fantlab ru

Брендон Сандерсон «Давший клятву»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
1586
Моя оценка:
-

подробнее

Давший клятву

Oathbringer

Роман, год; цикл «Космер»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Oathbringer — третий том из цикла «Архив буресвета» обещает много интересного. В Рошар возвращаются Приносящие Пустоту – враги смертельно опасные и одержимые жаждой мести.

Армия алети, возглавляемая Далинаром Холином, одерживает победу, но цена её оказывается слишком высока. Паршенди призывают Бурю бурь, которая не только грозит разрушить мир, но и пробуждает среди послушных и ранее покорных паршунов желание взбунтоваться и освободить себя от многовекового рабства. В попытках предупредить семью о надвигающейся угрозе Каладину Благословенному Бурей приходится смириться с фактом, что гнев паршменов имеет под собой весомые причины.

Находясь высоко в горах, Шаллан Давар исследует чудеса Уритиру — древнего города-крепости Сияющих рыцарей — и обнаруживает темные тайны, скрывающиеся в его глубинах. Далинар осознаёт, что объединить разрозненные земли Алеткара будет не так-то просто: даже если народы Рошара сумеют преодолеть многолетнюю вражду, а сам Далинар — отринуть кровавое прошлое, одно лишь возрождение Сияющих рыцарей ещё не гарантирует победы.

© Перевод аннотации brave_pancake

В произведение входит:


9.10 (21)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Космер»  >  условный цикл «Рошар»  >  цикл «Архив Буресвета»


Награды и премии:


лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Роман фэнтези

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (37,01 %)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Фэнтези (23 979 голосов)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2018 // Роман

номинант
BookNest Fantasy Awards, 2018 // Роман, опубликованный в издательстве

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2020 // Переводная книга фэнтези (США)


Давший клятву. Том 1
2019 г.
Давший клятву. Том 2
2019 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Oathbringer
2017 г.
(английский)
Oathbringer
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень ждал эту книгу, а в результате — разочарование года! Просто запредельно скучная книга. Ничего общего с динамичными предыдущими двумя частями, от которых действительно было не оторваться. Здесь же, временами, просто заставлял себя читать. В изобилии присутствуют абсолютно не интересные пустые диалоги, размышления, страдания и переживания персонажей, объем которых просто зашкаливает. Все главные персонажи стремительно деградировали по сравнению с первыми томами. Каладин превратился в страдающего нытика, Шаллан — в шизофреничку с расщеплением сознания, Далинар — в алкоголика, героически сражающегося со своими воспоминаниями и угрызениями совести. Интерлюдии, бывшие ранее сами по себе яркими историями превратились в пустые и необязательные вставки. В процессе чтения возникло предположение, что автор просто отрабатывал контракт на тысячу с лишним страниц, причем не исключено, что с помощью «литературных негров». Книга могла бы выиграть, если бы ее сократить, примерно, на половину. По факту — по прочтению книги начисто убитое желание читать продолжение.

Оценка: 5
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл набирает обороты. Третий роман — образцовое эпическое фэнтези, с огромным охватом мест, событий и персонажей. В сюжет вовлекаются всё новые страны и народы. Еще одним местом действия становится Шейдсмар − когнитивная сфера Рошара. Сандерсон в третьем романе не жадничает и щедро раскрывает как загадки, оставленные в первых двух книгах, так и некоторые тайны Космера. Теперь стало ясно, почему древние Сияющие рыцари отказались от своих клятв.

После событий «Слов сияния» мир Рошара изменился. Отныне через равные промежутки времени по планете проносится вечная буря (Буря Бурь, Everstorm). Она послабее великих бурь (сверхштормов), но дует в противоположном направлении и поражает подветренные склоны, которые раньше считались защищенными. Пустоносцы вернулись, алети наконец столкнулись со своими противниками лицом к лицу. Один за другим возрождаются ордена Сияющих рыцарей, звучат новые клятвы. Вестники выходят из тени, в которой скрывались тысячелетиями. С тайн прошлого слетают покровы. Брендон открывает новые стороны рошарской магии. Кроме магии Осколка Чести − связывания потоков, — которая питается буре(шторм)светом, появляется магия Вражды (Odium). Теперь на Рошаре действуют две зеркальные системы магии: великие бури − вечная буря, Сияющие Рыцари − Fused (Влившиеся или Слившиеся), спрены Чести − спрены Вражды.

Сандерсон не мастер тонкой психологии, персонажи у него яркие, но особых глубин от него не ждешь, да и не нужно: эпическое фэнтези − это не психологическая драма. В этой книге в описании душевных конфликтов автор решил обратиться к тяжелой артиллерии − психиатрии. Проблемы с психикой у всех главных героев. Впрочем, существует мнение, что Сияющим рыцарем может стать только сломленный человек, преодолевший себя.

У Каладина опять случается приступ жестокой депрессии. У Шаллан раздвоение… точнее, даже размножение личности. В попытках уйти от себя самой она в дополнение к Вейль (Вуали) создает еще одну ипостась − Сияющую. Сияющая внешне точная копия Шаллан, но более рациональна и лишена сантиментов. Временами Шаллан теряет контроль над своими личинами.

Далинар опять обращается к алкоголю в попытках заглушить воспоминания. В этом романе к нему постепенно возвращается память. Он вспоминает наконец свою первую жену и всё, что было с ней связано. И попутно вспоминает не только ее… Далинар как личность претерпел за свою жизнь огромную трансформацию. Это особенно хорошо показано на контрасте основного повествования и флэшбеков молодого Черного Шипа, который жил только Азартом (Thrill) и войнами и терпеть не мог дипломатию. Пожилому Далинару как раз приходится действовать дипломатией. Его цель − объединить все страны Рошара перед лицом опасности. С первых глав романа он начинает вести переговоры с правителями, но ему не верят и не доверяют. Далинар Холин имеет репутацию тирана, к тому же безумного, одержимого видениями. Перед ним стоит непростая задача.

Адолин − на фоне остальных парень с нормальной психикой. Он прост как пятак, но так и задумывалось, не все персонажи должны быть выдающимися, надо же кому-то их оттенять. Поэтому он вовсе не выглядит слабым звеном с точки зрения писательского замысла.

Миры и истории Космера начинают переплетаться. Сюжет цикла «Архив буресвета» вполне самостоятелен, его можно понять и не прочитав другие романы этого большого надцикла. Но для читателя, хорошо знакомого с творчеством Сандерсона, начинается пиршество. Кроме Хойда, который мелькает во всех романах о Космере, здесь появляется еще одна героиня из «Сокрушителя Войн» («Убийцы Войн»), а также отсылки к общим космеровским событиям и понятиям − Адональсиум, Перпендикулярности, когнитивная сфера, Осколки. Более того, некоторых держателей Осколков читатель наконец увидит воочию.

Как и в первых двух романах, здесь есть отчетливый промежуточный финал. Основной конфликт романа достиг кульминации и разрешился, никто из персонажей не повис в неопределенности. Очень достойное продолжение цикла, уровень не только не снижается, но растет.

Это сокращенная версия рецензии, полностью − в моей авторской колонке под тегами Oathbringer или «рецензия».

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это фэнтези по-прежнему на порядок качественней большинства произведений в данном жанре, но я одолела третью часть «Архива» с огромным трудом. В отличие от первых двух книг, было скучно. Буквально приходилось заставлять себя продираться через пространные рассуждения и размышления персонажей о смысле жизни и его отсутствии. На первой тысяче страниц мне катастрофически не хватало экшна. Боюсь представить, что будет дальше. 8 баллов — в надежде на лучшее.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путь к «Давшему клятву» был долгим. Не потому, что книгу пришлось ждать несколько лет, хотя и это тоже. А потому, что перед третьим томом я решил перечитать первые два. И буквально выпал из мира большой литературы на полтора месяца. В итоге после возвращения на Рошар могу сказать, что первые книги выдерживают проверку временем, и читать их было также интересно, как и в первый раз. Но как же они утомительны… После почти двух с половиной тысяч страниц чувствуешь себя очень уставшим, а впереди еще полторы тысячи... Ну и чтобы не повторять такой подвиг каждый раз перед очередной частью (перед десятой книгой я бы, наверное, год перечитывал первые девять), я себе на будущее составил краткий конспект важных событий и теорий по первым трем книгам.

Сюжет развивается как всегда неспешно, первую тысячу страниц вообще не особо понятно к чему все идет. Зато последние страниц четыреста эпика столько, что я еле заставлял себя прерываться на сон и работу. Если описать происходящее кратко, то в книге речь идет о противостоянии людей против Приносящих пустоту. Но, конечно, готовьтесь к обилию интриг, эпичных схваток, сюжетных перевертышей и значительному расширению знаний о Рошаре. Место действия первых двух книг было сосредоточено на Расколотых равнинах. В третьей книге нам наконец-то покажут Холинар, Шейдсмар, Уритиру, кроме того, много внимания будет уделено истории мира, его мифологии и тонкостям политического устройства.

Главных героев по-прежнему трое: Каладин, Шаллан и Далинар. Хотя стоит отметить, что все чаще и чаще одеяло зрительского внимания перетягивают на себя ранее второстепенные персонажи вроде Сзета или Адолина. Примечательно, что в «Давшем клятву» психические проблемы героев видны особенно явно. Каладин страдает от почти клинической депрессии, и временами мне хотелось отогнать от него всех окружающих и привести к хорошему психиатру. У Шаллан развивается диссоциативное расстройство идентичности, и она все больше напоминает местного Билли Миллигана. У Далинара же ну очень жесткое посттравматическое стрессовое расстройство, на фоне которого процветал еще и запойный алкоголизм. Второстепенные персонажи в этом плане не отстают, однако градус маньячности Сзета уменьшился, да и Ясна преподнесла пару сюрпризов (ее глумления над Амаромом были буквально на уровне современных оскорблений образа матери оппонента, чего я никак не ожидал, но посмеялся).

Забавное наблюдение: Ясна, будучи не особо эмоциональным персонажем, любит реагировать на все странное, приподнимая бровь. Это нормально и придает персонажу своеобразный шарм. Но в какой-то момент остальные персонажи тоже начинают реагировать бровями на происходящее, и создается отчасти комичный эффект. Особенно, когда замечаешь подобное у Каладина, от которого ничего такого вообще не ждешь.

Кстати, в «Давшем клятву» присутствуют, по крайней мере, трое персонажей из «Убийцы войн», что не сильно влияет на понимание сюжета, но несколько нюансов могут ускользнуть от читателя. Ну и стоит помнить, что если первая книга была посвящена Каладину, а вторая – Шаллан, то третья книга представляет собой своего рода бенефис Далинара, чьи флешбеки можно назвать лучшей частью романа, ну и один из самых эпичных моментов за все три книги происходит именно с его участием и именно в «Давшем клятву».

Что касается российского издания, то особых претензий нет, за исключением недостатков редактуры (простой пример: две книги персонажа звали Шрам, в третьей он внезапно сделался Скаром), да мелких опечаток. Решение разделить книгу на два тома я нахожу удачным, ну и сами тома приятно держать в руках, не говоря уже о чтении, когда обилие иллюстраций и набросков придают процессу особое удовольствие.

В итоге, книга строго для фанатов масштабного эпического фэнтези вообще и Сандерсона в частности. Роман вызывает эмоции, за персонажей переживаешь, и после прочтения даже не хочется заострять внимание на минусах произведения, которые конечно есть, но на общем фоне выглядят совсем незначительно.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думал, что когда-либо это напишу, но данный эпос скатывается в УГ. Сандерсон в своем графоманском стиле растянул третий том до неприличия, при том, что значительная его часть не несет никакой смысловой нагрузки и читать это все местами мне было откровенно скучно. Да и супер-героев и супер-злодеев развелось больше, чем в марвеловских Мстителях.

Сам автор не раз подчеркивал, что писательство для него не стиль жизни, а способ зарабатывать деньги и потому пишет он не от души, а по графику, расписанному на десятилетие вперед, что в конечном результате отображается на качестве произведений.

Потому лично для себя решил, что будущих продолжений Архива Буресвета читать не буду. А жаль, ведь все так многообещающе начиналось...

Оценка: 7
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении первой книги меня поразило знакомство с миром. Я сейчас не о штормах, спренах, кораллообразной флоре и крабовидной фауне (хотя и это тоже). А о другом способе мышления, других взглядах, на то что правильно или неподобающе. Арденты, девотарии, безопасная рука, доступность чтения только для женщин (и это традиции только 2-3 королевств). Поначалу количество всего несколько оглушает. К тому же с каждой книгой эта картина неустанно пополняется. В Oathbringer’е Сандерсон также добавил множество интересностей и новых загадок Рошара. Не сомневаюсь, что даже к концу цикла автору будет чем нас удивить.

Прежде чем продолжить, хочу предупредить, что даже без спойлеров, отзыв может исказить впечатления для не читавшего. Ведь намного приятнее делать открытия самостоятельно. Я так говорю, потому, что мне самой помешала фраза на англоязычном сайте:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Forget everything you think you know about what’s really happening on Roshar. Oathbringer changes EVERYTHING!

Так вот, третья книга позволяет посмотреть на уже известные истины под другим углом, а порой и опровергает их, демонстрируя читателям всю глубину наших заблуждений и поспешных выводов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ты уверен, что союз со спреном гарантирует, что волноплет будет сражаться за хороших парней? А если это неправильный спрен? А если это правильный спрен, но с жаждой мести людям, убившим его собратьев? А если волноплет неправильный? А если обладать этими силами неправильно?

И так буквально касательно всего. И это не выглядит неуместным. Скорее, разоблачающим. Опровергающим наши идеальные представления, абсолютные уверенности. Это размывает границы, делает мир и события реалистичнее (насколько это возможно для эпичного фентези). Конец книги оставил множество сомнений и это просто восхитительно!

Итак, приступая к чтению 3-ей книги, у меня имелись определенные ожидания (помимо качества истории и мастерства автора – с этим все в порядке). Я ожидала увидеть: прошлое Далинара, в чем заключалась его просьба у Смотрящей Вночи и какое проклятие он получил; как Bondsmith объединяет народы; четвертую клятву, да и другие клятвы других орденов; правда ли что Элокар видел криптиков; как Вечный шторм изменит паршменов и мир; в связи с этим как будет жить Рлаин/Шен; возвращение Каладина домой; появление Доспехов Осколков, книги Уритиру, почему прошлые Сияющие Рыцари отказались от клятв, правду о Герольдах, правду об Опустошениях; что там с Диаграммой, Сынами Чести и Кровьпризраками и тд. Каких-то вещей не было; какие-то были, но не до конца; какие-то были, но совсем не так как, как я их воображала. Но было также много вещей, которых даже в самых смелых фантазиях не ожидаешь. Сандерсон самым неожиданным образом играл с моими надеждами и эмоциями. Вау! Просто нет слов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он произносит клятву! он начинает светится! Нет! Не верю! Как больно! Что? Где они? В Шейдсмаре? Неужели я сейчас увижу Когнитивное царство?!! Не верю!

– и это только конец первой части Oathbringer’а. Дальше будет еще ;)

Далинар. В третьей книге нам наконец раскрывается прошлое Далинара. Его отношение к сыновьям, жене, жажда битв – перенести персонажа в реальный мир и этом образе вполне угадывается ветеран горячих точек. Было интересно смотреть на Адолина и Ренарина глазами прошлого Далинара. Интересно, как его жена видела традиции алетийских женщин, как меняла себя, чтоб соответствовать, как воспитала сыновей, как пыталась менять мужа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно было ожидать что прошлое Далинара весьма мрачное, но не настолько. Как мог человек, которого мы знаем по первым книгам, оказаться такой мразью. И то что он получил, придя за Старой магией («я сделаю тебе подрезку… у всех должен быть шанс расти») – ух, аж мурашки по коже. В конце, ты почти не удивлен, видя, кого Одиум выбрал своим чемпионом, а вставки сцен с Ренарином только убеждают в безнадежности ситуации. Очень понравилась идея, что отказаться принять на себя ответственность за проступки, взвалить вину на дьявола – это путь в никуда. Ты лишаешь себя шанса расти, стать лучшим человеком (как видно на примере Амарама и Моаша).

Каладин. Его возвращение домой, реакция родителей, Рошона, той светлоглазой девушки из детства – все не так как ожидал Кэл, но так как должно быть. Было интересно видеть Кэла глазами других персонажей – Четвертого моста, Шаллан, Адолина, Джасны. Его взаимодействие с паршменами и чем это закончилось…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в Холинаре. Ему (и читателю) становится тяжело не сопереживать врагам. Тем более любопытно, в чем заключается четвертая клятва, раз это чувство мешает ее принять. И это очень хорошо, а то мы слишком привыкли, что Каладин апгрейдится каждую книгу. Он и так воплотил свою мечту, сразившись с врагом.

Шаллан. Интересно наблюдать появление новых личностей и доработку старых. Понравилось взаимодействие Шаллан с дезертирами, ее познание основ шпионажа и цены героизма. Ну и конечно, нарисованная армия.

Адолин и Элокар – они приятно удивили, есть за что их любить и сопереживать им.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не думала, что гибель Элокара станет для меня такой трагедией, даже на полдня прекратила чтение.

Автор сделал удивительный подарок. Четвертый мост мы прежде видели только глазами Каладина, а теперь есть возможность посмотреть на него глазами самих мостовиков – Камня, Тефта, Рлаина, Сигзила и пр. И у каждого свои надежды, проблемы, сломы. Ну и Лоупен, такой… Лоупен.

Очень полюбился Узор («No mating!») и его различные выходки. Даже Сильфрена признала, что он необычен для криптика. Кстати о Сил, она раскрылась с неожиданной стороны. Было любопытно и страшно читать главы сестры Эшонай. Было увлекательно встречать отсылки к другим мирам Космера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вивенна, это ты?

Джасна. Хочу больше ее ПОВов. Она и раздражает, и восхищает. Порой, она даже пугала. Хочу больше Ренарина. Его линия стала неожиданной — как-то все прежние намеки прошли мимо меня. Хочу больше Сета и Nightblood’а. Хочу увидеть их визит в Шиновар. Хочу больше потрясной Лифт («мой меч не любит убивать»). Хочу больше историй из Рошара. Хочу четвертую книгу.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно, что такую галиматью нужно еще потрудиться написать. Первые 2 книги автор так долго растягивал свое повествование что я думал что хуже уже быть не может, но оказалось что может. Здесь сохранены все недостатки первых 2 частей и еще приумножены, а интересных моментов для меня вообще не было. Постоянно читал в ожидании что вот вот начнется что то интересное, но оно так и не наступило. Вместо этого тонны скучнейших событий , откровенно слабеньких диалогов и мыслей главных героев на уровне 15 летних подростков. Большинство главных персонажей ведут себя очень неестественно и наигранно.

Каладин имеет гипертрофированную склонность к тому что он должен спасти всех и вся в этом мире и ходит страдает от того что не может этого сделать. И эти сопли размазываются на протяжении всей книги. Шаллан — это вообще самый ненатуральный и самый маразматичный персонаж которого я когда либо встречал в книгах. Возможно автор думал что он создает что то очень оригинальное, но на деле это выглядит просто бредятиной. Скорее всего это просто проблема реализации.

В общем такое чувство что у автора есть общая идея, но он постоянно не знает как к ней подступиться и поэтому льет тонны воды пока доберется до сути. Поэтому очередную книгу Бредней Сандерсона я читать вряд ли буду. Оценку натянул из-за первых 2х частей.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну сколько я раз себе говорил, ну не вступай ты ногой в длиннющие эпические хреноборы,созданные на коммерческих щах, ведь сам знаешь, чем это чревато, ну правда?

В принципе, тенденция к классической «сериальной» болезни встала во весь рост уже во второй части, поэтому особого желания продолжать чтение у меня не было. В целом, я понимал, что неизбежно хотя бы малая толика, но разочарования. Сколько мегаэпических циклов я бросил на середине? Немало, и это мою совесть нисколько не бередит. Однако Брендон Сандерсон сам плыл мне в руки, как-то незаметно я прочитал «Mistborn», грамотный, закольцованный и не слишком вязкий трёхроманник, и я постепенно вернулся к мыслям о том, чтобы ещё разок сходить в Рошар, в мир световых бурь и пафосных героев с большими... мечами. Было ли у меня нехорошее предчувствие? Само собой, но подкупало то, что Сандерсон всё же не рядовой графоман-любитель, вываливающий на бедного читателя свои бредни, как зодиакальный водолей содержимое своего кувшина, а опытный ремесленник, умеющий, что называется, и «в мир» и «в сюжет».

Что же мы можем сказать о серединной части этого цикла?

Чем отличался первый том серии? В нём был раскрыт целый мир, весьма оригинальный и яркий, со своими цивилизационными особенностями и обилием мелких, примечательных деталей, которые хорошо играли в контексте сюжета. Сам сюжет, какой бы он не был валкий, подавался очень аккуратно, диетическими порциями, статика сменялась динамикой, что параллельно с раскрытием мира производило хорошее впечатление. Конечно, «The Way of Kings» далеко не шедевр, но книга, безусловно, достойная.

Третий же том продолжил копить недостатки серии, чётко обозначившиеся во второй части, и постепенно распускающие в нём свои яркие бутоны. «Oathbringer» тоже по своему объему похож на полное издание «Тихого Дона», однако вот незадача — развить образ уже обрисованного мира у автора не получается — наоборот, он заметно поблёк, и ушёл на второй план. Нет здесь и мелких деталек и ярких отсылок, нет подробностей быта, мало о специфических культурах Рошара — безусловно, бесконечно достраивать мифотворческое полотно нельзя, фантазии попросту не хватит, но это должно же как-то компенсироваться сюжетом? Отчасти, кстати, такая компенсация происходит — но только по заранее заготовленной линии «флэшбеков» Далинара Холина, единственного персонажа третьего тома, который получает достойное и яркое развитие. Оказалось, что вечно хмурящий брови философствующий маньяк постоянно преодолевает самого себя и свою дурную славу, постоянно растёт над самим собой, и становится лучше — в отличие от взбалмошной Шаллан и порхающего меланхолика Каладина, которым давно пора на приём к хорошему психотерапевту. Снимаю шляпу — Сандерсон молодец.

Остальное... Сюжет вязко и уныло плещется в уже заданных автором рамках, как половая вода в цинковом ведре после помывки, и плавный переход от одного персонажа к другому уже начинает напоминать заедающую пластинку. Количество самоповторов потихоньку набирает раздражающую массу, и, мало того, вылезают уши других циклов, того же «Mistborn». Автору надо или меньше писать в целом, или лучше редактировать уже готовый материал — думаю, текст от сокращения вдвое только выиграл бы. Меня перестали даже забавлять анимэшные поединки «осколочников», за однообразие, да и финальная «буря в стакане» подана так скомканно и сжато (будто до этого и не было тысячи с копейками страниц), что я уже разуверился в умении Сандерсона писать вообще. Впрочем, не могу сказать, что нет удачных моментов — скажем, истинная суть «Приносящих Пустоту» оказалась вполне логичной, особенно если учесть явно нечеловеческие условия жизни на каменистом Рошаре, да и штурм столицы Алеткара вкупе с трагической гибелью одного из персонажей был эффектным ходом. Собственно, из-за вышеперечисленных достоинств я и не стал бросать томик на середине.

Буду ли я читать дальше? Не знаю, пока не хочется. Впрочем, стойкого отвращения, как к циклу Джордана, к Сандерсону у меня не возникло. Так что мир Рошара отправляется пока на дальнюю полку моего сознания, прямиком в компанию таких же, в целом, разочаровавших меня серий о гражданской буче в Вестеросе, Меекханской империи и плаксе Фитцу Чивэлу. Быть может, я вернусь, но явно не скоро.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постыдно давно не читал книг. Даже таких вот, условно развлекательных.

И ещё дольше, к сожалению, не писал никаких отзывов. Однако мир меняется буквально на наших глазах, так почему бы и мне вновь не написать отзыв.

Итак.

Абсолютно любое художественное произведение обладает двумя свойствами — логикой и физикой(далее ЛиФ) своего мира и ЛиФ самой обычной. Причем ЛиФ обычная в общем случае подразумевает под собой и ЛиФ мира вымышленного. Однако отдавая себе отчёт, что фентези вещь, которая, мягко говоря, противоречит привычной нам физике, всё же оставлю бинарность деления.

Бывает так, что создаётся целая Вселенная(alternative universe, аu/ау), интересная сама по себе, но персонажи и взаимодействия между ними не увлекают как таковые.

Слова мои, подозреваю, весьма спорны, поскольку Толкиена я имел удовольствие вкушать лишь в виде экранизации, да и спорны они просто так, но я их всё же напишу. Так вот, Средиземье Толкиена, вещь, безусловно, культовая и оказавшая на фентези сильнейшее влияние, однако — опять же всё по фильму — сюжет прост до неприличия. И тут долго можно рассуждать про бело-черное добро-зло, линейность событий, персонажей, которые прорисованы весьма широкими мазками теми же цветами, что и добро-зло. Но лично я люблю Властелина Колец и Хоббита не за то, что там каждый персонаж — клубок противоречий, начало которого тянется в глубокое прошлое. Я люблю эти фильмы за эпичность, за историю, за сам мир меча и магии.

А бывает так, что в самом обычном провинциальном городке среди нескольких персонажей разыгрывается драма с серьезным психологизмом. И потому мы так любим Достоевского, Тургенева, Толстого, Гоголя, Гончарова и тд. Впрочем, слово «любим» тут не совсем неуместно, однако классику мы читаем — не только русскую, конечно же — в поисках ответов, читаем, чтобы понять себя и/или ближнего.

Но бывает так, что оба этих, скажем, типа произведений сплетаются в одно. И тогда оно перестает быть просто «сказкой для взрослых», от которой человек, как он считает, серьезный, может просто отмахнуться, равно как и не является чем-то, отчего подростки станут изнывать от скуки. Но стоит сразу сделать оговорку — я не считаю Архив Буресвета вершиной литературного творчества, даже близко. Но это один из лучших, наверное, даже лучший образец фентези, который мне доводилось читать.

Так вот, для меня серия «Архив Буресвета» представляет именно третий из перечисленных типов произведений. Первая книга, посвященная Каладину, рассказывает о его падении и подъеме, раскрывает его эмоции, так что в конечном счете ты понимаешь, почему Каладин делает так, а не иначе, понимаешь, почему он такой. Вторая книга повествует о Шаллан, наполняя и без того интересный образ глубиной, вместе с тем смутно вырисовывается смутное понимание о том, кто же такие Сияющие. И в этой книге Каладин не похож сам на себя. Вроде бы всё обоснованно, нужные слова есть, флешбеки и его история всё ещё в голове, но вот как-то. Ну а третья книга раскрывает Далинара. И если судить именно о прошлом персонажей, то именно Далинар был для меня интереснее всего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как-то во второй, кажется, книге Навани сказала, что в молодости Далинар её пугал. Тогда я не понял, почему — ну да, была слава о Терновнике, как о великом воине и полководце, ну и что дальше. Но теперь ясно, что в прошлом Далинар был кровожадным берсерком, мечом прорубающим себе путь сквозь вражеские армии, зачастую задевая своих. И он был таким не только в бою — вспомните флешбек пира, где Далинар предотвратил покушение на брата.
Однако тут же возникает вопрос, а почему Далинар теперь такой, не книга же на него так повлияла, в самом деле. И на этот вопрос автор даёт ответ. Да и просто возраст персонажа не стоит скидывать со счетов.

Я не уверен, что автор подразумевал именно это, но мне всё же очень импонирует то, как автор обыгрывает традиции Рошара. Хердаз — страна победившего бюрократизма с пародией на демократию. В то же время в Алеткаре существует глупая во всех смыслах традиция для женщин скрывать безопасную руку. И как некоторые обитатели Рошара об этом говорят, так и любой читатель сначала сморщится в непонимании — скрывать руку...что? Непонятное деление по цвету глаз. Автор сам же и высмеивает эту сегрегацию в лице Шута.

Однако это традиции Рошара, а традиция вещь чрезвычайно сильная. И читателю не остаётся ничего иного, кроме как окунуться в эти традиции. И вот это уже понятно смущение Шаллан, если ей в чужом образе приходится обнажать безопасную руку, вот уже ясно, отчего у женщин из низшей социальной касты в той или иной степени обнажена безопасная рука.

Вообще, беря во внимание всё тот же ЛиФ, хочу сказать, что Архив Буресвета для меня один из немного циклов, в которых я не замечаю каких-то логических несостыковок. Таких, после которых ты понимаешь, что автор натурально, простите, ссыт тебе в уши. После того как автор люто рушит ЛиФ собственного мира(сюда же относятся рояли), произведение невозможно воспринимать на том же уровне. Это как с доверием. Можно продолжать общаться(читать), но стоит ли это делать — выбор за Вами.

Я не утверждаю, что в цикле отсутствуют несостыковки, возможно, для кого-то что-то было роялем, я лишь говорю о том, что я их не заметил или не счёл таковыми. Хех, выходит, можно общаться с человеком, если ты не знаешь, что он тебе врёт. Но это уже лирика.

Даже, казалось бы, связывание себя узами с Отцом Штормов в конце второй части вполне естественно уравновешивается, а к концу третьей книги и вовсе выясняется, что как бы и ничего такого.

Но замечание всё же есть. Клинки Чести. Разумеется, о привилегиях тех, кто обладает Клинком Чести упомянуто ещё в первой части. Но как-то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
уникальность Каладина проседает до определенного уровня. И самые первые обладатели этих Клинков — Герольды. Почему они с ума сошли? Джезриен, помнится, был в уме, когда они предали Таленела. И вот Моаш его убивает, словно тот ничего не соображающий безумец. Таленел да, за 4 тысячи лет в Преисподней обезумел. Но почему утверждается, что и остальные тоже? Девушка, которая добралась до Таленела — Эш, кажется — не выглядела безумной, как и предводитель ордена Разящих с неба.

Ну и я что-то упустил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исчезновение Сигзила. Вот он был, пёкся о социальном положении Четвертого моста, их моральной составляющей, а вот его уже нет. Я смутно помню, что Сигзил должен был вроде как наставлять бывших мостовиков, но не помню, чтоб он исчезал из повествования. Если такое было, значит, пропустил. А если не было, то хотелось бы увидеть, как Сигзил проводит воспитательные работы бесящемуся по этому поводу Тефту-наркоману.

Однако автор до сих пор не давал мне действительных поводов усомниться в цельности цикла, так что, возможно, ответы на озвученные и неозвученные вопросы я найду в последующих книгах, которые, несомненно, прочту. Хотя каждый раз начинать цикл заново несколько утомительно, всё же он огромный. Видел, наверное, в каждом отзыве к книгам в цикле порицание объема произведения, но лично меня это нисколько не оттолкнуло, я всё поглощал с интересом, как и 4 года назад, хоть и ушло на это две недели.

Но автор дал усомниться мне в том, что сможет закончить цикл на уровне 1-2 книг. Возможно, тот факт, что я читал первые две книги достаточно давно и был тогда в восторге, заставил меня, даже не задумываясь, пропустить какие-нибудь сюжетные повороты, которые можно было бы назвать если не банальными, то хотя бы предсказуемыми. Но третья книга по количеству неожиданных изгибов сюжета не впечатлила от слова совсем. Безумно сложно, наверное, при таком объеме произведения и интересном сюжете выкидывать новые трюки, но когда читателя это волновало? Приятно, конечно, предугадывать какие-нибудь действия и события. Но то в реальной жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ни Ренарин-крот, ни Далинар-враг-сам-себе, ни люди-Приносящие-Пустоту меня не удивили. Это как-то напрашивалось само собой.

Но, стоит признать, некоторых событий я не ожидал, и они меня радовали, но теперь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всенародная способность пользоваться Штормсветом сводит количество смертей хоть сколько-нибудь значащих персонажей к позорному минимуму. Даже то, что выжил наследник трона Алеткара, ну это какой-то розовый моветон. Разумеется, занявшая трон Джасна что с выжившим, что с погибшим маленьким принцем дел наворотит ого-го, но тем более можно было бы избавиться от ребенка. Звучит ужасно, согласен, но все, надеюсь, понимают, о чём я говорю.

Ну и чтоб отзыв не был чрезвычайно хвалебным, добавлю ложку дёгтя. Цикл хоть и не нарушает, на мой взгляд, собственный ЛиФ, но, как уже писал выше, возможности применения Штормсвета не очень сбаласированны. Да и в целом героям зачастую везёт там, где хорошо бы, чтоб не повезло. Иногда автор вроде и калечит персонажей, но тут же под рукой оказывается Штормсвет. Такое себе.

И где-то пафосность к месту, а где-то, как в самом конце книги, не особо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И если в том же конце книги солдат Садеаса окутала Дрожь, то почему они вообще реагировали на непонятные иллюзии Шаллан? Они же должны были превратиться в машин смерти, как их могли отвлечь какие-то бесплотные иллюзии, ну.

И перевод.

К счастью, я нашёл перевод Манелис «Слов Сияния», который старательно косил(перевод) под перевод Вироховского, потому как от перевода Осояну, простите, хочется плеваться. Разумеется, кто-то скажет, раз не нравится, иди читай в оригинале или сделай лучше, однако это мне не по силам, но право на мнение никто не отменял, и мнение моё таково, что перевод Осояну слишком русифицирован, а иногда просто странный.

Мне совершенно не хочется читать «Вестник» вместо «Герольд», «великий князь» вместо «кронпринц», «светоплетельщица» вместо «Ткущая Светом», «Ясна» вместо «Джасна», «осколочник/осколочный клинок» вместо «Носитель Осколков/Клинок Осколков», «духозаклинатель» вместо «преобразователь» и список этот можно продолжать очень долго. Лично для меня это совершенно убивает весь шарм Рошара. Причем смысл-то не теряется, я надеюсь, но излишняя русифицированность и сомнительный выбор слов(а именно с лором это заметнее всего) заставляли меня морщиться на протяжении всей третьей книги.

P.S. Как-то на просторах ФЛ прочитал слова, что один факт того, что одну и ту же вещь одни люди восхваляют, а другие пытаются смешать с грязью, уже говорит о многом. Ну вот я увидел, как одни хают произведение за объем, нудность, затянутость и нытье героев, другие эти же вещи восхваляют в ином свете. Что ж, каждому своё.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Давший клятву» – это лебединая песнь эпического фэнтези. Вопреки здравому смыслу, я начну с вывода. «Давший клятву» – великолепная книга, такая же, как и ее предшественницы, которые я оцениваю высоко. Но, только читая «Давшего клятву» я, наконец, понял, чем фэнтези Сандерсона отличается от другого, тоже хорошего эпика. Психологией, и социальными отношениями. Сандерсон очень человечно, натурально, показывает дружбу, любовь, готовность умереть за свою страну, переживания человека, рефлексию, не превращая все это в нытье. Его персонажи страдают без какого-то надрыва, без фальши, а как настоящие люди. И они также сложны. Не картоны, а оттого им очень хочется переживать. Не так просто осудить Моаша или Элокара, так как ,отчасти, за каждым из них есть определенная истина, и в целом, даже сам главный конфликт книг уже не так однозначен. «Давший клятву» особо раскрывает одного из самых удачных персонажей во всей прозе Сандерсона а может, и в мировом фэнтези – Далинара Холина. Далинар – рыцарь, узокователь, тот, на кого возложена великая миссия – и в то же время просто человек. Человек со своими пороками, и своей доблестью, которая вечно борется с «азартом». Это история воина, идущего сложным путем, взявшего на себя то, что невероятно тяжело, нечто ломающее хребет, личность переживающую море боли.… И все еще сильного лидера, несмотря ни на что. Мы видим как он стал из юнца, пошедшего за мечтой своего брата Гавилара тем самым, Далинаром Холином «Черным Шипом». Особо хорошо показаны психологические надломы – оцепенение некоторых персонажей, совестливость других, мертвое безразличие третьих. Все персонажи действуют, исходя их этой психологии, каждый шаг в этой книге смотрится логичным и оправданным, нет каких-то поворотов ради поворотов, зато присутствуют очень хорошо прописанные отношения. Именно хорошо, а не подробно – как например Далинара и его сыновей. Эпические столкновения все так же хорошо поставлены, но что самое главное – Сандресон все-таки великолепный писатель. Все вышеперечисленное просто талантливо написано. Тут 1400 стр., но они очень легко читаются, стилистически иногда автор доходит до вершин эпоса, а иногда ироничными подколами и диалогами не позволяет всему сгореть в пучине пафоса. Это прекрасная книга, которая продолжает историю Ордена Сияющих и Рошара. Впереди еще семь книг – множество битв и приключение, мучений, боли и любви. Это великий фэнтезийный цикл, который пишется в наше время(ЧЕРТ Я САМ УТОНУЛ В ПАФОСЕ!!! НУ ДА И ЛАДНО!) и если вы любите эпическое фэнтези, то имеет смысл ознакомиться с первоклассной историей. Когда-то мне не особо верилось, что можно написать фэнтезийный цикл из 10 книг крайне высокого качества. Но теперь… Я готов поверить. И раз уж Сандерсон так любит цифру 10, то и я ,так сказать, приобщусь своей оценкой к Ордену. Прекрасная книга, пример того, каким должно быть эпическое фэнтези.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Князь обнаружил, что средний возраст похож на наемного убийцу — подкрадывается к своей жертве столь же тихо.»

*

«Быть человеком — значит пытаться отыскать в хаосе хоть какой-то смысл.»

*

«Я убедился на собственном болезненном опыте, что самый главный шаг, который человек может сделать, — это всегда следующий.»  

*

Эпоха Серебряных королевств. Мир Рошар не смог избежать Опустошения, которое принесло предсказанная Буря бурь. Великий военачальник стремится объединить выживших людей в войне против общего врага. Однако, чтобы стать лидером и повести за собой людей, надо заслужить их доверие. А как это сделать, если из-за тайн прошлого сам себе не доверяешь? Мрачные секреты таят не только главные герои. Человечество даже не подозревает о том, что скрывает в себе древняя история самого мира. Новые факты проливают свет на многие события давно минувших дней. И справедливость ведения борьбы теряет свою силу и ставится под сомнение.

*

Продолжаю наслаждаться историей мира Великих Бурь. Третья часть серии разделена на две книги, которые являются прямым продолжением книги под названием «Слова сияния». Сюжет этой части развивается по уже отработанной в предыдущих книгах схеме. Абсолютно статичная первая книга, которая небольшими рывками продвигает нас к очередному сюжетному прорыву, ожидаемому читателями во второй книге. Многие события становятся понятными и главы-интерлюдии предыдущих частей легко вплетаются в основную канву повествования, постепенно создавая более четкую картину происходящего. В отличие от предыдущих книг, где большая часть событий основной сюжетной линии происходила приблизительно на одной территории, в этой части география расширяется, и в моем понимании границы романа становятся просто необъятными, а иногда и необъяснимыми. Расколотые равнины, представляющие собой бесконечные пустые плато, легко сменились покрытыми лозами долинами и таинственным антуражем древнего города Уритиру. Но самое интересное перемещение происходит в иррациональном смысле слова между реальностями. И это было настолько необычно и необъяснимо, что вызывало восторг!

*

Рассуждения политического характера со стратегией ведения войны переполняли сюжетную линию и хорошо воспринимались, если под рукой была карта мира. Поэтому, не перестаю восхищаться оформлением этой серии книг. Помимо наслаждения от невероятно захватывающей истории, я получила еще и эстетическое удовольствие, разглядывая рисунки, которые еще больше раскрывали некоторые нюансы фэнтезийного мира Рошар. Этими иллюстрациями хотелось со всеми делиться (что я, собственного говоря, и делала). Так же спешу выразить благодарность Наталии Осояну, которая порадовала нас красочным литературным переводом, сохранив образность стиля повествования автора, яркий юмор и философскую подоплеку глав-притч, которые уводили читателей в глубокие размышления. Эти главы были переполнены такой душевной теплотой, что хотелось закрыть глаза и обнять книгу. Поэтому, какие бы подвиги не совершали прекрасные персонажи, героически размахивая осколочными клинками, мое сердце целиком и полностью, еще со времен первой книги, было отдано персонажу, который кочует по сюжету, объединяя пространство мира и интригуя всех загадками своего образа.

*

По-прежнему не разочаровывают герои, которые за счет детальной прорисовки психологических портретов, сохраняют некую натуральность. На протяжении месяца чтения этих книг, я настолько к ним привыкла, что они для меня стали по-своему близкими. Здесь невозможно встретить безупречных рыцарей, облаченных в осколочные доспехи, которые несут только свет и неоспоримое благо. Или черных владык, способных сеять лишь повсеместное зло. Здесь женщины на уровне с мужчинами стоят в авангарде военных событий, представляя собой не просто бесполезное приложение к сильному полу, а их поддержку и незаменимого спутника по жизни. Каждый персонаж этой истории неповторим и несет в себе противоречивые качества, становясь по-книжному живым в глазах читателей. Хочется так же отдать должное фантазии Сандерсона-творца и поблагодарить его за такое многообразие персонажей, с таинственным названием «спрены».

*

Продолжая традицию предыдущих книг, эта рассказывает нам о судьбе одного из главных героев. Раскрывая этот образ с разновременной точки зрения, автор отвечает на многие вопросы и еще больше погружает читателей в придуманный мир. Сандерсон не стремится вытягивать жилы из эмоциональных читателей, но то, как он развивает образы героев, проводя их через многократные испытания, невозможно читать без замирания сердца. Со всеми своими достоинствами, изъянами и переживаниями главный герой этой части проникает в самую душу читателя. До мурашек проникновенными были моменты, когда внутренний жар ощущением сумасшедшего Азарта неутолимо подчинял себе все эмоции персонажа, превращая его в ненасытного зверя. И тогда становилось ясно, что помимо страшных бурь, на Рошаре есть более ужасная сила, та, которая владела осколочным клинком. Боль пережитых ошибок, черной пеленой совести застилала глаза, погружая героя в эмоциональную пучину жизни. Но, несмотря на это, каждый его поступок был мне по-человечески понятен. Я готова была полностью принять его паттерн поведения и в унисон с ним произносить жизненные постулаты, характеризующие его невероятно глубокой личностью. Как молитву повторяя слова «Ты способен на большее. Объедини их», в глазах одних он слывет посмешищем, других — чудовищем. И невольно лейтмотивом в голове голосом В. Кипелова звучит «Пророк», с главной мыслью: «Дар пророчества — тяжкий крест или милость небес?» Становится понятным, каким благом является жизнь, когда в ней нет необходимости «у иных миров просить ответа» и можно «жить, не зная тайн завтрашнего дня...»

*

Как много злободневных вопросов поднимает автор на страницах этих книг! Да и сам их объем указывает, что здесь есть, где разгуляться авторским мыслям. Сандерсон не утомляет читателей мозговыносящей философией, и многие важные мысли передаются в форме проникновенных диалогов-откровений. На страницах этих книг многогранность человеческой натуры превращается в расстройство множественной идентичности, гуманность зачастую носит характер безрассудства, пагубная привычка жалит душу и опускает личность на социальное дно жизни, а бесстрашие стирает с лица планеты невинных людей, превратившись в неистовство. Но и это еще не все. «Кто-то должен запятнать свою душу, чтобы другие смогли жить. Кто-то должен упасть, чтобы другие выстояли», — говорит автор и так же затрагивает важные темы долга, ответственности, альтруизма и самопожертвования во имя других. Очень аккуратно задеты и некоторые теологические вопросы. На фоне этого всего, мне хотелось смаковать каждую страницу и делиться со всеми крылатыми мыслями.

*

Любовная составляющая романа тоже весьма интересна. Автор не углубляется в тему сердечных отношений и не ставит их мерилом интриги сюжетной линии. Однако здесь есть глубокие переживания героев, которые описаны лаконичным и невероятно пронзительным языком. Перед читателями — две любовные истории, которые настолько разные, что грамотно дополняют друг друга. Много тем задето автором в их контексте, в том числе — тема единства взглядов и стремлений в партнерских отношениях. Зачастую одного желания понять друг друга и принять бывает недостаточно. И здесь становится уместной мысль, сказанная когда-то Антуаном де Сент-Экзюпери, что «любить — это смотреть вместе в одном направлении». Финал второй книги дал достаточно определенный курс развития одной из сердечных линий. Я давно отключила режим ожидания и полностью доверилась фантазии автора. Однако, очень надеюсь, что в продолжении серии он все-таки не захочет рвать душу эмоциональных читательниц, описывая сложности жизни с любовной композицией в форме треугольника.  

*

Возможно, кому-то некоторые эпизоды этих книг покажутся затянутыми. От себя же могу сказать, что я оказалась настолько очарована миром, что готова была наслаждаться каждой дополнительной строчкой о нем. Однако, как бы я не смаковала эту книгу, финал подкрался очень быстро, оказавшись невероятно динамичным. И это не удивительно, ведь на его долю пришлось очень важное сражение, которое войдет в анналы истории эпохи Серебряных королевств мира Рошар как битва на Тайленском поле. Здесь так же не обошлось без неожиданных событий, а поступки некоторых героев подбрасывали мои эмоции ввысь. Тяжело осознавать, что еще не скоро смогу продолжить путешествие по страницам книг «Архива Буресвета». И вторя словам автора, который устами одного героя сказал, что «продолжения всегда просто обязаны в чем-то превосходить первоисточник», жду четвертую часть этой невероятной истории. Послевкусием от прочитанного — размышления о том, что же движет людьми и их поступками? По мнению автора — это эмоции? Они наполняют нас до краев и ломают, если мы не можем их с кем-то разделить. Они рвут нашу душу, не дают жить спокойно и развиваться в выбранном направлении. Вот только без них мы теряем часть себя и становимся похожими на слепцов, забывших, что когда-то были зрячими. Можно ли представить мир без эмоций и хотели бы мы жить в таком мире? Вопрос...

*

ПС: перед чтением этой части желательно прочитать небольшую повесть под названием «Гранетанцор».

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша, но не идеальна, к сожалению, и понравилась меньше, чем первые две части.

Порадовало расширение роли Далинара, постепенное становление его как в некотором роде генерала всего цикла. Впечатлило преображение Тефта в нового сияющего и его незабываемое появление в момент, когда битва была практически проиграна. Вражда также не дает о себе забыть, демонстрируя свой облик, вмешиваясь в основы основ Рошара.

Пока не до конца ясна роль Шрама и того же Ренарина, а также его спрена и спрена Венли. К тому же жаль, что роль Ясны на столько сократилась, она весьма впечатляющий персонаж!

В какой-то степени напрягали приступы депрессии Каладина и шизофрения (а как ещё это назвать?) Шаллан.

Ну и куда уж деться от того факта, что книга действительно затянута, в некоторые моменты было откровенно скучно и мучительно добивать главы.

Очень надеюсь на достойное продолжение и его скорейшую публикацию!

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если совсем кратко, то у Сандеросна получилось. Местами Носитель присяги буксует, безусловно, но на это нетрудно закрывать глаза, учитывая, сколько всего он рассказал в этой книге.

Oathbringer, к сожалению, натыкается на те же самые грабли, что и трилогия Рожденного туманом. Сандерсон, как автор, мастерски выстраивающий сюжеты, которые пестрят твистами и мелкими деталями, но не лучшим образом умеет выстраивать драму. Поставить сцену, от которой невозможно оторватьсч и от которой невольно бормочешь восхищенные маты — это пожалуйста, этого добра в его циклах предостаточно. Но стоит Брендону коснуться «тонких» струн души его персонажей, как на страницах разворачивается мыльная опера не самых высоких стандатов. Да, Каладин претерпел интересную траснфорсмацию в первых двух томах, где изменение персонажа было логичным и волнующим. Но, ё-мое, после прошлых кульминаций возвращаться в тем же самым терзаниям на новый круг было явно не лучшим решением. Даже главы от лица членов Четвертого моста не искупают факта того, что персонаж Каладина отчаянно буксует на месте.

К Шаллан вопросов поменьше, так как к своему катарсису она не пришла, не смотря на произнесенный в финале второго тама Идеал. Призраки прошлого ее все еще терзают, и, признаться, терзают неоправданно долгое время. В главах Шаллан в памяти всплывает Вин, в обоих случаях душевные страдания читаются с трудом, отдают явным душком женских романов, и явно проступает ощущение филерности этих частей. В копилку к подростковой самоидентификации Шаллан Oathbringer предлагает довольно неуклюжую романтическую линию, которая по уровню своей неловкости опять же отсылает к вышеупомянутым любовным женским романам.

Но фактически, на этом серьезные недостатки заканчиваются. Да, есть пара сюжетных арок, которые обрывают очень топорно. Самым же ярким впечатлением книги стал Далинар, которому уделенл огромное внимание. Его преобразование из воплощения badass в идельного лидера достойно аплодисментов, в этой линии нет ни намека на сомоповторы или искусственность.

Что же касается сюжета Носителя присяги, то тут стоит понимать, что, если первые два тома выстраивали диспозицию, загадки, закидывали удочки для твистов, то Oathbringer ( и Edgedancer вдогонку) отвечает почти на все. Рассказывая о Герольдах, мотивах убийства Гавилара, Диаграмме, Злобе, Сандерсон не просто отвечает на накопившиеся вопросы, но и много рассказывает об истории мира. Именно какой-то полезной информации здесь огромное количество, в отличие от обилия намеков прошлых книг. Для кого-то это может показаться недостатком, но это уже фломастеры.

Подведя итог, в Oathbringer есть недостатки, есть серьезные отличия от прошлых книг, но разочарования после себя она не оставляет.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья эпическая фэнтезийная книга о необычном мире Рошара.

Сюжет. Оценка 6

В первой половине книги сюжет состоит из трех сюжетных линий, но позже появляется множество дополнительных точек зрения. Сюжетная линия Далинара была наиболее интересной. В ней хорошо показана личность героя, его внутреннее развитие, существенное изменение его приоритетов. Линии Каладина и Шаллан в этой книге застопорились. Путешествие Каладина было увлекательным, но практически не повлияло на основной сюжет. Детективная линия с участием Шаллан также утратила свое значение ко второй части книги. В общем, основные сюжетные линии показались мне довольно затянутыми. Интересны некоторые дополнительные ПОВ, такие как Моаш и Таравангиан, но большинство этих персонажей сделали сюжет книги слишком размытым, расплывчатым и отодвинутым в будущее. Также в книге хорошо показано противостояние противоборствующих сторон, тонкая политика поиска союзников, подготовка к сражениям. Однако сама финальная часть, начиная с операции в Холинаре, имеет для героев существенные сюжетные послабления. События представлены скомканными, нагроможденными друг на друга довольно хаотично, и из-за этого они теряют остроту и значимость.

Персонажи. Оценка 6

В третьей книге Каладин и Шаллан обладают очень сильными магическими способностями, из-за чего эмпатия и интерес к ним уменьшились. Также в книге появились новые союзники героев, после которых даже главный антагонист не выглядит достойным противником для большого количества положительных персонажей. Внутренние конфликты Шаллан и Каладина показаны однообразно и, на мой взгляд, не вносят изменений в книгу. Между тем, сюжетная линия Далинара хорошо написана. Его последовательный и подробный поиск себя приводит к важной кульминации в конце книги. Второстепенные персонажи остались в фарватере главных героев, так и не став самостоятельными личностями. Также персонажи плохо описаны внешне, имеют мало отличительных черт и привычек. Из-за этого их трудно различить.

Диалоги. Оценка 7

В книге много хороших диалогов. Мне понравились диалоги в воспоминаниях Далинара, в линии Каладина и различных ситуациях в Уритиру. Сюжет в книге часто продвигается через диалоги, что является положительным фактором, поскольку такие диалоги уравновешивают обширное построение мира книги.

Стиль письма. Оценка 8

В книге сложный сюжет и многослойное построение мира, поэтому ясный и легкий стиль письма очень помогает чтению.

Миростроительство. Оценка 9

Сериал создает ощутимую атмосферу фэнтези и оригинальный правдоподобный мир, живущий по своим законам. Некоторые загадки первых двух книг были объяснены логично и подробно. К третьей книге серии необычные существа и странные законы Рошара стали более знакомы, но разнообразие магии и постоянное исследование различных локаций и предметов, а также тайны темного прошлого поддерживали интерес. Разработка миростроительства сделана умело.

Заключение. Общий рейтинг 7

Несмотря на некоторые недостатки книга является неплохим образцом эпического фэнтези.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасное продолжение первых частей! Самое большое разочарование последних лет! Герои превратились в картоных персонажей, логика событий вызывает смех, сюжет превратился в бей-беги. Пробовал дважды, не смог, простите...

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх