411 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 411. Иллюстрированный С.Воронин: Тайна боевого кузнечика (Худ. Н.Кочергин, С.Остров, Т.Соловьева, В.Пивоваров)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

411. Иллюстрированный С.Воронин: Тайна боевого кузнечика (Худ. Н.Кочергин, С.Остров, Т.Соловьева, В.Пивоваров)

Статья написана 20 апреля 2022 г. 19:51

Заканчиваю обзор иллюстраций литературных сказок С.Воронина. Секрет привлекательности произведений Воронина для первоклассных художников, остался для меня тайной. Последняя сказка — «Тайна боевого кузнечика». И последнее удивление: ряды иллюстраторов воронинских сказок пополнил легендарный В.Пивоваров (журнал «Мурзилка». 1971. № 3). Ну теперь воистину, все промелькнули перед нами, все побывали тут.

Тайна боевого кузнечика

Худ. С.Остров
Худ. С.Остров
Худ. В.Пивоваров
Худ. В.Пивоваров

Текст сказки «Тайна боевого кузнечика» имеет своеобразную композицию с элементом абсурда. Писатель играет в постмодернизм для детей. Но художникам абсурдинки в тексте не хватило для того, чтобы и они стали творить постмодернизм в иллюстрациях. Поэтому иллюстрации не выходят за границы обычной сказочности.

Традиционный шмуцтитул у Соловьёвой: японские мотивы.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

Но для этой сказки оправдано глубокое погружение в живую природу. Соловьёва — художница, специализирующаяся на травинках и зверушках — полностью отдаётся летней стихии: такие реалистичные ассоциации вызывает у неё одно упоминание писателя о кузнечике во вступлении.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

Кузнечик и мундир

Сказка началась. Появляется кузнечик — он спал-спал, да проснулся и надел

цитата

ярко-зелёный мундир c золотыми погонами, сделанными из солнечных лучей

Все художники впечатлены милитаризованным насекомым. Реалисты выписывают мундир с четырьмя рукавами.

Худ. С.Остров
Худ. С.Остров
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Хотя Соловьёва ещё пытается делать вид, будто ничего особенного тут нет — якобы, кузнечик и в самом деле такой, а ботфорты на нём почти не заметны.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

Лиса и заяц

Первый бесспорно сказочный эпизод — лиса поймала зайца. А кузнечик верхом на стрекозе его спас. Разум дал кузнечику крылья для долгих перелётов.

1) Тут уж и Соловьёва прекратила сопротивление: рисует типичного зайца в шортах.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

2) Трёхмерную панораму даёт сказочный реалист Кочергин (лиса и заяц у него без одежды)

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

3) А нон-конформист Пивоваров даёт панораму плоскостную.

Худ. В.Пивоваров
Худ. В.Пивоваров

4) Ракурс сверху избрал Остров. Эффектно получилось.

Худ.С.Остров
Худ.С.Остров

В эпизоде присутствует комарик, который по приказу кузнечика жалит лису. Мне эта совокупность — прилёт спасителя, привлечение комарика — напомнила «Муху-цокотуху».

Жук-единорог

Следующие униженные и оскорблённые — это бабочки, которых угнетает жук-носорог (заставляет чистить свой рог). Кузнечик, понятно, вмешался.

1) Кочергин очень впечатлился этим жуком. У него жук-носорог в обрамлении бабочек был на квази-фронтисписе к сказке и на страничной иллюстрации с кузнечиком. Очень декоративно.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

2) Остров тоже под впечатлением цветовой гаммы насекомых (кто же в детстве не смотрел зачаровано на эти металлические переливы надкрылий!).

Худ.С.Остров
Худ.С.Остров

3) Но там ведь и приключения были. Кузнечик обезвредил жука приёмом из «Храброго портняжки»: отскочил в сторону, и жук застрял рогом в пне. Я ж говорю, детский постмодернизм... Можно сравнить эти эпизоды у художников разной эстетики: Соловьёвой и Пивоварова.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва
Худ. В.Пивоваров
Худ. В.Пивоваров

Философствование в микромире

1) Кузнечик улёгся отдыхать. Кочергин изобразил это с большой обстоятельностью.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

2) Пивоваров более абстрактен. Улитка со старушечьей мордой появляется. Будто это какая-нибудь «Алиса в стране чудес» — идеал для Пивоварова.

Худ. В.Пивоваров
Худ. В.Пивоваров

3) Автор сам становится маленьким, чтобы взять интервью у кузнечика. У Соловьёвой какая-то гигантская улитка ползёт.

цитата

Скажите, что нужно сделать, чтобы всегда быть добрым?

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

4) К счастью, от морализаторства нас спасает появившийся с небес враг насекомых — ласточка.

Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва
Худ. В.Пивоваров
Худ. В.Пивоваров

Кузнечик прячется в домике улитки. Вот зачем художники её рисовали ранее — подготавливали нас.

Худ.С.Остров
Худ.С.Остров

Мышка и шубка

Автор вынужден закончить сказку, а потом хочет, но не может вернуться в мир кузнечика. Появляется другой мир —

цитата

Про то, как полевая мышь чистила от пыли свою шубку. Да-да, она сняла ее, повесила на травинку и стала выколачивать пыль, оставшись сама в тоненьком сером платьице. Честно говоря, я до этого дня не знал, что у мышей снимаются шубки…

Внезапно появившаяся мышка без шубки заинтересовала художников.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Т.Соловьёва
Худ. Т.Соловьёва

Худ. С.Остров
Худ. С.Остров

Ход с мышкой оказался ложным. Сказка оборвалась. Лёгкая провокация с поддразниванием удалась. Взрослые художники впечатлились.

Тайна боевого кузнечика осталась неразгаданной.





196
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 10:49

цитата Zivitas

Секрет привлекательности произведений Воронина для первоклассных художников, остался для меня тайной.


Думается, что весь секрет — в принадлежности С. Воронина к клану «литгенералов».
Главред толстого журнала (Нева»)обладал весьма солидным административным ресурсом, да и связями, которые работали на него даже «в темную».
То есть не обязательно Воронин звонил главредам «Детской литературы» и упрашивал «издать книжечку его сказочек». Скорее всего, среди этого круга людей существовала некая негласная договорённость поддерживать хорошие отношения с помощью подведомственных ресурсов, то есть издавать (печатать) «у себя» книги друг друга (за «гонорарий», разумеется).
Приведу один пример подобного «административного взаимоугодничества».
Советский детективный писатель Сергей Высоцкий (автор множества произведений про сотрудника Ленинградского Угро Корнилова, как то: «Выстрел в Орельей Гриве», «Крутой поворот», Наводнение» и т.д.) Он был замглавреда журнала «ОГОНЕК», тоже должность «литгенерала».
И вот что примечательно: по количеству экранизаций своих произведений С. Высоцкий делит ПЕРВОЕ место среди всех советских писателей детективного жанра с братьями Вайнерами.
«Три ненастных дня», «Крутой поворот», «Пропавшие среди живых», «Пять минут страха», «Среда обитания», «Третий дубль».
И хронология съемок этих экранизаций совпадает с годами, когда С.Высоцкий был вторым человеком в журнале ОГОНЕК.
А Сергей Воронин — в качестве детского писателя, конечно, сильно проигрывает как другим авторам этого жанра, так и самому себе «взрослому». Не его это была стезя — сочинять сказки для детей. А вот его рассказы из жизни геологов — очень хороши, лучшие из них не уступают лучшим рассказам Василия Шукшина (по литературному эффекту).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 13:33
Да, про должности Вы писали. Просто такой набор художников с хорошим вкусом не у всякого литгенерала был. Пивоваров особенно удивил тем, что взялся за иллюстрирование.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 13:50
Дык, в те годы издательство могло «заказать» художнику выполнение рисунков. А сами художники в очереди стояли на выполнение подобных заказов. Потому что это было финансово выгодно, иллюстрировать детские книжки-малышки, там тиражи миллионные были. И в журналах, типа «Мурзилки», платили очень хорошо.
Видимо, как раз издательство заказывало для С. Воронина художников, поддерживая межведомственные отношения». А может, он сам «выбрал» иллюстраторов и, тем самым, через «Мурзилку» или, там, «Детлит» их заказами обеспечил.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 14:55
В очереди стояли, да. Но Кочергин явно не с протянутой рукой стоял. Заказы в нашем случае достались не самым ушлым, а самым лучшим. Наверно, всё-таки Воронин высказывал предпочтения. И художники, которые могли выбирать, соглашались. Что-то они в этих сказках видели.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 16:05
Даже если в них ничего не было, художник мог, при желании, увидеть нечто. На то он и художник. :)
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 16:17
Видать, в других сказках тех времён (Каверин, Катаев) совсем тоскливо было.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 16:51
ЕМНИП у Каверина «Летящие сказки» (или как они там?) в «Пионере» неплохо иллюстрировались.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2022 г. 19:21
Поищу, спасибо.


⇑ Наверх