Лоис Макмастер Буджолд


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Лоис Макмастер Буджолд «Ученик воина. Игра форов». Первый и второй роман о Майлзе Форкосигане из «Барраярского цикла».
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лоис Макмастер Буджолд «Ученик воина. Игра форов». Первый и второй роман о Майлзе Форкосигане из «Барраярского цикла».

Статья написана 1 декабря 2022 г. 12:24

Гениальный карлик в космосе, или Духовный отец Тириона / «Серые клеточки» рулят и в будущем!

uchenik_vojina

Отправляясь на экзамены в Императорскую военную академию, Майлз Форкосиган, сын премьер-министра Барраяра, не имел запасного плана на случай неудачи.

Ну не считать же таковым папину идею стать юристом, в конце концов! Хотя соломку подстелить на самом деле не мешало бы. И дело не в устных и письменных экзаменах, они Майлза не беспокоили. А в испытании по физической подготовке. Немудрено с ростом в полтора метра и хрупкими костями, нуждающимися в накладках от переломов.

Как бы то ни было, запасной план своего будущего Майлзу все же пришлось обдумывать. Занялся он этим во время поездки к бабушке на Колонию Бета.

Где его ждала случайная встреча с пилотом старого корабля. И вот уже Майлз оказывается в звездной системе, где кипит война, в роли того, кем он не является. И это только начало событий, меняющих судьбы тысяч живых существ.


Лоис Макмастер Буджолд имеет на своем счету несколько циклов фентези, в частности довольно приятный «Шалион». Но большинству фэнов многократная обладательница Небьюлы и Хьюго известна отнюдь не фентези. А шикарным Барраярским циклом (регулярно обвиняемом в женском подходе к материалу), подарившим нам одного из самых обаятельных и умных героев в мировой фантастике.

С одной стороны перед нами история взросления, откровенно отдающая Young Adult. Протагонисту 17 мальчишеских лет, он практически ничего не видал в жизни, готовя себя к офицерской карьере. На воинственном Барраяре, тем более в среде аристократии, иначе нельзя. Он влюблен, и предмет его терзаний перед глазами. Он полон сомнений и желаний. Разве что мозгами он пользуется на порядок лучше, чем большинство его сверстников (да и людей постарше).

С другой – перед нами сага о преодолении. В первую очередь собственного тела, ведь Майлз несколько отличается физически от прочих 17-летних пацанов. Рост полтора метра. Кости, норовящие разлететься на куски при любом сильном сотрясении. Натуральный карлик, весьма вероятно повлиявший на появление некоего Тириона. Развитие сильных сторон, попытки нейтрализовать слабые. Затем изменить отношения окружающих, избавиться от недоверия и неприятия, сразится с паршивыми обстоятельствами.

С третьей – честная космическая фантастика с гораздо меньшим уклоном в «милитари», чем тот же Вебер. С системой быстрого передвижения меж звезд исключительно с помощью пространственно-временных туннелей с заранее известными точками выхода. Что с ходу придает определенную специфику ведению здешних войн. Боевыми кораблями различных типов, разными типами вооружений (классика противостояния щита и меча), перестрелками, абордажами. Вселенной, полной различных обитаемых миров, населенной людьми, серьезно отличающимися друг от друга в культурном, психологическом, этическом, порой даже физиологическом плане.

Барраяр – феодально-милитаризированная планета, с кучей архаичных пережитков.

Бета – демократическое образование с вольными сексуальными нравами и любовью к высоким технологиям.

Цетаганда – один из главных противников Барраяра, центр биотехнологий, любителей поиграть с генами (впрочем, это мы уже сильно забежали вперед).

Архипелаг Джексона – анархически-криминальная вольница, власть в которой принадлежит Домам (кланам/синдикатам).

И еще множество любопытных планет.

С четвертой – книга, лучащаяся юмором и поражающая персонажами, влюбляющими в себя с первых страниц.

Особенно, как вы уже поняли, это касается Майлза.

Майлз Форкосиган, он же мистер Нейсмит, он же адмирал Нейсмит. Некоторые считают его мутантом. Некоторые — умудренным, опытным, видавшим виды воякой, прошедшем на Бете процедуру омоложения. Шикарный психолог с нестандартным, незашоренным мышлением. Прирожденный манипулятор, дипломат и драматург, склонный к авантюризму. Человек, старающийся решить проблему, а не придумать, почему этого нельзя сделать. Тот, для кого нет ничего невозможного. Искренне заботящийся о своих людях, а не создающий видимость заботы. Считающий своим хобби — давать людям шанс. Понимающий, что человеки сами додумают твою историю, нужно им просто не мешать. Благодаря собственным моральным свойствам, острому уму, складу характера, будящий в людях их наилучшие качества. Своими действиями заставляющий людей уважать, а затем и просто напросто любить себя, как командира и сюзерена. Его можно назвать везунчиком, а можно человеком, обладающим неосознанными навыками работы с реальностью на уровне великих лидеров древности.

При всем этом – хороший, добрый пацан, жаждущий приключений, не чуждый депрессиям, рефлексиям, душевной и физической боли. Изобретающий велосипед: тактических знаний «адмиралу» откровенно не хватает. Переживающий о погибших, мающийся «мальчиками кровавыми в глазах» (пардон, пилотами). Автор не забывает о внутренних монологах героя, отлично раскрывающих образ. О великой роли случайности. Когда вскользь услышанный разговор тянет за собой судьбоносные решения. А общение с сомневающимися подчиненными срабатывает их действием, спасающим от беды сотни людей.

Второстепенные персонажи чуток теряются на фоне великолепного Майлза, но все же демонстрируют качественные шлейфы роли и некислое развитие.

Взять ли сержанта Ботари – жаждущего искупления за следование преступным приказам. Его дочь Элен – стремящуюся сменить свою заранее определенную жизнь. Или пилота Мэйхью с инженером Джезеком, переламывающих свои прошлые «косяки», становящихся теми, о ком и помыслить не могли до встречи с Майлзом. Что уж говорить о родителях Нейсмита, с которых, собственно и началось создание Барраярского цикла. Людях, ставших главными героями двух книг цикла, и фактически идеалом родителей.

Второй том похождений Майлза, начинающийся через три года после завершения первого, поближе познакомит нас с императором Барраяра и главой местной службы безопасности. Окунет нас с героем в приключения, напрямую влияющие на судьбы двух империй.

Фактически каждая новая книга цикла показывает взросление Форкосигана, поднимает ставки, расширяет границы местной вселенной. Приносит читателю новых персонажей, со своими тараканами и бабочками. Становящихся на диво гармоничными кирпичиками в сооружении одной из лучших космических саг истории фантастики.

Эрго. Отличная авантюрная звездная сага с харизматичным, обаятельным, умным протагонистом, неплохими второстепенными образами, богатым миром и кучей приключений.





981
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 декабря 2022 г. 13:27
Очень интересный цикл. Один из моих любимых. Женский подход к космоопере сделал из стереотипного боевика — авантюрное приключение с романтическим налетом.


Ссылка на сообщение1 декабря 2022 г. 20:56
Самое смешное (и печальное), что у Буджольд есть весьма вероятный шанс стать одной из лучших предсказателей в истории литературной фантастики, как ни странно, не сколько в технологическом и социальном, сколько политическом разрезе (применительно к предыстории хронологически первых романов цикла). И не в будущем, а в настоящем. Вот что иногда делает обратная проекция заимствования исторических событий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2022 г. 18:22
А поясните, пожалуйста, что конкретно вы имеете в виду? Неужели барраярско-бетанская потасовка — это гениально предугаданная нынешняя не-война?
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2022 г. 21:03
Там ситуация политически шире, начиная от возвращения Барраяра к межзвёздным контактам, далее через, если я правильно помню, эскобарскую кампанию Барраярской империи и её результаты.
В моей картинке, фантасты всё-таки не предугадывают, они удачно заимствуют ситуации, тропы, клише, архетипы (в том числе контексте Кемпбелла-Фрейзера-Проппа-Уэстон), а также исторические расклады. Это экономит силы и безошибочно удерживает читателя в ситуации узнавания, в противовес удивительному и фантастическому (ситуация чуда). Иногда, как Вэбер, напрямую события. Буджолд (кроме общего контекста) в частности позаимствовала всем известный паттерн по маленькой победоносной войне. И привычную ситуацию конфликта архаика-модерн.
Кто же знал, что заимствованием у нас будут заниматься не только фантасты?
И достраивать ситуацию в том числе по парадигме конфликта традиционных ценностей — неолиберальных, посткапиталлистических, гендерных и далее по вкусу. Чем дальше будет выстраиваться эта дилемма, обозначаться разделы, тем больше реальная ситуация будем походить на умозрительную.
У двух ситуаций, книжной и реальной похожая, если не историческая, то идеологическая основа.
Хотя мы знаем, чем всё разрешилось у Буджольд.
Можно, конечно, построить и цепь параллелей, но, я думаю, далее уже без дополнительных пояснений.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2022 г. 21:22
Спасибо за развёрнутый ответ. Получается, Буджолд просто взяла давно выявленные и хорошо изученные паттерны и архетипы (конфликт архаики и модерна, маленькая победоносная война...) и смоделировала на их основе свой вариант будущего.
Тогда это никакое не предсказание, а просто логический анализ и экстраполяция. Скажем, если кинуть шарик, то, зная его массу, скорость и вектор движения, можно с точностью до миллиметра определить, где именно он приземлится — но предсказанием это всё-таки называть не совсем корректно.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2022 г. 22:08
Боюсь ошибиться, но мне кажется, что так строго обозначали предсказательные рамки только советские фантасты «ближнего прицела».
Я не случайно упомянул Новую волну (была ли она или нет на самом деле), в моменте сменившую любимые технические игрушки фантастики золотого века на развлечения с различными видами литературоведения, лингвистикой, социологией и антропологией. Вослед Азимова с его римской империей она окончательно включила для фантастики это зеркало заднего вида в качестве отсылочного элемента.
Такое впечатление, что западную фантастику с тех пор интересовали и интересуют в общественном поле как раз не пути (векторы), а вариации возможностей и пересечения.
А по конкретике, если мы найдём, какие-то объяснения самой Бужольд, почему она решила сотворить своих форов-воров с российскими корнями, и прописать конфликт так или иначе, то поймём насколько вообще умозрительное наложилось на реальное или наоборот реальное на умозрительное.
А если немного подождать, возможно, некоторый материал нам подбросят насчёт Цетоганды (тогда, будет интересно прикинуть что это: Китай это был или Япония в ситуации текущей).
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2022 г. 23:08
Глубоко копаете!
Единственное, что могу сказать — в предисловии к одной из книг цикла сама Буджолд писала, что, поименовав барраярскую аристократиию титулом «vor», не знала тогда, что это слово означает на русском. Так что тут чистое совпадение скорее всего.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2022 г. 14:32
цитата
Почему я выбрала русскую основу? Не знаю, право. Просто в тот момент это оказалось мне удачной идеей. В ней есть нечто печальное. В тот момент между США и Россией существовала довольно сильная напряжённость, а мне нужно было нечто угрожающее, так что я придала ему это качество. Когда Корделия пыталась понять, кто сжег её базовый лагерь, она упомянула трёх или четырёх других врагов. А это оказался Эйрел.
   Культуры Барраяра, Беты и прочих стали результатом прочитанного и моего понимания истории. У барраярцев европейская культура: они имеют русские, британские, греческие и французские корни, но с точки зрения истории и формы их культуры они основаны на Японии периода Мэйдзи. У них был свой период изоляции, у них развилась своя военная каста, они тоже пережили очень болезненный новый контакт с внешним миром. Именно так развивалась история Барраяра. Правда, Япония не переживала вторжения, а Барраяр — пережил, что придало ему более русский характер. В Россию вторгались несколько раз и со всевозможных сторон. Это стало сочетанием историй двух стран, Японии и России, с разнообразными и порой логичными последствиями — не всегда похвальными, но логичными. Главная идея барраярской культуры возникла именно оттуда.

Из старого интервью


Ссылка на сообщение1 декабря 2022 г. 21:51
цитата imra
Первый и второй роман о Майлзе Форкосигане из «Барраярского цикла».

Если я правильно помню, то первый роман цикла это — «Осколки чести». О родителях Майлза.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2022 г. 12:06
хронологически Осколки и Ученик написаны в 1986, но с точки зрения удобства чтения логичнее начинать именно с Ученика, поэтому я и зову его первым


⇑ Наверх