Джентльмен это человек


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «mif1959» > «Джентльмен» - это человек, который отвечает за базар: о фильме Гая РИЧИ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Джентльмен» — это человек, который отвечает за базар: о фильме Гая РИЧИ

Статья написана 14 мая 20:16

Лев и джунгли

Вышедшими в прокат в декабре 2019 года «Джентльменами» Гай РИЧИ вернулся к свои истокам и прежде всего – к «Картам, деньгам, двум стволам» (1998 год). Уже тот, первый его фильм, упрекали в подражании «Бульварному чтиву», что нисколько не мешало и до сих пор не мешает восприятию зрителем «молодого и рьяного» драйва, буквально льющегося с экрана.

В стилистическом отношении «Джентльмены» куда изящнее «Стволов…». Это как поздние произведения Урсулы Ле Гуин, которые мудрее, умелее, тоньше, но что-то эдакое в них потеряно. Не знаю даже что. Может быть, непосредственность, азарт… А может, если перефразировать Льва Выготского, совершенство противопоказано художественному произведению: обязательно должно быть некоторое несовпадение, недостаток (как там у Аркадия Райкина: "ты купил, я купил, мы его не любим — он тоже купил. Все купили. Все ходим скучные, бледные, зеваем"), непонимание (причем, непонимание самого автора – энергия заблуждения).

На этапе предпродакш фильм назывался «Toff Guys». У нас это переводили, как "парни-аристократы" или «богатеи». Почти так же – «Toff Guy Films Limited» — называется студия Гая Ричи, продюссировавшая «Револьвер» и «Рок-н-рольщик».

В британском английском сленге toff — это стереотип для кого-то с аристократическим прошлым или принадлежащего к землевладельцам, особенно для того, кто источает атмосферу превосходства. Впрочем, в другом англоязычном словаре сленга существует иная интерпретация: toff — стильно одетый, модный человек, особенно тот, кто является или хочет считаться представителем высшего класса.

Само словосочетание, возможно, было создано режиссером по аналогии с «tough guys» — «жёсткие», «крутые парни».

Что касается джентльменов, то, если принимать это слово в его английском общеупотреблении – культурный, воспитанный человек с безупречными манерами – не обязательно аристократ, то по гамбургскому счету ими в фильме являются, прежде всего, Микки Пирсон (американизированным именем Микки над ним иронизирует в своем рассказе частный детектив Флетчер, но на званном приеме в начале фильма его называют, естественно, Майкл, так же к нему обращается предполагаемый партнер Мэтью) и его консильери Реймонд Смит. Своего мистера Хайда они вынуждены проявлять, только когда собеседники не внимают их вежливым просьбам. Микки мечтает легализоваться, оставив свой темный криминальный душок в прошлом. «Если хочешь быть джентльменом, мало просто вести себя как джентльмен, нужно быть им» — перефразирую слова, с которых начинается и которыми заканчивается фильм.

Забавно, что это его стремление дважды спараллелено. Разве Лорд Джордж, судя по прозвищу, не стремиться вести себя как из высшего общества, заявляя, что у него всего лишь один грех: азартное смотрение скачек по телевизору? Героин, проституция и прочее – это всего лишь бизнес и ничего более. А Флетчер? Он ведь тоже хочет продать плод своего труда и выйти на покой — то же стремление, но в несколько травестийном виде, чему способствует и акцент (прошло 110 лет со времени Элизы Дулиттл, но в Лондоне кокни по-прежнему неистребимо выдает твое происхождение).

С другой стороны, помните анекдот про «джентльмены верят друг другу на слово» и «тут мне начало фартить в картах»? Наверное, единственный, кто в этом фильме за базар отвечает, — это Микки. Когда он расстается, полностью расплатившись, с дегенерирующими аристократами (как правило, они – джентльмены уже по факту рождения, так как манеры в этих семьях шлифовались поколениями), каждый из них толсто намекает, что у меня есть еще такая проблема, то есть просит что-то сверх.

Ассоциации с «Долгой страстной пятницей» возникли у меня задолго до прямой цитаты в финале с Микки, севшим в захваченный автомобиль. Гарольд Шенд тоже очень хотел легализоваться и стать добропорядочным британским бизнесменом, но…

Как гласит теория менеджмента, каждая организация в своем развитии достигает пределов своего роста. Его и достигли криминальные империи Гарольда Шенда и Микки Пирсона. А сами они следующим этапом хотят вписаться в общество, в средний класс.

Обратите внимание на интересную деталь: когда Мэтью подарил Микки золотой миниатюрный пистолет (это уже вторая ссылка на Джеймса Бонда), супруга последнего говорит:

- Он купил тебе пушку. Милый подарочек. Пять лет тюрьмы в одной коробочке.

И это говорит жена владельца криминальной империи, который при ее создании положил, надо полагать, немало трупов! И второе, когда цветная молодежь из секции Тренера грабит подземную плантацию Микки, там оказалось немало охранников, но никто из них не был вооружен.

То есть, Микки нарушая выращиванием «травки» одну статью уголовного кодекса, все же стремится блюсти закон и не нарушать статьи другие. Но при необходимости…

В фильме немало мелких деталей доброй старой Англии, и сам Микки стремится ассимилироваться в эту самую Англию, и даже бизнес-империя его устроена с учетом традиций страны. Но, очень похоже, последняя очень быстро меняется. В отличие от «Карт, денег, двух стволов», где тоже молодое лондонское беспардонное поколение напирает снизу, в «Джентльменах» новые напирающие уже отнюдь не белой масти, по поводу чего в фильме масса неполиткорректных шуток.

О «Джентльменах» у нас писали много, не хочется повторяться. Во вдвое большем объеме можно было порассуждать, что это кино о кино (как и у Тарантино в «Однажды в Голливуде»): весь фильм — рассказ Флетчера о его сценарии на основе расследования деятельности Микки. Отсюда – сочные диалоги, монтаж, колоритные персонажи, киноклише. Например о частном сыщике, который из окошка машины снимает конечно же огромным объективом, или о промышленных холодильниках, в которых частенько происходят финальные разборки, или о молодом негре, забегающем в гараж, где на преследователя выхолит целая толпа афроамериканцев (то бишь афровеликобританцев) с ножами. Из этой же киносферы и ситуация с ютюбом и повсеместными айфонами, за подростками-владельцами которых пришлось изрядно погоняться (травестия традиционной погони).

P.S. Честно говоря, я собирался писать совсем другой текст на другую тему, лишь отталкиваясь от «Джентльменов», которым намеревался посвятить абзаца два. Но эти два абзаца выросли до вышестоящих непритязательных заметок. Так что продолжение следует.



Тэги: РИЧИ Гай


631
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 мая 21:27
Фильм классный. Рецензия сумбурная.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 21:36
К сожалению, да. Это, скорее, наброски. Но рецензий на этот фильм в России — около полусотни. Читал, конечно, далеко не все. Но не хотел повторять уже написанное другими.
 


Ссылка на сообщение14 мая 21:53
Вот «кино о кино в «Джентельменах»» интересная тема. С удовольствием прочитал бы Ваш пост об этом. В целом тоже довольно информативно получилось, особенно в начале.:beer:


Ссылка на сообщение14 мая 21:41
Что называется, вроде бы ушедший в тираж Ричи собрался и снял нетленку
Понятное дело, в своем любимом жанре
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 21:49
Любопытно, что шедевром этот фильм называют все же в основном российские кинокритики. А в англоязычных рецензиях ведущих изданий в момент выхода фильма в основном писали, что он хорош для просмотра на выходные, не больше (отмечая при этом игру Хью Гранта и Колина Фаррелла — действительно великолепную). Очень неплохо, дескать, но не шедевр — не тот уже РИЧИ — причем в той же интонации, как у нас при выходе очередного романа ПЕЛЕВИНА — не тот, мол, уже ПЕЛЕВИН. Лично я от фильма в восторге, но все же смотрел в первый раз не «открыв рот», как было с «Картами, деньгами...»
 


Ссылка на сообщение14 мая 21:54
А это известная песня, у нас Ричи ценят куда больше.
Некоторые местные критики тоже не могут понять, что такого находят зрители в этой достаточно стандартной криминальной жанровухе без какого-то двойного дна.
 


Ссылка на сообщение14 мая 22:05

цитата eos

некоторые местные критики тоже не могут понять, что такого находят зрители в этой достаточно стандартной криминальной жанровухе без какого-то двойного дна.

Любопытный момент, мне Ричи нравится как режиссёр, но в то же время я не считаю его режиссёром своего жанра. «Карты...» видел давно и уже не помню, «Револьвер» не смотрел, «Большой куш» вроде тоже. Но зато очень понравился «Меч короля Артура». «Шерлоки» тоже понравились. Свежий «Алладин» очень хорош. Я люблю Гая Ричи как режиссёра, но в то же время не фанат фильмов сделавших ему имя, вот такой парадокс.
 


Ссылка на сообщение14 мая 21:56

цитата mif1959

Лично я от фильма в восторге, но все же смотрел в первый раз не «открыв рот», как было с «Картами, деньгами...»

Ну тут и возраст и рост зрителя берёт своё, на мой взгляд.


Ссылка на сообщение15 мая 11:34

цитата mif1959

в основном писали, что он хорош для просмотра на выходные, не больше

Очень точно сказано. Мы с женой посмотрели один раз и пересматривать желания не возникло. Абсолютно вторичный фильм для нас, осовремененные «Карты...» и «Большой куш». Мне кроме картинки ничего не понравилось. Игру актеров я тоже не стал бы отмечать. Сыграли неплохо, на крепком уровне, не более того.

цитата mif1959

шедевром этот фильм называют все же в основном российские кинокритики

Первый раз такое слышу. Антон Долин сказал, что это обычный проходной фильм.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх