С самого начала ничего не понятно, с самого начала воспринимаешь как собственно повествование, так и образы, символы, знаки (отвлекусь: эти образы, каждый в отдельности и все вместе, пронизывают, заставляют чувствовать их, жить ими, и потому они не отпускают; почти каждый такой образ – островок самых настоящих эмоций и чувств). Сюжет как бы перескакивает с одного эпизода на другой, каждый из которых имеет свое собственное развитие, при этом они перетекают друг в друга, и не понятно, за что же нужно зацепиться как за основу, нулевую точку в системе координат. Но, как сказано в фильме, есть несколько измерений. И, пытаясь понять, держишься за каждый эпизод и за все разом. А потом уже не держишься – плывешь вольно и размашисто, наполняемый образами, жадно воспринимая и анализируя кусочки мозаики, оттенки смысла, грани переживаний и чувств – куда уж тут тем же «Началу» и «Эффекту бабочки»!..
Искренняя благодарность Apiarist за предоставленные материалы, колоссальную техническую поддержку и трогательную любовь к хорошему кино.
Каждому потенциальному зрителю живительной энергии от просмотра достойного умного продукта кинематографа.
Пока мы не родились — мы знаем всё, что случится потом. Когда приходит твой черёд — ангелы забвения прикасаются к твоим губам (с)
Зрителю картины "Господин Никто" (Mr. Nobody / 2009) от известного бельгийского режиссёра Жако Ван Дормаля пришлось бы мучительно ломать голову над смыслом каждого кадра — если бы этот фильм не был в аспекте эффектной визуализации операторской работы Кристофа Бокарна так красив и технически безупречен.
В наш век цифровых технологий в рамках готовых вопросов и ответов некоторые вещи на волне иррационального восприятия всё же приятно чуть-чуть недопонять и недораскрыть в контексте поднадоевших умопостроений и концепций.
Хотя нет, одна удивительно тонкая концепция всё же достойна пристального внимания. Вы слышали, быть может, красивую легенду про эффект бабочки?
По моим личным ощущениям режиссёр в данной картине обыграет её как нельзя лучше. И хотя доверчивый зритель всё время будет искать определённость, пытаясь встроить посыл создателей в привычный термин естественных наук (эффект бабочки с точки зрения свойства некоторых хаотичных систем) — Жако Ван Дормаль ушёл в своей подаче много выше.
Безусловно, в рамках такого сложного сценария, который он предложил своему зрителю, очень сложно делать однозначные выводы. И всё же я попробую. В картине очень много философии по мотивам известных китайских афоризмов. И эта знаменитая легенда даосского философа как нельзя лучше в сквозной манере отражает глубокую мудрость "Господина Никто"
Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!
Этот вопрос знаменитого китайского философа достоин того, чтоб над ним хорошенько поразмышлять.
Всё, что мы видим — существует. Мы видим свои руки, но не видим себя. Так есть ли я на самом деле? Существую ли я? Почему я — это я, а не кто-то другой?(с)
Философия авторского кино Вима Вендерса и особенная любовь к деталям отчётливо проступает буквально в каждом кадре картины Жако Ван Дормаля. Щедрой рукой он рассыпал по своему сценарию различные аллюзии и сквозные смыслы других не менее талантливых творцов.
Но воплощено это так искусно и тонко, что плагиатом такие вещи назвать сложно.
Панорамная съёмка, крупные планы и великолепная операторская работа, когда камера облетает героев, создавая эффект трёхмерного пространства, поставили эту картину в один ряд с классиками артхауса. Быть может, кто-то искренне признается в трудностях восприятия подобного нелинейного изложения данной истории — но эта сложность стократно оправдана.
В похожей манере с использованием художественного гротеска на контрасте комедии и драмы Жако Ван Дормаль уже работал в картине "День Восьмой" ( Le huitième jour / 1996). Его герои всегда обладают какой-то глубокой неподражаемой харизмой. В этой истории из уже далёких 90х прежнего века Дормаль не менее талантливо и сокровенно поведал о том, что лучшие из нас — на самом деле сумасшедшие. Тандем актёров (Паскаль Дюкен и Даниэль Отей) показали такой высокий класс мастерства — словами передать это очень сложно.
Дормаль номинант различных кинопремий. И он Мастер с заглавной буквы.
Жако по роду своей профессии художник, которых мало. Краски на его холсте всегда чисты. Сюжеты — яркие и необычные. А в глазах его героев целая бездна разнообразных чувств и эмоций.
Дормаль включает на максимальные обороты все возможные виды восприятия зрителя. Он учит искусству детализации. По сути этот бельгийский режиссёр виртуозно заимствует наработки классиков кино. Многие режиссёры в рамках эксперимента доказали — кадры в половину лица заостряют внимание зрителя, позволяя его воображению на подсознании чем-то "доставить" вторую половину. Подобный настроенческий посыл и есть изюминка "Господина Никто". У каждого сложится своя картинка. И быть может, к финалу фильма вы с улыбкой для себя отметите духовное родство с Дормалем. Всё плотно сойдётся в этом пазле подобного творческого взаимодействия — и вы гармонично станете одним целым.
Творчество с элементами эклектики — конек этого режиссёра. И можно сказать, что Жако Ван Дормаль классик уже при жизни: вплетая ностальгические полутона в каждое произведение, он актуален и нов в своём безупречном исполнении.
В лучших своих картинах Жако Ван Дормаль в большей степени показывает, а не рассказывает. Его удивительно неповторимая история о "Господине Никто" заслуживает отдельного внимания.
Многочисленные технические приёмы — крупные планы напополам и монтаж поперёк экрана — уместно дополнили эту по-настоящему запутанную драму души главного героя Немо.
Из далёкого будущего умудренный опытом 118летний старик рассказывает новым людям, которые победили смерть, о том, что их победа призрачна и нелепа. Ибо нечего побеждать. Потому что нас всех на самом деле нет...
Несложно при таком ментальном посыле представить лицо крайне озадаченного журналиста, который пишет статью о жизни Немо и не может понять, какая же из всех поведанных им историй на самом деле истинная. А истинная — всякая, которую мы искренне проживаем, не умышленно вкладывая в неё флюиды своей души.
Можно с уверенностью сказать, что создатели вложили немалую долю иронии, когда, «заглянув в будущее», увидели и показали зрителю искусно управляемые массы убеждённых в своей правоте шизофреников в аспекте равенства бездушных автоматов. Увы, мы неслышно приближаемся именно к такой модели светлого будущего, где с помощью цифровых инноваций побеждено многое. Только не косность мышления.
И, вероятно, именно по той знаковой счастливой причине, что мы ещё в настоящем — картина "Господин Никто" получилась живой и трепетной, как дуновение тёплого ветерка или как взмах ресниц восторженного ребёнка. А вся основная история (хотя в канве витиеватого сюжета очень сложно определить, которая из историй основная) рассказана от лица девятилетнего ребёнка, который ищет себя в этом непростом мире. И позже, став уже совершенно взрослым человеком, так и не может до конца найти. Тема экзистенциального одиночества красной строкой проходит через всю картину. А настойчивые намёки на то, что одиночество порой может быть полезным и целебным, выразительным пунктиром подчеркивает глубокие переживания ключевых героев.
И среди прочего в данном нарративе отчётливо фонит концепция очень сложного выбора, который нам так или иначе приходится совершить. По причине незаметно накопленного потенциала причин и следствий (то, что многие называют кармой) мы влияем и взаимодействуем с реальностью на очень тонком уровне осязания.
Хотим ли мы родиться у тех родителей, у которых родились? Искренне ли мы желаем одного партнёра на всю жизнь или засыпая в счастливых семейных объятиях, мы всё же мечтаем о чём-то ещё?.. Хотим ли мы остаться смертными и закономерно умереть — или надеемся в смелых мечтах на бессмертное будущее в аспекте теломеризации согласно концепции фильма?
Это не вопросы для скудной конкретики ответов. Это риторика по сюжету Жако Ван Дормаля.
В его талантливой подаче всё та же бабочка раскрывает взмахом невесомых крыльев двери той реальности, на проживание которой у нас всегда не хватает должного потенциала сознания. Ведь именно оно и определяет, где мы находимся — в будущем, прошлом или настоящем. И, к слову сказать, мы настолько ленимся работать над качеством своей судьбы, что с удовольствием убегаем куда угодно — лишь бы не проживать скучное настоящее.
Что происходит когда мы влюбляемся? Почему именно эта женщина или тот мужчина?.. (с)
Есть ли у нас выбор при подобном зове родного типажа? Или всё происходит спонтанно — и в этом состоит истинная прелесть?..
По сюжету картины этот смазливый тринадцатилетний мальчуган при всех своих эзотерических талантах предсказывать будущее твёрдо верит в одно: всегда нужно признаваться в любви тем, кого мы любим.
И в этом он прав, как никакой другой герой картины. Ибо мы столько сил и времени тратим на критику и колкие замечания — было бы здорово найти этой энергии лучшее применение.
В фильме достаточно много чувственных сцен. Но это не банальные фрагменты броских сексуальных приключений героев, а роскошные романтические эпизоды выразительных взглядов и улыбок, которые переплетают судьбы / вчера и сегодня / то, чего не было и то, чему суждено сбыться...
И если зритель ждёт от этой картины последовательного и понятного изложения — "Господин Никто" просто не тот случай и не ваш выбор.
Режиссёр постоянно даёт иррациональные нотки. Его приятная недосказанность уместно согревает картину. А точные репризы композитора Пьера Ван Дормаля создают знаковое напряжение — когда зритель интуитивно ожидает развязки ключевой истории там, где её нет.
Что и говорить, Жако Ван Дормаль — король создания интриги. Он великолепно её держит на протяжении всей истории. К тому же этот бельгийский режиссёр выступил сценаристом данной картины. Он виртуозно даёт красивую развязку в хаосе переплетений призрачных событий своего замысла. "Господин Никто" получился психоделичным и задумчивым одновременно.
И по личным ощущениям мне было приятно именно такое представление финала с мощным послевкусием переживаний всех ключевых героев.
Я хочу проснуться! Хочу проснуться! Проснуться… (с)
Сюжет "Господина Никто" построен на каком-то смысловом реверсе — когда всё время непонятно, в какую сторону отматывает режиссёр события прожитой жизни ключевого героя Немо.
Взрослая жизнь, случайно подсмотренная мальчиком через проекцию поступков своих родителей, разведёт "мосты его понимания" на долгие годы. Немо очень долго будет искать в тоннелях своей памяти ту женщину, что максимально сильно не похожа на его мать.
У него было очень сложное детство в аспекте того эмоционального надрыва, когда приходится выбирать, с кем ты хочешь остаться — с матерью или с отцом. И, судя по сумбурному танцу подсознания, он любил их двоих просто безмерно сильно. Чем отвечают взрослые на искренние порывы доверчивого сердца ребёнка — Дормаль наглядно расскажет в своём талантливом изложении. И мы почему-то вновь не удивлены, что всё получается именно так…
Тем интереснее раскрывается эта история, что создатели искусно предлагают вариативность. Скольких красивых девчонок мысленно переберет в своей голове герой Джареда Лето — столько счастливых свадеб будет сыграно на изумление доверчивому зрителю.
Как гласит одна китайская пословица: одна снежинка может согнуть лист бамбука (с)
И стоит отдельно отметить отличную актёрскую подачу женских типажей — ибо в классной игре Джареда Лето я не сомневалась с самого начала. Те фильмы, где в титрах стоит его имя, всегда по инерции вызывали у меня жгучий интерес.
Джаред органичен в любой роли. Всякий его типаж заряжает особой энергетикой. Он полифоничен в своём амплуа — актёр такого класса всегда даёт синтез брутального демонизма, отвязной динамики и чистой чувственной непосредственности в кадре. В самом хорошем смысле Джареда много в этой картине. И "Господин Никто" — настоящий подарок для фанов актёра.
К тому же Джаред — боец сразу нескольких фронтов. Он фронтмен альтернативной рок-группы "Thirty Seconds to Mars". Его чувственная и местами рваная подача даёт какой-то нереальный заряд юношеского драйва и накала энергии. Самые сложные темы, в которых изначально превалирует депрессивное звучание, Джаред виртуозно разворачивает в иную модуляцию рассказаной им истории
И словно в тон его многогранному таланту женские роли в "Господин Никто" исполнены именно такого мастерства и духовной силы.
Нежная, как морской рассвет, Диана Крюгер согреет невероятной энергетикой своего персонажа Анны. Эта история, в которой девушка ждёт у маяка своего сердечного друга, самая трепетная и манящая. Она полна сокровенной тайны и особого душевного надрыва. Время словно замерло на стрелках часов Анны и Немо. Их будто нет на этом свете. И тем не менее дыхание этой любви самое живительное и мощное — именно эта ветка сюжета будет исцелением для немощного старика, безнадёжно застрявшего в тоннелях своей памяти.
Актёры великолепны даже в кратких репликах. Они словно звенья одной цепи дают грамотную связку всем тем ответвлениям сюжета, которые составляют собой очень сложную сценарную мозаику картины.
Сара Полли воплотила на экране образ невероятной женщины. Она чувственная, нервная, импульсивная, любящая, истеричная и очень трогательная в своей боли. Её персонаж противоречив и сложен. И я уверена, что многие мужчины с удивлением узнают в её Элизе свою жену. И вдвойне удивятся своему колоссальному терпению — ибо вытерпеть такой накал страстей практически невозможно. Но ведь именно таких и любят — за их силу и слабость. Именно в этой слабости и есть цельность души родного человека.
В жизни наступает момент, когда всё вокруг кажется тёмным. Все решения приняты — остаётся только плестись дальше. Я знаю себя, как свои пять пальцев. Могу предсказать любую свою реакцию. Я сам дошёл до этой точки. А теперь, когда дошёл, мне до одури скучно. Самое трудное — понять, жив ли я ещё (с)
Даже в житейской мудрости Жако Вам Дормаль даст свою нотку уместного мистицизма. Метафора хаотичного бурного водного потока грамотно визуализирована на протяжении всей картины. Главный герой Джареда Лето в контексте этой истории постоянно ныряет в водоворот различных событий.
Немо с детства боится воды. И он всё время взахлёб переживает свой страх, ибо у подсознания нет понятия "вчера". Каждый раз погибая на дне реки в том или ином сценарии жизненного пути, сознание Немо переключается на другую ветку развития событий. И словно элегантно вешая пиджак на спинку стула, он вновь обнимает следующую женщину, поскольку она для него и есть та самая долгожданная и единственная.
Нужно ли говорить в который раз — что вас захлестнет сильное недоумение от всего происходящего на экране. Но где-то с двадцатой минуты достаточно длинного хронометража картины вы всё же доверчиво вольётесь в этот сумбур буйной фантазии Жако Ван Дормаля.
Всё на свете может быть другим, но иметь тот же смысл. Именно эту мысль тоненькой ниточкой вплетает Жако Ван Дормаль в свою историю на грани сна и яви — и Немо вновь просыпается в странном антураже незнакомого нового места. И этот утонченный сюреализм лишь отчасти похож на паранойю главного героя картины.
Я так часто говорила с тобой в мыслях. Как же странно говорить с тобой на самом деле. Не спеши. Мне нужно время, Немо (с)
Нечаянно оброненная фраза может надолго задать нежелательный тон вполне благополучных отношений. А спонтанный саркастичный комментарий — вырвать из модуля счастливого будущего. Нам стоит бояться спонтанности — в равной степени, как и восхищаться её потенциальными свободами. Ибо мы вольны сами строить свою судьбу и направлять её течение в нужное русло. Парадокс — но многие на свою жизнь только жалуются. И обречённо выражают своё недовольство, на уровне изощрённых мазохистов наслаждаясь её несвободами. По ходу повествования зритель не раз невольно задумается: в конце концов на что мы тратим свою и без того стремительно ускользающую жизнь?..
Мы перестаём бояться боли, когда начинаем понимать её истинный глубокий потенциал. И перестаём убегать от трудностей — в безысходном поиске простых решений — именно в тот момент, когда понимаем, что простых решений быть не может по умолчанию.
Пока выбор не сделан — всё возможно. Это один из слоганов фильма. Можно ли повернуть время вспять — ещё одна риторика от режиссёра.
_________________
И где-то всё так же ждёт Анна своего Немо. У подножия призрачного маяка они ловят это послание всей своей жизни и всё так же разговаривают друг с другом в мыслях через пространство.
Через все возможные ориентиры нашей донельзя запутанной жизни на широте своей огромной творческой души в рамках кавера легендарной " The Police" Джаред бросает свой Massege in a Bottle
Норвежский философ и психиатр Финн Скэрдеруд однажды предположил — якобы нам всем с рождения не хватает половины промилле "‰"
По этой причине нужно каждый день выпивать один (а лучше два) бокала вина — дабы поддерживать "естественное" состояние души и тела. При таком балансе каждый человек постепенно становится расслабленным, спокойным и открытым творчеству.
Полностью потерянный в себе отец внешне благополучного семейства никогда до конца не поймет проблем того холостяка, который коротает свои одинокие вечера с больной собакой.
Обладатель красавицы жены и троих смазливых мальчуганов с натяжкой сочувствует трудностям общения с женщинами того, кто их боится как смертельного огня вархаммера.
Плановый экзистенциальный кризис закономерно накроет четырёх давних друзей — школьных педагогов истории, музыки, психологии и физической культуры — на четвёртом десятке их увядшей в рутине жизни. Брутальная депрессия всей своей безбашенной волной цунами смоет их прежние предрассудки и стереотипы.
Внешне правильные и благоразумные — на самом деле они уже давно тоскуют по отвязным авантюрам юности. Их креативный эксперимент по раскрепощению души и тела не заставит себя долго ждать закономерными следствиями причин этого радикального безумия.
Они мечтают на бешеных оборотах разогнать свою психику до запредельных переживаний катарсиса. И парадоксально — но этот самый катарсис случится у вдумчивого зрителя непосредственно.
"На самом деле эта жизнь сложнее, чем нам кажется", — так скажет учитель школьной программы истории (Мадс Миккельсен), раскрывая своим не в меру заскучавшим ученикам "суровую" правду жизни.
Все гениальные люди, повлиявшие на судьбу человечества, оказывается, ежедневно не слабо выпивали...
Именно под это весомое оправдание Мартин со своими друзьями теперь ходят на работу сильно подшофе.
И в свете своих профессиональных экспериментов герой Миккельсена держит высокий рейтинг среди своих рано повзрослевших сорванцов. Его успехи в преподавании неуклонно растут среди тех самых школьников, которых как известно учить такому — только портить.
Этот талантливый педагог поставит очень мощный движок креативного познания — и "грызть гранит" науки впечатлительным подросткам окажется намного проще.
И кажется — вот он, покорен очередной ментальный рубеж!.. Желания стали теплее, а цели — ближе. Но здесь ключевое слово — "кажется"...
Фаны крепких напитков и обладатели плотной психики, мужайтесь!
Ядерная смесь абсента никого не оставит равнодушным. Равно как она не оставит "камня на камне" той прежде счастливой семьи, которую создал Мартин со своей супругой Аникой в юности.
Хрустит лёд приятно запотевшего стакана в нервных дрожащих руках великолепного лицедея Миккельсена — трещит по швам личная жизнь его героя.
Шутки с алкоголем, да ещё в рабочее время — занятие не для слабаков.
Есть достаточное количество статей по поводу того — психика тех же холериков в творчестве напрямую "нуждается" в подобном допинге. Ибо алкоголь непосредственно влияет на замедление переживаний, позволяя поставить их "на скролл" и увидеть себя как бы со стороны совсем иначе.
И хотя сам Финн Скэрдеруд впоследствии опровергнет конгруэтность сценария "Ещё по одной", заявив о том что сделал подобное заявление в очень узком контексте совершенно специфической темы — охотников ввязаться в такой эксперимент в аспекте людей творческих профессий по-прежнему достаточное количество.
Фильм получился бы скучным и пресным, если бы создатели вложили в него нарочитое моралите на тему того "Как вести себя в сложных обстоятельствах". Безусловно, каждый зритель увидит в нем ровно столько правды — сколько позволяет бэкграунд его личных переживаний.
И всё-таки вне всяких замороченных поучений от себя замечу. Влияние алкоголя на действие психики человека во внешнем мире по расхожей метафоре — это чемодан с тройным дном. И первым из них, как известно, открывается отделение Пандоры.
Вы смело скажете наконец другому то, что давно делало вас несчастным, оставаясь мёртвым грузом на сердце. Возможно, при таких обстоятельствах будет даже некий качественный скачок в ментальном развитии личности (и ситуации). Возможно, вы даже умудритесь избавиться от детских комплексов.
Но где ощутимая гарантия того, что буквально каждую ситуацию можно держать под контролем в таком разболтанном состоянии постоянно искусственно приподнятого настроения. И где тот смельчак, который расскажет историю своей закономерно счастливой жизни под действием постоянного нажима допингов?...
Одинокой лодкой за горизонт уйдёт жизнь одного из ключевых персонажей картины — подарив его друзьям сгусток боли и ещё большей тоски. И в финале картины — сколь бы благодушным он не показался на поверхности сюжета — создатели поставили очень мощную глубокую метафору.
"Мы приходим в этот мир в одиночестве — и уходим из него в таком же аспекте"
А тот манящий огонёк надежды, любви и счастья, что согревает путеводной звездой на протяжении всей нашей жизни — едва ли все герои картины выйдут на свет в финале этой трогательной глубокой истории.
Создатели этой трагикомедии получат свой заслуженный Оскар. Актёры сыграют лучшие роли в подобном жанре. Мадс Миккельсен в свой полтинник покажет, что стареть можно красиво — подарив своим фанам (и не только) джаз-балет от профи.
У зрителя что-то ёкнет под сердцем от переплетений витиеватого сюжета — поскольку картина сделана выше всех похвал на ментальном и техническом уровне.
А я скромно и от сердца пожелаю. Пейте только хорошее лёгкое вино в кругу верных друзей. И пусть все ваши сокровенные желания всегда сбываются без допингов.
Случайности — отстой нашего восприятия. Требуйте долива недостающих фактов
Все события — это последствия произошедших явлений. За недостатком объема данных мы зачастую принимаем закономерность за случайность. Но это ошибка (с)
Жанр чёрной комедии очень сложен в своём исполнении. Особенность картины Андерса Томаса Йенсена "Рыцари справедливости" (Retfærdighedens Ryttere / 2020) заключается в том, что этот режиссёр строит её на сложных логических величинах. Он работает в данном нарративе безошибочно и отлажено точно.
И кроме всего прочего, виртуозно смешивая жанры, Йенсен на протяжении фильма использует очень интересный приём — своеобразную творческую инверсию. Этот талантливый датчанин впритирку исследует принцип справедливости в рамках поступков ключевых героев картины. И словно перенаправляет их мотивации к подсознанию вдумчивого зрителя непосредственно.
Что такое справедливость в аспекте современного жёсткого мира? Не генерирует ли возмездие ещё большее желание разрушать? Нужно ли реально прощать — там, где простить невозможно? Есть ли силы подняться и выйти человеком из тех испытаний — где всё человеческое изначально похерено?...
Примерно такой глубокий пласт совсем не житейской философии поднимает режиссёр в "Рыцарях справедливости". На протяжении довольно длинного хронометража Йенсен виртуозно работает на стыке драмы, триллера, детектива и плотного экшена. В фильме много драк, крови и насилия с элементами перверсии.
И что самое удивительное — Йенсен стыкует начало и финал картины флешами светлой рождественской сказки в аспекте духовного становления своих героев.
К слову сказать, актёрский состав в фильме просто шикарный. И выбор основного типажа в талантливом исполнении Мадса Миккельсена — это закономерная причина успешной ротации "Рыцарей справедливости". Картина держит достаточно высокий рейтинг в том числе благодаря главной роли Миккельсена.
История брутального бойца, который вынужденно вернулся из горячей точки на похороны своей жены по трагической причине террора в метро, полна противоречий и парадоксов. Где безопаснее оставаться в нашем современном мире — там где прицельно стреляют на военных полигонах или в скудном подобии мирной жизни — каждый зритель решит для себя самостоятельно.
Мрачная и вязкая атмосфера начала этой трагедии была бы совсем невыносима, если бы режиссёр не умел стыковать чёрный юмор и свою фирменную брутальную философию.
Фильмов, которые заставляют думать, в современном кинематографе не так уж много. Режиссёров, которые виртуозно работают в жанре чёрной комедии, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Андерс Томас Йенсен грамотно балансирует на очень сложном стыке трудно сочетаемых направлений. В изложение прожжённой чёрной комедии к финалу картины он тонко вплетает элементы рефлексии своего ключевого героя Маркоса (Мадс Миккельсен)
Боль от потери родного человека на прикладных инструментах психоанализа не лечится ничем. И именно на этих элементах режиссёр вновь искусно возвращается в русло комедийного изложения своей излюбленной чёрной тяжеловесной иронии. Йенсен мастерски заигрывает с махровыми шутками о прелестях классической терапии.
В достаточно жёсткой форме развенчав привычные каноны психоанализа, Йенсен в контексте своего сценария обесценит подростковые страхи совсем юной девушки Матильды (Андреа Хеик Гадеберг), оставшейся полусиротой. После гибели матери она по инерции видит во всём лишь боль, тоску и тревогу. И безусловно у неё развились определённые комплексы под нажимом давления строгого отца, который вернулся через много лет своего отсутствия — совершенно предсказуемо не зная мир души своей дочери.
В их тяжёлый и израненный болью быт совершенно неожиданно войдут спонтанные друзья по несчастью. И у каждого из них будет что-то своё в аспекте болезненных воспоминаний пережитых прежде страданий.
Мне иногда кажется, что надломленные люди тянутся друг к другу, чтобы на фоне таких же выглядеть нормально. Так проще жить (с)
Эта команда нервных импульсивных друзей (Николай Ли Кос, Ларс Бригманн), связанных профессионально в сфере продаж, долгое время работала над очень интересным алгоритмом. Буквально все явления (даже мельчайшие отголоски "случайного" взаимодействия) в нашем социуме подлежат учёту. И безусловно на всё есть свои следствия причин. Отто и Леннарт 26 лет занимаются статистикой и расчётом вероятностей. И могут внести ясность в различие несчастного случая и спланированного террористического акта. Они научились устанавливать связи между множеством различных показателей, которые так или иначе влияют на потенциал любой ситуации.
Эти эклектичные в своём поведении умники на протяжении всего сюжета в постоянных словесных перепалках будут шумно выяснять свои непростые отношения. И не раз вызовут ироничную улыбку, переходящую в искренний смех, у впечатлительного зрителя.
В бесчисленных хакерских атаках мировой паутины им поможет ещё один такой же взвинченный закомплексованный неудачник (Николас Бро) в роли Эмменталера.
В этом бесконечном поиске виновного человека в контексте случившейся трагедии у них троих постоянно оказывается недостаточно данных для стопроцентного совпадения. И понижать порог по Дании они будут весьма специфическим способом.
Эмменталер, Отто и Леннарт смотрят на этот мир шире — чем люди с обычным восприятием. И пытаясь сложить сложный пазл, они совсем немного ошибутся в расчёте. Поскольку, так или иначе, различные двусмысленные ловушки подстегнут их на совершенно безумные оценки "не виновных" людей, которые попали в фокус их пристального внимания. И вне всяких спойлеров — это самые интересные места картины. В чём-то чёрные и драматичные. А в чём-то лирические и дающие надежду на исцеление этого мира.
Эти самонадеянные хакеры не раз взломают базу различных серверов в поисках справедливости, которую в таком большом объёме информации окажется найти не так уж просто.
И, как бы то ни было, они разработали очень интересную корреляцию Рыцарей справедливости, которую на метафоре можно раскрывать бесконечно — настолько глубокий замысел двойных смыслов вложил режиссёр в свою картину.
Именно на этом противостоянии анализа, лирики и взрослого брутального юмора выстроил режиссёр каркас своего сюжета. К середине картины Йенсен уплотнит его статичными переживаниями подростка, который на "кайфе" своего взросления мечется от одних радикальных суждений к другим. И добавит щепотку щекотливых подробностей из глубоких переживаний взрослых ключевых персонажей.
Что касается технической стороны картины — и здесь всё безупречно (логически выверено).
В "Рыцарях справедливости" великолепный монтаж по движению и очень атмосферное музыкальное сопровождение, при котором каждый значимый кадр буквально пропитан ожиданием следующего действа. Этот датский режиссёр выстрелил в 2020м в аспекте следствия причин буквально по всем категориям.
На протяжении всей своей кинокарьеры Андерс Йенсен работает с очень интересными типажами и достаточно сильными актёрами. Безусловно, как и многие коллеги, он страдает самоповторами. Но в этом и есть аспект творческого почерка каждого режиссёра. И, да, у него есть свои любимые типажи — из фильма в фильм он работает с очень сильными актёрами.
Мадс Миккельсен — это тяжёлая артиллерия датского кино. Его любят и ценят серьёзные режиссёры. И с завидной регулярностью приглашают в свои проекты.
Йенсен уже работал с Миккельсеном в дебютной картине о бандитских разборках "Мерцающие огни" (Blinkende lygter / 2000) из уже далёких нулевых. И он вновь пригласил его в не менее интересную историю о потерянном храме в глубинке "Адамовы яблоки" (Adams Æbler / 2005), расцветив роль Миккельсена мятежными сомнениями тронутого священника.
Мадс Миккельсен в аспекте своего разностороннего таланта достоин отдельной заметки на полях.
Миккельсен поднялся на Олимп своей популярности не сразу. Сначала он терпеливо играл различных типажей в фестивальном датском кино — прежде, чем вышел на амбициозные проекты и заслуженно завоевал мировое признание в кино.
В своей кинокарьере он играл инфернальных маньяков и сдержанных мечтателей. Мадсу удалось создать свой уникальный почерк — при нарочитом минимализме Миккельсен всё же очень эмоционален. Его персонажи наделены противоречиями, непростым характером и особой болью сомневающегося человека. Он очень тонок и естественен в своих переживаниях.
Возможно местами он нелепый и гротескный. Но при этом всегда очень обаятельный и броский. В лучших своих ролях этот актёр выразительный и многослойный. И самым парадоксальным образом даже изощрённые негодяи и гангстеры в его исполнении всегда вызывали сочувствие. Миккельсен наделён особой харизмой и меланхоличным обаянием. Сложные неоднозначные образы — конек этого актёра. Он строит образы на полутонах и едва уловимых движениях, вызывая этим движение души самого зрителя. "Охота", "Доктор Стрендж", "Казино Рояль", "Дилер", "Адамовы яблоки", "Ещё по одной", т/с "Ганнибал"...
"Рыцари справедливости" не стали исключением в плане интересной подачи этого актёра. Роль потерянного отца Маркоса в классном исполнении Миккельсена выглядит как ещё один талантливый росчерк его богатого амплуа.
Такую обычную на первый взгляд историю актёр поднял на очень высокую планку подлинного мастерства. Буквально каждый кадр с его присутствием выразителен и красноречив — даже когда Мадс просто долго и задумчиво молчит в компании новых знакомых.
Миккельсен выжал из своей роли весь возможный максимум. В типаже этого брутального бойца сошлось на первый взгляд не сочетаемое. Закономерную месть он разбавил сострадательной улыбкой любящего отца. А боль от потери любимого человека растушевал щедростью души к новым знакомым.
И в огромном потенциале своего персонажа вне всякой романтики Миккельсен недвусмысленно дал понять вдумчивому зрителю: война это грязь, кровь и смерть; а не юношеская патетика площадей, дружно размахивающих знамёнами и весело скандирующих революционные памфлеты.
Чтобы что-то обрело смысл, нужно дать ему время появиться. Немало времени. У вас оно есть. И это роскошь (с)
Эмоциональный конфликт Матильды с отцом, который пытается наладить мостик к сердцу этого впечатлительного подростка, ещё больше усиливает ощущение драмы. Но кроме всего прочего, эти места тоже согревают надеждой. Ведь у них двоих есть время для всего. И процесс становления этих непростых отношений — когда люди заново открывают новые грани друг в друге — это самые светлые части картины. Не раз этот харизматичный отец погорячится и ударит кулаком в стол. Его дочь уже совсем взрослый ребёнок. У неё есть парень и своё право на личную территорию "после десяти вечера". Но боль от потери родного человека будоражит кровь Маркоса и заставляет долгое время смотреть на мир излишне подозрительным взглядом. Многие нервные разговоры отца и дочери обычно проходят на повышенных тонах. Их изломанные отношения почти всегда холерически завершаются закрытой дверью той комнаты, куда на своих нервных импульсах убегает Матильда.
И лишь бы это не были закрытые двери души родного человека. Всё остальное можно одолеть в аспекте всё тех же следствия причин. Кто-то более взрослый со временем сделает первый робкий шаг — а вторая сторона доверчиво примет предложение на долгосрочную дружбу и понимание сложной ситуации.
У Йенсена нет линейных персонажей. Все их мотивации — сложны и двусмысленны, а последствия неоднозначных поступков — это пожалуй и есть интрига / спойлеры сюжета.
Режиссёру удалось виртуозно сломать стереотипы линейных героев — всегда правильных протагонистов и неприятно вязких антагонистов. Он перетасовал плохих и хороших, прежде чем сдать основной расклад финала повествования.
Если бы этого аналитика по продажам не выгнали в тот день с работы — он не сел бы в этот поезд в метро, в котором он уступил место тому человеку, который пострадал "вместо" него....
Множественные стрелочки следствия причин на разноцветных стикерах в исполнении юной смышлённой девчонки Матильды надолго украсят стену её комнаты, лишив сна и надежды — разобраться в причинах горькой правды, почему же произошла эта трагедия. И это только начало этой сложной истории с тысячью неизвестных элементов.
Отто мучает сложное чувство вины — он уступил место тому человеку, который погиб "за" него. И самым закономерным образом его профессиональная аналитика, доведённая до точки невозврата шизофренического упрямства, расплетает новую сеть следующих трагедий.
Но режиссёр и здесь проявляет щедрость своего воображения, гибкость ума и творческой души: если бы не это самое упрямство, столько несчастных людей так бы и не встретились. А именно эти встречи смягчили боль их утрат и прежних страданий. Несмотря на цепочку очень ироничных совпадений (в чём-то совершено неправдоподобных, но уместных на большом экране), они все в финале картины очень помогут друг другу.
Кто-то станет сильнее. Кто-то просто повзрослеет раньше положенного возраста. Кто-то проявит мягкость и гибкость в своих переживаниях. А кто-то случайно избавится от застарелых комплексов.
Йенсен каждому герою прописывает знаковое взросление души и прежних сердечных порывов. В этой картине самым неожиданным образом сойдутся и переплетутся различные типажи и темпераменты — подарив зрителю почти два часа хорошей плотной глубокой истории.
В рамках своей холодной аналитики Отто установил связь, которой нет — и тот человек, который пострадал, едва ли этого заслуживал... Совпадение — вот и всё...
Не одна жизнь оборвется от влияния того, кто ищет справедливость таким образом. И хтонический страх от такого рода мести захлестнёт того, кто не привык к таким кровавым бездушным разборкам.
Это произойдёт по той именно причине: психика обычного индивида с безначальных времён не рассчитана на такие вещи. И что-то человеческое всегда прорывается язычками исцеляющего раскаяния через толщу нагромождений холодного расчёта и привычного цинизма.
Исходное событие, которое даёт ход всему последующему механизму, безусловно существует. Причин, влияющих на цепочку дальнейших следствий, великое множество. И поскольку этих самых причин — секстиллион, сознание обычного человека не способно всё это качественно обработать. Именно на этом самом резоне мы часто захлебываёмся в бесконечных "как" и "почему", когда переживаем боль своей души от инерции сложной ситуации. И именно поэтому всякая месть, точечно направленная на какого-то конкретного человека (по умолчанию внешнего врага) совершенно бессмысленна. Цепочка аналитического ума и переживаний мятущейся души совершено между собой не связаны. Поиски внешнего врага порой не дают никакого положительного результата, ещё больше разрывая рану сердца. Тотально вымещать своё страдание на какого-то другого — едва ли это работает на исцеление того, кто страдает.
После смертельной усталости на грани отчаяния и мести в конце концов чаще всего человеком двигает иррациональное — то, что обычно принято называть сердечным светом. И именно этот свет задаёт главное направление всей последующей жизни после самых тяжёлых перенесенных испытаний.
_________________________
Что касается переживаний обычного человека можно до мельчайших подробностей смоделировать те ситуации, в которых будут распаковываться файлы нашей судьбы, принося вынужденные боль и смятение.
Возможно, глубокую боль невозможно вылечить под ноль. Но её можно научится с мужеством принимать. Это не вызов и не соревнование на прочность — это "просто" боль. Мы неизбежно меняемся и взрослеем под этим грузом. Именно на такой ноте заканчивает Йенсен своё повествование. И именно такой глубокой рефлексии от просмотра "Рыцарей справедливости" искренне от сердца желаю каждому зрителю.
Когда к концу 50х годов прежнего века советский кинематограф исчерпал список лубочных сценариев о сверхчеловеке. Когда израненный народ после Второй Мировой на своей душевной энергетике начал создавать что-то поистине глубокое и душевное. Когда итальянская школа неореализма дала всходы и в советском кино... Именно тогда на поток всенародной любви пошли такие картины — "Когда деревья стали большими".
"Мы все из себя на самом деле чего-то изображаем. Чего на самом деле нет."
Так скажет герой Никулина — Кузьма Кузьмич Иорданов в горячей перепалке с персонажем Василия Шукшина — председателем колхоза той деревни, в которой развернётся эта трагикомедия. И несмотря на совершено заурядный типаж главного героя в образе почти опустившегося человека — реплика Кузьмы Иорданова пробьёт зрителя в самое сердце.
И одновременно именно эти слова смягчают основной посыл картины: Если мы все имеем одинаковые пороки и одинаковую природу боли — быть может, именно это подтолкнет каждого зрителя к новому повороту ума, неизбежно заставив посмотреть на реальную жизнь совершенно иным открытым взглядом.
Основной режиссёрский посыл Льва Кулиджанова на съёмочной площадке картины "Когда деревья были большими" был примерно следующим: Никакой игры. Нужно жить в этой роли.
А учитывая тех актёров, с которыми работал этот новатор отечественного кино, пересматривать этот фильм в сотый раз — ни с чем не сравнимое эстетическое и эмоциональное удовольствие.
К тому же картине пошла на пользу реставрация в цвете, через которую позже прошли многие фильмы отечественного кино. Коррекция цвета была сделана очень удачно — и многие ночные сцены (крупные планы) стали более выразительными и трёхмерными в восприятии зрителя.
Особенность картины Кулиджанова состоит в том — в ней периодами играют без слов. В фильме очень много крупных планов, в которых разговаривают робкими улыбками, опущеными плечами и едва уловимыми жестами; неожиданным всплеском импульса на лице актёра и тихим плеском воды на песчаном пляже реки загадочной русской глубинки.
Нужно отметить, что многие методы Кулиджанова, учитывая скромные возможности режиссёров тех лет, вызывают искреннее восхищение. Знаменитый режиссёр виртуозно играет с освещением. Во второй половине картины он даёт своему зрителю эффект живого присутствия, когда рассказывает историю о девушке в талантливом исполнении Инны Гулая, которая осталась сиротой после того, как эшелон с эвакуированными на станции "Селиваново" был подвергнут бомбардировке. Будучи на тот момент годовалым ребёнком, Наташа чудом уцелела. Ее вырастили всем колхозом и дали путёвку в новую жизнь. Но все детские воспоминания для неё — это больная память об утерянном доме и тех родителях, которых она едва ли помнит, всякий раз во сне путая их со случайными прохожими. Зато она помнит деревья — которые навсегда для неё остались непостижимо высокими, как и мечта о родных людях, которых у неё кровно не осталось.
Об актёрской игре этой начинающей на тот момент актрисы вне всяких спойлеров можно сказать просто — Инна Гулая великолепна на экране. И в своей роли она дала такой накал редкой женственности, обаяния, непосредственности, искренности, теплоты и светлой энергетики — что это было бы много даже для профессионала.
Именно в эту глубокую драму, которая для того времени была общенародной, и вплетёт грамотно свою ниточку оригинального повествования о маргинальном неудачнике Кузьме Иорданове талантливый мастер Лев Кулиджанов.
Судьба бывшего фронтовика, у которого жизнь идёт полосами и превалирует как известно тёмная, — произвела на Кулиджанова неизгладимое впечатление. Вне всякой конъюнктуры того времени он рискнул и взял этот сценарий в работу. Вне всякой предсказуемой критики данная история ему показалась страшно интересной. И вне всякого здравого смысла он отдал главную роль актёру нашумевших на тот момент комедий. Кулиджанов разглядел в Никулине много больше, чем другие режиссёры. А в подобном мастерском исполнении Юрия Никулина не было ни грамма притворства.
И нужно сказать, что когда смотришь первую часть картины именно в черно-белой версии, на тебя неслышно наваливается та тяжесть утрат и переживаний, что скромно переживает Иорданов в своей московской тесной коммуналке на грани выселения. Режиссёр с актёрами продумали и проработали буквально каждую эмоцию и каждый кадр. И в этой истории не будет простых линейных типажей и предсказуемых поступков.
Никулин, учитывая свое амплуа циркового клоуна, был совершенно не подходящей кандидатурой на эту роль. Но он виртуозно воплотил этого трагикомического героя на экран.
Не лишним будет сказать, что этот актёр и его персонаж несут в себе светлую глубокую боль очень сложного героя.
Юрий Никулин прошёл всю войну. Он всегда старался молчать об этом. И сила таких людей в том, что их молчание позволяет не обесценивать эти переживания банальными словами. У него было очень трепетное отношение и к своим воспоминаниям — и к тем людям, которых коснулась подобная боль.
Юрий Никулин в этой картине сыграл очень сложную личность.
Герой Никулина мечется, и что-то всё время рвётся наружу из его давно уставшего сердца. Что-то такое, чему трудно дать определение. Что-то такое, что ищет диалога и связи с внешним миром.
Иорданов — это неудачник и деклассированный элемент на грани своего глубокого отчаяния. Он пытается встроиться в нормальную жизнь того советского общества, что предсказуемо его отвергает. И в общем ведь нет ничего случайного и надуманного в том, что Москва его выбрасывает на обочину. И с болезненно истерзанной душой принимает русская глубинка.
Лев Кулиджанов дал новое слово и новую тему в аспекте того советского кино — тему маленького человека, которого жизнь подняла с обочины и заставила проявить себя в необычном качестве. Главный герой Иорданов пойдёт на очень нестандартную афёру — ему захочется выдать себя за родного человека. И просто банально захочется теплоты. Если конечно у этого желания есть по умолчанию аспект банального...
Этот уважаемый папаша при всех своих недостатках самым удивительным образом подарит кому-то надежду избавиться от одиночества и он зажжёт собой маленький лучик счастья в огромных доверчивых глазах героини Инны Гулая.
И одна из самых пронзительных сцен в фильме, когда Иорданов со слезами на глазах признается Наташе, что он не её отец. А просто прохвост и жулик, который не учёл что у него пробудится совесть...
Один американский журнал писал о шести величайших школах кинематографа, одной из которых была советская. И среди прочего в этой статье говорилось: Это очень высокий уровень, вернуться к которому достаточно сложно.
Для одних картины Льва Кулиджанова — это искусство, которое каждый раз возвращает в детство. Для других — это аспект безмерного сострадания, которое проявляет режиссёр, щедро даря зрителю такие истории.
Классики отечественного кино оставили целый пласт картин, которые можно взять за эталон человечности и попытаться на них выстроить своё мироощущение сегодняшнего дня.
Классики отечественной фантастики, дабы сделать нас лучше, виртуозно нарисовали мир своего светлого стремления — Мир Полдня. Он не состоялся — ибо был изначально наделён множественными концепциями и ожиданиями того, каким мы хотим видеть своё личное пространство и всё, что в нем есть. Быть может, будет уместно постепенно расширить эти условные границы.
Отдавайте всё, что разумно отдать. Это всегда делает человека сильнее и гибче.
Наделяйте смыслом каждый даже самый незначительный момент. Сегодня нет ничего по-настоящему неважного. Если можете, — разжимайте потихоньку силу обманчивых привязанностей и ложных пристрастий. Мир не может постоянно оправдывать наших ожиданий — ибо мы не вкладываем в него должным образом инвестиции светлого чистого намерения. Это сформировалось давно и незаметно. Но именно сегодня, как калька, проявилось в реальной действительности.
_______________________________
Когда мы все переживём свою боль. Когда она неизбежно станет общей. Когда разожмутся внутри тиски обиды, себялюбивой агрессии и тотальной злости. Когда рухнут все предрассудки видеть во всём своё и чужое... Тогда и случится новая эра других людей, — которая ежесекундно уже сегодня строится на взаимодействии наших мыслей, мотиваций и намерений. Никто не сказал, что это просто. Но поскольку из всех дверей остались открытыми только эти — многие считают, что это возможно.
Вибрации души можно поднять и удержать на высоких величинах только безупречно качественным и ментально цельным продуктом кинематографа. И сколь бы сильно не ругали в своё время отечественное советское кино — именно сегодня к нему возвращаются представители различных поколений. Этот парадокс интереса вполне предсказуем — нам не хватает тепла, любви и переживания истинных эмоций. Суррогат современных картин — когда во многом приходится лишь критиковать и вздыхать по поводу обманутых надежд увидеть что-то лучшее — не в силах перекрыть эту потребность перепрочувствовать и перепрожить реальные сюжетные перипетии любовных коллизий харизматичных типажей.
Сюжет этой истории до боли прост. В маленький городок по распределению своей профессии педагога приезжает молодая симпатичная девушка — Татьяна Сергеевна Левченко. На её долю выпадает учить русскому языку и литературе не совсем обычных школьников. Её рано повзрослевшие ученики — представители вечерней формы обучения. Они всерьёз влюбляются и ссорятся; строят друг другу козни и вновь находят нужные ориентиры в векторе взросления своей души. Безусловно, такую хорошенькую, впечатлительную и открытую ко всему новому девушку тоже по инерции затягивает в водоворот страстей маленького металлургического городка. Много "двоек" будет выставлено в школьный журнал по прошествии учебного года и много слёз будет пролито в подушку в поисках взаимной любви в новом мире спонтанных встреч и неожиданных знакомств.
И кстати, можно бегло сказать, что история создания данной картины тоже проста и линейна. Феликс Миронер написал сценарий этой непритязательной мелодрамы сначала в формате одноактной пьесы, чтобы банально заработать немного денег. Мог ли он тогда предполагать, что "Весна на Заречной улице" станет одной из лучших картин 50х годов прежнего века. И мог ли режиссёр Марлен Хуциев знать на тот момент, сколько поколений вырастет на его картине, которая по своему идейному наполнению сделана очень тонкой и до боли понятной каждому открытому сердцу.
Безусловно, главный накал страстей Феликс Миронер и Марлен Хуциев отдали ключевым актёрам этой истории — Николаю Рыбникову и Нине Ивановой.
Саша Савченко (Николай Рыбников) — один из самых обаятельных типажей советского кино 50х. Рыбников очень талантлив в передаче своих эмоций на экран. Он безупречно точен в воплощении своего героя — сталевара-передовика, который искренне любит свою профессию и то дело, которым занимается.
Николай Рыбников — актёр очень высокого класса.
И именно после выхода этой картины он стал бешено популярен в качестве кумира отечественного кинематографа. Точнее, выражаясь понятным на данный момент языком — он приобрёл титул "секс-символа" определённой эпохи. И как водится в этой профессии, он разбивал сердца своим поклонницам по обе стороны экрана. Своей актёрской игрой он заставлял наивно верить, что тот типаж, которого играет Рыбников и он непосредственно — это один и тот же персонаж.
Герой Рыбникова в картине "Весна на Заречной улице" характерный и порывистый в своих спонтанных импульсах. Именно этим он цепляет впечатлительного зрителя за самые тонкие струны сердца.
Саша Савченко подкупает своей искренностью и бесшабашностью, которые под финал картины обрастают очень достойными мотивациями. На протяжении всей этой истории он пройдёт достаточно непростой путь взросления и становления своей беспокойной души.
Стоит сказать, что несмотря на вполне благоразумный сюжет, картина всё же подверглась некой лояльной критике чиновников. Марлен Хуциев и Феликс Миронер на тот момент искусно отошли от штампов подобного жанра — и предложили своему не искушенному советскому зрителю посмотреть на привычные каноны с точки зрения тонкой психологии вполне бытовых сцен.
Критика коснулась в основном того аспекта — что, мол, сняли клевету на рабочий класс. И что, мол, сталевар-передовик не может пить, водиться с плохой компанией и ухаживать сразу за двумя барышнями, обрывая цветы со случайных клумб в робкой надежде угодить хоть одной из них.
И хотя реальных прототипов у этой истории нет — в них можно узнать ярких типажей практически любого времени. Стало быть, в определённом роде сняли классику. Хотя Марлен Хуциев и Феликс Миронер — как говорят многие кинохроники — особых творческих амбиций удивить нестандартной историей в картину изначально не закладывали.
Как часто бывает в таких историях — этот парень стремится к свету науки по вполне прозрачным причинам. Савченко трогательно перекладывает учебник биквадратных уравнений (которые он, кстати, тоже на протяжении всего фильма штурмует в аспекте недостающих знаний) фотографией до боли родного человека. И любить женщину именно как человека в сердечном восприятии этого героя — одна из самых высоких истин, которая каждый день дарит ему крылья.
Принимая данные условные правила игры, этот молодой человек хочет банально понравится юной светловолосой девушке в статусе учительницы. Так просто и так сложно одновременно...
Смертельно уставший после каждой рабочей смены у мартеновской печи, Саша учит спряжения и склонения, невпопад расставляя запятые. И в конце каждого диктанта о том, как "зима накрыла снегом стёжки и дорожки" этот ученик оставляет смелые ремарки: Уважаемая Татьяна Сергеевна, надоели ваши пийзажи! Что вы делаете сегодня вечером?
Этот настойчивый "школьник" повышает успеваемость и посещаемость предмету своего обожания всей титанической усталости назло. Он закономерно страдает от внешне безответной любви и сгорает в адском пламени своего неуёмного самолюбия.
Кстати, ещё одну похожую историю создатели подобного линейного сюжета талантливо обыграли в добротно снятом советском сериале "Большая перемена" / 1972).
Но в "Весне на Заречной улице" всё сделано с таким накалом искреннего неподдельного драматизма — эта картина не отпускает на своём послевкусие очень долго.
И по сути многие поступки ключевых персонажей вызывают у зрителя улыбку — тёплую, ироничную и очень искреннюю.
Задумай Марлен Хуциев продолжить свою историю с другими актёрами (как было модно в нулевых повторять и наспех заимствовать всё, что только можно на волне мегахитов советского времени) — наверняка бы вышло бедно и тускло.
Чувственная энергетика и эмоциональные полутона этой картины 1956 года выше всех возможных похвал. Истории всех героев словно живут своей самодостаточной и цельной жизнью.
Они сплетаются в любовные откровения под лирический перебор гитарных струн на вечерней прогулке. И позже взрываются драматическим накалом под доминанту аккордов Рахманинова.
Каждый раз в этих сценах открываешь для себя новый спектр переживаний тех чувств, которые, как ни странно, на сегодняшний день совершенно не устарели.
По сценарию картины Татьяна Сергеевна весьма утонченная особа. Пока её ученики работают в цехах, она по роду своей профессии слушает Рахманинова, читает Блока и долгими зимними вечерами с терпеливой любовью разбирает каракули своих великовозрастных школьников. Что-то очень трогательное есть в этих кадрах, которые по своей простоте соблазнительны и притягательны ей же (обескураживающей простотой). И как ни странно, у этой впечатлительной характерной девушки, помимо переживаний первой любви, параллельно разворачивается своя экзистенциальная драма. Она чужая в этой рабочей среде. Хотя в глубине души очень мечтает стать своей.
И постоянная боль за родного человека не даёт им обоим ночью сомкнуть глаз — в простом антураже маленьких домиков на разных концах этого рабочего городка. Ибо их тянет друг другу то неуловимое истинное достоинство, которое не зависит от кастовой принадлежности.
Саша Савченко незаметно станет предметом нежной привязанности этой светловолосой юной девчонки, которая всеми силами своей души боится это показать во внешнем мире.
Этот способный парень генерирует великолепные мысли. Правда, на протяжении всего фильма ввиду своего рабочего менталитета Саша весьма странно воплощает их в реалии. Савченко безалаберный, безграмотный и во многом самонадеянный — но он очень талантливый, обаятельный и перспективный. В нём есть какой-то неповторимый сплав сердечного света и распахнутости беспокойной души. Буквально в каждом кадре в Саше пульсирует необъяснимое человеческое достоинство, при котором человек даже уставший и в мятой рубашке выглядит свежим и подтянутым.
Этот ученик ничего не смыслит в чистописании, но он безумно красив в своей работе сталевара. И к слову сказать, практически каждого протагониста данной картины можно мысленно поставить под этот "трафарет" почти утерянных сегодня ценностей в аспекте достоинства человека.
Если бегло сказать о технической стороне картины — Марлену Хуциеву и его съёмочной группе виртуозно удались монтаж по звуку и движению. В картине много великолепных крупных планов и выразительных — без единого слова — продолжительных взглядов.
И если внимательно пересматривать чёрно-белые картины того периода, совершенно неожиданно ловишь себя на мысли, что многие советские фильмы 50х-60х прежнего века кроме всего прочего несут в себе эстетику Ингмара Бергмана.
На протяжении всего съёмочного процесса (а почти все сцены фильма сняли в Запорожье) Николаю Рыбникову помогали вжиться в роль сталевара-передовика истинные представители этой профессии. Его учили практически всему. После выхода картины на экран мальчишки пачками писали письма "сталевару Саше Савченко" и обращались с просьбами научить их этой профессии. Рыбников во время съёмок подружился со многими профессиональными сталеварами. Он позже часто приезжал в Запорожье. День Металлурга стал и его профессиональным праздником. Быть может, именно поэтому, когда смотришь фильм — его герой Савченко буквально сливается с харизматичной личностью самого актёра.
Что касается главной героини Татьяны Сергеевны Левченко (Нина Иванова). Роль педагога русской литературы стала самой лучшей в её небольшой кинокарьере. И внимательно наблюдать за богатой палитрой её эмоций на экране — сплошное эстетическое удовольствие. Актриса даёт такие интересные маневры в передаче своих эмоций на экран — даже когда пересматриваешь картину в сотый раз, полутона её переживаний хватают за душу.
Её ученики варят сталь, ходят в рабочих телогрейках и пахнут заводским дымом. Они пьют пиво кружками, женятся и рожают детей, а потом спят на уроках после дневной рабочей смены. Эти представители вечерней формы обучения очень жёсткие и стагнированные ко всякому влиянию извне. Такому контингенту не так уж просто привить новые формы этикета и воспитания.
Они живут по мартеновскому календарю и дожимают личные рекорды на производстве — широкие и щедрые душой передовые ребята, которые вновь поднимают жизнь после Второй Мировой.
И при всей претенциозности своей профессии педагога Левченко для них просто девчонка. Да она и есть девчонка — со светлыми лучистыми глазами и наивным желанием моментально перестроить то, что перестроить очень сложно. Правда, иногда эта девчонка способна на искусную лапидарную подачу в контексте бездумного поведение своих учеников — этот юный талантливый педагог очень умён и в меру остроумен.
Если честно, мне больше импонирует черно-белая версия картины — та, которая была изначально снята Одесской киностудией в 1956 году. (Позже картина прошла реставрацию в цвете. И именно такой вариант самый распространённый у современного зрителя) В чёрно-белой версии, как в старинных фотографиях семейного журнала, этот монохром необычайно просторный в своей энергетике. В нём много души, света, чистых ракурсов и какой-то неуловимой магии, которую часто не воспринимает фокус внимания аналогичных картин в цвете.
Кроме всего прочего, картина искусно согрета тёплым просторечным юмором, который на волне обожания сразу ушёл в народ. "Милый Саша, я не ваша", "Учение свет, но на нашей улице и так фонари ярко горят", "Заречная, 2, калитка со стуком, злых собак нет"... Именно эти просторные "неровности" и задают особую тональность картине — при которой в целом не маленький хронометраж (1.40) пролетает, как один миг. И после просмотра вдруг отчётливо начинаешь понимать — кто-то смелый, щедрый и великодушный дал тебе сейчас иную структуру личности, которая настолько крепкая и цельная, что выдержит всё. Даже когда до этого тебе было невыносимо тяжело, горько и муторно.
И ведь во многом секрет популярности этой картины, состоит именно в том, что она вместила в себя много архетипов личности того времени — от простого сталевара до инженера-физика.
Безусловно, как и в любой мелодраме, в "Весне на Заречной улице" есть свои антагонисты и зачинщики множественных провокаций. Они разносят сплетни по маленькому городку со скоростью опытных интриганов. Их козни крамольные и банальные в своём идейном воплощении; но в то же время они забавные и по-детски непосредственные в восприятии впечатлительного зрителя.
Все эти яркие типажи так искусно вплетены в канву данной истории — под финал картины буквально напитываешься изнутри огромным обаянием каждого действующего героя.
Картина согрета многими ключевыми составляющими жанра мелодрамы тех давно ушедших лет. В ней очень много чувственных сцен без единого поцелуя. Всё проработано и воплощено так тонко и элегантно, что отчасти этот аспект вызывает тихую зависть современного продукта масслайка: как сделать так, чтобы твой фильм не лёг на тонны похожего штампа; а согревал сердца нескольких поколений очередным спонтанным пересмотром.
И хотя многие аллюзии и афоризмы могут быть не вполне понятны сразу нескольким поколениям постсоветской аудитории — про "заводскую проходную, что в люди вывела меня" или "когда весна придёт, не знаю...". Но что-то неуловимо тонкое цепляет в каждом долгом взгляде харизматичных актёров. И что-то до боли пронзительное колет иголкой в нерв при очередном просмотре этой картины, которая ещё в далёком 1956 году прочно завоевала сердца благодарных зрителей.
Увы, в эпоху фрилансеров, IT-специалистов и seo-менеджеров профессия педагога у многих вызывает лишь ироничную улыбку, поскольку она очень сильно обесценена.
Совершенно незаметно выросло целое поколение блогеров, которые суетливо пытаясь выбрать между эстетикой айфона и артхауса — неизменно отдают свое сердце первому аспекту.
Мы имеем то, что имеем. Потому что по инерции выбираем обычно то, что легче и доступнее пониманию обывателя и потребителя. Или в чем больше экзотики и новых (поверхностных) удовольствий.
Когда ранней весной смотришь, как отражаются на фоне яркой синевы настежь распахнутого неба ещё не распустившиеся ветви деревьев — на сердце ложится плотная метафора, которая каждый раз раскрывается чем-то личным и одновременно повсеместно востребованным. Мы словно трещины на беспредельно глубоком небе — и быть может, оттого так больно и страшно всё, что с нами происходит сегодня. И быть может, именно в этом и есть надежда на исцеление — уникальная возможность вновь слиться с истинной природой неба.
___________________________________________
В настойчивых попытках прикоснуться к истине кто-то ежедневно поглощает терабайты информации в сети, наивно надеясь найти правду в мнениях тех, кто "за и против". Кто-то бережёт свою и без того хрупкую психику, предпочитая просто ни во что не вовлекаться...
Можно ли найти истину — ту, которая курсивом и между слов ёмких диалогов бежала в кадрах советского кино?.. Мне кажется — можно. И она, как это часто бывает, обескураживающе проста.
Быть может, в различных способах познания реальности — мы всякий раз упускаем что-то важное и точное?.. А именно — истинное проживание настоящего момента. И это всё тот же процесс восприятия реальности — уникальная возможность прикоснуться к ней такой, какая она есть изначально на самом деле. А не той, что мы видим через проекцию мутного сознания, постоянно дорисовывая её в уме собственными ожиданиями избалованного потребителя.
В этой материальной реальности уже почти не осталось места для беспредельной веры, всепроникающей любви и безграничного сострадания. И вся наша ежедневная реализация — это лишь очередная трансляция индивидуализма в контексте манифестации собственного "я".
Быть может, нам нужно лучше познать, что такое различающая и созидающая мудрость?.. И ко всему прочему научится развивать деликатную бдительность при маркировке различных векторов самых разнообразных мнений.
Шумные капли летнего дождя, занесённые осенней листвой качели, радостный крик возбуждённой малышни на зимней детской площадке или просто глубокая цельная тишина молчаливых ночных улиц провинциальных городов... Всё это можно искусно выменять на те самые терабайты бездушных новостей и хроник для постоянных перепостов.
Ведь те, кто говорят — не знают; а те, кто знают — не говорят.
И особенно сегодня нам не стоит забывать простые значимые вещи — что делают из человека Человека. А не заведомо управляемого андроида, который интенсивно жмёт на кнопки и является разносчиком вируса тотального неведения.
Пробуждённый ум не рождается вдруг. Но чистое намерение по созданию подобной мотивации в конце концов окупает собой всё.