Блудный ангел


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Блудный ангел
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Блудный ангел

Статья написана 29 марта 2023 г. 19:21

Океан (Océano), трилогия, Альберто Васкес-Фигероа, 1984-1985

https://fantlab.ru/work443239

***

Опалённый солнцем каменный остров Лансароте был домом для многих поколений отчаянных моряков из рода Пердомо, пока на свет не появилась Айза. Девушка, наделённая даром укрощать животных, призывать рыб, усмирять боль и говорить с умершими. Её таинственная сила стала для жителей острова благословением, а поразительная красота – проклятием. Спасая честь Айзы, её брат убивает сына самого влиятельного человека на острове. Ослеплённый горем отец жаждет крови, и семейство Пердомо спасается бегством через океан, достигает берегов Венесуэлы и обретает надежду.

Однако Айзу по-прежнему преследует злой рок. Из-за неё вновь гибнут люди, и семья вновь вынуждена бежать, скитаться, спасаясь от преступников, и завоёвывать себе право на жизнь. К морю, и только к морю влечёт зов предков и стремление самого семейства Пердомо, прозванного «Вглубь моря», а также желание вернуться на родные острова, к своему древнему очагу. Но Айза, устав от несчастий, которые она приносит близким, страстно желает избавиться от своего дара. Для этого она должна найти «Мать всех алмазов» и поклониться ей.

***

Альберто Васкес-Фигероа – испанский писатель родом с Канарских островов. Получил мировую известность в середине семидесятых годов прошлого века и жив до сих пор. Автор более восьмидесяти произведений и сценарист дюжины фильмов, но у нас почему-то известен преимущественно по телесериалу «Океан» из девяностых. Книжная трилогия «Океан» написана им в 1984-85-м годах, а на русском языке вышла лишь в 2013-м.

Все три романа цикла описывают злоключения семьи испанского рыбака на протяжении нескольких лет, начиная с 1949-го. Движитель сюжета – необычайная красота младшей из детей, Айзы. Она прелестна настолько, что даже родной отец опасается прикасаться к ней с четырнадцатилетнего возраста. Одновременно Айза невинна, как шестилетняя девочка, и слышать ничего не хочет о замужестве. Отсюда и проблемы.

Каждый роман трилогии словно написан по одному шаблону: всё было хорошо, из-за Айзы стало плохо, семья в бегах, семью преследуют, находятся бескорыстные помощники, бескорыстный защитник убивает главного злодея, всё становится хорошо. Повествование затянутое, зацикленное на быте и если не пошлое, то простонародно грубое. Но интересное историческим срезом общества и национальной экзотикой.

Начать с того, что живёт-то семейство на Канарах, но на каменном безжизненном острове, где дождь проливается один раз в году – если зима выдалась хорошая. Следом попадает на французскую Гваделупу. После пытается заработать и получить паспорта в Каракасе. Долгое время живёт в саванне Венесуэлы на скотоводческом ранчо. Сплавляется по Ориноко, ищет алмазы в сельве и забирается в Анды.

Фантастический элемент заявлен даром Айзы к общению с духами мёртвых и животными, но большой роли не играет. Да, с придурью девушка, ещё и чудит – зато добрая и красивая. Выражаясь языком Васкеса-Фигероа, беда не в том, что мёртвый дедушка ей сказки на ночь рассказывает, а в её вдруг выросших заднице и сиськах. Айза и сама страстно желает избавиться как от докучливых духов, так и от не нужной ей красоты.

Почему так? Потому, что девушка не вызывает умерших по просьбе их живых родственников. Она не медиум, способный вольно распоряжаться своей силой. Айза – свеча, которую сонмы духов могут если не погасить, то свести с ума непрекращающимися жалобами и вопросами. Увы, она не может их утешить ничем, ведь даже сами мёртвые скитаются в пустоте, не видя, не слыша и так ничего не узнав о Боге.

Семья состоит из пяти человек. Отец – двухметровый гигант и благородный дикарь. Мать – выпускница педучилища, извергнутая и проклятая всей роднёй за решение связать жизнь с нищим рыбаком. Старший сын, успевший отслужить на флоте и променявший офицерские курсы на рыбалку с отцом. Средний сын – прекраснодушный здоровяк, пока отличившийся только случайным убийством. И юродивая красотка Айза.

Натурализм стиля Васкеса-Фигероа зашкаливает, позволю себе дать несколько примеров. Замужняя экономка вынуждена отсасывать старику-хозяину раз в неделю. Инвалид дрочит единственной рукой, проковыряв дырочку в стене комнаты Айзы. Ковбой убивает индейца, обзавидовавшись его большому члену. Старатели на ночь прячут алмазы в прямой кишке. К счастью, это лишь малая часть жизни и повествования.

Основную часть времени автор посвящает историям о людях, словно рассказанным ими самими. Отставной сержант Иностранного легиона. Владелец съёмных квартир в Каракасе. Сорокалетняя бездетная вдова, богатая наследница табунов и стад Венесуэлы. Полковник СС, после поражения Германии лично вынесший себе жестокий приговор. Венгр-эмигрант, ставший искателем приключений в Южной Америке. Калейдоскоп лиц и судеб.

Проблематика цикла обуславливает второй уровень смысла: возможность существования чуда на грубой и плотской земле. Все три романа пытаются совместить небесное существо с человеческим миром и людьми. Обществом Айза изгнана отовсюду, но так же везде находятся единицы, способные понять, почувствовать, помочь и спасти. Окончательный вердикт автор даст лишь в заключительном романе трилогии.

Опубликовано на странице цикла: https://fantlab.ru/work443239?sort=date#r...





1107
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 марта 2023 г. 01:01
Судя по всему, в экранизации многое смягчили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2023 г. 13:55
Судя по всему, даже смягчённый и прошедший цензуру вариант смог появиться у нас лишь на волне «Рабыни Изауры» и прочих столь любимых нашему сердцу латиноамериканских телесериалов )
 


Ссылка на сообщение30 марта 2023 г. 15:21
Это точно. Хотя снял его создатель «Ада каннибалов» со звёздами «У холмов есть глаза» и «Последнего дома слева» на второстепенных ролях.:-D
 


Ссылка на сообщение30 марта 2023 г. 15:52
Офигеть. Вот что значит фанат жанра хоррор! А у меня, признаться, ничего и не шевельнулось при виде фамилии режиссёра. 8:-0


Ссылка на сообщение1 апреля 2023 г. 15:46
Писатель сам экранизировал свой роман «Манаус» — такой довольно неплохой амазонка эксплуатейшн вышел
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2023 г. 18:19
И как Вы оцените стиль экранизации — реализм или натурализм?
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2023 г. 19:01
Это такой жесткий вестерн на грани эксплоатейшена. Там про побег с плантации каучука. Смотрел довольно давно. подробности не помню
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2023 г. 10:35
Внёс в папирус, как и некоторое другое по книгам Фигероа. Забавно, но для меня вестерн — это Северная Америка. Интересно будет взглянуть на Амазонку.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2023 г. 10:57
Ну он вроде вестерна. Не прям совсем. да и помню его плохо. Давно смотрел. Еще на кассете
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2023 г. 14:15
Понятно. Мне почему-то кажется, что будет примерно то же и так же, как в «Боге людоедов» с Урсулой Андресс.


Ссылка на сообщение15 мая 2023 г. 17:01
Есть у меня парочка книг Фигероа в библиотеке. «Игуана» и «Бора-Бора»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2023 г. 19:02
Asuranis
И как?
 


Ссылка на сообщение24 мая 2023 г. 13:31
Любопытная штука, давно читал)
 


Ссылка на сообщение1 июня 2023 г. 20:21
Asuranis
Я вот тоже был удивлён.


⇑ Наверх