Как я уже не раз говорил: Малфи — это про клише. Образы узнаваемы, сюжеты известны, антураж — привычен. В теории все это, пожалуй, не красит творца, однако, в настоящее время ситуация такова, что даже столь откровенные эпигоны классического американского романа ужасов на вес золота. Old but gold, что называется, тот самый случай. Тем более, что Малфи выгодно отличается от окружающих способностью наделять свои истории глубиной, объемностью, необходимой в данном жанре теплотой персонажей, да и удивлять он, надо отметить, тоже умеет (пусть и через раз). На нынешнем безрыбье это безусловно величина.
Вот и «Черная пасть», самый свежий на сегодняшний день роман автора (июль 22), тоже про клише. Возвращение в маленький городок трех друзей детства, испытавших здесь в юности страх и стресс, — это ведь оно и есть, — клише. Добавьте сюда архетипы этих самых друзей — сломленный алкоголик, бой-баба, негр с большим белым пятном (витилиго) на лице, увалень-аутист, помешанный на черепахах-ниндзя (кавабунга!), местных хулиганов, отцов-пропойц, провинциальные американские заморочки, плохое место — заброшенную угольную шахту с названием «Черная Пасть» (а вы думали), — и главного антагониста, сверхъестественную сущность что в этих самых штольнях обитает, то картинка у вас в голове сложится вполне узнаваемая, знакомая. Да, именно так. Самое первое что приходит на ум — это «Оно» Кинга. О чем, впрочем, не стесняясь читателю сообщают рекламные блербы, аннотации, отзывы рецензентов. И вправду похоже.
Завязка романа такова, что в детстве наши герои-аутсайдеры натыкаются на странного одноглазого мужчину рядом со штольнями. Он — фокусник, маг, который способен оживить мертвого кролика, про фокусы с монетками даже и не говорю. Он учит детишек премудростям фокусного дела, а когда те наконец просят научить оживлять мертвых и их, то тот ставит перед ними условие: воскрешать покойников сможет лишь тот, кто сам заберет жизнь у живого человека. Джейми Варрену, главному нашему герою, фокусник предлагает убить младшего брата. Мол, ничего страшного, ты убьешь, а после мы его воскресим, будет как новенький. Джейми было уже берется за нож, но в самый последний момент все же отказывается. После этого он на мгновение видит под человеческой личиной фокусника нечто ужасное, и все они в ужасе бегут от штолен. В себя Джейми приходит поздно ночью на сеновале своей фермы, вокруг штольни бушует страшный пожар, а в близлежащем трейлерном парке неизвестным зарезана молодая женщина с ребенком. События того лета сказываются на нем и его друзьях самым неблагоприятным образом, настолько, что каждый из них покидает этот город сразу же, как только таковая возможность появляется. Чтобы, понятное дело, вернуться туда через десятки лет, совсем другими людьми, и с единственной целью — покончить с прошлым кошмаром раз и навсегда.
Рональд Малфи (справа) и два бракодела: Ричард Чизмар и Брайан Кин.
Продолжая разговор о клише, то по большому счету Малфи не отходит от них до самого конца. Все идет как по нотам и случись чего с автором (тьфу-тьфу-тьфу) опытный читатель допишет за автора этот роман легко, никуда не сворачивая, реализовав все как положено до последней запятой. Хорошо это или плохо пусть каждый решает за себя, но лично мне вторую половину романа читать было откровенно скучно. В отличии от предыдущей работы Come with me здесь нет никакой интриги, да и ощущение, что автору вновь не хватило времени на работу с текстом тоже имеется (как и в случае с «Бледной костью»: ненужные POV, затянутое вступление, скомканный финал и пр.).
Резюмируя. Читайте если:
— вы любите «Оно» Кинга (и сотни других сложенных на этот лад романов взросления и возвращения домой);
— следите за творчеством Малфи;
— устали от бездарных новичков, заполонивших жанр на день или два.
Остальным этот роман автора можно с чистой совестью пропустить, все это вы уже точно проходили и читали.