Донни Эйчар “Тайна Перевала Дятлова. Захватывающая история погибшей экспедиции”, М., Эксмо, 2018 (серия “Great & True”)
В сонме бесполезных изданий. Я никогда не понимал издательство Эксмо за необъяснимую тягу к дырявым обложкам. На книге о Перевале Дятлова их целых три. В оригинале название ее звучит как “Мертвая гора. Нерассказанная истинная история об инциденте на Перевале Дятлова”, что как бы и должно намекать на материал, собранный автором.
Книга построена в виде журналистского расследования. Однако, после достаточно серьезных книг Ракитина или Архипова, она смотрится как дополнительный материал к нашумевшему, и такому же бредовому, фильму, как “Тайна Перевала Дятлова”. Рассказ о событиях 1959 года сменяют путевые дневники 2012 года, где автору-американцу приходилось несладко даже в унылых полузаброшенных городках и поселках Северного Урала.
Издание снабжено качественными сканами фотографий, наверное, лучшими среди подобных изданий. Однако отвратительный перевод портит и без того фэнтезийное повествование малыша Донни. Во многом, он опирается на рассказы еще живого на того момент Юдина и помощь председателя Фонда Дятлова – Кунцевича. Донни-бой все время играется в советские времена (его лексикон наполнен пугающими словами, типа «Сталин» и «Гулаг»), наигранно страшится каждого шороха в коварной холодной стране, и, что самое главное, повествует обо всем этом безобразным американским языком, который силится перевести на русский язык издательство Эксмо. Однозначно, книга не стоит своих денег, но может стать подарком для любителя конспирологии, там ее предостаточно.
В большинстве своем, современный человек всегда ищет совета. Какой кинофильм ему бы хотелось посмотреть, куда сходить вечером, или же какую книгу стоит прочитать перед сном. Так формируется вкус современного общества, непритязательно и интересно. Книги перестают быть культом, волшебство неведомых миров становится не отзвуков шелеста страниц, но перелистыванием цитат в ленте. Достаточно посмотреть обзор, и мнение потенциального читателя уже сформировано. Когда ты видишь уже олдскульный комментарий «многабукв», с легкостью понимаешь, что, не читая обзор, который достаточно небольшой по объему, но просматривая его, человек лучше воспринимает посыл. Соответственно, книгу он вряд ли осилит. Тем, не менее, литературная критика преподносит, местами, интересные детали, делает правильные акценты, и, разумеется, очень важна и самим авторам.
Итак, я предполагаю интерес к тому, насколько важно человеку прочитать что-либо в условиях духовной пустоты, и здесь несколько книг, которые помогут найти что-то непресное среди огромного океана литературы.
Г.Ф. Лавкрафт «Сверхъестественный ужас в литературе».
Благодаря этому эссе пытливый любитель хоррора сможет выудить несколько отличных авторов литературы на грани ужаса, мистики и гротескного волшебства. Я, таким образом, открыл для себя лорда Дансени и Эверса.
Дж. Оруэлл «Хорошие плохие книги». А вот здесь в монотонном повествовании автора известнейшего «1984», помимо всего прочего, можно посмотреть, как воспринималась обществом различная авантюрная литература.
Галина Юзефович «О чем говорят бестселлеры». Вот в этой книге как раз и начинается то, что можно назвать рекомендацией. Очень кратко и лаконично описывается все то, что произошло в мире литературы за прошедший век, делаются акценты на интересные факты и взаимосвязи, а по итогу мы получаем на выходе то, что искали – навигатор по литературе, причем очень хорошо написанный.
Элла Берту, Сюзан Элдеркин «Книга, как лекарство» и «Книга как лекарство для детей» А это своеобразный медицинский справочник. На самом деле, лучший в своем роде, так как все категории книг там прописаны именно как в медицинском справочнике. Любым психологическим проблемам здесь отведен свой раздел с подробным описанием книг, которые помогут с ними справиться или же просто рассказывают о чем-то подобном.
Я бы хотел описать здесь еще пару книг от давнего издательства Ильи Кормильцева, но, к сожалению, не имею их под рукой, так что думаю вы их и сами найдете, если что.
“Обезьяны” (Monos, Колумбия, Аргентина, Нидерланды, Германия, Швеция, Уругвай, США, Швейцария, Дания, Франция,2019, реж. Алехандро Ландес)
Тема возвращения к истокам архетипов в искусстве не нова, и особенно четко она прослеживается через призму случайных обстоятельств, при которых в человеке просыпаются первобытные инстинкты. Нет смысла напоминать, что наиболее ярким примером здесь является произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Несколько раз экранизированный роман не мог не вдохновить той неприкрытой прямолинейностью, с которой показывается одичание культурного человека в условиях первобытности. И самое ужасное, что примером всего этого становятся дети, та невинность, что напрямую связана с романтическим ореолом неиспорченности. И вот как раз объективная реальность показывает, что именно дети более жестоки и более изощренны, оказавшись вне присутствия взрослых.
Фильм Алехандро Ландеса «Monos» не показывает нам абсолютно ничего нового, идя по проторенной дорожке Голдинга, но, не делая в итоге совершенно никаких философских выводов, стараясь делать упор на откровенность и реалистичность.
Высоко в Андах, на территории Колумбии, некая Организация поднимает мятеж, попутно захватив в заложницы гражданку США, инженера, которую, тем не менее, весь фильм зовут Докторшей. Следить за ней оставляют восемь подростков, которых попутно обучает низкорослый человечек с очень развитой мускулатурой. Так видимо показывается внезапная взрослость детей и низменность участия взрослых в их жизнях. Оружие, перовая сексуальность, конфликты и жестокие игры – все это делается как осуществление миссии, долга. Однако первый же проступок пробуждает в этих детях первобытные инстинкты, борьбу за лидерство и даже юных дам. Название у отряда символическое – «Обезьяны», и по мере приближения финала мы все больше слышим фоновый звук обезьяньих криков, а герои неизбежно обретают повадки, скорее, стаи дикий животных, нежели отряда повстанцев. Наиболее сентиментальному пареньку здесь отводится роль Ральфа из «Повелителя мух», который ко второй половине почти двухчасового фильма используется уже в открытую, без всяких отсылок, вплоть до головы свиньи, насаженной на кол перед связанным мальчуганом-отступником.
По итогу, мы не имеем ничего общего с Голдингом в плане философских смыслов, но здесь нет и выводов. Юные мятежники здесь также всего лишь данность – ведь ничего шокирующего в военной подготовке и использовании подростков в военных кампаниях стран третьего мира уже нет, как и всего того, что делало бы фильм отталкивающим, в недавнем российском сериале «Трудные подростки» все было гораздо откровеннее, поэтому «Обезьяны» не шокируют, но и не увлекают. И никаких отсылок к «Апокалипсису сегодня» там нет, кроме джунглей.
«Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner, США, 1982, реж. Ридли Скотт)
«Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать». Наверное, это одно из лучших перефразирований Ницше, что мне доводилось встречать. Именно поэтому и стоит смотреть фильмы Ридли Скотта более внимательно.
История о репликантах, выпущенная более чем через десятилетие после оригинального романа Филиппа К. Дика в 1981 г. была очень хороша. Более того, при своем хронометраже она практически не включала в себя экшн-сцен, и возможно показалась бы зрителю скучной, если бы не харизматичные персонажи Рутгера Хауэра и Харрисона Форда.
Но, без осмысления этого фильма Ридли Скотта будет невозможно понять приквелов к вселенной Чужих. Человечество, погрязшее в самоуничтожении, пытается играть в Творцов, создавая существ по своему образу и подобию, но используя их лишь как рабов, не понимая, что в целом, эти существа хотят жить, будучи людьми, но не бездушными оболочками. Внешне же их невозможно отличить от людей, используя для проверки особый логический тест-цепочку. Репликантов уничтожают особые охотники, чтобы привести к концу бесконечное желание этих почти совершенных существ стать теми, кто их создал.
«Мечтают ли андроиды об электроовцах» Дика был написан в 1968 г. и на деле очень нудное и тягостное повествование. Точно так же считал и Скотт, не дочитав роман до конца, но создав собственный уникальный антураж нуарного будущего перенаселенных мрачных мегаполисов, набитых толпами бездушных людей, спешащих огромными потоками по грязным улицам. И все это в обрамлении чудесного тревожного электронного саундскейпа от Vangelis.
Скотт заменил андроидов Дика своим собственным изобретением – репликантами, стремящимися жить, любить, ценить прекрасное и сострадать, но оставаясь при этом изделиями, убивать без тени сомнений людей. В целом, когда смотришь «Чужой. Завет», всецело видишь идеологию «Бегущего…») Превзойти Творца, быть не подобием, но новым человеком. Но трагичное обременение скорой смертью не дает воплощения мечтаний и создание убивает Творца, восстает против него, подобно Прометею.
«Где веют ноябрьские ветры над вершинами застывших в оцепенении деревьев, горюет сердце полнолуния в карпатских мистериях грядущего холода и мрака зимы. Отзвуком колокольцев первые наледи замирают сердцами путников на дорогах Месяца мертвых. Осеняют себя крестным знамением, а, может, и припомнят давнее слово, забытое, но отчего-то памятное. Среди величественных горных склонов летят вороны, словно стригои, завывает трембитой в трубах ветер, и шепчут над пряжей ветхие старухи, гонят демонов прочь. Здесь, на погостах полей давняя осень сплетает венки из мертвых ветвей и кореньев тишиной уснувших рощ и мертвых рек от Аргеша до Сомеша. А в бесконечно далеких горизонтах вечера все метет поземкой, и встает за спиной прошлое тенями зимних холодов».
История величественного Negura Bunget могла навсегда завершиться в весенние дни 2017 г. с трагической скоропостижной смертью их лидера Negru, а бесконечно меняющиеся музыканты по воле ветров просто не возвратились бы к этому одинокому и величественному космосу. Но безграничное уважение к памяти в итоге привело к такому эпическому завершению. Последний опус Трансильванской трилогии увидел свет на окалине поздней осени в замершем предзимнем колдовстве ноября. И, надо сказать, что именно эта часть получилась наиболее грандиозной и торжественной, чарующей и атмосферной, сочетая в себе великолепную природную атмосферу Румынии, ее этнокультурные особенности и зловещую славу, все еще сохраняя дух black metal, не разбавленный современными тенденциями. Колдовской румынский язык, песнопения, духовые инструменты и фольклорные мелодии отзываются сердцем, и сохраняют память о человеке, который не успел завершить начатое, но тем более запомнившийся в веках, где мостовые Тимишоары все еще помнят звук его шагов...