Андерс Томас Йенсен Рыцари


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» > Андерс Томас Йенсен: Рыцари справедливости
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андерс Томас Йенсен: Рыцари справедливости

Статья написана 8 июня 2022 г. 16:57

Случайности — отстой нашего восприятия. Требуйте долива недостающих фактов

коллаж1

Все события — это последствия произошедших явлений. За недостатком объема данных мы зачастую принимаем закономерность за случайность. Но это ошибка (с)

Жанр чёрной комедии очень сложен в своём исполнении. Особенность картины Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливости» (Retfærdighedens Ryttere / 2020) заключается в том, что этот режиссёр строит её на сложных логических величинах. Он работает в данном нарративе безошибочно и отлажено точно.

И кроме всего прочего, виртуозно смешивая жанры, Йенсен на протяжении фильма использует очень интересный приём — своеобразную творческую инверсию. Этот талантливый датчанин впритирку исследует принцип справедливости в рамках поступков ключевых героев картины. И словно перенаправляет их мотивации к подсознанию вдумчивого зрителя непосредственно.

Что такое справедливость в аспекте современного жёсткого мира? Не генерирует ли возмездие ещё большее желание разрушать? Нужно ли реально прощать — там, где простить невозможно? Есть ли силы подняться и выйти человеком из тех испытаний — где всё человеческое изначально похерено?...

Примерно такой глубокий пласт совсем не житейской философии поднимает режиссёр в «Рыцарях справедливости». На протяжении довольно длинного хронометража Йенсен виртуозно работает на стыке драмы, триллера, детектива и плотного экшена. В фильме много драк, крови и насилия с элементами перверсии.

И что самое удивительное — Йенсен стыкует начало и финал картины флешами светлой рождественской сказки в аспекте духовного становления своих героев.

К слову сказать, актёрский состав в фильме просто шикарный. И выбор основного типажа в талантливом исполнении Мадса Миккельсена — это закономерная причина успешной ротации «Рыцарей справедливости». Картина держит достаточно высокий рейтинг в том числе благодаря главной роли Миккельсена.

История брутального бойца, который вынужденно вернулся из горячей точки на похороны своей жены по трагической причине террора в метро, полна противоречий и парадоксов. Где безопаснее оставаться в нашем современном мире — там где прицельно стреляют на военных полигонах или в скудном подобии мирной жизни — каждый зритель решит для себя самостоятельно.

Мрачная и вязкая атмосфера начала этой трагедии была бы совсем невыносима, если бы режиссёр не умел стыковать чёрный юмор и свою фирменную брутальную философию.

Фильмов, которые заставляют думать, в современном кинематографе не так уж много. Режиссёров, которые виртуозно работают в жанре чёрной комедии, можно пересчитать на пальцах одной руки.

Андерс Томас Йенсен грамотно балансирует на очень сложном стыке трудно сочетаемых направлений. В изложение прожжённой чёрной комедии к финалу картины он тонко вплетает элементы рефлексии своего ключевого героя Маркоса (Мадс Миккельсен)

Боль от потери родного человека на прикладных инструментах психоанализа не лечится ничем. И именно на этих элементах режиссёр вновь искусно возвращается в русло комедийного изложения своей излюбленной чёрной тяжеловесной иронии. Йенсен мастерски заигрывает с махровыми шутками о прелестях классической терапии.

В достаточно жёсткой форме развенчав привычные каноны психоанализа, Йенсен в контексте своего сценария обесценит подростковые страхи совсем юной девушки Матильды (Андреа Хеик Гадеберг), оставшейся полусиротой. После гибели матери она по инерции видит во всём лишь боль, тоску и тревогу. И безусловно у неё развились определённые комплексы под нажимом давления строгого отца, который вернулся через много лет своего отсутствия — совершенно предсказуемо не зная мир души своей дочери.

В их тяжёлый и израненный болью быт совершенно неожиданно войдут спонтанные друзья по несчастью. И у каждого из них будет что-то своё в аспекте болезненных воспоминаний пережитых прежде страданий.

коллаж2

Мне иногда кажется, что надломленные люди тянутся друг к другу, чтобы на фоне таких же выглядеть нормально. Так проще жить (с)

Эта команда нервных импульсивных друзей (Николай Ли Кос, Ларс Бригманн), связанных профессионально в сфере продаж, долгое время работала над очень интересным алгоритмом. Буквально все явления (даже мельчайшие отголоски «случайного» взаимодействия) в нашем социуме подлежат учёту. И безусловно на всё есть свои следствия причин. Отто и Леннарт 26 лет занимаются статистикой и расчётом вероятностей. И могут внести ясность в различие несчастного случая и спланированного террористического акта. Они научились устанавливать связи между множеством различных показателей, которые так или иначе влияют на потенциал любой ситуации.

Эти эклектичные в своём поведении умники на протяжении всего сюжета в  постоянных словесных перепалках будут шумно выяснять свои непростые отношения. И не раз вызовут ироничную улыбку, переходящую в искренний смех, у впечатлительного  зрителя.

В бесчисленных хакерских атаках мировой паутины им поможет ещё один такой же взвинченный закомплексованный неудачник (Николас Бро) в роли Эмменталера.

В этом бесконечном поиске виновного человека в контексте случившейся трагедии у них троих постоянно оказывается недостаточно данных для стопроцентного совпадения. И понижать порог по Дании они будут весьма специфическим способом.

Эмменталер, Отто и Леннарт смотрят на этот мир шире — чем люди с обычным восприятием. И пытаясь сложить сложный пазл, они совсем немного ошибутся в расчёте. Поскольку, так или иначе, различные двусмысленные ловушки подстегнут их на совершенно безумные оценки «не виновных» людей, которые попали в фокус их пристального внимания. И вне всяких спойлеров — это самые интересные места картины. В чём-то чёрные и драматичные. А в чём-то лирические и дающие надежду на исцеление этого мира.

Эти самонадеянные хакеры не раз взломают базу различных серверов в поисках справедливости, которую в таком большом объёме информации окажется найти не так уж просто.

И, как бы то ни было, они разработали очень интересную корреляцию Рыцарей справедливости, которую на метафоре можно раскрывать бесконечно — настолько глубокий замысел двойных смыслов вложил режиссёр в свою картину.

Именно на этом противостоянии анализа, лирики и взрослого брутального юмора выстроил режиссёр каркас своего сюжета. К середине картины Йенсен уплотнит его статичными переживаниями подростка, который на «кайфе» своего взросления мечется от одних радикальных суждений к другим. И добавит щепотку щекотливых подробностей из глубоких переживаний взрослых ключевых персонажей.

Что касается технической стороны картины — и здесь всё безупречно (логически выверено).

В «Рыцарях справедливости» великолепный монтаж по движению и очень атмосферное музыкальное сопровождение, при котором каждый значимый кадр буквально пропитан ожиданием следующего действа. Этот датский режиссёр выстрелил в 2020м в аспекте следствия причин буквально по всем категориям.

На протяжении всей своей кинокарьеры Андерс Йенсен работает с очень интересными типажами и достаточно сильными актёрами. Безусловно, как и многие коллеги, он страдает самоповторами. Но в этом и есть аспект творческого почерка каждого режиссёра. И, да, у него есть свои любимые типажи — из фильма в фильм он работает с очень сильными актёрами.

Мадс Миккельсен — это тяжёлая артиллерия датского кино. Его любят и ценят серьёзные режиссёры. И с завидной регулярностью приглашают в свои проекты.

Йенсен уже работал с Миккельсеном в дебютной картине о бандитских разборках «Мерцающие огни» (Blinkende lygter / 2000) из уже далёких нулевых. И он вновь пригласил его в не менее интересную историю о потерянном храме в глубинке «Адамовы яблоки» (Adams Æbler / 2005), расцветив роль Миккельсена мятежными сомнениями тронутого священника.

Мадс Миккельсен в аспекте своего разностороннего таланта достоин отдельной заметки на полях.

Миккельсен поднялся на Олимп своей популярности не сразу. Сначала он терпеливо играл различных типажей в фестивальном датском кино — прежде, чем вышел на амбициозные проекты и заслуженно завоевал мировое признание в кино.

В своей кинокарьере он играл инфернальных маньяков и сдержанных мечтателей. Мадсу удалось создать свой уникальный почерк — при нарочитом минимализме Миккельсен всё же очень эмоционален. Его персонажи наделены противоречиями, непростым характером и особой болью сомневающегося человека. Он очень тонок и естественен в своих переживаниях.

Возможно местами он нелепый и гротескный. Но при этом всегда очень обаятельный и броский. В лучших своих ролях этот актёр выразительный и многослойный. И самым парадоксальным образом даже изощрённые негодяи и гангстеры в его исполнении всегда вызывали сочувствие. Миккельсен наделён особой харизмой и меланхоличным обаянием. Сложные неоднозначные образы — конек этого актёра. Он строит образы на полутонах и едва уловимых движениях, вызывая этим движение души самого зрителя. «Охота», «Доктор Стрендж», «Казино Рояль», «Дилер», «Адамовы яблоки», «Ещё по одной», т/с «Ганнибал»...

«Рыцари справедливости» не стали исключением в плане интересной подачи этого актёра. Роль потерянного отца Маркоса в классном исполнении Миккельсена выглядит как ещё один талантливый росчерк его богатого амплуа.

Такую обычную на первый взгляд историю актёр поднял на очень высокую планку подлинного мастерства. Буквально каждый кадр с его присутствием выразителен и красноречив — даже когда Мадс просто долго и задумчиво молчит в компании новых знакомых.

Миккельсен выжал из своей роли весь возможный максимум. В типаже этого брутального бойца сошлось на первый взгляд не сочетаемое. Закономерную месть он разбавил сострадательной улыбкой любящего отца. А боль от потери любимого человека растушевал щедростью души к новым знакомым.

И в огромном потенциале своего персонажа вне всякой романтики Миккельсен недвусмысленно дал понять вдумчивому зрителю: война это грязь, кровь и смерть; а не юношеская патетика площадей, дружно размахивающих знамёнами и весело скандирующих революционные памфлеты.

коллаж3

Чтобы что-то обрело смысл, нужно дать ему время появиться. Немало времени. У вас оно есть. И это роскошь (с)

Эмоциональный конфликт Матильды с отцом, который пытается наладить мостик к сердцу этого впечатлительного подростка, ещё больше усиливает ощущение драмы. Но кроме всего прочего, эти места тоже согревают надеждой. Ведь у них двоих есть время для всего. И процесс становления этих непростых отношений — когда люди заново открывают новые грани друг в друге — это самые светлые части картины. Не раз этот харизматичный отец погорячится и ударит кулаком в стол. Его дочь уже совсем взрослый ребёнок. У неё есть парень и своё право на личную территорию «после десяти вечера». Но боль от потери родного человека будоражит кровь Маркоса и заставляет долгое время смотреть на мир излишне подозрительным взглядом. Многие нервные разговоры отца и дочери обычно проходят на повышенных тонах. Их изломанные отношения почти всегда холерически завершаются закрытой дверью той комнаты, куда на своих нервных импульсах убегает Матильда.

И лишь бы это не были закрытые двери души родного человека. Всё остальное можно одолеть в аспекте всё тех же следствия причин. Кто-то более взрослый со временем сделает первый робкий шаг — а вторая сторона доверчиво примет предложение на долгосрочную дружбу и понимание сложной ситуации.

У Йенсена нет линейных персонажей. Все их мотивации — сложны и двусмысленны, а последствия неоднозначных поступков — это пожалуй и есть интрига / спойлеры сюжета.

Режиссёру удалось виртуозно сломать стереотипы линейных героев — всегда правильных протагонистов и неприятно вязких антагонистов. Он перетасовал плохих и хороших, прежде чем сдать основной расклад финала повествования.

коллаж4

Если бы этого аналитика по продажам не выгнали в тот день с работы — он не сел бы в этот поезд в метро, в котором он уступил место тому человеку, который пострадал «вместо» него....

Множественные стрелочки следствия причин на разноцветных стикерах в исполнении юной смышлённой девчонки Матильды надолго украсят стену её комнаты, лишив сна и надежды — разобраться в причинах горькой правды, почему же произошла эта трагедия. И это только начало этой сложной истории с тысячью неизвестных элементов.

Отто мучает сложное чувство вины — он уступил место тому человеку, который погиб «за» него. И самым закономерным образом его профессиональная аналитика, доведённая до точки невозврата шизофренического упрямства, расплетает новую сеть следующих трагедий.

Но режиссёр и здесь проявляет щедрость своего воображения, гибкость ума и творческой души: если бы не это самое упрямство, столько несчастных людей так бы и не встретились. А именно эти встречи смягчили боль их утрат и прежних страданий. Несмотря на цепочку очень ироничных совпадений (в чём-то совершено неправдоподобных, но уместных на большом экране), они все в финале картины очень помогут друг другу.

Кто-то станет сильнее. Кто-то просто повзрослеет раньше положенного возраста. Кто-то проявит мягкость и гибкость в своих переживаниях. А кто-то случайно избавится от застарелых комплексов.

Йенсен каждому герою прописывает знаковое взросление души и прежних сердечных порывов. В этой картине самым неожиданным образом сойдутся и переплетутся различные типажи и темпераменты — подарив зрителю почти два часа хорошей плотной глубокой истории.

В рамках своей холодной аналитики Отто установил связь, которой нет — и тот человек, который пострадал, едва ли этого заслуживал... Совпадение — вот и всё...

Не одна жизнь оборвется от влияния того, кто ищет справедливость таким образом. И хтонический страх от такого рода мести захлестнёт того, кто не привык к таким кровавым бездушным разборкам.

Это произойдёт по той именно причине: психика обычного индивида с безначальных времён не рассчитана на такие вещи. И что-то человеческое всегда прорывается язычками исцеляющего раскаяния через толщу нагромождений холодного расчёта и привычного цинизма.

Исходное событие, которое даёт ход всему последующему механизму, безусловно существует. Причин, влияющих на цепочку дальнейших следствий, великое множество. И поскольку этих самых причин — секстиллион, сознание обычного человека не способно всё это качественно обработать. Именно на этом самом резоне мы часто захлебываёмся в бесконечных «как» и «почему», когда переживаем боль своей души от инерции сложной ситуации. И именно поэтому всякая месть, точечно направленная на какого-то конкретного человека (по умолчанию внешнего врага) совершенно бессмысленна. Цепочка аналитического ума и переживаний мятущейся души совершено между собой не связаны. Поиски внешнего врага порой не дают никакого положительного результата, ещё больше разрывая рану сердца. Тотально вымещать своё страдание на какого-то другого — едва ли это работает на исцеление того, кто страдает.

После смертельной усталости на грани отчаяния и мести в конце концов чаще всего человеком двигает иррациональное — то, что обычно принято называть сердечным светом. И именно этот свет задаёт главное направление всей последующей жизни после самых тяжёлых перенесенных испытаний.

_________________________

Что касается переживаний обычного человека можно до мельчайших подробностей смоделировать те ситуации, в которых будут распаковываться файлы нашей судьбы, принося вынужденные боль и смятение.

Возможно, глубокую боль невозможно вылечить под ноль. Но её можно научится с мужеством принимать. Это не вызов и не соревнование на прочность — это «просто» боль. Мы неизбежно меняемся и взрослеем под этим грузом. Именно на такой ноте заканчивает Йенсен своё повествование. И именно такой глубокой рефлексии от просмотра «Рыцарей справедливости» искренне от сердца желаю каждому зрителю.





930
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 июня 2022 г. 23:58
Посмотрел совсем недавно. Ничего особенного от фильма не ожидал. А оказалось, что очень круто!)
Приятно, что вы про него написали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2022 г. 00:13
Спасибо за Ваше мнение! Искренне рада, что чем-то позитивно зацепило:beer:
Миккельсена правда обожаю — он необычный.
В ближайшее время планирую на «Ещё по одной» кое-что в рубрике сказать. Тоже классный фильм — от сердца рекомендую8-)


Ссылка на сообщение13 июня 2022 г. 07:44
Спасибо за рецензию-наводку на великолепный фильм!

Кажется, в моем полку режиссёров, творчество которых радует, прибыло.

Однако не считаю, что жанр — чёрная комедия, элементов которой с гулькин нос, да и то весьма спорно.

Шикарная история, отыгранная безукоризненно.

Жаль, мало сейчас такого кино.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2022 г. 15:37

цитата Apiarist

Спасибо за рецензию-наводку на великолепный фильм!

Вам взаимное спасибо за искреннее мнение по хорошему кино:-)
Я смотрела «Рыцарей» три раза. Буду наверное со временем пересматривать. Очень интересная история. И очень классные типажи.

цитата Apiarist

Однако не считаю, что жанр — чёрная комедия, элементов которой с гулькин нос, да и то весьма спорно.

Не совсем поняла Вашу мысль — скажите иначе, если это важно.

цитата Apiarist

Жаль, мало сейчас такого кино.

У меня такое ощущение — все фильмы, где играет Миккельсен, достойны просмотра. Хотя бы один раз посмотрите «Адамовы яблоки» от Йенса и «Ещё по одной» от Винтерберга. Что касается последней — это маленький шедевр. Искренне советую.
Хорошего настроения и отличных новинок в кино искреннее желаю:beer:

Если есть какие-то наводки на хорошее кино — пишите сюда или в личку.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 13:11
Пожалуй, тоже со временем пересмотрю.

цитата neo smile

Не совсем поняла Вашу мысль — скажите иначе, если это важно.
не считаю жанр фильма черной комедией. Те моменты, которые как бы призваны отыгрывать попадание в этот жанр, мне не показались неестественными и / или гротескными в той степени, в какой считываются как «черная комедия». Напротив, меня очень порадовало в фильме то, что, несмотря на странности и несуразности в поведении персонажений, реакциях, их чудаковатость, личности героев вопринимаются достоверно и жизненно. Даже пинание трупа Эмменталером — это не проявление цинизма и комедиезация насилия, а реакция, обусловленная особенностями личности и ситуации.
И потому мне откровенно не понятно, где и в чем именно кинопрокатчики усмотрели «черную комедию». Как по мне, так там довольно тонкий и психологически точный жизненный реализм, если не учитывать боевиковую и кримининальную составляющую.

цитата neo smile

Хотя бы один раз посмотрите «Адамовы яблоки» от Йенса и «Ещё по одной» от Винтерберга. Что касается последней — это маленький шедевр. Искренне советую.
спасибо! Оба этих фильма уже в виш-листе.

цитата neo smile

Хорошего настроения и отличных новинок в кино искреннее желаю
благодарю Вас! Пожелания исключительно взаимны:beer:

цитата neo smile

Если есть какие-то наводки на хорошее кино — пишите сюда или в личку.
мне довольно трудно угодить, и потому фильмов, которые могу рекомендовать другим, мало — при том, что не особо много смотрю. Из последнего, что прям понравилось — «Зеленая книга» (однако «Рыцари справедливости» впечатлили больше). Из того, что смотрел в течение последних года-полутора и запомнилось — «Интерстеллар», «Прочь», «Джанго освобожденный».
А один из самых любимых фильмов — «Господин Никто».
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 13:40

цитата Apiarist

Даже пинание трупа Эмменталером — это не проявление цинизма и комедиезация насилия, а реакция, обусловленная особенностями личности и ситуации.

Если бы мы работали изначально вместе над текстом рецы «Рыцарей» — взяла бы с удовольствием этот фрагмент от Вас. Очень хорошо сказано — согласна.
Насчёт того, что именно киношники ставят в жанр чёрной комедии — а по эту сторону экрана мы уже давно живём по лекалу брутального комикса — они наверное дают нам надежду. Что мир может быть лучше, чем мы его видим. Ведь Вы согласитесь, быть может, со мной — каждый всегда имеет своё восприятия реалий. И одно и то же явление каждый зритель может трактовать по-разному:-)
Мне, кстати увиделся (элементами) чёрный юмор именно в диалогах — ну здесь у всех будет своё качество перевода. А тот зритель, что смотрит в оригинале — вообще отдельная категория (завидую им в чём-то / оригинальный продукт видят)

Насчёт «Господин Никто» — бегло пока посмотрела аннотации в сети. Чем-то на «Пролейтесь, слезы» ФКДика похоже?
Если хотя бы отдалённо так — я тоже люблю такие истории. Постараюсь посмотреть в ближайшее время.
«Джанго» тоже очень понравился. Хотя к Тарантино отношение сложное.
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 14:01

цитата neo smile

Если бы мы работали изначально вместе над текстом рецы «Рыцарей» — взяла бы с удовольствием этот фрагмент от Вас. Очень хорошо сказано — согласна
спасибо.

цитата neo smile

каждый всегда имеет своё восприятия реалий. И одно и то же явление каждый зритель может трактовать по-разному
да, совершенно верно.

цитата neo smile

увиделся (элементами) чёрный юмор именно в диалогах
понимаю. Однако, на мой взгляд, диалоги в большей степени остроумны и саркастичны, нежели исполнены черного юмора. Опять же очень они адеватны ситуациям, которые сопровождяют.

цитата neo smile

Чем-то на «Пролейтесь, слезы» ФКДика похоже?
увы, не читал.

цитата neo smile

Постараюсь посмотреть в ближайшее время.
буду рад, если поделитесь впечатлением (можно и в личку).


⇑ Наверх