все засмитить тянутся!!!

— А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!





1256
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 марта 2010 г. 21:23
Ура! До третьей добрались:-)))
Жду продолжения!


⇑ Наверх