Ностальгист 2014 реж


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Славич» > "Ностальгист" (2014, реж. Джакомо Чимини): размышления по поводу короткометражки
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ностальгист» (2014, реж. Джакомо Чимини): размышления по поводу короткометражки

Статья написана 30 октября 2022 г. 16:43

Упражнение на тему кинорецензии. Шутка. Кого я смогу обмануть? Это в лучшем случае отзыв, похуже тех, что размещаются на "Кинопоиске".

«Ностальгист»
короткометражный, 2014, Великобритания
драма, фантастика
режиссёр: Джакомо Чимини, сценарий: Джакомо Чимини
в ролях: Ламбер Вильсон, Сэмюэл Джослин, Даррелл Д'Силва, Стивен Томпсон, Скотт Хиндс, Алекс Уоррен, Элисон Бэйкер, Джульет Адлер, Милтон Макгрори

В ретрофутуристическом городе Ваниль всегда безоблачное ванильное небо — настоящий синтетический рай, поддерживаемый искусственным интеллектом. Но даже идеальная система может дать сбой — и Ваниль окажется потёмкинской деревней, за фасадом которой — мрачное будущее, в котором все —...


Фильм решительно рекомендуется к просмотру. Оценка на IMDb — 7,1/10, моя оценка — 9/10.

"Ностальгист" — короткая история об утрате, об иллюзиях, о том, что значит жить прошлым, о жертвенности, о семейных взаимоотношениях, о виртуальной реальности и, конечно, о роботах. Пожалуй, много о чём ещё, но перечислять долго.

Это экранизация дебютного рассказа Дэниела Уилсона, современного американского писателя, специализирующегося на теме роботов. Надобно сказать, что рассказ уступает фильму, в котором некоторые драматические моменты поданы лучше. Однако даже бегло просмотренный английский текст кое-что добавляет к общему впечатлению.

Итак, первая сцена. Квартира, обставленная в викторианском стиле. Немолодой мужчина и мальчик лет 11, одетые по моде конца XIX — начала XX веков. Отец (в рассказе «дедушка») учит сына игре в шахматы и на примере пешечного гамбита объясняет суть и смысл самопожертвования... Дальше пойдёт спойлер. Вы за это время можете посмотреть фильм, так что прекрасно обойдётесь без краткого пересказа сюжета. Особое внимание обратите на финальную сцену, а я пока поделюсь некоторыми мыслями. Прочитаете после просмотра, если будет интересно.

На первый взгляд кажется, что это очередная вариация на тему "Пиноккио", тем более, что режиссёр родом из Италии. Если бы всё было так просто...

Обратите внимание, что что за весь фильм главный герой — «отец» — лишь один раз обращается к роботу, глядя на него своими глазами, а не через гарнитуру дополненной реальности. Причём в стрессовой ситуации, не задумываясь, произносит странную фразу: «Беги, мальчик!». Не «беги, сынок», не «беги, Джонни», допустим. Все остальные реплики он произносит, когда видит перед собой образ давно умершего сына, от которого остался лишь оборванный по краям портрет. В рассказе этот момент ещё более заострён: главный герой старается не смотреть на робота, а на лице его отражается смесь страха, отчаяния и отвращения. Подчеркнём последнее слово.

Нет, робот здесь всё-таки не Пиноккио, а главный герой не добрый папа Джеппетто. Ведь это, согласитесь, довольно страшно: сначала понять, что тебе всю жизнь врали и ты не человек, а затем осознать, что любят вовсе не тебя, а другого ребёнка, которого представляют на твоём месте.

Очевидно, что главный герой не смог смириться с потерей и тронулся рассудком. Специально выбрал псвевдовикторианскую реальность, как можно менее похожую на окружающую разруху, постапокалиптику пополам с киберпанком. Так и живёт теперь в дополненной реальности, как-то умудряясь добывать себе хлеб и чинить сломанного робота.

А мальчик-робот своего человеческого "отца", похоже, любит искренне. В фильме есть любопытная сцена, которая не позволяет поверить в то, что эта привязанность — всего лишь базовая программа. Робот бросается на выручку "отцу" после минутного колебания, вспомнив слова: "Нужно защищать то, что тебе действительно дорого". И затем, в финальной сцене, когда человек ничего не отвечает на проникновенное "я люблю тебя, папа", мальчик соглашается пожертвовать своей памятью, лишь бы всё стало как раньше и все были счастливы. Вот только счастливы ли они на самом деле?

---------

Напоследок краткая справочная информация.

Награды:

— Короткометражка более чем на 15 минут (второе место) — Международный фестиваль короткометражных фильмов в Палм-Спрингс 2014 (США).

— Лучший короткометражный фильм (Generator +18) — Giffoni Film Festival 2014 (Италия).

— Prix du Publique — Утопиалии (Utopiales), Международный фестиваль научной фантастике в Нанте 2014 (Франция).

— Méliès d’Argent and Audience Award — Trieste Science + Fiction Festival (Триест, Италия).

— Лучший научно-фантастический короткометражный фильм — 28-й Международный кинофестиваль в Лидсе (Великобритания).

— Лучший профессиональный короткометражный фильм более чем на 10 минут — Raw Science Film Festival (Лос-Анджелес).

Всего 622 оценки на "Кинопоиске", что объяснимо, но печально.

Джакомо Чимини — итальянский режиссёр, живёт в Лондоне. На странице IMDb учтены 2 его полнометражных фильма, 4 короткометражки и один документальный сериал — преобладают научная фантастика и триллеры (вроде бы ничего больше на русском не дублировалось).

Актёров всего двое, если не считать эпизоды и массовку. Ламбер Вильсон: Француз из "Матрицы", Жак-Ив Кусто из относительно недавней "Одиссеи" и много кто ещё. Юный актёр Сэмюэл Джослин известен ролями в фильмах "Невозможное" (средний сын, Томас) и "Приключения Паддингтона" (Джонатан).

------------

А о чём Вы подумали, посмотрев этот фильм? Приглашаю к дискуссии.





161
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 марта 2023 г. 17:05
Посмотрел. интересно. Но.. фильм скорее давит на эмоции.Виртуальнгость эта. Замктьте если \тот ребенок робот ему не нуэна виртуальность ведь он по пронграмме должен действовать. Вроде как.Далее очки эти подключены к интернету? Иначе откуда берутся роботы? И что за мир вокруг? Чем занят главный гн
ерой? Чем он платит? И если он столь важен для здешьнего общества то почему его так просто ограбили? А милиция эта? Кто она и откужа? И финал они должны прислать подкрепление же


Ссылка на сообщение12 марта 2023 г. 17:09
В начале разговор с пешкой но ответ некоректен, правильно сказать пешки ничем не жертвуют ведь они не субьекты а обьекты ИМИ жертвуют они ничего не решаюьт.И откуда робот мальчик узнал об опасности? И даон все таки робот живой мальчик Буратино давно бы вышел....


⇑ Наверх