Аркадий и Борис Стругацкие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Аркадий и Борис Стругацкие "Хромая судьба"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»

Статья написана 5 августа 2022 г. 22:17

сабж

Я много раз читала и очень люблю "Гадких лебедей", а вот "Хромую судьбу" целиком взяла впервые. Ждала, что будет как-то более.. емко, что ли. Что внешний сюжет как-то объяснит то, что происходит в городе дождя, но нет, увы. История немолодого писателя Феликса Сорокина вначале кажется совершенной бытовой нудятиной, и ниоткуда неочевидно, как из-под его пера могла выйти книга, подобная "Гадким лебедям". Постепенно появляются интригующие детали, все более интригующие, но совершенно не складывающиеся ни в какую общую картину. Но это ни к чему не приводит, и вызывает в итоге разочарование.

Все привыкли, конечно, что АБС не раскрывают свои тайны и многие загадочные моменты в их книгах так и остаются загадочными. Но в данном случае — буквально все. К чему этот странный институт, к чему клетчатое пальто, к чему другой странный институт и машина, измеряющая талант (и если она правда измеряет, это скорее будет разочарованием, потому что это как-то пошловато). От всего этого, особенно финального финта с Булгаковым, тянет авторским розыгрышем. Типа, ага, читатель, повелся на наши традиционные приемы, на изящное вписывание странного в быт и быта в странное — но нет, зря ты тут ищешь какую-то привычную глубину и тайные смыслы, это мы тебя троллим, вот, смотри, Булгаков смотрит на тебя и подобных тебе с осуждением и уходит заниматься своими делами.

На мой вкус, в истории писателя Сорокина как-то слишком много быта, причем такого совершенно скучного, и создается впечатление, что человек, настолько погруженный в то, как он воду в чайник наливает и чем будет ужинать, что такого удивительного может написать, а? И может быть, все то таинственное, что вокруг него происходит — на самом деле, продолжение работы его воображения?

Зато "Гадкие лебеди" все так же прекрасны. Когда я была моложе, мне больше всего нравилась часть о детях и мокрецах, о новом мире, который не хочет ни ломать старый, ни воевать с ним, а просто вырастает рядом, параллельно, и постепенно захватывает все. А сейчас мне больше всего нравится очень острая и болезненная идея того, насколько люди и поколения не могут понять друг друга, насколько из разных ценностей можно исходить. И что люди, живущие в одних ценностях, не могут ни судить, ни оценивать людей, живущих в совершенно других. Я понимаю, что это в общем-то банальная идея и изрядное упрощение всего, что есть в "Лебедях" — но очень уж актуальная. И особенно болезненна ситуация, когда твою судьбу определяют те, чьи ценности категорически не совпадают с твоими.

С другой стороны, ничто так не меняет мир, как смена ценностей у поколения.





130
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 августа 2022 г. 23:41

цитата

Что внешний сюжет как-то объяснит то, что происходит в городе дождя, но нет, увы.

Так этого не могло никак произойти хотя бы потому, что по изначальному замыслу АБС в Синей папке была рукопись не «Гадких лебедей», а «Града обречЕнного». Но потом все поменялось.

цитата

Зато «Гадкие лебеди» все так же прекрасны

Меня в свое время очень расстроил авторский замысел закончить повесть словами Голема; «Бедный прекрасный утенок!». Но в издательстве категорически отказались издавать ее в таком виде, и АБС вынуждены были дописать последнюю главу с «хэппи эндом», что им казалось едва ли выворачиванием наизнанку всего изначального смысла произведения.

Не знаю, на мой вкус там чернухи и без этого хватает, а так надежда появляется.


Ссылка на сообщение8 августа 2022 г. 17:31

цитата kerigma

машина, измеряющая талант (и если она правда измеряет, это скорее будет разочарованием, потому что это как-то пошловато).
Так нет же, не талант! А количество читателей будущей книги. То есть она предсказывает будущее в таком маленьком масштабе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2022 г. 10:38
Ну это тоже все условно, знаете ли. Все равно прошлое и неточное мерило универсальной ценности.
Вон про «Улисса» Джойса все слышали, а из тех, кто слышал, читали сколько %?) И всю остальную классику тоже...
 


Ссылка на сообщение9 августа 2022 г. 13:23
Да, так там в любом случае между писателей кипели страсти по поводу вещи умозрительной. Талант ли это. Или количество читателей книги. Откуда им вообще было знать, что цифры, выданные машиной, верны? Как они могли бы это проверить? Никак. Если правильно помню, её вообще на их текстах только обкатывали, то есть это эксперимент.
Получается, что просто самолюбие одних было бы потешено немного больше, чем других. Но вот, поди ж ты, писатели из-за этого расходились вовсю.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2022 г. 16:17
Мне кажется, смысл истории про машину как раз в том, чтобы показать бессмысленности измерений)


⇑ Наверх