Терри Пратчетт «Ноги из глины»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Гномы ) | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Все знают големов. Это такие парни из глины, которые работают, работают и работают. И никогда не жалуются. Потому, что у них нет рта. Все религии Диска соглашаются в одном — у големов не должно быть рта. Возможно, люди просто забыли старую поговорку — «У меня нет рта, и я должен кричать.» Если у големов нет рта, значит, им придется выражать свои эмоции, свое отчаяние и свои надежды иным способом. И глубоко в глубине души каждый житель Анк-Морпорка знает, каким.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Городская Стража»
- /языки:
- русский (11), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (11), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Т. Боровикова (1), М. Губайдуллин (5), А. Жикаренцев (3), А. Михельсон (1), Е. Пташкина (3)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 14 июня 2024 г.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Чёрт дёрнул связаться меня с этим искромётным и тонким английским юмором. Лукавый нашептал, что пришло время погрузиться в огромный и прописанный до мелочей фэнтезийный мир. Дьявол соблазнил прикоснуться к величию сэра Терри Пратчетта.
И раз уж я согласился играть по этим грёбаным правилам, то держите отзыв на третью часть цикла про стражу.
НЕМНОГО ПОДРОБНОСТЕЙ СЮЖЕТА. ОСТОРОЖНО!
В «Ногах из глины» 2ве основные нити повествования, которые ещё и переплетаются между собой. Первая – это попытка отравления неизвестными патриция Витинари. Вторая – история големов, существ без сознания и разума. Скорее даже роботов, но приведённых в работу не микросхемами, а магическими словами в их головах… ан нет, вспомнил, есть ещё ну очень смешная третья сюжетная линия про женщин-гномов….
Про отравление патриция написано добротно. Витинари является костью в горле для многих важных шишек Анк Морпорка. Каждый первый руководитель очередной гильдии очень сильно желает ему всяческого добра и крепкого здоровья.
Перед нами детективная история, в которой мы снова видим упорство и бесконечную принципиальность Сэмуэля Ваймса. Командор стражи рвёт волосы на голове от собственной тупости, потому что не может поймать коварных злодеев, хотя улик предостаточно. В то время патриций уже давно всё разгадал. Следить за сюжетом вполне интересно. Не сильно то и скучаешь. Но разгадка всего действа оказывается несколько второстепенной. Перед читателем предстоит во всей красе такой умный и всё предсказывающий руководитель Анк Морпорка, что за него даже не переживаешь. Снова он всех переиграет… никакой интриги нету. Накала страстей тоже.
А вот Сэм конечно восхищает. Персонаж у Терри действительно удался. Настоящий слуга закона. Упрямство, щетина, алкоголь как верный спутник по жизни, презрение к древним родам и богатеям, трепетная нежность перед простым людом – всё при нём. В третей части цикла все его качества раскрываются ещё ярче. И пускай его характер не сильно то и меняется, но следить за его перипетиями интересно. Вызывает уважение персонаж. Запоминается.
Про големов написано замечательно. Тут Пратчетт остро поднимает тему свободы. Даже бездушные истуканы приходят к тому, что без этой самой свободы жить невозможно. Без свободы не жизнь. Без свободы существование.
Крепкая линия с прямой моралью и посылом. Не слащавая и не приторная, как бывает у автора. Почти замечательно.
Про женщин-гномов. Я не знаю, как в годы написания романа читались данные перлы, но сейчас видеть размусоливание этих тем ну просто невыносимо. Бородатый гном с топором накрасил губы.. бородатый гном в огромном шлеме надел кабуки….бородатый гном вставил в уши серьги.. Ха-ха. Как смешно.
Другие старые герои тоже в романе имеются. Куда без них? Много времени уделяется оборотню Ангве и капралу Моркоу. Их отношения развиваются. Ангву мучают угрызения совести, что будущего у них нету, Моркоу ничего кажется не мучает. Он делает всё так, как должен делать самый порядочный человек во вселенной.
Шнобби Шнобс оказывается графом анкским. В сухом остатке имеем что? Наследник престола, граф анкский, оборотень из древнего рода, потомок убийцы последнего короля. Многовато громких имён среди обычных стражников как-то. Но это же Плоский Мир. Действительно плоский.
Из новых персонажей самым ярким является лилипут охотник за крысами. Матёрый сукин сын, готовый глотку перегрызть, если кто придёт промышлять на его территорию. Принимается.
Отдельно хотелось бы обмолвиться об издании романа. О том, которое является самым классическим. Чёрная обложка с золотыми буквами.
Первое – это верстка. Романы Пратчетта лишены глав (почти все) и даже звёздочек и вензелей нету в местах, где повествование перескакивает с одних персонажей на других. Имеются пустые строки. Пробелы в тексте. И я не знаю, как так выходит, но крайне часто эти переходы попадают на окончание страницы. Читаешь про Сэма Ваймса и даже не заметил, как уже идёт рассказ о гномихах. Вот тебе Шнобби Шнобс выковыривает из-за уха окурок, и тут же коварный вампир в замке то ли смеётся, то ли кашляет от собственного коварства…. Никаких визуальных разделений просто нету. И ладно это было бы пару раз. Так не! Это встречается часто и начинает бесить!!!
Нестыковки с прошлой частью.
Я не знаю чья эта вина. Автор ли так халтурил, или сменился переводчик, но в романе встречаются просто вопиющие недоразумения.
В предыдущем романе нас знакомят с Ангвой – констеблем-оборотнем. В животном обличье она превращается в породистую, извините, суку. Ок. запомнили. Но в «Ногах из глины» она уже волчица с родней из Убервальда… Вот такой неожиданный поворотик сюжета.
Или довольно яркий и длинный эпизод в конце прошлого романа с подаренными наручными часами командору Ваймсу, уходящему в отставку. Тут же у него просто «гаджет» с умным бесом, который и органазейнер и неумолкающий зануда. Может это и немного остроумно и высмеивает все эти телефонные приложения с вечными напоминаниями, но не красиво как-то плевать на предыдущие части серии. Не профессионально что ли…
Давайте к итогам:
«Ноги из глины» мне скорее понравились. Да, я был раздражён бесконечными шутками про бородатых низкорослых прелестниц, но про Ваймса и големов было интересно. Особенно про големов.
«Ноги из глины» мне зашли больше, чем предыдущий «К оружию! К оружию! Роман целостнее. Крепче. Добротнее.
8-мь големов из 10-ти.
Ev.Genia, 21 января 2016 г.
Спокойный, величественный и полный достоинства А’Туин по-прежнему держит свой далёкий путь среди звёзд. А в это время на плоском Диске в городе Анк-Морпорк происходят удивительные события, но в этот раз более трагичные, более опасные и более запутанные. И у злодеев мог бы с блеском осуществиться их коварный план, если бы не Городская Стража и её доблестные служители.
Автор в очередной раз порадовал классным романом о Страже. На сей раз это настоящий детектив с покушением, убийством, подозреваемыми, сбором улик, признанием, преследованием и прочими атрибутами жанра. Правда участвуют во всём этом, как всегда, не совсем обычные персонажи. Кое-кто, например, не понимает зачем нужно проводить расследование, если есть признание. Получаешь признание, и на этом всё. Нельзя же не верить людям. Людям можно не верить, только когда они говорят, что невиновны. И только виновным стоит доверять. Всё остальное — это подкоп под самые основы Стражи. И хорошо, что командор Ваймс и капитан Моркоу с этим категорически не согласны.
Кстати о Ваймсе. На сей раз он извлекает великую мудрость, что ноги это главное — вот чем надо учиться думать! Сия мудрость явилась следствием того, что теперь Ваймс три раза в день ест мясную пищу, носит хорошие башмаки, ночи проводит в тёплой постеле и на самом деле он скучает по своим старым дешёвым башмакам. Их подошвы были настолько тонкими, что сквозь них можно было «читать» улицу. Даже самой тёмной ночью он мог легко определить, где находится — по форме булыжников под ногами. А это, естественно, помогает в поиске преступников.
Есть здесь ещё интересные представители жизни города, у которых необычные ноги — глиняные. Хорошо иметь такого слугу или работника, который не говорит, не возражает, не устаёт, а только вкалывает сутками напролёт, не жалуясь ни на что. Им легко можно манипулировать. Но только до поры до времени, пока не появится один, который чудесным образом и при поддержке Моркоу и Ваймса сможет изменить свою сущность и представление о големах вцелом.
Удивительная история произошла с самым хитрым и изворотливым служителем Стражи Шнобби Шноббсом. Он типичный подлец и мелкий, трусливый негодяй — в этот раз вышел на передней план и даже побывал в высшем обществе. Но даже он своим скудным умишком понимает, что на халяву ничего не получишь, ну разве что горячительного, да и то оно для Шнобби оказалось пойлом, поэтому лучше вовремя сбежать через окно, чем дожидаться, когда потомок Ваймсов снимет голову с плеч.
А тем временем Городская Стража пополнилась новым членом — капрал Задранец, приятно было познакомиться. Гном оказался настоящим Шельмой — во всех смыслах этого слова. За этой грубоватой внешностью скрывалось много интересного — Шельма, как «сто одёжек и все без застёжек», под которыми прячется настоящая личность. И обувь на шпильках ещё не самое забавное. Но главное теперь можно быть уверенным, что ни одна улика никогда не будет потеряна.
В итоге всё очень классно — легко, весело, серьёзно, авторитетно — всё вместе. Множество серьёзных шуток — вроде и смешно, но понимаю, что за этой весёлостью стоит настоящее и серьёзное, классные фразы, великолепные диалоги, чудесно прописанные портреты участников истории и сцены с их участием. Автор учитывает множество нюансов, кажется, что ничего не ускользнуло от его острого взгляда на то о чём он хотел всем нам поведать и поделиться своей наблюдательностью.
tapok, 17 марта 2024 г.
Покушение на Витинари
***
«Ноги из глины» — третий роман Терри Пратчетта в рамках подцикла «Городская стража». В целом, произведение выдержано в стилистике первых двух книг подцикла.
…на патриция Витинари совершено покушение. Сэму Ваймсу тоже приходится отбиваться от потенциальных убийц, так что в этом деле он поднаторел и готов оказаться поддержку лорду. Меж тем в Страже появляется новый гном – алхимик по имени Шельма Задранец. А на улицах Арк-Морпорка снова происходят убийства…
На данный момент всё выглядит так, что подцикл «Городская стража» — самый цельный во всём «Плоском мире». Все прошлые подциклы (про Ринсвинла, про ведьм и про Смерть) не могли похвастаться подобным достижением. Речь даже не о преемственности внутреннего сюжета. Речь о динамике внутри цикла. Пока что все три книги оказываются под стать друг другу.
Итак, герои. К привычному составу персонажей, которые входят в Стражу, присоединяется ровно один герой. Гном Шельма Задранец. Алхимик по призванию, тонкая личность на деле. Это именно тот случай, когда героя встречает по одёжке. И то, что Шельму встретил именно Сэм Ваймс – момент показательный. Шельма Задранец интересен тем, что Терри Пратчетт во многом предвосхитил (как и в прошлом романе, коснувшись темы меньшинств) гендерные вопросы в литературе (и не только в литературе). Конечно, темы гномов-женщин касался ещё Профессор. Но Толкин толком не развил этот вопрос. Пратчетт не просто развил. Спустя почти тридцать лет после выхода этого романа приём Терри утирает нос нынешним популярным представителям YA, кои выбрали осью своего вращения тему гендеров. В общем, Шельма – всем гендерным вопросам сделал Задранец. Такие вот в Страже дела.
Мир. Как и прошлые романы, этот не может похвастаться новым местом действия. Поэтому автору пришлось что-то придумывать. И он ведь придумал. Пратчетт погружает читателя в политику, в мир гербов и геральдики. Причём помимо очевидных моментов (Моркоу и Ваймс), он прибегает и к неочевидным (ещё один Страж, но кто – читайте роман).
Заключение: толковый роман с позиции околосюжета. Потому что по части сюжета и его детективной составляющей всё не очень хорошо. Впрочем, для Пратчетта это не но́во.
8 Стражей из 10.
primorec, 20 мая 2012 г.
Если тебя лишили голоса и всех прав, это еще не значит, что ты не можешь выразить свой протест против того, что тебя считают просто машиной, призванной выполнять самую грязную работу, и, наконец, заставить считаться с собой.
В «Ноги из глины» главными героями неожиданно становятся самые незаметные обитатели Анк-Морпорка. Глиняных людей Големов в городе, мягко говоря, не любят и относятся к ним, как к неодушевленным предметам, рабочим инструментам, очень полезным, но, внушающим подозрение. И так бы тихо трудились големы, если бы не серия преступлений, в которых они оказались замешаны, и за раскрытие которых берутся наши бравые Стражники — старые знакомцы Ваймс, Моркоу, Колон и Шноббс, Ангва и новички самых разных рас. Да, Ночная Стража разрослась, и теперь это уже не кучка пьяниц, а настоящие Стражи порядка и опытные сыщики. Им уже ничего не стоит раскрыть очередной монархический заговор и вновь спасти патриция и Анк-Морпорк.
В романе сразу несколько блестящих находок. Первая — это големы, которые поступают согласно вложенным в их головы словам. Они могут быть добрыми и преданными, а могут стать убийцами- как пожелают слова. Жуткий образ! Тем более, если знаешь, что разные слова вкладывают тебе в голову без спроса чуть ли не каждый день! И этот замечательный герой — голем Дорфл, ставший свободным, когда получает возможность сам выбирать слова в своей голове, и обретший голос, чтобы говорить эти слова. И какой замечательный путь он выбирает: отказавшись от насилия, начинает работать, чтобы заработать на свободу для своих собратьев! Еще один отличный образ — новобранец Шельма Задранец, за внешней задиристостью которой скрывается робкая и ранимая девушка, с которой у Ангвы появляется возможность обсудить девичьи проблемы.
И еще чудесный момент книги — насмешка над людской страстью возвеличивать себя и своих предков, доказывая свою «знатность», создавая родословные и гербы. В Анк-Морпорке целое поветрие: свои гербы теперь есть у гильдии убийц и воров, пекарей, мясников и свечников. Подумать только, даже Шнобби может похвастаться «голубой» кровью!
Перечислять находки можно долго. Их так много и поданы они так умно и тонко, что роман стал моим самым любимым из серии про «Ночную Стражу». Его можно перечитывать бесконечно, находя, все новые нюансы и насмешки над нашей действительностью.
AlisterOrm, 21 ноября 2011 г.
Терри Пратчетт — большой любитель озадачить читателя, который пытается определить, что он, собственно, написал. Его «Ноги из глины» — весьма любопытная с этой точки зрения вещь. Как детектив роман совершенно не сложен, юмора много, но назвать его «юмористическим» язык не повернётся. В общем, странный и чудный коктейль, в котором многое можно найти для ума.
Как и прочие романы цикла, книга посвящена власти. На этот раз рассматривается отношение аристократии к королевской власти, хотя эта тема довольно банальна. Центральная линия, правда, несколько иная. Големы (средневековые роботы) тоже создали своего короля, подражая хозяевам-людям, но быстро разочаровались в этой бесчеловечной идее. Вообще, линия големов сначала мне напомнила роботов Азимова. Но потом понял, что они достаточно далеки от идеальных машин Азимова, а скорее напоминают роботов из романа Саймака «Проект «Ватикан»: они стараются быть подобны людям, несмотря на свою чисто логическую природу.
Как всегда, масса смешных и серьёзных фразочек, метафор и аллюзий. Уже не пародия, а нечто иное — что? Быть может... «социальное фэнтези»? Да нет, слишком смело так говорить, но у меня нет лучшего определения. Может, кто подскажет?
Тимолеонт, 29 июня 2014 г.
А это уже не просто чудесная книга, а и очень качественный детектив. Настоящая и захватывающая интрига, расследования, ВНЕЗАПНЫЕ поворы, схватки и погони. И всё это с фирменным пратчеттовским мировоззрением и юмором.
Здесь Ночная Стража — уже мощная организация, глава которой является одним из влиятельнейших людей Анк-Морпорка, а в саму Стражу постоянно стремятся новые члены.
Подробный разбор внутренней политики Анк-Морпорка, попытки Ваймса сохранить статус-кво, мощная детективная история, любовная линия Моркоу-Ангвы, сам Моркоу, Детрит и Ангва — всё это приносит невероятное удовольствие при прочтении.
Almeg, 31 октября 2011 г.
Я не большой поклонник фэнтези, особенно, когда циклы насчитывают десятки романов.
Роман «Ноги из глины» попал ко мне случайно, ничего Пратчетта я до этого не читал, брался за чтение без большой надежды дочитать до конца...
Через десяток страниц я полюбил этого мудрого человека — Терри Пратчетта.
1) Замечательно выписаны характеры. Сэм Ваймс выписан просто превосходно.
2) Интересная линия големов. Почти библейская история о древе познания и свободе выбора.
3) Чудесные размышления (если слово «размышление» вообще здесь уместно — все это подано легко, изящно, с юмором) о политике вообще и о природе власти в частности.
Наличие хотя бы одного из этих трех пунктов могут сделать любой роман достойным прочтения. А тут все в одном флаконе!
Эх, жаль времени свободного мало... хочется теперь прочитать всего Пратчетта.
Ставлю 9 только потому, что пока не с чем сравнивать. Вдруг — у него и круче романы есть?
Verner, 22 августа 2013 г.
Терри Пратчетт — самый интеллектуальный из успешных, и самый успешный из интеллектуальных писателей современности. Его популярность в мире только растет, и где-то в начале 2000х она наконец докатилась до Восточной Европы.
Да это английский юмор, но это не «внутряк», не Монти Пайтон. Пратчетт это хороший английский юмор для всех и каждого. Пратчетт это не «жанровая» фантастика о Темном Властелине, эльфах и прочих вторичностях. Это блестящая сатира на наш мир, профессиональная и умная, мнагоплановая и многослойная, и от того несколько странная, как если бы рассматривая в Лувре «Джоконду» вы обнаружили за ней «Тайную вечерю».
Данный конкретный роман «Ноги из глины» расскажет вам всю правду о големах, а может и о вас самих. Кто такие, големы? Они постоянно работают и работают, но никогда не жалуются, а все потому-что у них нет рта. А еще у них в голове пергамент с Тремя Законами. Големы считаются вещью, но они слишком похожи на нас, иногда настолько, что готовы сотворить себе короля.
«Ноги из глины» — трагикомическая книга о человеческих пороках и природе власти. Прочитав ее, вы станете немного богаче. Не в финансовом смысле, конечно.
Yazewa, 24 мая 2013 г.
Проблема роботов от Пратчетта. Живые — или нет? Создать образ симпатичного голема автору удалось не хуже, чем обаятельного Смерти.
Замечательные размышления о свободе. Свободе совести, свободе выбора. Да, традиционно легко, весело, занятно... но этого не менее серьезно. Тема-то злободневная, что называется, на все времена!
Отлично продолжает развиваться образ командора. Да и Витинари, пожалуй. Ах, какая парочка! Концентрат хитрости и... ох, совсем не простота! Ушли на второй план Моркоу и Ангва, что тоже удачный прием: в каждом романе ярче проявляются свои герои. Здесь неожиданно «выплыл» Шноббс, причем очень ярко и выпукло.
В общем, серия ничуть не ослабевает, продолжаясь.
Дон Румата, 10 апреля 2012 г.
С каждой прочитанной книгой Пратчетта я все более влюбляюсь в цикл о Страже. И «Ноги из глины» занимает в этом цикле одно из первых мест. По качеству, по уровню юмора, по динамичности, по философским подоплекам.
Если цикл о Ведьмах у меня ассоциируется с театром и литературой, то «Стража», безусловно, это кино. Большей частью голливудское. И всегда комедийный боевик. При чем из лучших образцов этого жанра.
Но, как в прочем и всегда, Пратчетт, это не только юмор, сатира, пародия, гэг. Нет, автор как всегда глубже и тоньше. И даже используя избитые штампы кино и литературы, умудряется ввернуть живую искорку мысли и переживаний в эти штампы. (Финальная сцена. Уж сколь подобного было в кино? Одного и того же? И как это сделал Пратчетт? Это непревзойденное мастерство)
Данная книга обязательно понравится поклонникам Плоского Мира. А уж любители цикла о Страже будут вообще в восторге. Тем же только собирается начать читать Плоский Мир с цикла о Страже, я бы настоятельно советовал читать цикл по порядку. Ибо не только интересно читать книги этого цикла, но и безумно интересно следить за развитием героев Стражи, и наблюдать за тем. Как на наших глазах меняется сама стража.
Приятного чтения.
4P, 8 декабря 2008 г.
Сложно было начать знакомиться с Пратчеттом. Почему-то думала, что будет скучно и неинтересно. Но оказалось иначе. И каждая из книг этого подцикла производила на меня все более сильное впечатление. «Ноги из глины» очень сильно понравились. Такое глубокое, сатирическое произведение. Удивительно, что герои цепляют и становятся для тебя живыми. Удивительно потому, что они по сути шаблонны, каждый из них готовый стереотипный образ. Например, Шнобби — типичный подлец и мелкий, трусливый негодяй, Моркоу — правильный и потому чрезвычайно опасный человек, хочется его почему-то сравнить с Павликом Морозовым. Ваймс — трудяга, вечный страж, что верен своему долгу до конца. Таким вот образом, ярлык можно навесить каждому. Создается впечатление, что автор так и хотел, важны не герои, важна сатира, ирония, смех над собой. Только вот все равно проникаешься к ним симпатией.)
И еще. Когда читаешь, то невольно испытываешь радость, что не так умен, как автор этой книги. Жить и видеть Все. Нет уж, увольте, слишком тяжко. Эта книга, как равно и две другие из этого цикла, действуют на мозги, как мороз на тролля. На некоторое время становишься умнее, чем ты есть на самом деле, по-крайней мере, так со мной было.)
SAM77, 28 июля 2009 г.
Действие этой части цикла так же происходит в великом и ужасном Анк- Морпорке –городе, где нашлось место не только гномам и троллям, но и големам – своеобразным древним роботам, безмолвно исполняющим приказы людей, использующих их в качестве рабочей силы. Стоит сразу отметить , что книга написана несколько серьезней чем первые две части, по крайней мере , юмор стал поумеренней, но вместе с тем еще тоньше. В книге имеют место две основные линии – детектив и драматическая история големов. Обе линии прописаны просто превосходно.
Итак, перед Вами Сэр Сэмюель Ваймс, командующий Городской Стражей Анк-Морпорка, прошу любить и жаловать. Конечно это уже не тот Ваймс, который трусовато пробирался по городским улочкам в 1- й части «Стражи» , это – совершенно новый вид Ваймса – непьющий. Ваймс не пьет и ненавидит королей – все это делает его очень опасным человеком для любого преступного элемента Анк – Морпорка. В этой книге Ваймс явно выходит на первый план. Естественно, перед нами ироничный детектив, детектив наполненный юмором и сатирой и при этом, ещё более приближенный к жизни чем многие другие представители жанра. Да Ваймсу далеко до Ниро Вульфа, усердно копящего факты и улики все повествование, а под конец книги выстреливающего с точностью отлаженного ружья, далеко ему и до Шерлока Холмса. Но… У Ваймса есть Стража. Вместе с ней он может безрассудно рваться в бой , не имея никаких улик, запугивать преступников и кандидатов на эти должности, в общем – поставить на уши весь город, ошибаться и еще раз ошибаться – короче, как в жизни…. И это удалось. Книга, по сути, описывает апофеоз развития стражи , ее триумф. С другой стороны, книга достаточно тонко «позорит» идеи расовой и этнической дискриминации, «чистоты крови» и т.д. Немалый сюрприз преподнес Шнобби Шноббс , выглядевший каким – то серым и грязным пятном в первых двух частях , в этой части так же «его выход». В принципе, детективная линия на этот раз явно удалась…
История големов, это история своебразных средневековых роботов, не является на мой взгляд основной, но очень хорошо дополняет книгу. Вспомнились законы роботехники Азимова. Моральная сторона этого вопроса изложена достаточно драматически, что и делает книгу более серьезной, с другой стороны големы дали широкий простор для разнообразных действий и да же экшена, что делает книгу весьма динамичной.
Кроме того книгу хорошо дополняет история Ангвы и Моркоу, а так же переживания некоторых гномов по поводу некоторых вопросов:lol:.
В общем, мне очень понравилось. А тем, кому понравились первые две части цикла о страже – читать обязательно!!!:super:
Assassin, 17 мая 2009 г.
Преимуществ у романа столько, что их устанешь перечислять. И то, что это очень продуманй сбалансированый роман, что шуток, ровно столько, чтобы хохотать и улыбаться книге, но при этом не сильно отвлеваться от поглощения сюжета и многое многое другое. Но для меня наверное главным плюсом стало то, что в этой книге наконец раскрывается персонаж Шнобби Шноббса :smile: Этот малый, которые был долгие годы зеркалом ночной стражи, но может не вызывать улыбку. Но приходят новые времена, под командованием командора Ваймса и капитана Моркоу стража воспряла и расцвела. И уже не место в ней таким как наш проныра Шнобби. Но он всё равно не унывает, мир меняется, но он остаётся всё тем же маленьким воришкой:smile: Желаю ему удачи, и процветания по службе (ведь ниже капрала звания нету:smile:).
Концовка не пестрит своей неожиданостью и непредсказуемостью, но не это главное, главное что мы с удовольствием следим за разматывающимся клубком событий, которые командор Ваймс берёт под личную ответственость.
10 баллов :smile: так держать и дальше.
Изенгрим, 9 июня 2015 г.
Много лет назад Светлану Мартынчик спросили о ее романе «Болтливый мертвец» — не является ли он своеобразным отображением работы отечественных СМИ; «мама» Макса Фрая радостно подтвердила правомерность подобного предположения, при том, что лично я при прочтении ничего такого не обнаружил — по-видимому, смысл, заложенный автором, находился глубоко и хорошо замаскирован. Так же Мартынчик высказалась и об остальных романах из цикла об Ехо — мол, все они являются интерпретацией современных нам социальных и политических тенденций и явлений. Насколько я понимаю, тоже самое можно заявить о романах Пратчетта, и хотя большинство из них кажутся просто смешной постмодернистской пародией/приключаловом без особого смысла, к роману «Ноги из глины» это не относится.
Здесь даже копать особо глубоко не надо: открытый способ добычи смысла вполне уместен, ибо позволяет без труда вычленить два основных смыслосодержащих слоя. Первый — это сюжет о големах, в котором проталкивается (иногда экивоками, но чаще — напрямую) идея свободы, как внутренней, так и внешней, и ее обретения. Идея того, что нельзя получить свободу из чужих рук, потому как после такого люди начинают ковать себе новые цепи взамен отобранных, идея того, что «много званных, да мало избранных» и «в борьбе обретешь ты право свое». Перефразируя Розанваллона, голем Дорфл в конце чуть ли не прямым текстом говорит, что свобода — это каждодневная борьба, не только с теми, для кого твоя свобода — богохульство и святотатство, но и с самим собой.
Второй смыслосодержащий слой — это сюжет о вервольфе Ангве и гноме/гномихе Задранец, с их неспособностью и нежеланием быть такими как все, вынужденными прятаться и скрываться, страшно от этого страдающими и пытающимися добиться хоть какого-то признания своих прав быть не как все (даже странно, но сюда стоит отнести и события, происходящие вокруг капрала Шноббса, люто и даже бешенно отбивающегося от попыток вытащить его из этого «как все») В чем-то этот смысл переплетается с первым, а в чем-то является независимым, оба они перетекают друг в друга, обмениваясь и обогащаясь персонажами, событиями и идеями, и совершенно не мешают воспринимать книгу как отличный детектив о попытке покушения на жизнь патриция Витинари. Шутки, как всегда у Пратчетта, убойные
персонажи харизматичные, диалоги крышесносные, абсурд крепчает, а Витинари не умрет никогда.
UAknight, 8 февраля 2012 г.
Еще в школе купил эту книгу, так как был наслышан о Пратчетте, прочел, но не осознал и половины юмора и смысла, принял за нечто скучное. И вот, в возрасте более осозанном решил перечитать «Ноги из глины» и... полюбил этот саркастический, пропитанный юмором стиль Терри Пратчета буквально с первых страниц. Роман повествует о приключениях стражников города Анк-Морпорка, жители которого — все возможные обыватели фентези (от вампиров до гномов). И конечно всем им сложно ужиться в одном городишке, поэтому возникают конфликты: как на расовой почве, так и на политической. В действиях многих персонажей просто не стоит искать логики, у каждого своя правда. При этом юмор чуть-ли не на каждой странице на даст заскучать, но кроме юмора Пратчетт выдает и очень умную историю, наполненную филосовскими изречениями и мудростью. И как можно не полюбить такие книги?