Новости питерских фантастов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» > Новости питерских фантастов (часть четырнадцатая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новости питерских фантастов (часть четырнадцатая)

Статья написана 2 июня 2023 г. 18:53

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

17 апреля 2023 года в Петербургском доме писателя состоялось очередное совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной документальной и публицистической литературы. Его темой был юбилейный творческий вечер Елены Ворон — писательницы, переводчика, редактора и соруководителя Литературной студии имени Андрея Балабухи.

1 — Елена Ворон


На «пятиминутке хвастовства» главной звездой оказалась Юлия Андреева с биографической книгой о знаменитом американском писателе XIX века Эдгаре Аллане По, который прославился в том числе и на ниве фантастики. Она (книга) была издана в серии "Герой нашего времени" в издательстве "Северо-Запад" в нынешнем году. Предисловие к ней написала известная писательница Елена Хаецкая. Называется оно "Очарование ужаса" и начинается так: "Эдгар Аллан По — не только классик американской литературы и один из любимейших авторов «черных рассказов», он и сам является персонажем многих художественных произведений, в которых авторы то пытаются разгадать загадку его жизни и смерти, то заставляют его самого расследовать таинственные события. Предлагаемая читателю ныне книга – биографическая, и ее главное достоинство заключается в том, что она написана с чрезвычайной деликатностью, с бережным отношением к своему герою..."

2 — Обложка книги; 3 — Титул книги


Еще один очень интересный труд, который представили собравшейся аудитории, — научно-популярная книга Татьяны Берцевой "Лучший парк Лесного", выпущенная в том же самом издательстве в 2023 году. Она посвящена богатой истории знаменитого парка Санкт-петербургской лесотехнической академии.

4 — Татьяна Берцева; 5 — Обложка ее книги


Затем слово взяла героиня вечера, чтобы рассказать о своих писательских (и, если угодно, издательских) достижениях за последние пять лет. Среди них – три эксклюзивных авторских сборника, выпущенных в серии «Шедевры фантастики – продолжатели» (издательство «Мой Друг Фантастика», 2018, 2019, 2021 годы).


Эти сборники были составлены в основном из относительно старых романов и повестей. А за последние пять лет Е. Ворон создала цикл научно-фантастических произведений об отважных и самоотверженных планеторазведчиках. Часть из них уже увидела свет. Повесть «Планеторазведка – к бою!» была напечатана в представленном выше сборнике «Игра с огнем»; рассказ «В клинике домашних питомцев» вошел в аудиосборник «Далекий-далекий космос» и затем был опубликован в журнале «Наука и жизнь» (январь 2022 года); повесть «Свет звезд о четырех лучах» публиковалась в «Науке и жизни» №№ 7,8,9 за 2022 год, а повесть «Если мир опрокинется» запланирована выйти там же в июне-сентябре этого года.

9 — Елена Ворон


Также Елена Ворон рассказала о работах талантливой художницы Галины Маас, которая рисовала иллюстрации к ее романам и повестям. Галина обладает даром глубокого проникновения в авторский текст и ей удается в небольшой по формату иллюстрации передать сразу несколько смысловых планов или эпизодов.

10-11 — Из серии рисунков к повести «Планеторазведка – к бою!»


Кроме того, Елена упомянула очень симпатичные картины Сергея Савельева, которые он написал по мотивам ее произведений для домашней картинной галереи – услады авторского взора. Две из них писательница предъявила собравшейся публике. Интересны и другие его картины, например, к роману «Лоцман на продажу»

и к роману «Пробуждение Зеркала».


Впрочем, автор не столько хвалилась успехами, сколько рассказывала о тонкостях своей писательской кухни. Повести о планеторазведке написаны от первого лица, рассказчик – молодой офицер, и Елене было очень непросто создать образ умного, обаятельного, ироничного героя, набросив на его повествование армейский флер и выдержав от начала до конца верный «мужской» тон – без узнаваемо-«женских» интонаций и словечек. Дело сложное и, по собственному признанию автора, – невероятно интересное. Елена с удовольствием рассказала о различиях между мужской и женской речью и о других тонкостях, которые нужно учитывать автору-женщине при создании «мужских» историй.

Чтобы не ограничиваться теоретическими рассуждениями, Елена прочитала отрывок из романа «Подземный-Каменный» (описание танца как поединка духа, как противостояния двух начал – Добра и Зла) и фрагмент из повести о разведчиках, который я приведу ниже. Этот фрагмент интересен задачей, которую ставила перед собой автор: описание музыки, передача звука через печатное слово, создание настроения, что работает не только на сюжет, но и на идею произведения.


КАНТИЛЕНА ПАМЯТИ

Жанна поднялась с лавочки и встала среди старых больных деревьев, как на сцене. Стройная, гордая, в длинном концертном платье. Простенькая скрипка блеснула на солнце красным золотом лака, а усталое, тусклое лицо Жанны внезапно сделалось живым, одухотворенным, лучистым. Она склонила голову, прижимая скрипку к плечу, тихо улыбнулась чему-то, несколько мгновений подержала смычок на весу, словно для того, чтобы струны успели подготовиться. И заиграла.

Медленный, густой, суровый звук осязаемо поплыл в воздухе, приглушая солнечный свет, заставляя болезненную листву трепетать, а горло – сжиматься. Мелодия памяти, песня прощания – с погибшими в бою, на задании, при диверсии. Величественная, проникновенная, пронзающая душу кантилена. Сколько раз я ее слышал – не сосчитать. Наш опасный, непредсказуемый, вечно воюющий мир беспрестанно теряет своих солдат, пилотов и разведчиков, их жен и детей. Он бесконечно прощается и просит прощения, и обещает, что трагедии больше не повторятся, а потери в боях будут ничтожны. Обещания эти выполнить невозможно, прощаться приходится снова и снова. Исполняют кантилену памяти живые оркестры, квартеты или солисты, и нередко она звучит в записи, потому что нет музыкантов, чтобы выступать на чужих планетах или в открытом космосе.

Мы прощались с Джессикой и ее братьями – и со всеми, кого потеряли раньше.

Суровая мелодия утрат сменилась бархатной мелодией обещаний – невыполнимых, бессмысленных, но непременных. Пальцы левой руки танцевали на ладах, покоряя струны, правая рука со смычком жила удивительной жизнью, похожая на птицу с гибкой шеей, грациозную и стремительную. Эта рука то плыла, то порхала, дрожала и замирала на миг, и вновь начинала порхать, удерживая смычок, будто волшебную палочку.

Несбыточные, невозможные обещания летали, кружились, сверкали на солнце, звенели и переливались в листве. Красивые, ласковые, утешающие – и бесконечно лживые, разносились они по еле живому саду, по унылому поселку и его скучным окрестностям. В планеторазведке эту часть кантилены не любят.

Шайтан выпрямился, сделал глубокий вдох – и подхватил мелодию. Мощный, низкий, нарочито хрипловатый голос почти заглушил нежную скрипку, спугнул бархат и шелк, заставил блеск потускнеть. Вместо пустых обещаний грянуло предостережение; больше того – угроза возмездия любому агрессору, диверсанту или обидчику.

Жанна прервала игру, послушала несколько мгновений – и подстроилась под Шайтана, под его многозначительный рык. Не сказать, что теперь кантилена звучала красиво; скорей, весомо и грозно, как звучали бы пушки – главные аргументы войны.


Юбилейный творческий вечер Елены Ворон получился весьма удачным. Как сказал председатель Секции Тимур Максютов, «спасибо за прекрасный вечер, было очень уютно и в то же время полезно».

14 — Елена Ворон и Тимур Максютов


В работе над этим текстом автор использовал материалы Е.Ворон и других участников вечера





633
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх