Стругацкие в иллюстрациях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «С.Соболев» > Стругацкие в иллюстрациях Мигунова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стругацкие в иллюстрациях Мигунова

Статья написана 20 сентября 09:47

Иллюстрации Мигунова к "Понедельнику" существуют в двух вариациях — 1965 и 1979 гг. Некоторые рисунки очень похожи между собой, некоторые кардинально перерисованы с дополнением новых персонажей. ВИдение художника за 14 лет изменилось, что-то он дорисовал, что-то сильно изменил, а некоторые рисунки и вовсе убрал. Подробный разбор давно гуляет по интернету, вот например две статьи:

1) 2012 год, С.Литвинов, сравнение рисунков из книг 1965 и 1979 гг.: https://litvinovs.net/index.php?catid=13&...

2) 2015 год, В.Дубогрей, сравнение рисунков из книг 1965, 1979 и 1993 гг.: https://dubikvit.livejournal.com/297271.h...

Но нас в данном случае интересует не голая иллюстративная часть, но место рисунка в бумажной, напечатанной и переплетенной книге, а так же общий эффект от игры текста и картинки.

Для сравнения взяты следующие издания:

• А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. — М.: Детская литература, 1965 г.

https://fantlab.ru/edition30491

• А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. Парень из преисподней. — М.: Детская литература, 1979 г.

https://fantlab.ru/edition30503

• А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке. — М.: Книжный Сад, СПб.: Интероко, 1993 г.

https://fantlab.ru/edition927

• А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. — М.: АСТ, Издательский Дом Мещерякова, 2015 г.

https://fantlab.ru/edition134338

• А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке. — М.: АСТ, 2022 г.

https://fantlab.ru/edition350303

Существует переиздание 1987 года, но оно (в части "Понедельника") — повторяет издание 1979, поэтому я его не рассматриваю.

А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. — Фрунзе: Мектеп, 1987 г.

https://fantlab.ru/edition15364


Обложки книг. Верхняя и нижняя переплётные крышки. Издания 1965, 1979, 1993, 2015 и 2022.

Как мы догадываемся, для такого радостного издания важна не только лицевая часть обложки, но и несомненно закрывающая, задняя крышка книжки. В двух случаях это было проигнорировано, крышки сделаны слепыми в 1979 и 2022.

Корешки книг по порядку выхода в свет: 1965, 1979, 1993, 2015 и 2022.

Надписи 1965 и 1979 — оригинальные, шрифты не серийные. На переиздании 2015 года (которое планировалось как копия 1965 года) шрифты от Мещерякова подражают детлитовским, но все буквы отличаются от оригинала.

Шрифты на издании 1993 тоже рисованные, а вот на издании 2022 — обычные, типовые для этой серии "Стругацкие — собрание сочинений (Neo)". Издание 2022 года — выше стандартного на сантиметр, но это преимущество совсем никак не было использовано для внутренних иллюстраций, о чём расскажем ниже.

Издание 1993 года — единственное в подборке с суперобложкой. На фото книга без супера и супер в развороте. Суперобложка не Мигунова, ее нарисовали А.А. Волошина и Е.Н. Осипова.


Форзацы изданий — сверху 1965, 2015 и 2022, снизу 1979 и 1993.

Как видно, форзацы с рисунками, только в 1993 использованы компьютерные звездочки, а в самом последнем издании вообще ничего не делали, форзацы оставлены белыми.

Нахзацы в этих книгах идентичны форзацам, поэтому не фотографировал.


Титулы "Понедельника", в той же последовательности: сверху 1965, 2015 и 2022, снизу 1979 и 1993.

Шрифты рисованные, кроме издания 2022

В дальнейшем на фотоснимках издания так и будут расположены: сверху 1965, 2015, 2022, снизу 1979 и 1993.

Потому что издания 2015 и 2022 повторяют рисунки из первого детлитовского издания 1965 года, а издание 1993 года повторяет рисунки второго детлитовского издания — 1979 года.


История первая, "Суета вокруг дивана"

В издании 2015 года максимально раздували количество страниц — в первом издании 1965 года было 224 страницы, в 2015 растянули до 320 страниц, за счет чуть более крупного шрифта и белоснежных шмуцтитулов.

Привалов подъехал к воротам. В издании 2022 рисунок слева на развороте от текста.


Хозяйка избы на курьих ножках Наина Киевна. В издании 2015 текст обтекает рисунок фигурно, что осложняет чтение по кривой линии. В издании 2022 рисунок вообще ничего не обтекает — в этом издании множество миниатюр дали в чуть увеличенном размере, и не стали усложнять верстку обтеканием текста.

Кот Василий с гуслями. В книге 2015 текст слишком плотно обтекает рисунок, в 1993 и 2022 решили снова не особо усложнять макет. Обратите внимание что в детлитовских изданиях (1965 и 1979) кот Василий смотрит вправо — в других книгах (2015 и 2022) его отзеркалили.


Переход от "Истории первой" — к "Истории второй". Раздел заканчивается, в финале текста — небольшая рисованная заглушка — только что приехавший на работу озадаченный Привалов смотрит с удивлением куда-то вверх, на новую бюрократию, с которой Привалову придётся столкнуться в Истории второй, "Суета сует". Во всех изданиях постарались сохранить эту связку между историями — кроме издания 2022. Там противоположную страницу заполнили мини-портретами персонажей повести, ...

... а рисунок с началом раздела поместили на обороте, где он теряет связь с оконцовкой первой части.

Снова переход от истории второй — к истории третьей. Машины разбились — Корнеев взлетел. В варианте 2022 года главу закончили на нечётной странице.


"Машина времени". В издании 2022 рисунок снова на чётной стороне. Так не делают, полностраничная иллюстрация всегда помещается на нечетной странице — иллюстраторы делают рисунки, учитывая разворот книги, зная о существовании корешка по центру и обреза страницы справа, отсюда и компоновка фигур на картине следует книге как предмету с трудно просматриваемым изгибом в серединке и обрывом сбоку. В издании 1993 рисунок отзеркалили. Наверное верстальщику сказали что по правилам новомодного дизайна персонаж обязан смотреть внутрь книги и никак иначе.

Проход сквозь стены. Во всех книгах рисунок помещен верно, но в 2015 почему-то картинка на четной странице.


Далее остаётся два издания: 1993 и 2022. Рисунки Мигунова к "Сказке о Тройке" печатались только в этих двух изданиях. Титулы:

Глава 1. Надо признать, что в 1993 вход в книгу сделали изящнее. В 2022 слишком много воды между портретиками.

Еще надо обратить внимание на буквицы. Для буквиц в 2022 использовали сверхжирный трафаретный шрифт с прорезями. Может он намекает на бюрократизированность обстановки, описанной в повести, но он не гармонирует с основной гарнитурой, которой набран текст (в выходных данных указана гарнитура Адонис). Шрифт, которым набраны номера глав — что-то а-ля рукописное (в выходных данных названье не указано) тоже смотрится инородным включением в основной текстовый набор. Это конечно же вопрос вкуса, но использовать сразу три очень разные гарнитуры на одной небольшой странице — мне кажется не очень аккуратный ход.

Полностраничные иллюстрации. Снова их стараются расположить на левой части разворота. Почему и зачем так происходит я не могу понять. Кроме того, рисунки в 2022 уменьшены по сравнению с рисунками в книге 1993 года.

Иногда полностраничный рисунок помещают на правильной, правой стороне разворота, но всё равно размер меньше, чем в издании 1993 года. В издании 2022 года на страницах с текстом поля 14 мм, на страницах с иллюстрацией — поля в 30, 40, и даже 45 мм. Я сторонник широких книжных полей (весьма удобно для карандашных заметок) — но в данном случае наоборот, текст прижимисто экономит бумагу, а рисунки теряются в центре огромного белого листа как пингвинёнок посреди Антарктиды. При этом в первой части книги, где напечатана повесть "Понедельник начинается в субботу", полностраничные иллюстрации даны с незначительным уменьшением своих размеров — в 1965 ширина была 110 мм, в 2022 стала 105 мм.

Издание 1993 года на сантиметр поуже издания 2022, но рисунки к "Сказке о Тройке" воспроизведены во всю ширину печатной области страницы, в 1993 году поля старались выдержать в одном размере, они хоть и гуляют по всей книге в диапазоне 10-15 мм (а иногда и 20 мм! — это объясняется общим для тех лет развалом полиграфической индустрии), но рисунки не выбиваются из общего ряда.

Рисунки 1993 года размеров 95х160 мм — уменьшились до 72х120 мм в издании 2022 года, и хаотично распределены то на правой стороне разворота, то на левой.


Разная ширина книг, книжные блоки, вид сверху:


Качество рисунков от уменьшения не очень сильно пострадало — пропали (слились в один) лишь некоторые штрихи. На этом снимке можно посмотреть что потери при репродуцировании минимальны.

Смотрю на эти книги с разными вариантами расположения иллюстраций, с разными шрифтами и разного формата, и прихожу к выводу что первые издания (1965 и 1979) сделаны аккуратнее, поэтому при чтении дают бОльший эффект связанности образа вербального и визуального. Казалось бы при переиздании книги 1965 года, которое затеял выдающийся издатель Мещеряков в 2015 году, надо было учесть ошибки верстки 1965 года и разумно поместить миниатюры на разворотах таким образом, чтобы персонажи смотрели друг на друга, как бы общаясь через столбцы текста своими магическими способностями (как это сделано в книге 1979 года)

1965, персонажи смотрят в разные стороны

1979, персонажи глядят друг на друга

2015, персонажи глядели бы друг на друга, если бы не разделяющие их две страницы (один целый лист)

1993, точно так же сделано, через лист:


2022, просто в 1/2 страницы, без обтекания текста, подряд на нескольких разворотах на нечетных сторонах:

Ушло искусство компоновки, выдавлено программами компьютерной вёрстки.

В издании 1993 года имеются типографские недостатки: клееный блок и размытая-разбитая блекловатая печать. Некоторые рисунки смотрятся слишком серыми.

"Понедельник", 1993:

"Понедельник", 1979:

Однако рисунки к "Сказке о Тройке" — хорошего размера во всю страницу, да и весёленький суперок радует очи.

Издание 2015 года отпечатано жирно, рисунки репродуцированы сочно, без экономии краски. В кои-то веки графика на офсете смотрится блестяще, как в старых книгах с высокой печатью. Говорят что в техническом задании было приписано требование "Растрирование стохастическое. Печатать днем в присутствии старшего мастера".

Для чего приобретаются все следующие издания и переиздания? Получается для того чтобы убедиться что первое издание сделано высококачественно, полиграфические непревзойденно, и ценность его по прежнему остаётся в несколько раз выше свежих новоделов — не смотря на прогресс цифровых технологий и печатных станков.





1038
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 сентября 09:56
да!
у меня есть еще английское издание
https://fantlab.ru/edition73625
с воспроизведением там все ок, а компоновку рисунков Понедельника-65 тоже поломали
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 09:59
Так там и внутренние есть? Думал только обложка. Сделал бы пару фото внутренностей, может тоже захочу найти.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:03
полный комплект из Понедельника-65
сделаю
 


Ссылка на сообщение20 сентября 13:15
скинул в личку


Ссылка на сообщение20 сентября 10:17
Спасибо за обзор!
Особенно вот это плюсую:
цитата С.Соболев
В издании 2022 рисунок снова на чётной стороне. Так не делают, полностраничная иллюстрация всегда помещается на нечетной странице

Как же всё-таки халтурно АСТ работает — нет слов...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:35
Так это и у Мещерякова-2015 было, картинки слева. Непонятно в какой момент и где произошло переосмысление и отказ от этого правила.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:40
в 2000-е уже
по мере того, как фантастика становилась все меньше иллюстрированной
в детлите, например, все по-прежнему на высоте
 


Ссылка на сообщение20 сентября 11:07
Не о фантастике же речь, вообще о всех типах книг, любых. В альбомах по искусству зеркалили классические картины уже в начале 2000-х.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:43
У Мещерякова это, как я понял, скорее аномалия, а у АСТ — система.
Мещеряковскую книжечку я, кстати, купил (надо будет как-нибудь перелистать повнимательнее), у АСТ давно ничего не покупаю...
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:49
цитата Pirx
как я понял, скорее аномалия

нет, не аномалия
у меня есть двухтомный подарочный Моби Дик. Там разворотная картинка опрокинута набок и то на четной, то на нечетной.
Это сейчас скорее везде бессистемно, иллюстрированной фантастики издается очень мало, а культура книги уже в 80-е начала пропадать.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:55
Ну вот перелистал сейчас вот эту книжечку: https://fantlab.ru/edi... (она под рукой просто) — все иллюстрации полностраничные, и все справа. Всё ОК.
 


Ссылка на сообщение20 сентября 10:57
тут злословить не буду, не видел :)
говорю за то, что имею в библиотеке
 


Ссылка на сообщение24 сентября 19:56
В 2015 и подрисуночные подписи зачем-то изменили (у полностраничных, по сравнению с 1965)
 


Ссылка на сообщение24 сентября 20:31
Кстати да. Обратил на это внимание.


Ссылка на сообщение20 сентября 10:39
кстати, в этот том Мигунов войдет :)

«Художники детской книги СССР. 1945-1991. Т. 8. «Л, М»
2022 год,
Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 1088 стр.

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 11:05
Жду. Жаль в этот раз подписки не было.


Ссылка на сообщение20 сентября 13:43
Большое спасибо за обзор!
Как раз раздумываю на покупкой издания 2022 года. И к сожалению не нахожу аргументов за. Цена большая, а все остальное...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 13:46
1979 лучший выбор. 1965 еще лучше, но не укупишь.


Ссылка на сообщение20 сентября 22:38
Мне тоже бросились в глаза маленькие иллюстрации к Сказке, меньше понедельничных. Искать 93 год было лень, думал, что размер оттуда перекочевал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 09:55
Главное непонятно — зачем уменьшено.


Ссылка на сообщение21 сентября 00:34
цитата С.Соболев
1979 лучший выбор. 1965 еще лучше, но не укупишь.

Кроме 1965 (развалилась, переклеена и подарена), все в наличии. Одна даже в «рамке» (переобувка, которая с клееным блоком).
Благодарю за обзор.


Ссылка на сообщение28 сентября 23:19
Мещеряков в своем репертуаре с «раздуванием» количества страниц...


⇑ Наверх