Вот перед нами тяжелый, килограмма два весом, с толстой мелованной бумагой, большой альбом размером 31 на 24 сантиметра, изданный в марте 2019 года The Illustrated Press что в Иллинойсе, и отпечатанный в Китае. Книжка 7Бц, то есть твердый переплет покрытый бумагой, и целлофанированный плёнкой. Поверху — суперобложка, полностью повторяющая рисунок верхней крышки, нижней крышки, и корешка. В альбоме 224 страницы. Это какой-то стандарт в издательстве, из восьми изданных книг — шесть точно по 224 страницы.
.
.
Стэнли Мельцоф родился 27 марта 1917 года в семье отца Натана, служащего синагоги на Манхэттене. Окончил Городской колледж Нью-Йорка и стал преподавателем в Институте Пратта. Служа в Италии во время Второй мировой войны, он был художником и журналистом американского военного журнала Stars and Stripes.
Вернувшись в Нью-Йорк после войны, он продолжил преподавание, а в 1949 полностью перешел на иллюстрации.
В 1950-е он рисовал обложки для книг Эдмонда Гамильтона, Альфреда Бестера, Роберта Хайнлайна, печатавшихся в издательствах Signet и Ace.
Помимо обложек для книг, он рисовал обложки и внутренние развороты для журналов Life, National Geographic, The Saturday Evening Post, The Atlantic, и для Scientific American. В альбоме есть серия промышленных пейзажей с индустриальным колоритом рукотворной гигантомании.
В начале 1960-х Мельцоф полностью переключился на рисование морских рыб в естественной среде обитания.
В альбоме есть шуточные снимки как он работает в акваланге под водой с мольбертом и кисточками в руках. Его картины морских обитателей покупают журналы Sports Illustrated, Field and Stream, Gray's Sporting Journal, Outdoor Life, Sporting Classics, Sports Afield, Wildlife Art, и Мельцоф становится членом Общества художников-анималистов.
Его картины экспонируются в Национальной галерее, Музее Гетти, Музее искусств Новой Британии.
Мельцоф умер 9 ноября 2006 года в возрасте 89 лет.
.
.
На альбоме напечатана картина с обложки сборника "Завтра к звездам" (1953 год, второе издание), составителем которого указан популярнейший в то время Роберт Хайнлайн
Впрочем, полистаем альбом.
Обложка "Мир Нуль А" Ван Вогта, 1953, издательство Ace
Зарисовки из Италии во время военной службы, 1944 год:
"Шестая колонна" (вариантное название — "Послезавтра", The Day After Tomorrow). Обложка 1951 года, издательство Signet.
Справа — "Путешествие «Космической гончей»" Ван Вогта, издательство Signet, 1952.
Справа — "Космические течения" Айзека Азимова, 1953, Signet / New American Library.
"Человек без лица" Альфреда Бестера
Сборник рассказов Ван Вогта 1952 года "Пункт назначения — вселенная"
Рисунок на обложку антологии "Гонка к звездам", 1958 год
И далее пошли промышленные картины:
И остаток альбома посвящен рыбам:
Рисунок на обложку сборника рассказов Хайнлайна "Зелёные холмы Земли", Signet / New American Library, 1952 год:
В скобках замечу, что на Амазоне и на isfdb дата выхода альбома указана неверно — "2020-01-01". Сам формат "первое января" — подразумевает простановку с потолка, по умолчанию. В самой книге копирайты 2019 года, и чёткое указание что первое издание состоялось в марте 2019.
Данный альбом — переиздание одноименной книги 2009 года, выпущенной тиражом 500 экземпляров.
Издание готовилось в 2006 году, там есть предисловие Стэнли Мельцофа, но его смерть остановила выпуск книги. Альбом напечатали лишь через три года. Он был ориентирован на рыбаков, в нём преобладали морские животные, да и сама обложка позиционирует книгу как анималистическую:
Stanley Meltzoff, Mike Rivkin "Stanley Meltzoff: Picture Maker", Silverfish Press, 2009, твердый переплет, 182 стр., ISBN 978-0935217995.
Майк Ривкин, издатель первого альбома — профессиональный рыбак, автор книги о промысловом рыболовстве, да и название издательства имеет рыбную этимологию — "Серебряная рыба".
Герберт Уэллс Борьба миров (роман, перевод Э. Пименовой)
издательство "Молодая гвардия", ленинградское отделение. 1935 г. 228 стр. Тираж 20 тыс. экз.
Тёмные, как бы покрытые смогом и туманом, иллюстрации Николая Травина, из которых проступают необычные и злобные посланцы марсианского мира.
Обратите внимание что тетрадки скреплялись не нитками, а железной проволокой, которая к настоящему времени изрядно проржавела и портит окружающую бумагу. Это просто таки болезнь книг, изданных в 1920-30-е годы.
цитата
Николай Анатольевич Травин — художник-иллюстратор.
Родился в 1904 г. в семье инженера-строителя в г Барнауле, где закончил художественную школу. В начале 20-х годов переехал в Петроград. С середины 20-х гг Травин работает в различных издательствах: ДЕТГИЗе, ИЗОГИЗе; сотрудничает с журналами: «Вокруг света», «Чиж», «Ёж».
В своем творчестве художник отдавал предпочтение иллюстрации научно-фантастических произведений.
Иллюстрировал книги Уэллса. Иллюстрации к книгам Беляева, изданным в 30-гг. были созданы Н.А. Травиным.
В книге есть еще большое, на 25 страниц, послесловие ответственного редактора книги, Григория Мишкевича, "Социальный миф Уэллса", рассказывающее о проектах будущего в книгах фантаста. Мишкевич определяет Уэллса как социалиста, но не марксистского типа, а фабиановского, то есть сторонника мягкой постепенной реформисткой тенденции переустройства общества с целью улучшения быта, досуга, производства, и увеличения комфорта для всех его членов, что всем надо договариваться со всеми, делать друг дружке уступки, и будет людям счастье. Мишкевич же считает что социализм можно построить только при напряженной и бешенной борьбе, когда отжившие классы не добровольно уходят с арены, а уничтожаются. Через 15 лет Мишкевич, по происхождению из рабочих, и сам работавший в юности токарем, оказался вдруг "отжившим классом" и был отправлен в каменоломню в Инту, что в Коми АССР.
цитата
Григорий Иосифович Мишкевич, родился в 1906 или 1908 году на Днепропетровщине, в семье рабочего. Рано потеряв родителей, начал работать учеником столяра, потом токарем-металлистом: сначала в Полтаве, затем в Днепропетровске и в Ленинграде. В 1923 вступил в комсомол, а в 1924 его уже исключили, но потом снова восстановили. Женился, появилась дочь. Первая заметка была напечатана в ленинградской «Красной газете» в 1928 году.
В 1929 году стал печататься в журнале «Юный пролетарий». После IX съезда ВЛКСМ, делегатом которого Мишкевич был избран от Ленинградской комсомольской организации, в 1930 году вступил в партию. Работал в газете «Смена» членом редколлегии и заведующим промышленным отделом. Потом в обкоме ВЛКСМ, издательствах ЦК комсомола «Молодая гвардия». В 1937-38 работал главным, а затем старшим редактором Лендетиздата. После войны работал в музее обороны Ленинграда. Когда музей разогнали из-за слишком неприятных экспонатов, Мишкевича исключили из партии.
Арестован в феврале 1951, приговорен к 10 годам ИТЛ. 13 ноября 1954 получил документа из Военной прокуратуры о прекращении дела за отсутствием состава преступления. Вернулся в Ленинград.
Член Союза журналистов СССР. Автор десяти историко-биографических и научно-популярных книг, более трехсот очерков и статей.
Любопытна его книжка 1986 года о Якове Перельмане:
В "Записках об Анне Ахматовой" (написано до 1966 года, издано в 1989) Лидия Чуковская пишет что Мишкевич загубил немало людей и книг, будучи старшим редактором Лендетиздата. В 1990 году Мишкевич (в журнале "Нева") отвечает Чуковской что заставляли его и директора издательства писать доносы на сотрудников, и за отказ писать доносы Мишкевича просто уволили в сентябре 1938 года, и Мишкевич устроился на работу в Ленинградский Лекторий методистом, ни к каким репрессиям он отношения не имеет, а заинтересован в разгроме редакции был цензор издательства Чевычелов — который и стал потом главным редактором издательства и руководил им до 1960 года.
Очередной альбом составленный знатоком палп-фикшена, коллекционером Сондерсом, на этот раз целиком посвященный творчеству Рафаэля ДеСото. Ниже помещена биографическая справка написанная Сондерсом:
=================================================
Рафаэль Мария де Сото-и-Эрнандес (Rafael Maria de Soto y Hernandez) родился 18 февраля 1904 года в Агуадилье, Пуэрто-Рико, третьим ребенком из семи, в большой семье банкира Доминго ДеСото, потомка конкистадора Эрнандо де Сото.
В 1915 году семью разорил финансовый кризис, и отец умер от сердечного приступа. Одиннадцатилетнего Рафаэля отправили в семинарию Святого Иосифа в Сан-Хуане, где он прошел обучение на священника. Его природный художественный талант был замечен отцом Ноэлем, который отправил Рафаэля на частные уроки рисования к местному художнику Диасу Маккене. Получив образование в церкви Святого Иосифа, Рафаил решил стать художником, а не ехать в Рим, чтобы завершить свое религиозное образование. «Мне слишком нравились девушки!»
В 1923 году в возрасте девятнадцати лет он переехал в Нью-Йорк, чтобы жить с дядей, который был портным в Нижнем Ист-Сайде. Владея английским языком только по учебнику, он нашел работу художника в рекламной компании.
В 1930 году он начал рисовать иллюстрации к журналам вестернов концерна Street & Smith's.
В 1932 году начал делать обложки для журналов Detective Book, Five-Rovels Monthly, Top-Notch, War Stories, Western Story, Wild West Weekly.
В 1933 году он познакомился с моделью Фрэнсис Мейсон, и после шести лет дружбы они поженились.
ДеСото рисовал для Ace G-Man Stories, Ace Sports, All Detective, Black Book Detective, Champion Sports, Dime Detective, Dime Mystery, Phantom Detective, Popular Detective, The Spider, Ten Detective Aces, Terror Tales, Thrilling Detective.
В 1942 году во время Второй мировой войны Рафаэль ДеСото явился на военную регистрацию и медицинский осмотр. У него был обнаружен диабет 2 типа, и его не призвали в армию.
В 1944 году Рафаэль с женой Фрэнсис переехали в Ист-Патчог, штат Нью-Йорк, на Лонг-Айленде. У них не было детей. В 1946 году Фрэнсис ДеСото умерла от рака.
ДеСото рисовал журнальные обложки вплоть до упадка индустрии в 1950-х годах, для таких журналов, как Adventure, Argosy, Black Mask, Captain Zero, Crack Detective, Fantastic Novels, 15-Story Detective, Fifteen Western Tales, New Detective, Smashing Detective, Western Magazine, Colliers, Coronet, Ladies Home Journal, The Journal American, Liberty, Redbook, The Saturday Evening Post.
В 1950-х он также создал множество обложек книг в мягкой обложке для издательств Ace, Bantam, Dell, Lion, Signet , Pocket Books.
С 1951 году Де Сото женился на модели Одри Скааре, у них появились дети Рафаэль Джон, Мария, Лиза.
В 1960е года ДеСото рисовал иллюстрации для мужских приключенческих журналов, таких как Action For Men, Adventure, Battle Cry, For Men Only, True Adventure.
В 1964 году ДеСото начал преподавать в Государственном университете Нью-Йорка (SUNY) в Фармингдейле, где проработал десять лет. Ему так нравилось преподавать, что он продолжал проводить частные вечерние уроки рисования в своей студии до конца своей жизни, наряду с постоянным спросом на его заказные портреты.
По словам художника, «я люблю живопись. Дело не только в том, что я люблю рисовать и посвятил этому всю свою жизнь, но я рекомендую это делать всем. Когда вы рисуете, вы забываете обо всех своих проблемах. Ваш мозг может концентрироваться только на одной вещи за раз, и когда вы концентрируетесь на этой картине, вы забываете обо всем остальном! Это хорошая терапия! Я все еще с нетерпением жду возможности написать самую интересную картину, которую я когда-либо делал. У меня есть еще кое-что сделать. Я буду рисовать, пока не умру».
Рафаэль ДеСото умер от пневмонии в больнице Лонг-Айленда 24 декабря 1992 года в возрасте 88 лет.
На сайте издательства продаются два варианта этой книги, за 35 и 20 долларов, но не люкосвое и массовое, а массовое и .. помятое. В описании буквально написано:
цитата
Эти книги новые, в заводской термоусадочной пленке, но в процессе производства суперобложки покоробились/сморщились. Вы можете попытаться сгладить его или выбросить суперобложку.
Так как ДеСото не относится к художникам-фантастам, решил съэкономить и рискнул взять книгу в помятом супере. Книга пришла в заводской термоплёнке, и да, заметно что супер помят. Мне кажется это сущая мелочь, не мешающая погрузиться в мир мачизма, наполненного возгласами ужаса удивительных красоток и эдакими молочными здоровяками, которые сокрушают гримасничающих злодеев с перекошенными рожами.
Содержание альбома:
Вводная часть об авторе иллюстраций:
Автопортрет художника:
И далее галерея:
Обложка к фантастической книжке: антология "Человек?", составленная Джудит Меррил в 1954 году.
К сожалению очень мало представлено НФ, практически единичные рисунки.
Обложка и исходная фотография с моделью:
В конце книги помещен список журналов за период 1930-54 гг. с обложками ДеСото.
Альбомы живописи обычно имеют либо увеличенный формат 25 на 30 сантиметров, и тогда его можно ставить на типовых стеллажах, либо просто таки гигантский размер, в полметра высотой, озадачивая собирателя вопросом "куда бы пристроить такой альбом на книжной полке". С этим альбомом всё вышло совсем наоборот: думать надо как бы его не потерять ненароком, ведь это миниатюрное издание:
Альбом фантастической живописи "Миры Николая Редьки"
— Волгоград, ПринТерра, 2010 г. 136 стр. тираж 750 экз., размер 11,5 х 7,8 х 1,3 см.
Николай Редька родился 27 февраля 1957 года в Севастополе. По образованию — техник-судомеханик, работал на судах загранплавания. С 1992 года свободный художник. В фэндоме с 2005 г. Постоянно проводит выставки на конвентах «Звёздный Мост», «Роскон», «Портал». Штатный художник фестиваля «Созвездие Аю-Даг». В его оформлении выходили книги в издательствах "Шико", "Таврида".
Первая книга — это сборник статей разных авторов, объединенных общей идеей: показать все жанры развлекательной литературы, от криминального детектива до вестерна, от ужастиков до научной фантастики.
Это небольшая хроника истории массовых карманных книг в бумажных обложках, с упором на период 1940-1970 гг. В сборнике порядка пятисот обложек оригинальных покетов, плюс некоторое количество оригинальных рисунков из запасников коллекционеров и собирателей, то есть подлинные целые картины — до их обработки под нужды типографии.
В 2018 году сборник получил премию журнала Локус в разделе "книга об искусстве". Эд Халс написал в этой книге четыре статьи, и выступал как соредактор. Спустя четыре года, в октябре 2021, он выпускает продолжение:
"Искусство криминального чтива: иллюстрированная история старинных книг в мягкой обложке" (2021)
The Art of Pulp Fiction: An Illustrated History of Vintage Paperbacks
Костяк второй книги Эд Халс написал один, лишь добавив несколько эссе четырёх приглашённых специалистов (коллекционеров и художников, про одного из них, Дэвида Сондерса, мы упоминали в одной из предыдущих заметок). Жаль только что в Содержании эти эссе вообще никак не обозначены, их можно найти только пролистав книгу:
• стр. 6-9 — Ричард А. Лупофф "Introduction: A Bright New Morning" (Введение: Яркое новое утро) — вспоминает самые зрелищные покетбуки прошлых лет;
• стр. 36-37 — Дэвид Сондерс "From Pulps to Paperbcks" (От дешевых журналов к книжечкам в мягкой обложке)
• стр. 74-75 — Дэвид Сондерс "Brush-Wielding Buckaroos" (Ковбои с кистями в руках?) — про книжки про ковбоев;
Общее впечатление от двухтомника: крайне скудные, коротенькие, куцые статьи — буквально на 1-2 странички, просто пунктирная история книгоиздания что было в начале и как стало в середине века, без особенностей систем распространения прессы (а она менялась, что и приводило к смене форматов), без объяснения качелей в общественном настроении (пуританство — либерализм — маккартизм — нью эйдж). Для коллекционеров тоже никакой значимости: нет ни указания редкости тех или иных книг, ни тем более ценников. Из несомненных плюсов: иллюстративный ряд шикарно подобран и есть множество редко репродуцируемых, не заезженных изображений. Далее под катом просто четыре десятка фотографий из книг.