Степи Евразии в эпоху


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Степи Евразии в эпоху Средневековья (Археология СССР). (1981).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Степи Евразии в эпоху Средневековья (Археология СССР). (1981).

Статья написана 10 октября 2023 г. 10:33

Степи Евразии в эпоху средневековья . Серия: Археология СССР с древнейших времен до средневековья. . Под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Москва. Наука. 1981г. 300 с., илл. твердый переплет, очень большой формат.

Серия «Археология СССР» — амбициозный проект Академии наук, попытка масштабного свода данных об археологических источниках с территории Союза, его классификации, упорядочивания и закрепления. Своего рода предварительное закрепление результатов. Борис Рыбаков, уже будучи крупным административным чином, задумал серию ещё в конце 1950-х, паралельно со «Сводом археологических источников», однако выходить она начала на четверть века позже. Для своего времени, да и до сих пор, эти компедиумы служат надёжными проводниками в мир археологических культур и памятников, особенно для студентов, которые, приобщаясь к этой непростой науке, заполняют контурные карты с первобытными стоянками и древними могилами.

Проект с самого начала был довольно-таки проблемен — во первых, огромным количеством материала, во вторых, необходимостью его синтезировать и обобщать. Я не раз слышал поговорку, «Всякий археолог — историк, но не всякий историк — археолог», однако, как ни странно, далеко не все представители этой славной братии удачно ведут аналитическую работу, предпочитая сугубую практику. Это тормозило выход томов, тем более, что в 1970-80-е раскопки велись весьма интенсивно, и каждый год преподносил свои сюрпризы. Задуманный Рыбаковым пятитомник быстро перестал быть актуальным, и, после определённого рода правок, был подан проспект на двадцатитомник. Тома разделили по хронологическому и географическому принципу (леса, лесостепь и степь), однако степень их готовности сильно разнилась, и выходили они странным неравномерным порядком.

Нелёгкая заставила меня поинтересоваться томом «Степи Евразии в эпоху Средневековья», и, к моему удивлению, это оказалась первая вышедшая книга серии. Я собирался несколько подзакрасить белые пятна на контурных картах истории, взглянуть на обширные земли между Европой и Восточной Азией, посмотреть на динамику развития местных культур. Что вышло?

Редактором этого тома стала хазаровед Светлана Плетнёва, известная своими идеями о «городской» эволюции кочевого строя, и своей амбициозной задачей, как редактора, она видит чёткое выстраивание эволюционной линии кочевого общества по задуманной ею схеме. Переход от кочевий к осёдлости, развитие системы эксплуатации, присвоения земли и аналога прекариата, в общем — становление феодального общества (с неохотой Плетнёва признаёт, что этот процесс практически никогда не завершался) — всё это позиционируется в качестве методологического стержня тома.

Кочевническое тысячелетие делится на два сегмента — первый, от пришествия хунну и Великого Переселения Народов, с последующей за ним стабилизацией и образованием «Степных империй-каганатов», типа Кыргызского или Хазарского, и их распаду в «эпоху тысячного года», и второй — от начала новых масштабных переселений, скажем, в виде откочёвок печенегов и огузов, и массового переселения на запад и на юг, что породило половецкие ханства, а на Ближнем Востоке привело к возникновению тюркских государственных образований, и до возникновения «Монгол Улус», перекроившего картину степной цивилизации на корню.

Основная проблема заключается в том, что зафиксировать археологические следы кочевых культур крайне сложно, по вполне понятным причинам. Поэтому археологам приходится делать глобальные обобщения на основе либо погребений, либо зимовок, а также редких стационарных поселений. Большой проблемой является для авторов и то, что хронологически и территориально культуры разбросаны достаточно широко, материальная составляющая в них весьма своеобразна и обладает внутренним единством, заставляющим к каждой из них искать прежде всего индивидуальный подход, они с большим трудом поддаются обобщениям. Ещё более сложная проблема заключается в том, что близлежащие и преемственные друг другу культуры наслаиваются друг на друга, и зачастую очень сложно отделить одну от другой.

В чём были плюсы локальных исследований, к примеру, «Истории хазар» Михаила Артамонова, так это в возможности построения единого концепта в определённом отрезке времени и пространства, в «Степях Евразии...» это невозможно в принципе, и попытка Плетнёвой выстроить единую линию эволюции кочевых сообществ вряд ли приемлима. Археологами так и не обнаружены города кимаков на Иртыше, крепости аскизской культуры хакассов не показывают преемственности «от кочевий к городам», обширные поселения Булгарии и уж тем более Золотой Орды никак не свидетельствуют о последовательной эволюции этих собществ.

Что по настоящему роднит описанные в книге культуры — так это единство их экономики, и, отчасти, схожести культурных паттернов — культ всадника, к примеру. Главная особенность степных культур заключается в их принципиальной привязке к экологии местности, их социальный строй во многом зависит от стабильности природных условий и наличия осёдлых соседей, чаще всего при определённых статичных показателях общества остаются стабильными.

Таким образом, достаточно сложно обобщать имеющийся по Центральной Евразии археологический материал, и, нужно признать, по большей части его интерпретация зависит от письменных источников, созданных осёдлыми соседями, материально-культурное единство, позволяющее зафиксировать конкретную археологическую культуру, скорее свойственно для периферии, как это видно по культурам лесостепей Южного Урала.

В конечном счёте, стоит сделать удручающий вывод, что выход этого тома был несколько своевременным, по крайней мере, в том качестве, в котором позиционирровали его редакторы и авторы. Если бы они брали в основу идею не диахронного развития этого гигантского пласта культур, а синхронного, горизонтального, это имело бы больше смысла. В принципе, так делают сторонники концепции «степных империй». Материала для обобщений пока явно не хватает, так же, как и методологии его осмысления.





116
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 октября 2023 г. 06:54
цитата AlisterOrm
Главная особенность степных культур заключается в их принципиальной привязке к экологии местности, их социальный строй во многом зависит от стабильности природных условий
эТО еще что?!! Кто не привязан к местности и экологии?
цитата AlisterOrm
Основная проблема заключается в том, что зафиксировать археологические следы кочевых культур крайне сложно
Не сложнее прочих. Видимо, имелись в виду границы.
цитата AlisterOrm
в «Степях Евразии...» это невозможно в принципе,
Крадин?
цитата AlisterOrm
В чём были плюсы локальных исследований, к примеру, «Истории хазар» Михаила Артамонова, так это в возможности построения единого концепта в определённом отрезке времени и пространства
Методологически, конечно, удобно, плюс возможность продемонстрировать павлиний хвост узкого специалиста, но если у нас
цитата AlisterOrm
материальная составляющая в них весьма своеобразна и обладает внутренним единством ... близлежащие и преемственные друг другу культуры наслаиваются друг на друга, и зачастую очень сложно отделить одну от другой.
то лишь дискретно применимые концепции заставляют сказать «хммм».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 октября 2023 г. 07:56
цитата ааа иии
эТО еще что?!! Кто не привязан к местности и экологии?

Все привязаны. Однако весь соц-эк-строй кочевников направлен на встраивание в экологическую нишу, тогда как осёдлые в состоянии вкладывать в развитие условий своей жизни. Кочевничество же вряд ли предполагает эволюцию «от кочевий к городам».
цитата ааа иии
Не сложнее прочих. Видимо, имелись в виду границы.

Не только. Сами авторы признаются, что зачастую каких-то крупных культурных слоёв можно и не обнаружить, ограниченное число находок ограничивает и возможность интерпретации, особенно если они наслаиваются друг на друга.
цитата ааа иии
Крадин?

У Крадина упор на теорию экзополитии, то есть эксплуатацию осёдлых соседей. На теорию поступательной эволюции кочевых обществ к городам и феодализму это не слишком похоже.
цитата ааа иии
Методологически, конечно, удобно, плюс возможность продемонстрировать павлиний хвост узкого специалиста,

Ну не знаю, «узкий специалист» «Историю хазар» не изваяет, уж больно материал разнообразный. От качества проработки материала зависит.
цитата ааа иии
то лишь дискретно применимые концепции заставляют сказать «хммм».

Вероятно, но это вопрос к методологии. У авторов «Степей Евразии...» с методологией сложилось не очень удачно, поскольку она «не билась» с конкретным материалом.
 


Ссылка на сообщение11 октября 2023 г. 19:51
цитата AlisterOrm
Однако весь соц-эк-строй кочевников направлен на встраивание в экологическую нишу,
Ничуть. Сравните с оседлыми эскимосами. Или постарайтесь найти черты сходства между ханами ойратов и бедуинскими шейхами. Или загляните в Трепавлова, который объясняет разницу в положении Тувы-Минусинска и Руси через потребности в обеспечении армий.
И... Сейчас годы благоговения перед мудростью традиционных культур, но еще в 1940 Ралль, во вполне официальном издании, связывал опустынивание в Астраханской области с появлением казахов.
цитата AlisterOrm
У Крадина упор на теорию экзополитии,
Не лучше Плетневой? Вы поклонник эндогенных концепций?
цитата AlisterOrm
Кочевничество же вряд ли предполагает эволюцию «от кочевий к городам».
Вот тут мне сложно. Порой да, иногда нет.
 


Ссылка на сообщение12 октября 2023 г. 22:32
цитата ааа иии
Сравните с оседлыми эскимосами.

Ну нет, не до такой степени.
цитата ааа иии
Или постарайтесь найти черты сходства между ханами ойратов и бедуинскими шейхами.

Ну, скажем так, они редко конвертировали свой прибавочный продукт в интенсификацию хозяйства. Нужды в этом зачастую не было. Впрочем, я изучаю вопрос, быть может, и так.
цитата ааа иии
Не лучше Плетневой? Вы поклонник эндогенных концепций?
Мне эти идеи, конечно, импонируют, но без внешнего воздействия вовсе, по моему, даже австралийские аборигены не развивались.
цитата ааа иии
Вот тут мне сложно. Порой да, иногда нет.

Ну так мы и дискутируем в поисках ответов.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 06:54
цитата AlisterOrm
Ну, скажем так, они редко конвертировали свой прибавочный продукт в интенсификацию хозяйства
Загадочное высказывание, потому как достижения в селекции арабской чистокровной лошади характерны именно для Средневековья. Античность знает «Счастливую Аравию», но не восторг насчет лошадок.
С другой стороны, Монголия гнала архы, покрывалась городами и монастырями (в которых делали лучшие юрты). А ход опустынивания Северной Африки четко коррелирует с миграцией через Нил... и еще Лот писал, что для туарегов Ахагара неразбавленное молоко роскошь.
цитата AlisterOrm
Ну так мы и дискутируем в поисках ответов.
У Плетневой пытался читать насчет южнорусских степей, но в памяти осталось немногое. Для показа эволюции нужен пример, чтобы не было городов совсем, а потом вне их никого и не осталось. А так не бывает.
Что кочевые культуры основывали города — вне сомнения. Вопрос, было ли это эволюцией социума или, банально, тактическим ходом?
Более того, прекрасно известно, что и земледелие подсечно-огневого типа располагает к переселениям. И что в Аркаиме все закончилось однажды и навсегда, но в Старом Свете рядом с кочевыми этносами были города завидной древности, пережившие не один этнос.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 23:12
цитата ааа иии
Загадочное высказывание, потому как достижения в селекции арабской чистокровной лошади характерны именно для Средневековья. Античность знает «Счастливую Аравию», но не восторг насчет лошадок.

Это так, да. Интересно, кто же их вывел? Эта информация мне неизвестна.
Вообще, я продолжаю изучать вопрос, быть может, найдутся какие-то интересные схемы развития кочевого общества. Просто у археологов это выглядит совершенно неубедительно.
цитата ааа иии
Для показа эволюции нужен пример, чтобы не было городов совсем, а потом вне их никого и не осталось. А так не бывает.

Плетнёва утверждает, что таким примером является Хазария, но по её поводу существуют большие сомнения.
цитата ааа иии
Что кочевые культуры основывали города — вне сомнения. Вопрос, было ли это эволюцией социума или, банально, тактическим ходом?

Думаю, зависит от времени и места. И как хозцентры, и как административные единицы, и как «тактические ходы». Семиречье — торговля, видимо, в Хакассии — защита, в Монгол Улусе — как ремесленные центры. Вариантов немало.
цитата ааа иии
Более того, прекрасно известно, что и земледелие подсечно-огневого типа располагает к переселениям.

Да, по археологии Восточно-Европейской равнины это ярко видно. Особенно переселения на северо-восток.


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 10:45
цитата AlisterOrm
Интересно, кто же их вывел?
О, история животноводства и птицеводства штука веселая на уровне детектива отягощенная социологией, биологией и еще кучей логий. Древние породы — наследие концепций древнего же мира. Для сравнения, ахалтекинцы слишком ушли в специализацию и такой популярности не обрели.
цитата AlisterOrm
интересные схемы развития кочевого общества.
Тут все время подводил к книжке Коротаева энд Ко про начало ислама — как похолодание привело к антимонархическим настроениям в Аравии etc.
Были любопытные конструкты насчет экоаспектов у фульбе — правда, где именно, не помню, но в мире мухи цеце и несъедобных колючек связь кочевой пастух/оседлый земледелец гораздо кудрявей, чем встреча в ярмарочные дни благородного наездника с пропердевшим штаны феллахом... Хотя там тоже бывало всякое: Тауфик аль-Хаким упоминал в «Записках провинциального следователя», что египетские крестьяне, чтобы сами не возиться, для убийства или другого сведения счетов с соседями нанимали бедуина, как раз на таких ярмарках.
цитата AlisterOrm
Плетнёва утверждает, что таким примером является Хазария, но по её поводу существуют большие сомнения.
Длинный хвост гумилевщины? Да, регион Хвалынского моря сложен.
цитата AlisterOrm
Особенно переселения на северо-восток.
Несколько томит то, что даже в топонимике подсека прослеживается, но в иконографии и фольклоре образ урожая из костра не отражен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2023 г. 09:13
цитата ааа иии
Тут все время подводил к книжке Коротаева энд Ко про начало ислама — как похолодание привело к антимонархическим настроениям в Аравии etc.

Писал про неё несколько лет назад, отличная книжка — http://www.fantlab.ru/blogarticle...
цитата ааа иии
Были любопытные конструкты насчет экоаспектов у фульбе — правда, где именно, не помню, но в мире мухи цеце и несъедобных колючек связь кочевой пастух/оседлый земледелец гораздо кудрявей, чем встреча в ярмарочные дни благородного наездника с пропердевшим штаны феллахом...

У Зеленева что-то было, на египетском материале, и у Пиотровского, в книжке о Южной Аравии.
цитата ааа иии
Длинный хвост гумилевщины? Да, регион Хвалынского моря сложен.

Гумилёва они вроде бы не слишком любят, по крайней мере, упора на «купцов-рахдонитов» не делают. Скорее, ещё один извив в поисках «единого закона феодального производства».
цитата ааа иии
Несколько томит то, что даже в топонимике подсека прослеживается, но в иконографии и фольклоре образ урожая из костра не отражен.

А вот это очень интересное замечание. Возможно, земледельцы в своей голове резко отмежовывали Лес и Пашню, всё таки они же не сразу засеивали пепелище. А борьба с Лесом воплощается в других архетипах.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2023 г. 20:38
цитата AlisterOrm
отличная книжка

цитата AlisterOrm
Скорее, ещё один извив в поисках «единого закона феодального производства».
имел в виду, что колебания уровня моря и экоусловий были нешуточны.
цитата AlisterOrm
А борьба с Лесом
Да нет никакой Борьбы с Лесом. Заведшие эту песню Максимов, Даль были из степных регионов, им хотелось чистого неба, мягкого хлеба... А не сырого бора и калиток с ягодой. Пришвин, например, не фиксирует никакого желания извести лес у своих северян.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2023 г. 23:08
цитата ааа иии
имел в виду, что колебания уровня моря и экоусловий были нешуточны.

Была такая книжица, Keys D., Catastrophe (1999). Там как раз об этом.
цитата ааа иии
Да нет никакой Борьбы с Лесом.

Вполне вероятно. Так такого желания нет и у скандинавов, которых окружал сплошной Утгард, и в классических европейских сказках тоже его нет — Лес это просто стихия, с которой нужно мирится.
Вероятно, Вы правы, надо подумать.


⇑ Наверх