ЧУДО БРАНДЕНБУРГСКОГО ДОМА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЧУДО БРАНДЕНБУРГСКОГО ДОМА (Nowa Fantastyka 6/168 2004). Часть 7
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЧУДО БРАНДЕНБУРГСКОГО ДОМА (Nowa Fantastyka 6/168 2004). Часть 7

Статья написана 6 августа 2022 г. 10:48

Пропущенный материал – это небольшая статья Мацея Паровского

ЭКЗАМЕН ПО КОТУ

Egzamin z kota

В “Achtung Zelig!”, комиксе КШИШТОФА ГАВРОНКЕВИЧА по сценарию Кристиана Розенберга, усматривается связь со знаменитым комиксом “Maus” АРТА ШПИГЕЛЬМАНА, но он, однако, не пытается следовать за ним, а торит новый путь. “Maus” чудесным образом ломал патриотическую конвенцию – в нем мы видели Холокост, прослеживая судьбу семьи польских евреев, представленных на панелях в образах мышей. Несмотря на это, рисуночное повествование сохраняло положительное качество документального повествования о предвоенной и затем оккупированной Польше. В “Zelig”-е иначе: тут не только реалии поданы в фантастическом свете, но и все целое имеет характер сюрреалистического сна.

В хмуром осеннем польском пейзаже бредут отец и сын, двое Зелигов со звездой Давида на рукавах. Но это не обычные евреи, сбежавшие из-под конвоя, доставлявшего их в концентрационный лагерь, это олицетворения Беглецов и Чужаков. Их таинственные лица, их головы как будто одолжены из галереи фантастических существ.

В свою очередь, патрулем жандармерии, который приглашает наших путников на … приятное послеполуденное чаепитие, командует странный карлик в конической шляпе, украшенной свастиками.

Это бывший фокусник из цирка «Эмиль и скандалисты», не только внешне, но и внутренне искаженный и перекрученный человек, жаждущий признания и терзаемый комплексами, но также несомый параноидальными амбициями, почерпнутыми из жестокой германской мифологии. В задачу карлика и его приспешников входит поимка польских котов; будущие эсэсовцы будут отрабатывать на них навыки выполнения преступных приказов.

Возмущенный Зелиг-младший сорвет гитлеровцам планы и за это будет арестован вместо с отцом, но – внимание! – люди и люди-коты из Армии Людовой (почти так же, как в ПНР-овских комиксах), разгромят немецкий патруль, освободят арестованных и окажут им свое гостеприимство.

В столь кратком пересказе не отражаются такие немалые достоинства “Zelig”-а, как прекрасные нелепые диалоги, юмор, внутреннее напряжение, разряжаемое внезапными фантастическими поворотами. Поэтический элемент абсурда функционирует как элемент игры с действительностью и комиксной условностью (ну вот хотя бы эти коты – “злые” у ШПИГЕЛЬМАНА, тут являются положительными персонажами). По мере чтения комикса становится очевидным, что создателям “Zelig”-а близки такие фильмы, как «Жизнь прекрасна» или «Тяга к жизни», такой комикс, как “Kaczka” ЯЦЕКА ФРОНСИ. Речь идет не о кошмарных фактах, а о том, как подчинить их, пользуясь мечтой и фантазией, освоить в ходе своего рода терапевтического сеанса.

Также и с точки зрения художественного решения создатели “Zelig”-а ставят себе другие, чем ШПИГЕЛЬМАН, задачи. Комикс американского художника не отличается графической изысканностью, ШПИГЕЛЬМАН использует в рисунке линию одной и той же толщины, множит на панели мелкие кадры, его комикс втягивает читателя как рассказываемая история, но не слишком эффектен в эстетическом отношении. В столь же черно-белом “Zelig”-е линия и кадр изменчивы, следуют за настроением, за климатом. Где-то рисунок упрощенный, где-то, напротив, изощренный; есть, наконец, весьма впечатляющие, воистину настроенческие рисунки на всю панель и утонченный технический рисунок (представляющий забавные способы борьбы с партизанами).

Оба комикса – сообщения из вторых рук, повествующие о случившемся из значительного временного удаления, смешивающие давние события и эмоции с современными. Нью-йоркский художник передавал в “Maus”-e болезненный опыт польско-еврейско-американского ворчливого отца. Кто такой Зелиг-младший, откуда он взялся, что связывает его с миром оккупационных сказочных законов и каковы связи того мира с действительностью, в которой сказка рождается – мы, быть может, узнаем из следующих, уже анонсированных, альбомов.

КШИШТОФ ГАВРОНКЕВИЧ и Кристиан Розенберг «Aхтунг Зелиг! Другая война» (Krzysztof Gawronkiewicz I Krystian Rosenberg “Achtung Zelig! Druga wojna”. “Kultura Gniewu”, 2004).

P.S. Вон там вверху поставлены цветные панели. На самом деле оригинальный комикс действительно черно-белый. Эти панели – из французского издания, где комикс таки раскрасили, и, на мой взгляд, сделали это зря…

P.P.S. О комиксе американского художника АРТА ШПИГЕЛЬМАНА можно для начала почитать по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/Маус_(комикс)

И можно полистать сам комикс по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=x3c-wbHw81c





83
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх