Магнарёк


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Магнарёк
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Магнарёк

Статья написана 9 октября 2022 г. 15:52

Миры Упорядоченного (цикл), Ник Перумов, 1993-2022 (по "Душа Бога", том 2)

https://fantlab.ru/work41510

Мы первыми пришли к Нему

Джон Р. Р. Толкин был велик и хорош всем. Но тогда, в девяностые, его книги, как и прочие сказки о счастливом будущем, кончились слишком быстро. Мы фактически остались без родителей, один на один с внезапно изменившейся реальностью. Врата чудесного мира захлопнулись перед нами навсегда. Именно тогда, в полной тишине, и возник Зов. Некто Ник Перумов показал, что сталось со Средиземьем триста лет спустя. Оно изменилось; стало жёстче, но ближе и понятнее.

Новый автор и сам был молод, лих и ликом странен. Фотографировался с чудным мечом, в интервью утверждал, что способен управлять эротическими снами, а его гномы, эльфы и хоббиты в пересчёте на сантиметры и килограммы поначалу выглядели здоровее героев американских боевиков. Но это оказался наш, русский автор, и он сделал огонь Профессора земным. Мы встали под его знамя, умудряясь доставать деньги на каждую новую книгу в свои десять-пятнадцать лет самостоятельно.

И отделил Он Добро от Света, а Зло от Тьмы

Детьми девяностых биполярная чёрно-белая расстановка сил у Профессора воспринималась абсолютом, недостижимым идеалом, подобным Заветам непонятного бабушкина Христа. В благой свет истины Амана на Заокраинном Западе полагалось верить не думая, стремиться к нему вечно и безропотно; он утешал праведных и помогал малым. Увы, расовые ограничения не давали и шанса тем, кто родился на Востоке, Севере или Юге и при всём желании не походил на светлого эльфа.

Ник Перумов дал шанс каждому: человеку, полурослику, урукхаю, гоблину, гному, эльфу, орку, троллю и даже мёртвым. Раса и вероисповедание из сакральной касты стали тем, с чем можно бороться и что можно превозмочь. Ведь Пламень Неучтожимого, его божественная искра горит в каждом. Даже в тех, кто лишён души. Добро оказалось не генетически обусловленной данностью, а тем, что необходимо добывать и поддерживать, как огонь в каменном веке. А Злу достаточно и бездействия хороших людей.

И показал, что нет пределов духу человеческому

Вместо блаженного вечного ребёнка-хоббита и последышей "чистых" рас Ник Перумов дал подросткам другие примеры для подражания. Бунтарей, раз за разом поднимающихся из бездны, откуда обычно не возвращаются. Мужчин и женщин, наперекор всему выросших в трущобах и подворотнях, на развалинах некогда могучего государства. Побеждённой поборниками Света и вольностей строгой Империи Тьмы, так созвучной данному на Западе прозванию СССР.

Показал людей, что грешат, чтобы Зло не восторжествовало окончательно, а после не вымаливают прощение, не терпят кармические воплощения лягушкой или гусеницей, а сами исправляют свои ошибки. Особенно мучительный в детстве разлад из-за того, что в реальной действительности хорошее ещё вчера сегодня объявили плохим, был доходчиво объяснён. Более того, вчерашним детям дали образ действия: учиться, соответствовать не моде, а велениям совести, и отстаивать собственные убеждения, даже если весь мир клеймит тебя Тёмным.

Так первые стали Верными

Дети росли, и постепенно всех арьят и фессов им затмил Хедин. Спокойный и рассудительный аналитик в итоге всегда оказывался способным преодолеть то, обо что с наскока разбивались и герои новомодного аниме, и традиционные варвары. Стиль автора, ставшего Мэтром, будто бы засбоил или раздвоился. Понятно, почему: к нему снова пришли молодые читатели. Вторые, а следом и третьи – дети последующих Поколений.

Увы, первые слабо понимают проблемы подрастающей молодёжи, а та воспринимает тёмные расы вне культурно-исторического контекста недавнего, но книжного для них прошлого. Гоблины-дворники, умеющие только воевать орки и обманчиво спокойные тролли значат для одних не больше Проклятия Эльфрана, хаоса в крови и белой прядки в причёске для других. А цикл всё продолжался и продолжался.

Но душа их искала и желала большего

Сиквелы и приквелы плодились, как пустые миры, творимые для сдерживания Неназываемого. Спорное решение и вынужденная мера, которые отвратили многих и многих. Повторения одного и того же были приняты Верными ещё хуже. Однотипные ситуации, герои-типажи, выхолощенный до кочующих описаний экшен. Как привлечь Новых читателей, удержав Молодых и не потеряв Старых? Кто важнее в храме – священник, Бог, король или паства? А на книжном рынке?

Нерешаемое уравнение Бога довольно шаблонно в литературе и массовой культуре. После сольфеджио из наиболее распространённых мифологических систем, религий, философских и научных теорий остаются фантасмагорические путешествия-квесты в стиле Юрия Петухова и Василия Головачёва. Плюс эзотерическое утверждение, что мёртвых больше, чем живых, наложенное на закон сохранения энергии. Осталось добавить хранителей, злодея, любовь и политику.

Тогда рассыпался Он мириадом знаков огненных

Средиземье Толкина фантазией Перумова было разрушено, и спаслись лишь немногие избранные. Это выглядело трагедией эпического масштаба, но тут же предложенные взамен миры мультивселенной Упорядоченного оказались ничуть не хуже. К сожалению, конец света вошёл в многосерийное крутое пике. Армагеддец поточного производства стал потряхивать книгу за книгой, и лишь немногие из оставшихся Верных обманывали себя, ожидая чего-то иного от цикла в целом. Увы.

Легко было увлечь брошенных на тропах Междумирья детей девяностых, но нам уже исполнилось сорок. Сложно расти вместе с читателями и невозможно писать для трёх Поколений сразу, удовлетворяя запросы всех и каждого. Рано или поздно приходится прощаться с теми, кто пришёл первым. Трудный выбор, требующий немало воли и мужества. Ник Перумов сделал его и всё-таки закончил основной цикл. Теперь я могу сказать только одно: спасибо, Мэтр-р-р!

И поймал каждый, сколько сумел, горстью, и пошёл своим путём

************************

Опубликовано на странице цикла: https://fantlab.ru/work41510?sort=date#re...

Другие мои статьи по миру Ника Перумова:

— "Приключения Молли Блэкуотер" (цикл) https://fantlab.ru/blogarticle55797

— "Охотники. Пророчества Разрушения" https://fantlab.ru/blogarticle52208

— "Сказки Упорядоченного" (цикл) https://fantlab.ru/blogarticle55579

— "Когда мир изменился" https://fantlab.ru/blogarticle71991





866
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 октября 2022 г. 20:36
цитата ХельгиИнгварссон
Добро оказалось не генетически обусловленной данностью, а тем, что необходимо добывать и поддерживать, как огонь в каменном веке.
в точку!
Перумов — на контрасте — оказался правдивее, честнее и жизненнее.

Так вышло, что сначала я прочёл «Кольцо тьмы», а потом «ВК»; и «КТ» мне показалось убедительнее. После него книги автора перешли в разряд автопокупки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 октября 2022 г. 18:42
Apiarist
Увы, Николай Даниилович переехал в США, и с тех пор его миры и персонажи всё меньше и меньше затрагивали струны души. Лично для меня переломной точкой стала «Земля без радости». Если бы не застрял надолго в больнице и не прочитал там перехваченный «Алмазный меч, Деревянный меч», то не подсел бы на «Летописи разлома».
 


Ссылка на сообщение12 октября 2022 г. 20:32
АМДМ — знаковая для меня книга (тут много личного, так что не суть в контексте); одна из лучших у автора, где он, кмк, переживал настоящее вдохновение. Роман из разряда тех, которые писатель, если претворил в жизнь, мог больше ничего не писать, имея за плечами «КТ».
Но и « Хроники Хьерварда» мне в своё время крепко зашли.
В АМДМ уникальные образы, один Хозяин Ливня чего стоит. После этой дилогии мне сны снились, в которых я в книжном магазине ищу и нахожу новые книги автора и читаю там же, а по пробуждении, в первые мгновегия, ещё помню, о чем там было.
Словом, Перумову как-то удалось впечатлить столь сильно, что почти все последующие книги стали покупаться просто по инерции.
До сих пор хочу перечитать КТ, жду повода — выхода завершения нового «Адаманта...».

Ваша статья прям в жилу попала; точно подмечены психологические фон и подтекст явления книг Перумова в то время; ни в какое другое они — такие, какие есть — возникнуть вряд ли могли.
И серия «мрамор» впечаталась в подкорку накрепко.


⇑ Наверх