Немного о порядочности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > Немного о порядочности, нравственности и объективности.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Немного о порядочности, нравственности и объективности.

Статья написана 28 апреля 2010 г. 23:39

В странные времена мы живем, господа любители фантастики! В суетливые какие-то времена мы живем. Нет, чтобы спокойно, неторопливо порассуждать о предмете нашей любви, о ее тенденциях и перспективах, или о нынешнем ее положении… Порассуждать, я имею ввиду, а не устраивать разборки на тему «я – знаю, а вы нет», «вы не доросли до моей гениальности» и «наш-то все равно круче». Ведь это так здорово – пообщаться со знающим человеком, пусть не во всем со мной согласным, пусть даже вообще не согласным со мной. И выслушать его аргументы, и быть уверенным, что и он твои аргументы выслушает. Ведь здорово, согласитесь!

Но обстоятельства сложились так, что большинство из нынешних дискутантов слабо представляют (я специально выражаюсь мягко), что есть правила дискуссии, требования, так сказать, к участникам. И требования эти достаточно просты, хотя именно их невыполнение и превращает любую попытку выяснения истины в нелепую и бессмысленную перепалку.

Скажем, дикостью сейчас может выглядеть даже намек на то, что, согласившись с каждым аргументами в частности, вы просто обязаны согласиться и со всем утверждением в целом. Да, собственно, мысль о том, что в дискуссию вступают не с целью покричать, а для того чтобы подумать, и что диалог не способ разговора, а метод анализа — многим кажется нелепой и странной.

Ну и абсолютно неприемлемым может оказаться то обстоятельство, что, ведя спор по правилам и с сохранением объективности, придется признать, что твой любимый писатель-художник-критик может допускать не только профессиональные небрежности и неточности (я снова выбираю мягкие выражения), но и вести себя не слишком порядочно и нравственно. Не в быту, естественно, в быту – это его собственное и личное дело, а, так сказать, в жизни общественной.

Нет, мы очень внимательно следим за сохранением приличий в околофантастическом мире. И если кто-то, не наш любимец, а кто-то другой позволит себе некорректное высказывание в адрес другого (или, о ужас!) в адрес именно нашего любимца, мы начинаем шумную кампанию восстановления справедливости, крестовый поход за нравственность и порядочность, объявляем это негодяя нерукопожимаемым и всячески отказываем ему уже не только в благородстве, но также в уме, чести и совести вкупе с талантом.

За последнее время подобных вспышек обостренной справедливости произошло довольно много. Кто-то заподозрил кого-то в НЕЧЕСТНОМ вручении премии, кто-то уличил кого-то в ПАСКВИЛЕ на уважаемых людей, кого-то не устраивает критика в адрес ВООБЩЕ ЛЮБОГО члена сообщества. Некто утверждает, что возрождает ЖАНР, а тут набегает группа товарищей, доказывая, что у возрожденцев нет ни права, ни ума, ни таланта… И, похоже, никого не волнует, что спор сводится к беглому обмену репликами «дурак – сам дурак», «я прав – ты не прав», «ты ни фига не соображаешь – а ты-то сам кто?». Процесс, как говорится, идет, иллюзия дискуссии сохраняется, а движение, как известно, есть жизнь. Да и Бог с ней, с дискуссией. Нравится тыкать деревянным в деревянное, как в старом неприличном анекдоте – пожалуйста. Гораздо неприятнее, на мой взгляд, когда исчезает АБСОЛЮТНОСТЬ понятий.

То есть, ситуация и поступок оцениваются не с точки зрения соотнесения этих самых поступка и ситуации с абсолютными, абстрактными понятиями порядочности и нравственности, а оценивают самым что ни на есть прикладным способом.

Как в постперестроечном анекдоте. – Вася, сколько будет дважды два? – А мы продаем или покупаем? Чтобы определить для себя, насколько порядочно поступил в той или иной ситуации человек, мы сначала уточняем, кто именно назвал имярека козлом, и только потом, взвесив, кто нам ближе, козел или обозвавший, выносим свое просвещенное мнение. Кстати, о книге мы также высказываемся с точки зрения авторитета ее автора (простите за невольную тавтологию).

Не обращали внимания – если господин А (буква выбрана произвольно и без намека) назвал, скажем, целую нацию сборищем уродов, его дружно простят и даже поддержат. А если господина А назовут по этому поводу уродом, то тут же возникнет некое благородное объединение борцов с голословными обвинениями.

Или еще, писатель Б (уважаемый и чтимый) в своем произведении назовет некоего человека, с указанием имени, фамилии и города проживания, наркоманом, педиком и вором – все посмеются. А если того же писателя Б заподозрят в тяге к гонорарам и намекнут об этом в рассказе, то общественность тут же примет к защите своего любимца энергичные меры.

К чему это я?

Возникла у меня идея – поставить некий этический эксперимент. Может быть, рискованный и даже провокационный.

Я предлагаю вначале обсудить некое происшествие независимо от личностей участников, и лишь потом, после набора некоего количества мнений и оценок, перейти к обсуждению персональному.

Итак, некий писатель Х (икс) обвинил некое издательство Y (игрек) в том, что оно незаконно опубликовало его произведение. Обвинил недвусмысленно и публично, а уличенный этим самым издательством, сослался на свою забывчивость. И да – извинился. Несколько странным, на мой вкус, образом.

Итак – вопрос. Как можно назвать действия писателя Х, как они, по-вашему, характеризуют его лично?

Вопрос номер два. Писатель Х длительное время сообщает о себе, как письменно, так и устно, ложную, так сказать, информацию. Проще говоря – врет о своем образовании. Трудно сказать, зачем он это делает, но, то, что он лжет – факт, получивший документальное подтверждение. Как же мы должны относиться к этому писателю? И не является ли эта ложь знаком, что и в остальном он, скажем так, не слишком честен?

Еще раз подчеркну – обсуждение предлагаю провести, для начала, без упоминания имен и фамилий. Если виновники торжества сочтут необходимым высказать свою точку зрения до оглашения подробностей – это им, полагаю, зачтется. И, надеюсь, еще больше поднимет их авторитет в глазах коллег и поклонников.

Не исключаю, что оценка ситуации анонимной будет у многих сильно отличаться от оценки ситуации персональной. Заодно сможем увидеть, как именно. Но это уж как получится.

И, чуть не забыл, имена явки и пароли будут названы через неделю.





209
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 08:34
Очень интересная постановка вопроса.
На мой взгляд, что первая, что вторая ситуация абсолютно неважна. Т.е. когда мы говорим о писателе, то надо чётко отделять автора, как человека, от его текстов. Сам автор может последним козлом, лгуном и негодяем, но писать при этом замечательные книги. И лично мне интересны только они, а от автора лично стоит просто держаться подальше.

Если же отвечать по сути второго вопроса, то информации для меня недостаточно, чтобы делать выводы. А по первому, автор вёл себя некорректно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 09:21
Автор, естественно, может писать отличные книги. Но если автор в них строит философские концепции всеобщей, скажем, порядочности и приоритете нравственности, то собственное поведение этого писателя может заставить взглянуть на все это чуть по-другому. Ну, и если писатель врет о своем образовании, но зачастую выступает экспертом именно в этой области — то ложь имеет тенеденцию к разрастанию. Или нет? И еще: клевещет — клеветник, лжет — лжец. Если порядочный человек так не поступает, то кто же тогда этот писатель?
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 09:42

цитата AKZolotko

Но если автор в них строит философские концепции всеобщей, скажем, порядочности и приоритете нравственности, то собственное поведение этого писателя может заставить взглянуть на все это чуть по-другому.

Вот как раз это я и и имел в виду. Для меня эта составляющая не важна. Я буду оценивать книгу независимо от поведения автора.

цитата AKZolotko

Ну, и если писатель врет о своем образовании, но зачастую выступает экспертом именно в этой области

А вот это уже совсем другой разговор, если он врёт и при этом выступает экспертом, и данные темы использует в своих книгах (скажем псевдоисторик), то грошь ему цена и доверия историческим фактам никакое.

цитата AKZolotko

И еще: клевещет — клеветник, лжет — лжец. Если порядочный человек так не поступает, то кто же тогда этот писатель?

Ну как кто? Клекетник, лжец и непорядочный человек. Это, однако, не может ему помешать быть отличным писателем.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 15:26
Если по первому случаю могу где-то согласиться, то по второму в корне не согласен.
Вся фантастика — ложь.
По-моему, автор в праве указать в своей биографии всё то, что он посчитает нужным, а некоторые моменты преднамеренно фальсифицировать. Ничего дурного в этом не вижу.
Одно дело, если вы идёте на курсы обучения к профессору некой науки. Он вам показывает свою докторскую. Вы платите деньги, а через год выясняете, что он на самом деле кандидат наук, и показывал вам кандидатскую. Вот тут ещё можно что-то предъявить.
Но когда вы покупаете ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение, то вы не имеете юридического права выносить претензии к автору, если он где-то когда-то неверно заявил о своём образовании. Вы и так покупаете враньё. Вы за враньё деньги платите. Не за биографию, прошу заметить. А за выдумки автора на страницах его книг.
По-моему, вопрос раздут из ничего. А скорее — из личной обиды.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2010 г. 23:18
Почему в первом случае вы можете согласиться только «где-то»? Или это фигура речи? Во втором случае... Мне действительно наплевать, кто по специальности автор моей любимой книги. В конце концов, я ведь не обвиняю во лжи Козьму Пруткова или его создателей. И, ради Бога, пусть он говорит о себе что угодно, этот писатель. Проблема в другом. Если человек называется, к примеру, профессиональным художником, то его суждения в этой области мы должны воспринимать как суждения ПРОФЕССИОНАЛА, и можем операться на них, строя свои рассуждения. Если же оказывается, что этот профессионал имеет специальность маляра, то, во-первых, это как-то снизит доверие к его поучениям (в книге или в жизни), а, во-вторых, заставляет несколько по-другому отнестись и к остальным его поступкам. Нет?
Дипломированному художнику мы верим даже, если не видели его картин. Не его таланту или генеальности, а его знакомству с теорией предмета. Не имеющему диплома — только если имели возможность увидеть его работы. И смущает то, что фантазия, о которой вы говорите, обычно является частью изначально вымышленного текста. Мистификация направлена на создание дополнительного смысла. Согласитесь, достоверность шпионского романа повышается, если автор вроде как бывший шпион. При этом, если тот самый якобы шпион начнет вне вымышленного текста выносить суждения о том или ином профессиональном аспекте шпионажа, или развешивать ярлыки и ставить оценки, при чем, имея главным аргументом, что он-де, шпион, а вы — ничего в этом не смыслите. Это уже не мистификация, а откровенная брехня. И если человек врет одном — вы гарантируете, что он честен в другом? Вопрос не в секретности псевдонима или непроницаемости литературной маски. А в обыкновенной порядочности.
И самое последнее, вы наверняка и сами легко отличите ложь от мистификации, столкнувшись с ней в жизни. Через несколько дней спор может стать не столь абстрактным. Кстати, если я докажу, что в одной из биографий на Фантлабе есть ошибка (умышленная или случайная), она будет исправлена? Исходя из документов, а не рассуждений заинтересованных лиц?
 


Ссылка на сообщение5 мая 2010 г. 01:00

цитата AKZolotko

Согласитесь, достоверность шпионского романа повышается, если автор вроде как бывший шпион. При этом, если тот самый якобы шпион начнет вне вымышленного текста выносить суждения о том или ином профессиональном аспекте шпионажа, или развешивать ярлыки и ставить оценки, при чем, имея главным аргументом, что он-де, шпион, а вы — ничего в этом не смыслите.

Ув. AKZolotko , вы совершаете все ту же ошибку атрибуции. Вы оцениваете человека, как неизменную величину, а не то, как меняется его выбор в зависимости от той или иной обстановки.
Еще большая ваша ошибка кроется в фразе

цитата AKZolotko

А в обыкновенной порядочности.

Обыкновенной порядочности не существует. По крайней мере мне думается, что очень немногие готовы с толком говорить об этом термине и его содержании.
 


Ссылка на сообщение1 мая 2010 г. 23:26
Да, и чуть не забыл о личной обиде. Потрясающая логика — побудительные мотивы лжеца — пустяк, ерунда. Сам факт лжи подлежит сомнению, а личная обида человека, лжеца уличившего, сомнений не вызывает. Лично вам этот психологический выверт не кажется симптоматичным?


Ссылка на сообщение29 апреля 2010 г. 18:57
Ув.AKZolotko, ваши шарады мне до боли напоминают один занимательный психологический эксперимент, проведенный в свое время прибалтийскими психологами. И даже если представить, что вы проводите подобную оценку мнений в душевном порыве, я думаю, что подобное обсуждение будет не самым правильным в столь абстрактной манере.
Что же до

цитата AKZolotko

И еще: клевещет — клеветник, лжет — лжец.
вы совершаете т.н. «фундаметнальную ошибку атрибуции» — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D... . Или целенаправленно подталкиваете нас в этом направлении.


⇑ Наверх