Народные сказки 2


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Народные сказки #2. "Детские?.."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Народные сказки #2. «Детские?..»

Статья написана 12 мая 2010 г. 22:32


Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Эту историю рассказывают обычно дошкольникам. Трех- четырехлеткам. Вроде бы примитивнее (в смысле чисто сюжетном) сказочки и не придумать: шла себе дивчина, видит — речка; попила из нее... потом опять пошла, видит — печка; поела из нее... Но все-таки, если копнуть поглубже, окажется, что и в этой наивной побасенке есть интересные нюансы.
Вспомните, был там один момент: когда вышеупомянутая дивчина приходит к Бабе Яге, та прядет. И девушке в итоге делать эту же работу поручает (та, правда, ее потом сама препоручила кому-то другому — в разных вариантах по-разному: коту, мышке... и сбежала от работы куда подальше. Но все-таки, какое-то время местоблюстительницей, так сказать, «исполняющей обязанности» Бабы Яги была).

Что же это за обязанности?
Не знаю, как у вас, а у меня совершенно четкие ассоциации: три Парки, они же три Мойры — богини судьбы в греческой мифологии — так же точно пряли нить (тут могут быть разные истолкования, что же она символизирует — то ли медленно тянущуюся человеческую жизнь, то ли просто время...) Важно, что Баба Яга не просто домашнюю работу выполняла. Она управляла жизнью и смертью.

Девушка и ее брат, попавшие к Бабе Яге (как разъяснено у Проппа, Аникина и еще много где) — это молодежь, проходящая инициацию (посвящение «во взрослые»). А сама Яга — «праматерь», мифический родоначальник.


Вот вам и «дошкольного возраста сказка»;-) У мудрой праматери девушка сама должна была научиться мудрости — поэтому она и становится ее «заместительницей». Пытается сама прясть нити человеческих судеб. Почему же она в итоге отказалась, сбросила эту работу на плечи ни в чем не повинного кота? потому, что плохо справлялась?.. Думаю, все-таки нет. Как раз наоборот — она все выучила СЛИШКОМ уж хорошо. Настолько, что не видела смысла дальше у Яги учиться. Потому и убежала... (благодарная ученица, конечно:-))) Ну да что ж делать — такое у них, в первобытности, видно, было воспитание:-))))

Ну, а речка, печка, яблонька... это все, как оказалось, приметы загробного мира. Т.е., насчет печки не знаю (только догадываюсь, что и тут сработала параллель: «хлеб — тёплый, круглый, золотой = солнце»), а вот молочные реки и пресловутые «райские яблочки» — это все очень часто в мифах встречается. Именно в «того света» описаниях.

Итак, если вы думаете (-ли), что ГГероиня сказки «Гуси-лебеди» была способна только идти и поедать все, что встречала на пути — то вы глубоко ошибаетесь. Она — ни много ни мало — исполняла обязанности богини Жизни и смерти... а также, по-видимому, выпускала солнце из небесной «печки» на волю (обратно на небо).Не такая уж ленивая и глупая эта дивчина, наоборот даже — чем-то на демиурга похожа.  


«Зимовье зверей».

Вот же ж странная штука — все мы в детстве смотрели, и даже неоднократно, замечательный советский мультик «Бременские музыканты»... и все мы (тоже неоднократно) смотрели не менее прекрасный мульт «Зимовье зверей» — а то, что это, по сути, одна и та же сказка, как-то ускользало от детского понимания... Вся разница ведь в том, что (согласно немецкой сказке) звери пугают разбойников — а в нашей сказке — не менее злых волков. Вот и всё.
«Всё»? ан нет, не все.

Рискну предположить, что в самом древнем варианте избушку вообще населяли черти. (Ну, или лешие, Erlenkonig'и там какие-нибудь [да, я не специалист, кэле, шуралэ — уж не суть важно). Нечисть, одним словом. А вот звери, которые этих чертей победили... они, вероятно, как были, так и остались зверями.
Для сравнения можно вспомнить «Сагу о Беовульфе». Его имя, как известно, тоже значит «медведь». А от кого он спасает людей? От волков? От лисиц, может быть? Ан нет, от троллей (которые, в принципе, тоже нечисть).
Короче: зверь-спаситель людей от злых духов — это очень и очень известный образ. И в народных поверьях, и вообще в культуре...
А вы говорите — «в город Бремен шли, помузицировать хотели...»;-)





135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 мая 2010 г. 08:47

цитата glupec

насчет печки не знаю (только догадываюсь, что и тут сработала параллель: «хлеб — тёплый, круглый, золотой = солнце»)


Извиняюсь, но печка — совершенно конкретно — символ женского рождающего чрева. Это не я придумала, это научный факт. Отсюда все эти «перепекания» детей, то есть перерождение их, в том числе и в ходе инициационных обрядов.

Вообще-то Баб-Яга=Марена в число «прядущух судьбу» богинь обычно не входит, но могли смешать в процессе разложения традиции.

цитата glupec

«Сагу о Беовульфе». Его имя, как известно, тоже значит «медведь».


Тогда уж «волк»+«медведь», поскольку компонент «вульф» тут очень четко виден, а это — волк. «Бео» — «беорн», вероятно, да. Параллелей с «Зимовьем» лично я не вижу. Зверь-спаситель — это надо образ тотемного предка притягивать за длинные мохнатые уши :-))), но тогда должен быть образ героя-человека, которому этот зверь помогает. Вроде как серый волк Ивану-царевичу.

Сказки о животных я сама не изучала, но носятся в голове смутные воспоминания о лекциях, слушанных в институте 20 лет назад, и вроде бы там сказали, что сказки о животных — самые поздние по происхождению и гораздо моложе волшебных. И я склонна этому верить, потому что особо значимых космических смыслов как-то мне в них не видно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2010 г. 13:44

цитата Завета

Тогда уж «волк»+«медведь», поскольку компонент «вульф» тут очень четко виден, а это — волк. «Бео» — «беорн», вероятно, да

Бео + вульф, согласно «Мифологическому словарю» — «пчелиный волк» (= медведь). Да и в БВЛовском томике то же написано.

цитата Завета

Параллелей с «Зимовьем» лично я не вижу.

Вы имеете в виду — сюжетных, или «на уровне мотивов»? Это разные вещи8:-0

цитата Завета

сказки о животных — самые поздние по происхождению и гораздо моложе волшебных

Опять-таки, я опираюсь на комментарии к БВЛовскому томику, где прямо говорится — «Беовульф» как бы «вырос» из сказки о медведе. М.б., и устарела теория — не знаю8:-0

пс Грендель в эпосе один раз назван «волком»... но это, скорей всего, иносказание.
ппс Да, и спасибо за комментарий:-)
 


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 08:18

цитата glupec

я опираюсь на комментарии к БВЛовскому томику, где прямо говорится — «Беовульф» как бы «вырос» из сказки о медведе.


В целом я миновала стадию, когда верят комментариям, особенно если они расходятся с собственным мнением 8:-0. По-моему, тут гораздо яснее первобытнейший сюжет о том, как отважный герой защищает людей от чудовисча. Последнее может выступать в облике кого угодно. Видовая принадлежность Гренделя не определена — там в тексте, помнится, вообще не указано, на что он похож, только общие чудовищные примет, типа «рукой когтелапой».

цитата glupec

Вы имеете в виду — сюжетных, или «на уровне мотивов»?


На уровне смысла. Цель Беовульфа — спасти людей. Цель зверей — спасти себя от съедения кем бы то ни было. Первый — героический. второй — все-таки бытовой (хотя и с примесью хоррора :-))))
 


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 15:36
Завета

цитата

Цель Беовульфа — спасти людей. Цель зверей — спасти себя от съедения кем бы то ни было.

...а цель людей — спасти себя от съедения Гренделем, поэтому им и нужен Беовульф (читай: первопредок-медведь)
Кстати, за те же «длинные мохнатые» уши можно и другую аналогию притянуть: то, как звери находят избу дзимовья —

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

постройка Хеорота :)

цитата

Видовая принадлежность Гренделя не определена — там в тексте, помнится, вообще не указано, на что он похож

Имя его — вполне четко — родственно современному английского grindle, перемалывать. А значит, и противник у него должен быть под стать — обладать примерно такой же хваткой...
Короче, это еще один «плюс» в пользу теории о медведе:-)


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 02:08
Занятно. Только после вашей статьи бросилось в глаза, что в Гусях-Лебедях именно после инициации у Яги поведение девочки меняется с детско-капризного на взросло-умело-уважительное .
А в детстве у меня подспудно мысли бродили- с чего бы она так вдруг изменилась.... Мда.

А Бременские музыканты после глобального зачитывания сказками разных народов стали восприниматься менее авторско- слишком много элементов узнаваемых. Дом в лесу со всякими опасностями, чудесами, волшебством- похоже вообще архитепичный образ.
И неважно, домик ли это 3 медведей, пряничный домик, пещера великана или обычные разбойники. Испытания героям обеспечены.
( если не путаю, нечисть в похожих местах у Гоголя селилась, в Пропавшей грамоте, где в карты на коня играли)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 15:39

цитата

Дом в лесу со всякими опасностями, чудесами, волшебством- похоже вообще архитепичный образ.

В принципе, да. Но и то, как этот архетип «преломляется» у разных народов, не менее важно.
Если помните, А. Н. Аникин как раз-таки настаивал на том, чтобы не сводить живой, художественный текст сказки к сухим «архетипам». А на Западе то же самое утверждал один п(П)рофессор...8:-0 Это тоже в принципе интересный взгляд, не меньше, чем «поиски скрытого смысла»


⇑ Наверх