404 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 404. Иллюстрированный Бажов: Малахитовая шкатулка (худ. А.Кудрин, К.Кузнецов, В.Роскин, В.Баюскин, Е.Гилева, А.Якобсон)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

404. Иллюстрированный Бажов: Малахитовая шкатулка (худ. А.Кудрин, К.Кузнецов, В.Роскин, В.Баюскин, Е.Гилева, А.Якобсон)

Статья написана 10 марта 2022 г. 21:32

После того, как мы вспомнили сюжет «Малахитовой шкатулки» благодаря иллюстрациям Г.Мосина (тут), можно вернуться к началу и посмотреть первые иллюстрации к этому сказу.

Художники сталинской эпохи

Сказ «Малахитовая шкатулка» в обязательном порядке присутствует во всех сборниках бажовских сказов (которые, чаще всего, и называются по этому сказу). Вот такая подборка иллюстрированных сборников с 1939 года по 1950 год (год смерти Бажова). Первые издания и современные переиздания.

Худ. А.Кудрин (1939)

Первое издание сборника сказов в виде книги вышло в Свердловске в 1939 году под названием «Малахитовая шкатулка». Обычный формат. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition110318.

Первый иллюстратор — местный художник А.Кудрин. Начало его творчества пришлось в аккурат на первые годы Советской власти, но начальные идеи были заложены русским дореволюционным модерном. Кудрин не учился в столицах, его художественное образование было очень скромным — тем удивительнее, насколько это был целостный художник.

К каждому сказу в первом издании полагалось три иллюстрации: по одной заставке, концовке и страничной иллюстрации. Заставки и концовки выполнены в технике силуэта. Страничные иллюстрации на вклейках — монохромные (техника, скорее всего, цинкография, как тогда было принято).

1) Заставка. Девочка Танюшка в подполе (голбце) примеряет на себя драгоценности из малахитовой шкатулки.

2) Кульминация. В царском дворце в Малахитовой палате взрослая Танюшка переходит в другой мир, предназначенный для неё. «Прислонилась к стенке малахитовой и растаяла».

3) Концовка. Если предыдущие сюжетные иллюстрации были ожидаемы, то этот рисунок у других художников нам больше не встретится. А ведь такая концовка поднимает ещё один пласт бажовского сказа. На рисунке — молодой барин Турчанинов смотрит в стеклянную пуговку. После того, как его якобы невеста Танюшка растаяла в малахитовой стене, он подобрал эту танюшкину колдовскую пуговку.

цитата

Глядит — на полу пуговка валяется. Из бутылочного стекла, на простую грань. Вовсе пустяковая. С горя он и схватил ее. Только взял в руку, а в этой пуговке, как в большом зеркале, зеленоглазая красавица в малахитовом платье, вся дорогими каменьями изукрашенная, хохочет-заливается:

— Эх ты, полоумный косой заяц! Тебе ли меня взять! Разве ты мне пара?

А дальше любовь к крестьянке погубила барина.

цитата

Барин после этого и последний умишко потерял, а пуговку не бросил. Нет-нет и поглядит в нее, а там все одно: стоит зеленоглазая, хохочет и обидные слова говорит. С горя барин давай-ко пировать, долгов наделал, чуть при нем наши-то заводы с молотка не пошли.

Такая «Бедная Лиза» навыворот. Или альтернативная «Золушка».

Худ. К.Кузнецов (1942)

Следующий по времени иллюстрированный сборник сказов под названием «Малахитовая шкатулка» вышел в Москве в военном 1942 году. Художник — К.Кузнецов. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition161623. Фотографии иллюстраций из книги мне предоставил ув. AndrewBV.

К одному сказу — по одной цветной иллюстрации. Художник выбрал сцену примерки девочкой драгоценностей в тёмном подполе.

Девочка в диадеме. Больше никогда Танюшка не избавится от этой диадемы.

Худ. В.Баюскин (1948/2016)

Шедевром сталинского книгоиздания считалась «Малахитовая шкатулка», изданная в Москве в 1948 году. Художник В.Баюскин максимально полно демонстрировал поощряемый послевоенный стиль. Книга 1948 г. на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition88528. Оригинального издания у меня нет, так и не собрался приобрести: к официозным сталинским иллюстраторам я равнодушен, а у букинистов книга почему-то попадалась редко и задорого. У меня современное переиздание от «Речи», на сей раз шедевр современного книгоиздания. Книга 2016 г. на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition198748.

К сказу у Баюскина три полностраничных иллюстрации: одна цветная и две монохромные.

1) Центральной иллюстрацией является сцена примерки девочкой драгоценностей в светлой избе. Простовато по сравнению с загадочной иллюстрацией Кузнецова 1942 года. Но именно эта картинка стала визитной карточкой сказа.

2) Далее Баюскин выбрал для иллюстрации момент встречи Танюшки с молодым барином Турчаниновым. Публичная примерка драгоценностей из шкатулки (больше никто не может на себе показать). Психологически сцена важная — барин на крючке.

цитата

Взяла шкатулку, разобрала уборы, — привычно дело, — и живо их к месту пристроила. Барин глядит и только ахает. Ах да ах, больше и речей нет. Танюшка постояла в уборе-то и спрашивает:

— Поглядели? Будет? Мне ведь не от простой поры тут стоять — работа есть.

Барин тут при всех и говорит:

— Выходи за меня замуж. Согласна?

На рисунке Баюскина Танюшка выглядит доброжелательной. Но у Бажова-то Танюшка держится независимо и грубовато. Её грубость будет дальше идти по нарастающей, в царском дворце заносчивость выйдет за все границы.

3) Последняя страничная иллюстрация — атмосферная. Уральский пейзаж. Угадываем Хозяйку Медной горы и громадную ящерицу. Формально — рисунок к последней строчке о том, что Хозяйка Медной горы двоиться стала.

Худ. А.Якобсон (1950)

Очередной томище под названием «Малахитовая шкатулка», выпущенный в Ленинграде в 1950 году. Художница А.Якобсон. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition110501. Нарушая хронологию, перескакиваю сразу в 1950 год, из-за необъяснимого сходства рисунков Якобсон с маленькой сюитой Баюскина.

1) Цветная иллюстрация: девочка в светлой избе склонилась над шкатулкой, примеряет драгоценности, диадему уже надела. Только намётанный взгляд угадает без подписи автора рисунка, всё как у Баюскина.

2-3) Чёрно-белые карандашные заставка и концовка. Те же темы, что и у Баюскина: публичная примерка драгоценностей и двоящаяся Хозяйка Медной горы. Ладно, хоть техника и композиция разные.

После прохода сквозь стену в Малахитовой палате царского дворца Танюшка стала дублем Хозяйки Медной горы. Видать, с самого начала «каменной девкой» была.

Худ. В.Роскин (1948)

Интересная книжка обычного формата была издана в Москве в 1948 году. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition110601. «Профиздат» почему-то. Руководство издательства, наверное, слабо представляло правильную партийную линию в книжной графике. Привлекли натрадиционного художника, скорее даже дизайнера, В.Роскина.

1) Заставка, на которой взрослая девица в одиночестве перед зеркалом примеряет украшения. Лицо холодное, породистое. Под описание бажовской Танюшки больше подходит, чем кругломорденькая деваха у Баюскина.

2) На цветной вклейке — формалистический метод. Едет Танюшка в столицу из сердца Уральских гор и идёт по залам царского дворца.

Худ. Е.Гилёва (1949)

Парадный сборник к юбилею Бажова, выпущенной в его родном Свердловске в 1949 году. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition110467. Коллектив местных художников. Думаю, что возможность издавать в провинциальном Свердловске парадные книги Бажова очень способствовала формированию самобытной уральской школы книжной графики. К сказу «Малахитовая шкатулка» одна чёрно-белая (обесцвеченная?) иллюстрация художницы Е.Гилёвой.

То, что было центральным и в первом уральском издании «Малахитовой шкатулки»: Танюшка тает в стене Малахитовой залы царского дворца.

Это, понятно, самый мистический момент сказа. Столичные иллюстраторы эту мистику проигнорировали — всё девчушек в кокошниках рисовали. А уральские художники упорно к мистическому эпизоду обращались. Свобода провинциальных нравов.





507
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 марта 2022 г. 23:01
Еще есть большой Челябгизовский сборник с цветными иллюстрациями Челинцевой 1948 года.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2022 г. 07:40
Да Вы что! Не встречал, хотя думал, что всего Бажова собрал.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2022 г. 11:56
Сделал Вам фото. Отправил в личке.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2022 г. 13:09
Спасибо!


Ссылка на сообщение11 марта 2022 г. 08:37
Да уж, москвич Баюскин всем нос утер. Дура-девка и примеряла в избе, где свет какой-никакой есть — можно шелком шить... И где пострадал хитник.
Все, кто нарисовал золотой наголовник — поленились рисовать бажовские камушки цены непонятной горнозаводским крестьянам.

цитата Zivitas

Под описание бажовской Танюшки больше подходит, чем кругломорденькая деваха у Баюскина.
Да, отлично, но — до поглаживаний по спине и видений девочка и была другой, раз себя не узнала.

цитата Zivitas

Её грубость будет дальше идти по нарастающей, в царском дворце заносчивость выйдет за все границы.
Ну, Бажов-то еще помнил, что такое классовая вражда и ненависть деревни к городу.


Ссылка на сообщение13 марта 2022 г. 22:45
Кстати, возник вопросец, ранее между нами не обсуждавшийся: у вас издание 1949 г, Свердлгизовское, где ватага художников, https://fantlab.ru/edition110467 в каком переплете?
Поясню: у меня изначально была книга в ледериновом переплете с хорошей белой плотной бумагой, но не было суперобложки (я про ее существование только от вас узнал). Кальки перед цветными рисунками также не было нигде.
А не так давно в руки мне попало это же издание в другом оформлении: картонажные крышки переплета, коленкоровый корешок, бумага блока гораздо хуже, чем в моем первом экземпляре, желтоватая, рыхлая, иллюстрации на вклейках отпечатаны также хуже (цветные почти все имеют сдвиг по границам цветности, то есть «расслоены» по цветам). Но все выходные данные полностью совпадают с ледериновым вариантом. Суперобложки также нет, но в этом случае ее наличие как раз «напрашивалось».
То есть этот тираж был в двух вариантах исполнения: массовом, картонажном и «элитном» — ледериновом с хорошей бумагой и контролем печати....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 06:21
Вроде, у меня в ледерине. Об упрощённом издании не слышал. Любопытно.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 09:55
На странице издания https://fantlab.ru/edition110... среди дополнительных изображений есть фото титульной страницы. Это как раз «массовое» картонажное издание, с плохой бумагой.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 11:22
Значит, у меня такое. Но в супере.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 16:09
Вот такая у вашей книги обложка?

Это как раз дешевый вариант, там хорошо видно, что корешок и крышки переплета сделаны из разного материала.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2022 г. 16:20
Данные на странице издания — с моей книги. Значит, картонаж. Переплёт у меня целый, гладенький, поэтому картон не торчит.


⇑ Наверх