Извините если не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > Извините, если не вовремя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Извините, если не вовремя

Статья написана 14 апреля 2010 г. 20:53

Оказалось, что в архиве и мыслях накопилось много чего разного, возникло желание обнародовать и поделиться. Естественно, с тайным желанием услышать мнение других.

Внимательно ознакомившись с правилами Фантлаба, все связанное с литературным процессом, коректное или не очень, буду размещать здесь. Все, напрямую с литпроцессом не связанное, в своем ЖЖ, со ссылкой здесь же. Планирую для начала опубликовать свои доклады на «Звездном мосту». Чуть позже. А начну с нового и боюсь, скандального исследования «Опыт окололитературного разоблачения лжеца». С удовольствием восприму последствия. Ссылка появится на следующей неделе.

Сейчас — в двух словах о принципах подбора материалов и выбора тем. Ужасно надоело то, что литературный процесс порос ИМХОм. Некоторые так прямо требуют, чтобы без ИМХА ничего не высказывали. При этом, четырех этих букв, получается, достаточно, чтобы оправдать любую ахинею и бездоказательность. Оченивая качество текста, указывают не его достоинства и недостатки, а то, понравилось или нет. И литературные пристрастия, в результате, выглядят как аргументированное мнение футбольного тиффози. Если мой любимец совершил глупость, плохо сыграл, ведет себя как полный идиот, то это не он виноват, это все остальные мерзавцы и негодяи, а наш — белый, пушистый и талантливый.

Знаете, как отличить настоящий жемчуг от настоящего? На зуб, представьте себе. В кино наверняка видели неоднократно. Берется жемчужина в зубы, чуть прикусывается и проворачивается. Если гладкая и скользкая — фальшивка. если ощущаются шероховатости и бугорки — выросла в раковине, настоящий.

Вот так и я попытаюсь попробовать произведения и авторитеты «на зуб». И проверять есть смысл только тех, кто выглядит как жемчужина. На самом деле — жемчужина, или стеклянный шарик с какой-то ерундой внутри? Было бы, конечно, хорошо и вопросы виновникам торжества позадовать. Типа — философия в романе? А можно чуть конкретнее, в чем она заключается. Новаторство? В чем? Оригинальность? С какой стати? И не нужно мне врать, что ответ убивает вопрос. Мы не на площади, мы — среди своих, профессионалов. Либо ответь, либо получи по полной пррограмме. На условиях, естественно, полной взаимности. Если кто захочет и со мной так пообщаться — мы с нашим удовольствием.

Вот, приблизительно, в таком разрезе.

Заранее прошу прощения, если не вовремя и без внимания к заслугам.





346
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 апреля 2010 г. 21:01
Интересная идея, но не могу не задать провокационный вопрос:

цитата AKZolotko

Некоторые так прямо требуют, чтобы без ИМХА ничего не высказывали.

цитата AKZolotko

Вот так и я попытаюсь попробовать произведения и авторитеты «на зуб».

Так ведь зуб-то — он ваш. А зуб Михаила Назаренко — другой, а у Олди — третий... И ведь получается, что это тоже будет ИМХО? Нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2010 г. 22:22

цитата Dark Andrew

Так ведь зуб-то — он ваш. А зуб Михаила Назаренко — другой, а у Олди — третий... И ведь получается, что это тоже будет ИМХО? Нет?

Согласен. Но ведь вопрос не во мнении, не в его удобности или корректности, а в аргументированности. И в этом смысле, мнение Васи Пупкина может оказаться куда аргументированнее, чем кого другого. К сожалению, мнение многих даже известных и маститых авторов часто основывается на уверенности в собственной непогрешимости и абсолютной защищенности от критики. Михаил Назаренко, ИМХО, этим не грешилт На выступление других это неизбежно накладывает отпечаток и порождает душок. Вот с этим стоит побороться. Хотя бы на своем уровне. И, естественно, аргументированно.
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2010 г. 22:38

цитата AKZolotko

Михаил Назаренко, ИМХО, этим не грешилт

:-D

Не могу не согласится. Жду продолжения :beer:


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 00:15

цитата AKZolotko

Ужасно надоело то, что литературный процесс порос ИМХОм. Некоторые так прямо требуют, чтобы без ИМХА ничего не высказывали.

Удивительная вещь. Не вам одному. Но тут есть маленькая загвоздка. Вот, например, ув. Dark Andrew в одном из топиков форума просит показать ему купленную рецензию. Казалось бы, сделать это проще простого, открыв любое литературное обозрение и ткнув пальцем наугад в любую, первую попавшуюся рецензию, ибо она уже по пределению является платной, но. Но заковырка в том, что эта «типа рецензия» — никакая не рецензия и никакого отношения, даже идейного сходства, к самому процессу рецензирования не имеющая. В лучшем случае это отзыв потребителя, в прочих рекламное сообщение. Я по роду деятельности являюсь в том числе рецензентом, которому только на этой неделе уже пришлось написать всего ничего 40 рецензий (ударная неделя должен заметить, и еще не закончилась) на самые разные опусы от историй болезни до статей в наш научный журнал. Однако у меня есть четкие критерии для рецензирования. А в литературной практике четких критериев нет да и быть не может. Тут даже фантастику как жанр определить не удается, а о каких критериях ее рецензирования может идти речь?
Поэтому вопрос к вам — готовы ли вы не просто кидать сами-знаете-чем в своих (не)товарищей-рецензентов, а начать обсуждение с определения четких критериев литературной рецензии, максимально соответсвующих стоящим перед этой рецензией задачам?
Было бы крайне интересно почитать подобный разбор и сравнить с теми данными, которые есть у меня.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 08:33

цитата dobriy_doktor

Казалось бы, сделать это проще простого, открыв любое литературное обозрение и ткнув пальцем наугад в любую, первую попавшуюся рецензию, ибо она уже по пределению является платной, но. Но заковырка в том

Но заковыка в том, что рецензия за которую получена плата и «купленная» рецензия — это совершенно не одно и тоже.

А, вообще, в колонке Мартина есть ссылка на файлик с Портала. Аудиозапись выступления Михаила Назаренко о рецензировании фантастики. Весьма увлекательная и полезная. Рекомендую послушать.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 10:55

цитата Dark Andrew

Но заковыка в том, что рецензия за которую получена плата и «купленная» рецензия — это совершенно не одно и тоже.

Рецензия сейчас чаще всего сводится именно к похвале. Очень редко официально ругают или препарируют. Издатель одного журнала мне искренне говорил, что писать рецензию (анализ) на плохое произведение — значит, делать рекламу этому произведению. А покопаться в хорошем, да еще не совпасть со мнением издателя, значит тоже публикации не иметь. Выходит, что на арене и на подиуме — одни и те же. Их можно рассматривать, потому что они ПРИЗНАНЫ, но пощупать и погрызть — нельзя, ибо они, опять-таки, признаны. Один писатель после моего доклада на «ЗМ» искренне возмущался, как я, на тот момент писатель-детективщик, могу рассуждать о внутренней логике фантастического произведения. Это, кстати, еще одна смешная тема для обсуждения: фантастика — часть литературнаого процесса и на нее распространяются ВСЕ законы и правила литературы (вкупе с отрицанием этих правил и законов), или фантастика — нечто особенное, у которой свои, не литературные, фант-критики, и правила свои. Типа — язык не обязателен, лишь бы богатство воображения и технические идеи. так, простите, и в общем корпусе литературы таких красавцев было и есть множество. Только идеи привествовалаись не научно-фантастические, а, скажем, философские и социальные. Но фантасты и иже с ними решительно отказываются замечать подобные параллели с общелитературным процессом, требуют особого к себе отношения. Может, просто по необразованности?
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 12:54

цитата AKZolotko

Рецензия сейчас чаще всего сводится именно к похвале. Очень редко официально ругают или препарируют. Издатель одного журнала мне искренне говорил, что писать рецензию (анализ) на плохое произведение — значит, делать рекламу этому произведению. А покопаться в хорошем, да еще не совпасть со мнением издателя, значит тоже публикации не иметь.

Не могу согласится с этим тезисом. Я пишу рецензии в МФ и ни разу никто не мешал мне ругать или хвалить книги. Независимо от авторства или её популярности. Очень сомневаюсь, что в «Если» ситуация иная.

Насчёт остального — тоже некоторые вещи спорны, но лучше о них поговорим, когда будут они более развёрнуты.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 10:43

цитата dobriy_doktor

Поэтому вопрос к вам — готовы ли вы не просто кидать сами-знаете-чем в своих (не)товарищей-рецензентов, а начать обсуждение с определения четких критериев литературной рецензии, максимально соответсвующих стоящим перед этой рецензией задачам?

Вопрос рецензий и отзывов в современном виде — такая забавная и скользкая вещь... Литературная критика превратилась постепенно именно в написание рецензий и отзывов. Даже мастер-классы читаются не по критике, а по «написанию отзывов». Я закончил филфак и твердо помню — был такой научный предмет, даже два предмета «История литераутрной критики» и собственно «Литературная критика». Это не считая практикума «Анализ литературного произведения». Есть даже учебники, которые все доступно излагают. Другое дело, что критика сейчас воспринимается именно как изложение негативного мнения. И посему не приветствуется в среде взаимного мытья рук. Если высказывается даже аргументированное сомнение в чей-то гениальности, то воспринимается это именно как желание оклеветать своего, а, значит, хорошего человека. С вытекающими последствиями. Посему, прежде чем дать четкое определение, да еще и устраивающее всех, нужно просто взять изучаемый предмет в руки, рассмотреть его и попытаться выяснить, что на самом деле оно означает и как работает. Методом учителя русского языка и литературы, если хотите. Не по грамматике, тут как раз проблема наименьшая. По лексике, по семантике, по логике — вот где склад перлов! Вот с этого начать. По методу средневекового диспута. Тезис — аргумент — антитезис... Если бы еще вернуть старинное отношение к диспуту. Помните? Если ты согласен с каждым из доводов, то обязан согласиться и с тезисом вцелом. Обязан. Ну, а то, что рецензия в журналах заказная... Да, заказная, но ведь и заказы бывают двух типов. Первый — вот тебе деньги, напиши хорошо, в смысле — восхитись при всех. Второй — вот тебе деньги, проанализируй честно, как ты умеешь. Есть еще и другие типы, но ведь заказные бывают не только убийства.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2010 г. 19:17

цитата AKZolotko

Да, заказная, но ведь и заказы бывают двух типов. Первый — вот тебе деньги, напиши хорошо, в смысле — восхитись при всех. Второй — вот тебе деньги, проанализируй честно, как ты умеешь.


За семнадцать лет своего сотрудничества с разными СМИ в качестве рецензента с первым вариантом ни разу не сталкивался. Наводит на мысли...
 


Ссылка на сообщение27 мая 2010 г. 20:33

цитата

За семнадцать лет своего сотрудничества с разными СМИ в качестве рецензента с первым вариантом ни разу не сталкивался. Наводит на мысли...

Наверное, очень повезло. Неоднократно был свидетелем. даже пытались сделать участником. Это не только и не столько о книгах. О мероприятиях, о политиках, о многом еще чем... Вот со вторым бывает и реже и хуже. Либо обслуживаешь редакционную политику, либо идешь нафиг. Кстати, а сам-то никогда не обращал внимания, как очень благоприятная рецензия на книгу внезапно совпадала с полосной рекламой на ту же самую книгу в том же самом журнале? Могу подсказать название СМИ. Это не заказ? Совпадение?
 


Ссылка на сообщение28 мая 2010 г. 01:08

цитата AKZolotko

Это не только и не столько о книгах. О мероприятиях, о политиках, о многом еще чем...


Вот возможно «о политиках и о мероприятиях» и бывают заказные материалы, а о книжках -- ну чрезвычайно редко. Дело не в высокоморальности издателей: это просто не окупается.

цитата AKZolotko

Кстати, а сам-то никогда не обращал внимания, как очень благоприятная рецензия на книгу внезапно совпадала с полосной рекламой на ту же самую книгу в том же самом журнале? Могу подсказать название СМИ. Это не заказ? Совпадение?


Не заказ и не совпадение, просто грамотная работа редактора. Сам работал и работаю редактором в таких СМИ, представляю кухню. Знать предпочтения рецензентов, опросить пять человек: «Читал? Понравилось?» -- не так уж сложно, если ты в материале. Да, нужно немножко пошевелиться, но за это в «глянце» деньги и платят...
 


Ссылка на сообщение28 мая 2010 г. 23:52
Странно... Неоднократно слышал минимум от одного автора, как издательство заказывало ему именно хвалебные отзывы. Ну и о грамотной работе редактора — да, конечно. Рекламный отдел сообщает о полученной рекламе, и выражает пожелание... Схема, естественно, грубая, но тем не менее...
Но если ты настаиваешь на своей точке зрения, я соглашусь — в СМИ работают принципиальные ангелы, просто физически неспособные брать деньги за положительные отзывы. И даже невероятно высокие оценки редакций рекламируемым в журнале книгам — фата-моргана, понятное дело. Откуда только они берутся — положительные отзывы на полный бред? Загадка природы.
Еще скажи, что не слышал о купленных премиях, о подтасовках в номинациях, о взаимном обмене наградами и преференциями... Бросить все и приехать в твой честный мир?
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 00:36

цитата AKZolotko

Неоднократно слышал минимум от одного автора, как издательство заказывало ему именно хвалебные отзывы.


Я сам никогда такие материалы в ипостаси редактора не заказывал и в ипостаси рецензента от заказчиков предложений не получал. За других, конечно, не скажу, но сильно сомневаюсь. Дело не в принципиальности, просто с точки зрения издателя тратить деньги на проплату положительных рецензий в подавляющем большинстве случаев бессмысленно: такие вложения не окупаются.

Профессионализм издательского пиарщика заключается в том, чтобы знать, какому журналисту какую книжку дать. Дешево и сердито. Хочешь получить положительную рецензию на книги издательства «Армада» -- отдай их рецензенту Ч. Хочешь на книги Вадима Панова -- М.З. Хочешь на Дяченко или Пратчетта -- Н. И так далее, и тому подобное. С прочими жанрами абсолютно то же.

цитата AKZolotko

Еще скажи, что не слышал о купленных премиях, о подтасовках в номинациях, о взаимном обмене наградами и преференциями... Бросить все и приехать в твой честный мир?


Слышал. Даже читал. О них много писал Андрей Б. Очень смешные статьи были, от души повеселился.

В действительности все гораздо сложнее, чем на самом деле. «Купленные премии» -- это очень примитивная трактовка. Тут такое переплетение взаимных симпатий и антипатий, групповых и клановых интересов, что каждый случай надо разбирать отдельно, там сам черт ногу сломит.

Помню как некая кампания ходила по номерам и собирала бюллетени у тех, кто уже утомлен нарзаном донельзя, как сговаривались голосовать за «нужных» людей... Недавно меня как члена жюри осторожно спрашивали: а не хочешь ли ты проголосовать вот за этого автора (который по чистой случайности является одним из спонсоров конвента)? Я проголосовал за другого, за Диму Колодана, но этот замечательный парень все равно получил свою награду... Да я и сам за себя голосовать агитировал -- причем успешно. :-)))

Но премии это одно, а рецензии -- совсем другое. Отдельная история.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 14:13
Бедный Андрей Б! Кто его только не пинал... Проблема в том, что если у тебя паранойя, то это не значит, что за тобой не следят. Проработав десять лет на коне, скажу, что бывает ОЧЕНЬ разное. Например, очень известный автор обращается к оргкомитету (Не ЗМ) с просьбой дать хоть какую-то премию, платит (по словам члена оргкомитета) штуку баксов, для него придумывается номинация и вручается. Я верю, так как тот же писатель просил на ЗМ золотого кадуцея и обещал уйти из большой литературы сразу после вручения. Просил спонсора, тот повелел придумать номинацию и вручить. Двести граммов золота — это двести граммов золота. Члены оргкомитета ЗМ, составители номинаций, включают в список «циклы, романы с продолжениями» «Пентакль», никакого отношения, кроме собственного авторства, к номенации не имеющий. На вопрос — отчего это роман в новеллах попал в такую номинацию, ответ — что хотим, то и ставим. Роман — цикл рассказов. Продолжить? Ты на самом деле с таким не сталкивался? Мне бы такие розовые очки.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 15:39
Обычно все делается как-то аккуратнее... Но повторю еще раз: премии премиями, а рецензии рецензиями. В первом случае речь идет о самолюбии конкретного человека/группы людей, во втором главенствует чистый расчет. Маркетинговые исследования показывают, что едва ли единственный влиятельный рецензент в России -- Лев Данилкин, журнал «Афиша». Остальные если и способны поднять продажи, то экземпляров на сто-двести. Оно кому-то нужно?..
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 22:48
Наверное, нет, не нужно, но остается вопрос внутренней самооценки того же издателя. Не обращал внимания, например, что со сменой спонсора «Странника» изменился и подбор победителей? Или мне это показалось? Кроме того, как ты верно писал, обратиться к нужному рецензенту — класс работы редактора. Но зачем-то ему понадобится хвалебная рецензия на «Армаду», или на Пратчетта? Ходят слухи, что даже на Фантлабе есть люди, расхваливающие отдельные издательства не просто так. И знакомство с их выступлениями делают эти слухи очень правдоподобными.
И есть еще и самоцензура редакторов и рецензентов. Как можно критиковать профессионализм своего спонсора или своего издателя? Вот и хвалят.
О премиях. Трудно гарантировать результаты, но можно на них повлиять. Когда премия по критикам на ЗМ была демократичной, туда просто не попадали потенциальные победители. Навскидку — попытались не поставить Свету Бондаренко с ее «Неизвестными Стругацкими». Понадобился скандал. Премия стала авторитарной (просто так, без согласования с остальным оргкомитетом) и чудеса стали привычнее и веселее. Одно из них, простое и понятное. Члены комиссии не могут номинироваться, и сразу же пара известных московских критиков была приглашена в ее состав. «Чтобы не награждать» — цитата из одного организатора голосования. И, между прочим, после такой вот авторизации, у пары известных украинских писателей резко увеличилось количество наград именно в области критики. Тебе не смешно? И напоследок — зачем платить за заказной отзыв? Тот же Володихин хвалит не столько с позиции качества, сколько с позиции полезности. Для себя, для литературы, сообщества, идеи — неважно, поскольку отзывы превращаются в способы, а не в оценки. Те же Олди, захлебываясь (что с ними редко бывает), хвалили в РФ некоего автора, главной заслугой которого было то, что опубликовался он через «Второй блин». В тексте были просто шедевры типа «Роботы, похожие на обезьян, ласточками порхали...» Ты не находишь здесь элемента заинтересованности? И, совсем честно, в твоих отзывах все на сто процентов объективно? Ни на йоту нет скидки для хорошего человека? Или мне показалось?
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 23:06

цитата AKZolotko

Наверное, нет, не нужно, но остается вопрос внутренней самооценки того же издателя.


Нет такой партии. То есть такого вопроса. Самооценка издателя определяется объективными категориями: тиражами и прибылью. То есть какой-нибудь мелкой конторе, может, и приятно, если ее заслуги отметят на конвенте. Но те, что покрупнее, в такие игры не играют.

Хвалебная или негативная рецензия может быть нужна по ряду причин. Как правило, слабо связанных с финансами. Это объясняется нежеланием портить хорошие личные отношения, симпатией или антипатией к конкретным людям/текстам, эстетическими представлениями редактора и т.п. Критерий полезности, ты правильно это определил.

А что до моих отзывов, то они, разумеется, насквозь субъективны. Не взвешиваю, не измеряю, руководствуюсь исключительно авторитарными пожеланиями собственной левой ноги.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2010 г. 23:20

цитата

А что до моих отзывов, то они, разумеется, насквозь субъективны. Не взвешиваю, не измеряю, руководствуюсь исключительно авторитарными пожеланиями собственной левой ноги.

Думаю, не стоит обижаться! Я не говорил о насквозь субьективизме. Я просил провести небольшой самоанализ. Мне, например, было бы сложно расплющить хорошего человека. Но я ведь и не занимаюсь профессиональным рецензированием. С другой стороны, если кто-то, имея выбор, критикует чужого вместо своего — это не своеобразный заказ?
И критерий полезности существует, широко применим, активно влияет на жизнь рецензирования, калечит ее... Нам не все равно, по какой причине рецензия становится не объективной? Большевики использовали по отношению к искусству замечательный термин «социальный заказ». Вот такой вот социальный заказ и выполняет обычный рецензент. За деньги или нет, но заказ. И мы возвращаемся к исходной позиции — заказные рецензии. А платят за них деньгами или натурой, льготами или отстутствием репрессий — значения не имеет.
Но твоя реакция на только возможность критики в свой адрес — пугает. А теперь представь на своем месте издателя? Или, не дай Бог, писателя-звезду? Мне страшно.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 00:45

цитата AKZolotko

Но твоя реакция на только возможность критики в свой адрес — пугает.


Да чем же она пугает? Я искренне считаю, что любая рецензия, любой отзыв субъективен -- исключения возможны для чисто статистических исследований. Других попросту не бывает и быть не может. Но «заказ» и «внутренняя цензура» -- разные вещи.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 12:03
Отзыв — да, субъективен, спорить не буду. Но рецензия, простите, подразумевает анализ. Так сложилось, что я закончил филфак и там в меня вбили глупость, что литературная критика — наука, имеющая правила и критерии. Опять-таки, не стану спорить, мы остаемся пристрастными, иначе не получается, но мы должны для себя сказать и разъяснить, что мы пристрастны и в чем именно мы пристрастны. Ну, и почему мы пристрастны к этому или другому товарищу. Из своей двадцатилетней журналистской и редакторской (СМИ) практики, я вынес одно очень серьезное заключение: брать деньги за текст — можно и даже нужно, врать за деньги нельзя. Поэтому, наверное, особой карьеры не сделал. «Внутренняя цензура», не только в литературе, но и в жизни, вытекает из собственного осознания «заказа». Тебе кажется, что именно этого от тебя ждет редактор, издатель, коллега по бане, просто собутыльник. И ты сам себя начинаешь жестко модерировать под собственное же представление мнения уважаемого человека. Он, может, с удовольствием почитал бы о себе и правду, но ты в это не веришь. Или он правду от тебя услышал бы, но без свидетелей. И может — МОЖЕТ — обидеться. Напомню, как ты поздравил «звезду» с днем рождения, а он обиделся за «невосторженный образ мыслей». Полагаешь, ему нужно делать заказ на положительные рецензии и тому подобные мелолчи? мы и сами знаем, что можно о нем писать-говорить, что нельзя. И что, скажем, эпиграммы на него вообще писать не стоит.
И, раз уж об эпиграммах. Ты не помнишь, как поднялась небольшая волна обсуждения самого жанра, в которой говорилось, что эпиграмма не имеет права быть злой или резкой? Это по поводу жанра, который по определению — сатирический и злой. Под собственное удобство литераторов подгоняется все, от правил эпиграммы до тональности критики. Я долго пребывал в веселом настроении, когда прочитал, что в Крыму читали лекцию о написании отзывов. Не по критике, а об отзывах. Так что, хотим мы это признать или нет — заказ есть, был и будет, явный или скрытый. Напомню формулировку статьи УК об изнасилованьи: «с применением силы, угрозой силы, своего служебного положения или беспомощного состояния жертвы». Вот, прямо будто о заказных отзывах и рецензиях, честное слово.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 14:18

цитата AKZolotko

Но рецензия, простите, подразумевает анализ.


Я в курсе, спасибо. Что такое рецензия отлично знаю. Но даже в случае академической рецензии многое зависит от того, к какой школе принадлежит исследователь и какой инструментарий использует, от его наблюдательности, широты взглядов и тысячи других абсолютно субъективных факторов. Это касается не только филологии, но любой науки, причем не только гуманитарной. Само присутствие наблюдателя влияет на ход эксперимента, причем каждого конкретного наблюдателя в каждый конкретный момент -- по-разному. Это подтвердит любой физик-экспериментатор. О какой объективности можно говорить в отношении рецензии на произведение искусства? Разве что об аргументированности...

А брать деньги за рецензии, конечно, надо обязательно: в бухгалтерии СМИ, которое эту рецензии заказало и опубликовало. 8-)
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 20:42
Я, пожалуй, на этом спор закончу. Печально, что я настолько дремучий скептик, но ничего не поделаешь. При мне никто никому ничего не заказывал, аргументировать трудно. Но...
О невозможности подкупа голосователей и покупки премии ты тоже говорил очень уверенно. Что-то мне подсказывает, что и объективности в твоем мнении о неподкупности рецензентов столько же, сколько в утверждении, что премии невозможно купить (бедный Андрей Б.). Как там у классиков? Половина наших литературных критиков люди честные и неподкупные. Вот бы познакомиться хоть с кем-нибудь...
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 00:21

цитата AKZolotko

Ходят слухи, что даже на Фантлабе есть люди, расхваливающие отдельные издательства не просто так. И знакомство с их выступлениями делают эти слухи очень правдоподобными.

Меня время от времени в этом обвиняют в отношении «эксмо»/«домино». Хотя совесть моя в этом смысле чиста и ругаю (в том числе и в рецензиях) я книги этого издательства также регулярно, как и остальныею
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 12:13
С чего вы решили, что это о Вас? Еще есть люди, которые с невероятным и репонятным рвением сообщают о подвигах и свершениях не только издательств, но и отдельных писателей. Просто такая страстность заставляет заподозрить либо неискренность, либо дефекты сознания. Но к Вам-то это отношения не имеет? Я в принципе не доверяю мнению людей, которые утверждают, что ВСЕ у Имярека гениально, все книги, каждая строчка, каждый пробел. Для меня подобный человек либо дурак, либо лжец. Ну, опыт мне об этом говорит. Что касается о материалах о новых книгах... тут бы подошла спокойная, деловитая и объективная информация. Что, когда, как. Неизданная книга не может вызвать восторга. мысль о том, что вы получите возможность насладиться новым шедевром любимого автора — может, но ведь разговор не об этом. Да, к восторгу. Тиффози никто не платит за дебош на стадионе. Им это доставляет искреннее, незамутненное ничем удовольствие. Наверное, теперь подобных идиотов развелось много и в окололитературных кругах.Пока они получают удовольствие от того, что кричат за своего. Может, скоро начнут ломать мебель и быть рожи оппонентам? И, боюсь, некоторые писатели их в этом поддержат. А о качестве писателя или издательства это никак не свидетельствует, ни в ту, ни в другую сторону.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 12:17
Потому что я больше не знаю никого на Фантлабе, кого бы подозревали в подобном. Есть ещё Курок, ценитель и защитник обездоленной «Альфа-книги» . И всё, больше не встречал никого.
А про писателей — есть поклонники, это да. Но вроде не оних же речь шла.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 14:01
Я не отслеживаю и не классифицирую. И свое виденье проблемы я проиллюстрировал. Восторг должен был уместен и адекватен. Ничего личного.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2010 г. 09:48
Вы писали


цитата


Вот, например, ув. Dark Andrew в одном из топиков форума просит показать ему купленную рецензию. Казалось бы, сделать это проще простого, открыв любое литературное обозрение и ткнув пальцем наугад в любую, первую попавшуюся рецензию, ибо она уже по пределению является платной,


Сообщите пожалуйста, кто и сколько платит Вам за Ваши посты в блогах, на этом сайте, на других ресурсах и проч.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2010 г. 18:09

цитата С.Соболев

Сообщите пожалуйста, кто и сколько платит Вам за Ваши посты в блогах, на этом сайте, на других ресурсах и проч.

Вы платите, кто же еще.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2010 г. 18:27
Вот и чудненько.

Вы просто впадаете в странную ошибку: утверждаете что любая рецензия по умолчанию является платной. Соответственно я не чувствую себя оригиналом, спрашивая сколько вам платят за аналогичные отзывы на сайтах.
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 18:33

цитата С.Соболев

любая рецензия по умолчанию является платной. Соответственно я не чувствую себя оригиналом, спрашивая сколько вам платят за аналогичные отзывы на сайтах

Видите ли ув.С.Соболев, ошибку совершаете вы, когда считаете, что отзыв и рецензия суть одно и тоже, а это совершенно не так. Более того, ранее по времени, но далее по обсуждению я приводил ссылку ув.Dark Andrew в которой в наглядной табличной форме объясняется принципиальная разница между первым и вторым. Объясняется, прошу заметить, еще в школьной программе.
Поэтому в чем здесь суть спора я не понимаю, и никто не берется мне объяснить. Отзыв может быть какой угодно, в том числе и платный, в том числе и написаный профессионалом. Но называть отзыв рецензией только лишь на основании того, что его за деньги писал литератор, все равно, что называть женщину француженкой после того, как она провела ночь с французом.
Но если речь идет о рецензии, написанной рецензентом, имеющим на это право, то тут уже возникают другие и этические и правовые вопросы.
И вы знаете, меня развлекают те смутные полунамеки и разоблачающие вопросы, которые при обсуждении данной темы обычно пишут литработники. Это так впечатляюще — псевдонегодование специалиста, которому «посторонние» наступают на больные места.
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 21:31
Да нихрена себе нет предсета спор. Вы пишите, что любая шняга, опубликованная в прессе про книгу, явялется заказной и потому верить ей не след. Называть эти писульки можно рецензиями, отзывами, эссеями — да пофигу как называть. Вот на момент сейчас их называют рецензиями. Смысл ес-но другой, не тот что был в 19 веке, ну да слова меняются, под глаголом «пользует» уже другое имеется в виду, не важно это все. Короче — есть газета ,в ней есть заметка про книжку. Она в 90% случаев — именно высказывание человека прочитавшего книжку. без денег со стороны издателя или писателя. Автор злится на это высказывание, издателю пофигу на это высказывание. редакция газеты если печатает такие высказывания, вообще не связывается с издателями, им друг на друга фиолетово. Есть журналы, типа Мира Фантастики, где договариваются — давай, товарищ рецензент, будешь нам выдавать 5, 10, 15 отзывов в месяц? О кей, буду, какие проблемы. В чем тут проплаченность? Вы возьмите рецензии Романа Арбитмана — от него похвалы дождаться это проще в Сахаре снеговика слепить. Какие там могут быть проплаченности?

Больное место — это, если прямо говорить, фикция какая-то, какое больно место, сплошное недоумение просто. Берите и пишите тоже, это настолько просто, что даже я могу. .
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 21:39

цитата С.Соболев

Вы возьмите рецензии Романа Арбитмана — от него похвалы дождаться это проще в Сахаре снеговика слепить. Какие там могут быть проплаченности?


Ну как же ж?! Ему платят вороги рецензируемых.

Сколько ни будешь отрицать факта вселенского заговора, тебе не удастся, так и знай, о гнусный наймит Жарковского!
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 22:33
Э, простите, кто платит?

Я могу понять бизнес-модель, при которой двадцать разных рецензентов получают ну допустим от Рыкова рубли и деньги за хвалебные отзывы на книги серии «Этногенез».

Но кто будет платить за ругательную рецензию на книгу, изданную в позапрошлом году в Тамбове тиражом 50 (пятьдесят) экземпляров?


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 11:53
И ты, Брут, ввязался в это дело!?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 14:18
Брут — в смысле «свинья»? Да ну вас, в самом деле!


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 12:56
Кстати, Александр, после ваших комментариев пришла в голову мысль — мне кажется, что описываемая ситуация имела место лет пять-семь назад. Сейчас же немного иначе обстоят дела.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 14:19
Боюсь, что все также, если не хуже. Те, что на подиуме, теперь даже за недостаточно востороженные отзывы обижаются. И требуют прижизненного поклонения.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 17:55
Ну так отзыв на то и отзыв, чтобы быть восторженным.


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 18:25
Мне кажется, хотя я не смею настаивать не увидев конкретных выводов, что в связи с определенными сложностями, ставящими рецензию худ. произведения на абсолютно иной уровень, чем все прочие виды рецензий, разговор о рецензиях следует разделить на несколько частей, притом важнейшие из них
— наличие четких и понятных одновременно и критикам и читателям критериев художественной ценности литературного произведения.
— отсутсвие адекватной оценочной шкалы для лит. произведения.
Например, сегодня я рецензировал очередные курсовые работы фармакологов. Имея четкие требования к подобному сорту работ, я дал положительные рецензии на 4 работы и отрицательную на 1 работу. Вместе с тем, моя рецензия не опредляет последующую оценку фармаколога, которую он получит на зачете, хотя и до некоторой степени гарантируя, что оценка будет положительная, а означает лишь допуск к нему.
Если вернуться к этим двум сторонам рецензии в литературе и, тем более, фантастической литературе в часности, то мне решительно дико интересно узнать те критерии, по которым можно хотя бы до некоторой степени гарантировать положительную оценку произведения читателем. Тем более, что гарантия почему то требуется не просто положительной оценки, а оценки хотя бы на «отлично». То решение, которое обычно предлагается для этой задачи поиска критериев в литературе, в современных литературных «типа рецензиях» практически не встречается. Поэтому обсуждаеая тема и то, как автор собирается решить подобные вопросы, мне крайне интересны.

цитата AKZolotko

Ну, а то, что рецензия в журналах заказная... Да, заказная, но ведь и заказы бывают двух типов.

цитата Dark Andrew

что рецензия за которую получена плата и «купленная» рецензия — это совершенно не одно и тоже.

Я не буду спорить на эту тему и не в последнюю очередь потому, что литературных рецензий практически не встречаю за их отсутствием, но. Но с точки зрения здравой логики рецензия, как и любой другой разрешительный документ, гарантирующий положительный результат, за которую заплачено в любом виде является предвзятой, за исключением случаев когда рецензироваание входит в профессиональные обязаности рецензента. Често-честно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 18:33
На мой взгляд, вы не получите ответов на ваши вопросы по двум причинам:
1. Их нет и не может быть
2. Вы формально подходите к вопросу, который не может быть решён в такой плоскости. В частности:

цитата dobriy_doktor

гарантировать положительную оценку произведения читателем

Нет общности «читатель», как единое целое.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 21:21
Ну почему же

цитата Dark Andrew

Их нет и не может быть
.
Во-первых, кое-какие материальцы я некоторое время назад накопал. Во вторых, такая работа вполне объективно ведется. Вот возьмем пример небезизвестного вам издательства «Крылов» с его небезизвестными требованиями к чудо-серии «Мужской клуб», возьмем небезизвестного вам редактора издательства «Крылов» ув.В.Владимирского. Как я себе представляю, когда ув.В.Владимирский рецензирует очередную книгу на предмет издания ее в серии «Мужской клуб», его рецензии для издательства вполне можно считать объективными и отвечающими вышеуказанным мной требованиям, так как имеются четкие критерии и вполне определенная аудитория.
Поправьте меня, если я заблуждаюсь.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 21:26

цитата dobriy_doktor

Владимирский рецензирует очередную книгу на предмет издания

Вы путаете совершенно два разных понятия:
1. рецензирование
2. отбор произведений для издания

Во втором случае критерии есть у каждого издательства для каждой серии + у некоторых издательств ещё есть неформализуемый вариант «книга хороша, издаём внесерийно».

В первом же случае критериев никаких нет и быть не может, т.к. нет каких-то однозначных требований ни к форме рецензий, ни к сути рецензий, ни к самим книгам.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 22:15
Я уверен, что я ничего не путаю. Только

цитата Dark Andrew

2. отбор произведений для издания

Во втором случае критерии есть у каждого издательства для каждой серии + у некоторых издательств ещё есть неформализуемый вариант «книга хороша, издаём внесерийно».

и называется рецензией. Более того это рецензирование и есть объективное и непроплаченное.
В некоторых случаях, отдельно оговариваемых с автором произведения и рецензентом, после определения произведения любого толка, например научной статьи, в печать, если рецензия на это произведение представляет интерес, как самостоятельное произведение, например, всвязи со своей высокой художественной или научной ценностью, она может быть опубликована не ранее выхода произведения в том же издании или специализированном издании, которое занимается публикацей лучших рецензий.
Все остальные, ну решительно все остальные писульки никакого отношения к рецензиям и рецензированию не имеют.
А имеет место подмена термина, когда гордым и непонятным словом «рецензия» называется писулька:
— выходящая до публикации произведения, т.е. фактическая реклама;
— написанная не рецензентом, т.е. человеком не имеющим отношения к отбору произведений (в тоже время независимая рецензия другого рецензента может быть помещена в специализированном издании после или одновременно с размещением там официальной рецензии);
— отличающаяся от внутриредакционной рецензии по содержанию (хотя по объему она может отличаться и, например, публиковаться в сокращенной или расширенной форме);
— дополнительно оплаченная, т.е. сразу и абсолютно заказная;
— не имеющая никакой литературной или художественной ценности
и проч.
Я никогда не сталкивался с рецензированием худ литературы, но мне приходилось учавствовать (только учавствовать! Ибо публикацией не той рецензии журнал можно и ВАКовской лицензии лишить) в решении вопроса публикации рецензий на научную и методическую литературу. Поэтому я и позволяю себе смеяться с проплаченных типа рецензий на худ литературу, опубликованных в каких-то левых изданиях-однодневках задолго де печати произведения.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 22:21

цитата dobriy_doktor

Я уверен, что я ничего не путаю

А я уверен, что путаете.


Да, наверно лучше дать более общую ссылку.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2010 г. 22:22
И из-за неверной исходной предпосылки ваши доводы и выводы автоматически становятся неверными.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 14:32
Ув. Dark Andrew, мне до некоторой степени не удобно с вами спорить, но где вы видите противоречие в том, что пишу я и в том, на что даете ссылку вы? Если убрать политический бред в приведенной вами ссылке, то текст сводится к фразе:
«...Давая ... оценку..., рецензент должен ... осветить результаты своего исследования с точки зрения ... задач...». Квинтесенция рецензии — оценка произведения в соотвествии с некими требованиями.
Мой вопрос собственно в том и состоит — с точки зрения каких именно задач следует делать рецензию лит. произведения с тем, что-бы можно было сказать, что рецензент выполнил ее недобросовестно и халатно?
Притом прошу вас заметить, что если речь идет о перепроверяемом, рецензируемом журнале (т.е. о т.н. ВАКовском издании), то любая статья в т.ч. рецензия на что-либо, оправляемая для публикации в этот журнал, в обязательном порядке проходит внешнее и внутренее рецензирование в виде рецензии на рецензию.
В чем вы видите у меня неверную предпосылку я так и не понял. Не сочтите за труд, поясните.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 14:37
Противоречие я вижу в следующем:

цитата dobriy_doktor

Только отбор произведений для издания
и называется рецензией

с

цитата

РЕЦЕНЗИЯ — один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. — критический разбор произведения — литературно-художественно го, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и оценку его в таких пределах, что краткий отзыв не перерастает в критический этюд (см. «Критика»).


Вы же считаете рецензией только

цитата

Разновидность Р. — так называемая внутренняя Р., выполняемая по заданию редакции, издательства и т. д. на ту или иную рукопись и не предназначенная для опубликования.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 14:39
Ваша неверная предпосылка в том, что вы используете неверное определение слова «рецензия» и соответственно накладываете на этот термин ограничения, которых на самом деле нет.
Я вам не полную ссылку дал. Вот так правильно.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:07
Вы правы, я не совсем четко прописал то, что я имел в виду, и у вас закономерно возникло впечатление, что я ограничиваю термин. Спасибо за замечание.
В своем посте выше я имел ввиду недопустимость различий между внутренней и внешней рецензиями. Очевидно, что терминология и оформление могут отличаться, но никак не содержание. И если ув. В.Владимерский во внутренней рецензии на рукопись для серии «Мужской клуб» указывает, что « по сюжету космодесантник 18 раз вступает в связь с 5ю разными инопланетянками в бронелифчиках, что отвечает самым высоким требованиям к произведеним серии», а во внешней рецензии им же об этом не упоминается или не характеризуется ни как достоинство ни как недостаток произведения, это уже как-то не очень, сродни «есть рецензии для критиков и рецензии для лохов», вы не находите?
Если же рецензию пишет какой-то посторонний человек, не являющийся рецензентом издательства или специализированного (а, лучше, заодно и ВАКовского) журнала, то с какой радости он эту «типа рецензию» вообще взялся писать? Рецензия это оценка чего-то для кого-то.
Как можно называть рецензией то, что не имеет или не имело никакого отношения к решению вопроса об оценке произведения в связи с установленными (с указанием кем установленными) критериями?
Вы можете давать сколько угодно ссылок, но это никак не рецензии, это отзывы или рекламные объявления, или еще что.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:39

цитата dobriy_doktor

а во внешней рецензии им же об этом не упоминается или не характеризуется ни как достоинство ни как недостаток произведения, это уже как-то не очень, сродни «есть рецензии для критиков и рецензии для лохов», вы не находите?

Нет, не нахожу, потому что вы смысл правильно написали, но вкладываете в него негативный оттенок. Абсолютно верно, есть рецензии издательские, для конкретной серии конкретного журнала, а есть рецензии литературные, для читателей. И ничего общего между ними нет.

цитата dobriy_doktor

Как можно называть рецензией то, что не имеет или не имело никакого отношения к решению вопроса об оценке произведения в связи с установленными (с указанием кем установленными) критериями?

По её определению из любой энциклопедии и никак иначе. Нет никаких критериев, обязательных для использования, когда мы говорим не об издательской рецензии, а о литературной критике.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:40

цитата dobriy_doktor

Вы можете давать сколько угодно ссылок, но это никак не рецензии, это отзывы или рекламные объявления, или еще что.

Ага. Смешно.

Это никакие не рецензии потому что я так говорю! :cool!:
А то, что все энциклопедии говорят другое, так это они ошибаются, а не я! :-D
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:49
Резюмируя.
Вы упорно пытаетесь поставить равенство между понятием «Рецензия на научную статью» (она же «научная рецензия») и рецензией литературной. А вещи это совершенно разные, и общего между ними меньше, чем различий.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 14:43

цитата dobriy_doktor

А имеет место подмена термина, когда гордым и непонятным словом «рецензия» называется писулька:
— выходящая до публикации произведения, т.е. фактическая реклама;
— написанная не рецензентом, т.е. человеком не имеющим отношения к отбору произведений (в тоже время независимая рецензия другого рецензента может быть помещена в специализированном издании после или одновременно с размещением там официальной рецензии);
— отличающаяся от внутриредакционной рецензии по содержанию (хотя по объему она может отличаться и, например, публиковаться в сокращенной или расширенной форме);
— дополнительно оплаченная, т.е. сразу и абсолютно заказная;
— не имеющая никакой литературной или художественной ценности
и проч.

И всё вот это следствие неверной предпосылки.

Потому что:
1. Я могу прочитать текст книги до её публикации (файл мне предоставили)
2. рецензент не имеет отношения к отбору произведений (см. определение рецензии)
3. просто ни о чём, т.к. рецензия и не должна совпадать с внутренними издательскими рецензиями
4. если я публикуюсь в журнале, то мне за это платят деньги. За рецензии. Не за конкретный текст, а за то, что я эту рецензию пишу. Что именно писать решает сам рецензент
5. художественная ценность зависит только от личности рецензента и его умения писать рецензии
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:08

цитата Dark Andrew

если я публикуюсь в журнале, то мне за это платят деньги. За рецензии.

А кто их рецензирует перед публикацей?
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2010 г. 15:40
Их никто не рецензирует перед публикацией. Их читает редактор, который отвечает за соответствующий раздел журнала/сайта.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2010 г. 21:29
давайте перенесем обсуждение на начало ряда, а то мы опять с вами съезжаем к узким колонкам.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2010 г. 21:30
Мне кажется нам проще его в личку перенести.


Ссылка на сообщение19 апреля 2010 г. 21:42

цитата Dark Andrew

Резюмируя.
Вы упорно пытаетесь поставить равенство между понятием «Рецензия на научную статью» (она же «научная рецензия») и рецензией литературной.

Если бы только между рецензией на научную статью и литературной рицензией.
Фактически есть целый пласт рецензий — на отчеты о проделланой работе, на различные формы самостоятельной работы от реферата до диссертации, на научные исследования, на учебную и научную литературу, на случаи медицинского обслуживания и проч., которые выполняются по определенным правилам и следуют одной и той же схеме, меняющейся в зависимости от условий рецензирования. Притом, например, рецензирование медицинской деятельности это единственная реальная проверка работы врача, которая возможна. Не по количеству же отрезанных органов его проверять.
И во всем этом едино- и разнообразии, большая часть из которого к тому утверждена законами и прочими нормативными документами, внезапно всплывает рецензия на товары, в том числе искуство, в том числе литературу. И тут оказывается, что при рецензировании товаров, в том числе искуства, в том числе литературы, рецензии делятся на 2 типа. Первый тип литературной рецензии такой же, как и во всех прочих случаях рецензирования, проводится по тем же схемам, так же регулируется нормативными актами и проч.
А вот второй тип рецензии на товары — «рецензия для лохов» — это, оказывается, что-то особенное, что-то эксклюзивное и говорить о том, что это не более чем пиар произведений с заменой термина «потребительский отзыв» на термин «рецензия» — неправильно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2010 г. 21:54

цитата dobriy_doktor

и говорить о том, что это не более чем пиар произведений с заменой термина «потребительский отзыв» на термин «рецензия» — неправильно.

Докажите.
И задумайтесь, так, мимоходом, когда появились «рецензии для лохов», которые по вашему и рецензиями то зваться не должны (Белинского может вспомните, так для примера) и когда появились рецензии в том узком смысле, которой рассматриваете вы.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2010 г. 21:56
А вообще, честно говоря этот глупый спор как-то надоел. Вы игнорируете мировую практику использования термина «рецензия» из каких-то личных соображений. Ну игнорируйте дальше, если хочется.
Но понимать вас и дальше в дискуссиях не будут, как не понял вначале я, когда вы со столь странными трактовками будете рассуждать о рецензиях и рецензировании.
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2010 г. 21:51

цитата Dark Andrew

Вы игнорируете мировую практику использования термина «рецензия»

Вот, например, что пишет по этому поводу Википедия (заметьте, не наша, а мировая) http://en.wikipedia.org/w... , а имеено в разделе Book review мы видим, что «..The reviewer has to be the judge and say “did the writer persuade the audience, or were his/her evidences not sufficient and weak.”..» Так что вы правы, именно я игнорирую мировую практику использования термина.
Что же до

цитата Dark Andrew

Докажите.

то, что именно вы мне предлагаете доказать? Что подавляющая биомасса т.н. рецензий есть потребительские отзывы? Так это, извините, это не я, это школьный курс русского языка доказывает. Забейте в гугле фразу «сочинение-рецензия» и вы увидите ровно то же, что здесь описываю я, переложенное на старшие классы школы. Вот первые же ссылки
http://74.125.77.132/sear...
http://literus.net/2008/0...
и др. И это школьный курс без всяких ссылок на издания высшей школы.
Нет никакого спора. Есть мое искреннее вами восхищение, хоть вы можете считать, что это и не так. Вы, ув. Dark Andrew, вдохновляете меня и для меня большое удовольствие общаться с вами и обсуждать многие интересующие меня вопросы. Иначе я бы этого не делал, не так ли?
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2010 г. 22:10
Именно потому, что вы игнорируете общепринятую трактовку термина я и не вижу смысла в дальнейшем обсуждении. Ну нравится вам называть рецензией только малую их часть. Пожалуйста, в чём проблема. Обсуждать тут нечего — это ваш личный выбор.
На мой взгляд выбор этот бессмысленный, но это ваше личное дело. Нравится вам называть, скажем осадками только дождь, считая, что снег и град — это никакие не осадки, потому что они не мокрые, пожалуйста. Вот только кроме вас так больше никто не считает :-)

И да, смысла в ссылке на школьные сочинения я не заметил.


⇑ Наверх