На ощупь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > "На ощупь" (2022)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«На ощупь» (2022)

Статья написана 28 января 2023 г. 08:44

«На ощупь» (2022, Россия, реж. Антон Мусс, 87 мин.)

Вот, мы и посмотрели чудесный (нет) фильм «На ощупь» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Собственно, после просмотра у меня возникло два вопроса. Первый – почему наши киноделы все время пытаются снять фильмы с философским и поучительным контекстом, и второй – почему при этом, сценарии подобных фильмов настолько слабые, что даже у обзорщиков с ютуба не хватит псевдоостроумия, чтобы эти фильмы обглумить. На самом деле, фильм вызывает какое-то чувство безграничной тоски и одиночества, ты им проникаешься, и как-то залипаешь от безысходности фильма, который за свой хронометраж никак не может тебя убедить, что главному герою плохо, и необходимо сопереживать его трагедии и тяготам.

А вот, к слову о тяготах. Главный герой фильма – некоторый Виктор, накануне своего 5—счемтолетия активно отдыхает в своем шале на берегу небольшой реки в дремучем (нет) лесу. У него есть ружья, он очень бодро выслеживает и отгоняет медведя со своей территории, и ерничает над другом-юристом, который якобы к нему в тайгу (нет) приехал, и не побоялся капканов и прочего дремучего. Однако, за тем образом, что мы часто видим, кстати, в рекламе мобильных операторов, проглядывается какая-то грусть, недосказанность, и в конечном итоге мы понимаем, что в жизни у некоторого Виктора случилась какая-то трагедия, из-за которой он долгое время не общается с сыном, а сычует в шале, жаря на мангале шашлыки («хорошие ведь, возьми, домашние, кто тебе такие приготовит» (с) цитата).

В ходе повествования мы также видим, что у Виктора с детства развита водобоязнь, и шаткий мостик через неглубокую речушку становится для пожилого отшельника серьезной проблемой

По отношению к медведю, шастающему по окрестностям, Виктор настроен сурово, и подготавливается к взятию трофея очень бодро:

— он снаряжает патроны в стиле фильмов «Брат», однако, насколько я понимаю, дробью, что даже мне, не как охотнику, намекает на то, что для такого выстрела надо, как минимум, очень близко подпустить к себе зверя, а потом надеяться на удачу.

— никакого минимального снаряжения герой также не берет, в его арсенале лишь бензиновая зажигалка (стильный аксессуар), облегченная фляга, неудобно притороченная на поясе, что постоянно видно на кадрах, огромный нож-кукри (тоже стильный аксессуар), и еще один нож (ножей много не бывает), огниво (аксессуар выживальщиков), очень большой моток веревки (зачем она герою была изначально, я не совсем понял, но ввиду того, что он ей обматывается по ходу фильма все время, все нормально), а из продуктов у него любовно завернутые в фольгу хлеб, два яйца и зеленый лучок, возможно остатки шашлыка, но я не рассмотрел). Никаких дождевиков у него не было, зато обувь была неплохая (этакие облегченные трекинговые ботинки). Ну, и ружье с дрессированной собакой также присутствуют.

В общем, главный герой идет по явно не дремучему лесу, постоянно делая зарубки на деревьях, со свойственным Дмитрию Нагиеву суровым взглядом. Скоро на глаза попадается и (ручной) медведь, собака быстренько заламывается, и в порыве гнева и паники, неправильно снаряженный патрон взрывается в стволе и ослепляет Виктора, а медведь убегает. После этого начинается основной сюжет.

Виктор блуждает в трех соснах, пытается «выживать» в стиле «выживальщиков», даже заталкивает мох в одежду, хотя опять же повторюсь – лес не таежный и время летнее, падает, поднимается, выламывает суставы, попадает в волчью яму, убивает и съедает волка, снова падает, снова блуждает в трех соснах, но его мысли постоянно уносят его в благополучно идеалистическое прошлое.

Как мне мнится, создатели фильма очень хотели показать нам что-то из серии фильмов, наподобие «Выживший» с Ди Каприо, но тяга к притчевости убила этот настрой чуть более, чем полностью, для того, чтобы постоянно делать абсолютно ненужные флэшбеки, убивая и без того скучноватый экшен.

А в «экшен» и вправду не верится. Подмосковные (или тверские) леса ну никак не тянут на таежные просторы, где можно умереть в трех соснах.

Панорамные съемки с квадрокоптера постоянно намекают на обжитость мест, медведь и волк в фильме ну явно ручные, и вызывают скорее жалость, нежели страх. Все потуги главного героя «выжить» намекают лишь на миллионы бесполезных каналов строителей шалашей (землянок), столь популярные у любителей легкоходства. Очень печально, что саму идею выживания героя так бездарно слили.

Что до притчевости. Здесь мы разберем небольшой архетипный момент. В фильме постоянно фигурирует образ реки, и моста через нее, достаточно важный для мировосприятия в традиционном мышлении. В какой то мере, пожилой и умудренный опытом (вроде бы), поучающий и проучающий человек, внезапно из-за совершенно нелепой ситуации скатывающийся до нечесанности и сычевания, лишь каким-то жестким методом должен был выгнать себя из собственных клише и рамок, не позволявших ему наладить свою жизнь, и помириться с сыном, и вот так удачно подвернувшийся трип «около дач» коренным образом его поменял.

По своей структуре фильм очень напоминает шоуменский контент Нагиева, помноженный на костюмированность давних серий «Осторожно, модерн!», но без юмора. Зато с очень хорошим саундскейпом, который делает честь фильму.

Резюмируя этот небольшой текст, хочется сказать, что фильм, безусловно, стоит того, чтобы его посмотреть хотя бы раз, он заметно отличается от обычной комедийно-драматичной чепухи, но излишняя серьезность при довольно слабом сценарии не вызывает сопереживания или сопричастности.

За пять минут до входа в лес
За пять минут до входа в лес

 Через пять минут после
Через пять минут после





97
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх