Исполнилось бы 90 лет Евгению


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Исполнилось бы 90 лет Евгению Евтушенко
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Исполнилось бы 90 лет Евгению Евтушенко

Статья написана 18 декабря 2022 г. 18:13

Он был настолько моден, что даже в интермедии Аркадия Райкина звучало:

И я бежал к другой. Та была врач, кандидат наук... Большая умница! Бывало, услышит по радио: «Буря мглою небо кроет...», — что это, Сигизмунд? Я только открываю рот, она говорит: «Правильно, Сигизмунд, это Евтушенко!».

Автор — Михаил Жванецкий. «О женщинах».

*

18 июля 2022 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения Евгения Александровича ЕВТУШЕНКО

Детство и юность

Е.А.Евтушенко родился 18 июля 1932 г. в Сибири на станции Зима. Евгений рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать — актрисой, впоследствии получившей звание заслуженного деятеля культуры. Кроме того, оба занимались геологией.

С малых лет родители прививали сыну любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. В 6 лет папа научил маленького Женю грамоте. Стоит отметить, что маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения Александра Дюма и Мигеля де Сервантеса.

Во время войны мама, которую звали Зинаидой Ермолаевной, участвовала во фронтовых концертах. Артистке даже довелось выступать вместе с Константином Симоновым. Да и Евгений в детстве успел потрудиться на благо советской армии, изготавливая гранаты на заводе в тылу.

Отправляясь в Москву из эвакуации, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933-й. Кроме того, после войны Зинаида сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко.

Это и неудивительно, ведь глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем и носил фамилию Гангнус. Позднее в интервью писатель признавался, что насчитал на собственном генеалогическом древе представителей 12 национальностей.

Вскоре после победы отец оставил семью и ушел к другой женщине. Однако Александр Рудольфович продолжал навещать первенца и заниматься его литературным развитием. С подачи папы Евгений посещал поэтическую студию Дома пионеров, побывал на творческих вечерах Анны Ахматовой и Бориса Пастернака. А мать, будучи театральной актрисой, собирала дома талантливых коллег.

Но, несмотря на тягу к прекрасному, в школе у Жени не складывалось. В 15 лет Евтушенко исключили из-за ложного обвинения в поджоге классного журнала. Родителям удалось устроить отпрыска геологом в Казахстане. Потом юноша работал на Алтае. Но судьба уготовила Евгению иной путь.

Атмосфера, в которой развивался Женя, способствовала раннему проявлению поэтического дара. В 1949 году в одном из номеров газеты «Советский спорт» впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

Литература

В 1952 году вышел первый сборник Евгения «Разведчики будущего», состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. В этом же году Евтушенко приняли в Союз писателей СССР. 20-летний паренек оказался самым молодым участником организации.

Хотя Евгений так и не получил аттестат зрелости, изданный сборник послужил основанием для того, чтобы поэта приняли в Литературный институт имени А. М. Горького. Однако вскоре студента отчислили за пропуск лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.

Но отчисление не повлияло на популярность писателя. За несколько лет Евгений Евтушенко добился такого признания, что начал регулярно выступать сначала на поэтических вечерах, а затем и на эстрадных концертах. Артист выходил на одну сцену с другими известными шестидесятниками, среди которых Булат Окуджава и Роберт Рождественский.

Стоит упомянуть, что ранние работы Евгения Александровича отличались воодушевленным настроением. Но постепенно градус оптимизма в текстах снижался. Евтушенко начали печатать в считавшихся тогда оплотами свободомыслия изданиях «Новый мир» и «Юность». В последнем в 1959 году опубликовали 1-е прозаическое произведение поэта — «Четвертая Мещанская».

В 1963 году Евгения Александровича номинировали на Нобелевскую премию в области литературы. У писателя появились поклонники за рубежом. Журналист New York Times Роберт Шелтон сравнивал Евтушенко с битником Бобом Диланом.

В середине 1970-х под впечатлением от смерти Сальвадора Альенде, с которым он был знаком лично, поэт написал антивоенный стих «Голубь в Сантьяго». Позднее Евгений Евтушенко называл произведение в числе любимых и утверждал, что эти строчки спасли сотни людей от суицида.

Евтушенко, пользовавшийся уважением, покровительствовал маленькой поэтессе Нике Турбиной. А в 1989 году Евгения Александровича назначили сопредседателем писательской ассоциации «Апрель», выступавшей в поддержку перестройки.

В 1991 году литератор переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность. Евгений Александрович читал курсы о русской поэзии в местных университетах и даже выпустил ряд произведений на английском языке.

В 2018 году, уже после смерти Евгения Александровича, вышел 9-й том собрания сочинений автора, включающий биографический роман «Берингов тоннель». Вдова Евтушенко отмечала, что текст произведения супруг диктовал до последних дней жизни.

Музыка

Стихи Евгения Александровича вдохновляли многих музыкантов на создание композиций. Например, на основе поэмы Евтушенко «Бабий Яр» Дмитрий Шостакович создал знаменитую 13-ю симфонию для басов и оркестра. В интервью писатель вспоминал, что перед тем, как притронуться к работе, Шостакович в первую очередь связался с автором текста, вежливо испросив разрешения.

Песни на строчки Евгения Евтушенко становились хитами. Наверное, не найдется человека на постсоветском пространстве, который бы не знал композицию «А снег идет». Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер «Ванька-Встанька», «Казнь Степана Разина» и «Идут белые снеги».

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к ленте «Я — Куба», которая вышла в 1964 году, Евгений Александрович написал в соавторстве с Энрике Пинедой Барнетом. Но сразу восторга фильм не вызвал, сюжет оценили лишь спустя десятилетия.

Схожая судьба сложилась и у картины 1979 года «Взлет», где поэт исполнил главную роль Константина Циолковского. Проект не понравился современникам, центральный герой казался неживым и противоестественным. Зато в XXI веке отношение к драме поменялось, а игру Евтушенко назвали эталонной.

Отдельно в творческой биографии Евгения Александровича стоит лента 1990 года «Похороны Сталина». Литератор написал сценарий фильма, выступил режиссером и актером. Проект собрал полярные отзывы зрителей, которые разделились по политическим взглядам.

Личная жизнь

Судя по сохранившимся фото, Евгений Александрович в молодости был привлекательным мужчиной. Кроме того, слыл сердцеедом. С возрастом обаяние писателя никуда не исчезло. Поэтому неудивительно, что Евтушенко 4 раза вступал в законный брак.

За внимание Беллы Ахмадулиной он сражался с Робертом Рождественским:

Спят на борту грузовики,

спят

  краны.

На палубе танцуют вальс

бахилы,

  кеды.

Все на Камчатку едут здесь —

в край

  крайний.

Никто не спросит: «Вы куда?» —

лишь:

  «Кем вы?»

Вот пожилой мерзлотовед.

Вот

  парни —

торговый флот — танцуют лихо:

есть

  опыт!

На их рубашках Сингапур,

пляж,

  пальмы,

а въелись в кожу рук металл,

соль,

  копоть.

От музыки и от воды

плеск,

  звоны.

Танцуют музыка и ночь

друг

  с другом.

И тихо кружится корабль,

мы,

  звезды,

и кружится весь океан

круг

  за кругом.

Туманен вальс, туманна ночь,

путь

  дымчат.

С зубным врачом танцует

кок

  Вася.

И Надя с Мартой из буфета

чуть

  дышат —

и очень хочется, как всем,

им

вальса.

Я тоже, тоже человек,

и мне

  надо,

что надо всем. Быть одному

мне

мало.

Но не сердитесь на меня

вы,

Надя,

и не сердитесь на меня

вы,

Марта.

Да, я стою, но я танцую!

Я

в роли

довольно странной, правда, я

в ней

  часто.

И на плече моем руки

нет

вроде,

и на плече моем рука

есть

  чья-то.

Ты далеко, но разве это

так

важно?

Девчата смотрят — улыбнусь

им

бегло.

Стою — и все-таки иду

под плеск

    вальса.

С тобой иду! И каждый вальс

твой,

  Белла!

С тобой я мало танцевал,

и лишь

  выпив,

и получалось-то у нас —

так

слабо.

Но лишь тебя на этот вальс

я

выбрал.

Как горько танцевать с тобой!

Как

сладко!

Курилы за бортом плывут,..

В их складках

снег

вечный.

А там, в Москве,— зеленый парк,

пруд,

лодка.

С тобой катается мой друг,

друг

верный.

Он грустно и красиво врет,

врет

  ловко.

Он заикается умело.

Он

молит.

Он так богато врет тебе

и так

  бедно!

И ты не знаешь, что вдали,

там,

в море,

с тобой танцую я сейчас

вальс,

  Белла.

Впервые Евгений Александрович женился в 1957 году на поэтессе Белле Ахмадулиной. Но союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке появился сын Петр, которого пара взяла из детского дома.

Третьей женой писателя была преданная поклонница из Ирландии Джен Батлер. Иностранка родила Евтушенко 2 сыновей — Антона и Александра. Хотя личная жизнь не сложилась и с этой спутницей, благодаря союзу появилась первая внучка поэта — Роза.

Четвертой избранницей выступила врач и филолог Мария Новикова, после свадьбы взявшая фамилию мужа. Из-за того что на момент сватовства избранница была студенткой из Петрозаводска, да еще и на 30 лет моложе жениха, литератора в шутку дразнили «карельским зятем».

Евтушенко находился в браке с 1987 года и до самой кончины, воспитывая 2 детей — Дмитрия и Евгения. За это время пара серьезно ссорилась лишь дважды. Конфликты вспыхивали из-за неуважительного отношения Марии к стихам Владимира Маяковского.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни Евтушенко умер. Легендарный поэт скончался в клинике в США, куда был госпитализирован 31 марта в тяжелом состоянии. Причина смерти — остановка сердца, вызванная осложнениями на фоне онкологии. Супруга писателя сообщила прессе, что врачи не давали Евгению Александровичу шансов на выздоровление, но боролись за жизнь литератора до последних минут.

Евгений Евтушенко ушел во сне в окружении родных и

близких.

Предощущение стиха

у настоящего поэта

есть ощущение греха,

что совершен когда-то, где-то.

Пусть совершен тот грех не им —

себя считает он повинным,

настолько с племенем земным

он сросся чувством пуповины.

И он по свету, сам не свой,

бежит от славы и восторга

всегда с повинной головой,

но только — поднятой высоко.

Потери мира и войны,

любая сломанная ветка

в нем вырастают до вины,

его вины — не просто века.

И жизнь своя ему страшна.

Она грешным-грешна подавно.

Любая женщина — вина,

дар без возможности отдарка.

Поэтом вечно движет стыд,

его кидая в необъятность,

и он костьми мосты мостит,

оплачивая неоплатность.

А там, а там, в конце пути,

который есть, куда ни денься,

он скажет: «Господи, прости...» —

на это даже не надеясь.

И дух от плоти отойдет,

и — в пекло, раем не прельщенный,

прощенный господом, да вот

самим собою не прощенный...


***

Евгений Евтушенко написал лишь пару-другую стихов «с элементами фантастики». Вот «”Прелестный” сон», увидевший свет в

«Юности» летом 1988 года:

«Здесь на прилавках/ груды убеждений./ Их продают из лучших побуждений…/ Здесь продают друзей, отцов и братьев,/ Страх наказанья божьего утратив…/ А по ночам/ сгребают самосвалы/ как выкидышей, наши идеалы…» «Сон», что ни говори, фантастический «жанр»… Но этот «сон» в руку оказался, хотя четверть века назад подобные ситуации казались только возможными…

Многое из того, что волновало поэта в те давние уже восьмидесятые, поэт сумел выразить в своей фантастической повести «Ардабиола», опубликованной всё в той же «Юности» в марте 1981 года. Начинается всё в битком набитом трамвае – кто ж в таком не думает о бессмысленности жизни?.. Но не герой повести, только что защитивший кандидатскую генетик Ардабьев. «Пытаясь стать гениальным», он скрестил ген мухи цеце с геном сибирского федюнника и получил «дитя насекомого и растения» ардабиолу, плоды которой обладают антиканцерогенными свойствами! Настоящая «научная фантастика». Да только гораздо важнее для автора просто жизнь – смерть Ардабьева-старшего, ссора с женой, пресловутый «дефицит»… Из-за джинсов (даже не «фирменных») тройка пацанов избивает учёного до потери памяти, он забывает о своём открытии… И заканчивается повесть чуть ли не «мистически»: поражённый «предательством отца» куст ардабиолы выбрасывается из окна на новую «Волгу» — тут и настаёт момент «вспомнить всё»!

Повесть родилась из совершенно реальной истории, но чтобы усилить разоблачительный посыл тогдашнего, почти всеобъемлющего «вещизма», Евтушенко прибегает к смешению реальности с фантастикой, создавая «метафорическое» произведение. А в многоплановом романе «Ягодные места» (1981), над которым он работал семь лет, писатель попытался совместить уже несколько идейно-стилевых пластов: реалистическое живописание, лирическую прозу, сатиру, фантастику. Фантастики немного, лишь в конце романа, действие в основном происходит в те самые дни в сибирской тайге. Но роман «мозаичен», пишет автор о Гагарине и других космонавтах, о Циолковском тоже пишет.

«Пролог» Евтушенко помещает в окончание романа, именно тут вся «фантастика» (восемь страниц) и сосредоточена. КЭЦ (К.Э. Циолковский) и не подозревает, что за ним наблюдают «два незримых существа»! Ы-Ы и Й-Й, два лучистых атома из Галактики Бессмертия, где давно уж решён вопрос о переходе жителей в лучевое состояние. И даже их наш КЭЦ удивляет, ведь он «уже и сейчас бессмертен…» Сам же Циолковский в тяжких раздумьях,

он сильно сомневается, что изменение психики произойдёт в близком будущем, а без этого… Правильно сомневались Циолковский/Евтушенко –

психика человека мало изменилась за тысячелетия…

Проза лауреата Госпремии СССР, орденоносца, почётного члена Испанской и Американской академий только подчёркивает, что он всегда (по возможности первым) стремился высказаться по самым животрепещущим вопросам современности, истории, морали, политики, литературы!

Две повести, эпизод романа, три поэмы, два десятка стихотворений за полсотни лет – фантастическую литературу три знаменитых поэта не очень обогатили. Но для собственного творчества обращение к фантастическим темам и сюжетам оказалось достаточно плодотворным и оправданным. Читателей эти произведения находили как во времена публикаций («Ардабиола», к примеру, издана в Австрии, Греции, Индии, Швеции), так и в нашем компьютерно/интернетовском веке.

                                                 Валерий О К У Л О В    https://fantlab.ru/blogarticle46145

P.S.

Итого: Ардабиола, Ягодные места, Прелестный сон, Мама и нейтронная бомба (см.), Фуку (см.)

*


Художественный фильм "Взлёт" 1979 : Евг. Евтушенко в роли К.Э.Ц.

*

"Рождение идеи. Циолковский"

Год выпуска: 1980

Страна: СССР

Жанр: документальный

Продолжительность: 00:29:29

Режиссер: С. Лосев

Описание: Всю жизнь Константина Циолковского считали неудачником. С детства глухой мальчик не мог хорошо учиться в гимназии, отчего его учителями стали книги…

Величайший ученый, открывший человечеству дорогу в небо, Константин Циолковский неутомимо конструировал аэростаты и монгольеры. Увлеченный полетами, он пишет фантастическую повесть «На Луне», и мечтает изобрести «птицеподобную машину, чтобы подняться в небесные пространства». Не смотря на весь трагизм существования и непонимание окружающих, он прожил многотрудную и счастливую жизнь. И всего четверть века он не дожил до осуществления мечты — полета человека в космос.

Автор сценария — Владимир Губарев.

Текст фильма в кадре и за кадром читают Иннокентий Смоктуновский и Евгений Евтушенко.





129
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх