Джозеф Кэмпбелл Тысячеликий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Джозеф Кэмпбелл "Тысячеликий герой"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»

Статья написана 6 июля 2022 г. 23:25

сабж

Очень интересная книга по антропологии, построенная на основе изучения и попытки систематизации огромного количества мифов различных народов мира. На основе анализа различных сюжетов Кэмпбелл строит идею о том, что несмотря на безумное разнообразие фантазии, базис во всех один и тот же: истории о герое, о богах и о конце света. О герое — это заглавная часть, конечно.

В чем-то исследование по формату напоминает книги Проппа, но тот работал с чисто русским материалом и более узким кругом сюжетов, а разброс Кэмпбелла чрезвычайно велик. Говоря о мифах, люди обычно имеют в виду мифы Древней Греции или скандинавские, ими он тоже оперирует, но в очень небольшом объеме. Основной же материал для исследования — это малоизвестная западному человеку мифология Азии, Африки и Америки. Во всяком случае, мне лично малоизвестная, и само чтение в изобилии приводимых авторов отрывков из тех или иных текстов — в цитатах, и в пересказе — само по себе очень интересно. А как эти отрывки строятся в единую общую логическую картину, в которой условный мифический герой преодолевает стандартные "реперные точки" (пусть и предстоящие в разных варианта) — это отдельное удовольствие.

Не скажу, что во всех абсолютно случаях "глобальный сюжет" Кэмбелла прослеживается абсолютно четко — он работает со слишком разнородным материалом, и этого материала *очень* много. С другой стороны, это свидетельствует о научной честности автора, поскольку ему гораздо проще было бы показать непрофессиональному читателю только такие мифы и их отрывки, которые идеально укладываются в концепт, и не показывать все остальное буйное многообразие, но он этого не делает. Но в целом все равно общий стандартный сюжет вырисовывается довольно ясно: избранный герой, рождение которого определенным образом маркировано, "слышит зов", узнает о своей особой задачи, встречает волшебных помощников, встречает противника, совершает переход "за грань", а потом возвращается из-за нее изменившимся и приносит в мир людям что-то новое.

Все время по мере чтения не могла избавиться от мысли, *насколько* "Гарри Поттер" идеально укладывается в концепт Кэмпбелла, в каждый шаг буквально. Возможно, он поэтому так и популярен — потому что ключевые сюжетные ходы в нем идеально попадают в "коллективное бессознательное", находящее свое отражение в мифах — причем коллективное бессознательное *всех* народов, а не какого-то конкретного одного.

С идеями Кэмпбелла не хочется спорить, к тому же он уже давно признанная классика, даже несмотря на некоторое развенчание фрейдовских теорий, которыми он вдохновлялся. В конце концов, это не вопрос веры, а вопрос изучения и нахождения общего в колоссальном объеме мирового мифологического материала, и тут никак нельзя сказать, что автор лениво работал с источниками. Итог очень изящный, мне кажется, и интересный. Но и помимо этого, и совершенно другим, как раз своим разнообразием, интересны сами приводимые им мифы.

ps Передаю привет батлу Оксимирона с рэпером Гнойным, из которого я узнала об этой книге :-)))





158
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 июля 2022 г. 00:13

цитата kerigma

даже несмотря на некоторое развенчание фрейдовских теорий, которыми он вдохновлялся.

Там как раз больше юнговских людей. А в основе коллективное бессознательное. Об этом вроде и Окси в баттле заикнулся, если не ошибаюсь)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 2022 г. 10:01
Юнговских тоже, но и фрейдовских много — концепт странной фигуры отца, например.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2022 г. 10:05

цитата kerigma

но и фрейдовских много — концепт странной фигуры отца, например.

Фрейд скорее на уровне общих моментов. Кемпбелл же боготворил Юнга.


Ссылка на сообщение9 июля 2022 г. 15:30
Благодарю за напоминание! Я как раз хотела прочитать в этом году, но опять вернулась к «Золотой Ветви».

Давно не заглядывала в раздел авторских колонок. Вижу множество новых рецензий. Рада! Очень люблю ваши тексты! :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2022 г. 19:05
А я к стыду своему «Золотую ветвь» не прочитала до сих пор, но тоже — все не успеть)


Ссылка на сообщение4 августа 2022 г. 02:16

цитата kerigma

батлу Оксимирона с рэпером Гнойным

Та ладно! %-\ Трудно поверить, что можно столько времени провести на сайте ФЛ и ни разу не наткнуться на упоминание «Героя» и Кемпбелла. Чудеса, чес-слово...

цитата kerigma

Все время по мере чтения не могла избавиться от мысли, *насколько* «Гарри Поттер» идеально укладывается в концепт Кэмпбелла, в каждый шаг буквально. Возможно, он поэтому так и популярен — потому что ключевые сюжетные ходы в нем идеально попадают в «коллективное бессознательное», находящее свое отражение в мифах — причем коллективное бессознательное *всех* народов, а не какого-то конкретного одного.

Хе-хе, массу персонажей, совершенно точно писали прямо по лекалам «Тысячеликого», начиная с одного очень известно киногероя, по которому пользовались не только текстами, но прямыми указаниями Кемпбелла:

Джордж Лукас: Для этой картины мне пришлось перечитать огромное количество книг. Это были не только художественные произведения, но и научная литература — книги по истории, мифологии, культурологии. Я перечитал по этим темам все, что нашел, начиная с «Джона Картера с Марса» и заканчивая «Золотой ветвью». Потому, что я пытался создать традиционную космическую оперу и есть определенные темы, которые уже давно стали своеобразным стандартом жанра, и их просто необходимо было использовать.

Книга Кэмпбелла впервые попалась на глаза Лукасу в 1975 году, когда он как раз размышлял над тем, как превратить фильм в аналог кинематографического предания. В то время Лукас отчаянно искал четкую структуру для своей истории и наткнувшись в книге на раздел «The Hero's Journey» (Путь Героя), он сразу же понял, что это то самое. В своей работе Кэмпбелл выделял три фазы мономифа, каждая из которых в свою очередь состояла из более мелких шагов, ведущих героя к достижению его промежуточных целей; всего их было 17. Первая фаза называлась «Departure» («Отчуждение») — герой впервые покидает родной дом и приближается к границам неизведанного мира. Герой настоящего мифа сперва должен испытать «зов к странствиям», затем он пытается игнорировать этот зов и доказать всем, что он обычный человек, потом в дело вмешивается сама судьба и направляет его к границам внешнего мира, после чего герою предстоит первое испытание на прочность, которое Кэмпбелл называл «The belly of the whale» (дословно «В чреве кита»). Не вдаваясь в мелкие детали, это фактически полный пересказ первых 50 минут «Новой надежды»: с момента, когда Люк находит сообщение Леи и впервые испытывает искушение тягой к странствиям и вплоть до отлета с Татуина. Вторая фаза «Initiation» («Инициация») посвящена осознанию героем своей геройской сущности и первым подвигам, а третья «Return» («Возвращение») — путешествию обратно домой. Лукас не стал возвращать Люка обратно на Татуин и вообще весьма вольно обошелся с последовательностью шагов героя из теории о мономифе. К примеру, то самое «чрево кита», то бишь смертельная ловушка, в которой герой практически погибает должна являться завершением первой фазы, в то время как у Лукаса она появляется лишь в следующем фильме киносаги — «Империя наносит ответный удар», который в то время еще даже не планировался. И тем не менее, в первом фильме, в том или ином виде присутствует по крайней мере половина из 17 элементов мифотворчества по версии Кэмпбелла: преодоление испытаний, столкновение с образом отца (у Кэмпбелла — в фигуральном смысле слова, как преодоление этапа юношества и вступления во взрослую жизнь, у Лукаса — в самом, что ни на есть буквальном, когда Люк выступает против своего настоящего отца Анакина; пусть даже осознание этого придет к автору лишь при работе над продолжением), магическое спасение и т.д.

Книга Кэмпбелла настолько захватила воображение режиссера, что Лукас решил лично встретиться с автором. Началось это все с посещения лекций и семинаров, затем они стали друзьями и в определенный момент Кэмпбелл превратился в его личного духовного наставника. Именно так в сценарии появился образ седого старца, являющегося воплощением философской мудрости, который уже в следующем фильме видоизменится в маленького зеленого тролля с большими ушами и причудливым построением фраз. Когда «Звездные войны» вышли на экран, Лукас не забыл и о своем учителе — именно с признания режиссера о том, насколько сильное влияние работы Кэмпбелла оказали на всю философию его фильма, началось восхождение ученого к вершинам мировой славы. В 1988 году, уже после смерти Кэмпбелла, Лукас стал инициатором создания 6-часового телефильма «Сила Мифа», посвященного памяти Джозефа, который рассказывал о биографии исследователя и сути его научных изысканий. Этим фильмом Лукас пытался не просто отдать дань уважения человеку, без которого бы не было никаких «Звездных войн», но и воздать должные почести одному из наиболее недооцененных ученых XX столетия, однако этим все не ограничилось. Впервые использовав «Героя с тысячью лицами» в работе над сценарием художественного фильма, Лукас сам того не зная приоткрыл крышку ящика Пандоры, и после колоссального успеха «Звездных войн» работа Кэмпбелла стала настольной книгой для многих голливудских сценаристов. К примеру, Джордж Миллер использовал теорию мономифа, когда создавал образ главного героя для второй части «Безумного Макса». В 1999 году тогда еще братья Вачовски создавали своего Нео в точности по канону «Пути Героя», причем если Лукас по крайней мере видоизменял отдельные постулаты теории или переставлял их местами, то сценарий первой части «Матрицы» представляет собой практически дословную адаптацию «Героя с тысячью лиц». И результат был вполне закономерен — с конца нулевых годов работа Джозефа Кэмпбелла входит в список литературы, обязательный к прочтению любому начинающему сценаристу. Из широко известной лишь в узких кругах монографии на весьма специфическую тему, «Герой с тысячью лицами» превратился в голливудский учебник по созданию правдоподобных характеров. И именно в этом заключается суть подлинного мемориала, возведенного Лукасом в память о покойном наставнике — своим фильмом он не просто сделал эту книгу популярной, но и практически обессмертил ее.

https://fantlab.ru/blogarticle51621
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 августа 2022 г. 22:18
Да, так получилось. Наверное, я слышала и раньше, но нашла и прочитала реально благодаря Оксимирону)
Про Лукаса слышала, ага. Отлично он сделал. Собственно, и Дюна примерно так же, и все подобные...


⇑ Наверх