Как составляются библиографии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алексей121» > Как составляются библиографии на фантлабе, или почему нельзя под шумок на скорую руку состряпать библио
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как составляются библиографии на фантлабе, или почему нельзя под шумок на скорую руку состряпать библио

Статья написана 13 октября 2023 г. 20:36

Мысль создать этот пост появилась у меня после удаленной на данный момент перепалки под новостью об открытии Терри Майлза. При чем к самому Майлзу она отношения не имела: какой-то излишне бдительный юзер возбудился, увидев в новости об открытии предыдущего автора израильский флаг и поспешил разразиться обвинениями, что мол фантлаб подсуетился и тиснул автора на открытие в качестве политического высказывания.

Для меня это такой неописуемый бред, что я, пожалуй, был слегка резок в выражениях. Подобное исключено сразу по двум причинам. Первая (и сейчас я, наверно, кого-то знатно удивлю) — никакой единой политической позиции у фантлаба нет и быть не может. Администрация фантлаба состоит из людей широкого спектра возрастов и стран проживания, поэтому взгляды у админов самые разные, зачастую непримиримые в своей противоположности. И любая попытка пропихнуть политическое высказывание через главную страницу сайта будет встречать яростное противодействие со стороны админов имеющих противоположную позицию. Поэтому всегда смешно читать, что фантлаб что-то там пропагандирует.

Кроме того, администраторы фантлаба в большинстве своём разумные (по поводу себя я сомневаюсь) и понимают, что тащить политоту на сайт о фантастике — не лучшее решение.

Ну и второе — это сама процедура открытия библиографий, которая исключает возможность состряпать и открыть библиографию "под шумок".

И тут мы подходим непосредственно к теме поста.

Представим, что вы молодой и перспективный админ и хотите открыть нового автора. Что же для этого нужно сделать?

Первый этап — это, безусловно, наполнение базы. В отличие от классических гостовских библиографий наши — это списки произведений, созданных автором, а не списки публикаций.

Поэтому для начала нужно как можно более полно составить список таких произведений.

Я работаю примерно на 80% с зарубержкой и 20% с отечественными авторами и могу сказать, что нашими заниматься одновременно проще и сложнее.

Проще — потому что часто можно влететь к автору в личку и затребовать список произведений. А сложнее — потому что даже если автор готов сотрудничать, рассказчик он весьма ненадежный. Редкий активный автор помнит все, что он написал, а бывает и так, что о многом написанном он страстно желает забыть. Поэтому в любом случае приходится рыть информацию самостоятельно. А учитывая любовь к публикациям, например, в группах в контактике, где рассказы перемежаются с блогами и срачиками — для составления более-менее веристичной библио приходится перелопатить тонны хлама.

А ещё наши авторы очень любят удалять опубликованное и в итоге на страничке у автора условных 2 романа и три рассказа, а в пиратской библиотеке количество его произведений исчисляется десятками. Отдельный ад — переименовывание одних и тех же произведений. А уж сколько седых волос мне добавили однофамильцы... — в общем подводных камней здесь хватает.

Поэтому как ни странно, чаще делать англоязычных авторов бывает проще. Если для российских фантастов фантлаб — самая полная и авторитетная база знаний и если чего нет на фантлабе искать это, как правило, приходится с собаками, то для зарубежки существуют аналоги.

В первую очередь это, конечно ISFDB — крупнейший англоязычный библиографический ресурс. Поэтому начинать составление библиографий стоит с него. Но его главная проблема — это неполнота. Практически любая библиография более-менее плодовитого писателя на ISFDB упускает примерно 20-40% его творчества: публикации в антологиях, фэнзинах, самиздат. Даже по крупным журналам у них есть очень досадные лакуны. Очень редко учитываются комиксы. А уж современных авторов самиздата ISFDB и вовсе презирает и редко учитывает их труды. Например, когда я брался составлять Замиля Ахтара, ISFDB об этом авторе ничего не знал.

Ну а главное — этот ресурс специализируется только на фантастике — и не дай бог если автор ещё писал, например, детективы — их в библиографии просто не будет. Доходит до смешного: если в авторском сборнике фантастические рассказы чередуются с нефантастическими, то последние будут просто выкинуты, и хорошо если об этом где-то будет примечание.

А уж как ISFDB не любит искать оригинальные названия для переводных произведений — отдельная песня. В общем список претензий к ресурсу весьма велик и без проверки информации он использоваться не может.

Второй ресурс — это Goodreads — англоязычный аналог лайфлиба (хотя правильнее было сказать наоборот). Здесь претензия одна — помоечность. Публикации на разных языках учитываются как разные произведения, несколько однофамильцев объединяются в одного автора... ошибки, ошибки, ошибки.

К слову, наш лайфлиб ни чем не лучше и я его как возможный источник библиографической информации не рассматриваю в принципе.

Есть несколько (десяток) других библиографических ресурсов, но все они колеблются на графике неполнота/помоечность с большой амплитудой и не могут использоваться по отдельности.

А что же авторские сайты. С одной стороны, значимым отличием тамошней фантастики является то, что у каждого Джона с тремя рассказиками в периодике будет авторский сайт с составленной автором библиографией (у нас даже у крупных фантастов не всегда такой есть). С другой — вспоминаем почему автор — это ненадежный рассказчик, к тамошним писателям это тоже относится.

В общем, составление списка произведений это занятие сложное и комплексное, требующее работы со многими источниками, известной доли упертости и способности фильтровать информацию. Стоит отметить, что, хотя мы и стараемся, чтобы библиографии были наиболее полными и комплексными, существуют исключения. Например многие авторы ещё и журналисты. И за редкими исключениями журналистские статьи в библиографии не включаются. Особенно если автор, например, 20 лет вел спортивную колонку в еженедельнике, а потом решил заняться писательством.

Итак, библиография составлена. Можно открывать? Как бы не так, надо и биографию написать. С известными проще — как правило все уже сделано до нас, но так быть с новичками?

И тут опять с зарубежными авторами работать проще чем с нашими. Во-первых, как я уже говорил, там у каждого начинающего писателя есть авторский сайт, которые пилятся по одному шаблону и имеют страничку с краткой биографией, которую можно использовать как основу библиографического очерка. Во-вторых — это особенности продвижения книг. У любого дебютанта будет пяток интервью, где его обязательно спросят: как он пришел к карьере писателя, какие книги любит, чем вдохновлялся — и всё это прямой дорогой кочует в биографию.

У нас же — ситуация швах. Российский фантаст скромен и о себе писать не любит, а продвижение книг — околонулевое, поэтому о дебютанте (а иногда и о весьма опытном авторе) в сети не будет практически никакой информации.

Но, положим, худо-бедно биография составлена, теперь-то можно открывать?

И снова нет.

Теперь биография должна пройти обязательный трёхнедельный этап проверки. Заключается он в том, что в специально созданной теме любой админ может высказать свои замечания к выставленному на проверку автору и без из снятия открыт он быть не может. Бывает так, что автор и вовсе рубится на корню и его открытие приходится отложить.

Но, допустим, автор проверен. Теперь-то открываем? Ну почти.

Осталось запланировать день открытия в графике новостей. И если это не было сделано заранее — придется подождать ближайшую свободную, и хорошо если она будет в этом месяце. Поэтому если я хочу в конце сентября ко дню Хоббита открыть Кристофера Толкина, то отправить на проверку мне его надо ещё в августе. Ускорить этот процесс, к сожалению или к счастью, нельзя.

_____

Если остались вопросы по подготовке библиографий — готов ответить на них в комментариях.



Тэги: рабочее


1126
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 21:15
Алексей, вопрос почти не по существу.
Я убил уже часов 20 времени, но так ничего и не установил.
В Юном технике за 2004 год № 6 с. 48-52 в переводе Дмитрия Вебера опубликован рассказ
якобы Чарльза Шеффилда «Вторая световая скорость». Ни в одной базе данных (и Фантлаба ясное дело тоже) нет такого рассказа. Поднял 70 % рассказов Шеффилда — ни один не подходит. Остальные 30 % не нашел. Может Вы со своим опытом и знаниями что-то можете выяснить — заодно и лакуну фантлабовскую снять.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 21:41
Легко)
Это рассказ C-Change https://fantlab.ru/work40462
Как мы его вычисляем.
1. Понимаем, что в журналах название рассказа может переводиться весьма вольно.
И т.к. вы искали рассказ долго, простые варианты (а в библио есть пара названий, отсылающихся к скорости света) я даже не рассматривал.
Поэтому.
2. Находим текст на русском. Он есть на оф.сайте журнала. https://xn-----6kcwbqeldsdd4a9ag6...
Рассказ начинается так
цитата
В самом начале две тысячи сорок третьего года Ипполит Мартин открыл способ увеличения скорости света в шестьдесят миллионов раз.

У нас есть имя ГГ и синопсис.
3. Попробуем самое простое — поиск имя автора+имя ГГ.
Первая же ссылка — https://marzaat.com/2019/06/25/da... обзор на сборник автора.
Читаем.
цитата
”C-Change” — The tale of physicist Hippolyte Martin who discovers he can permanently alter the speed of light – make it faster.

4. Поиск завершён, ура)
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 22:41
Спасибо.
Вопрос только — чего тогда в базе Фантлаба этот рассказ «C-Change» не отмечен изданным на русском языке под названием «Вторая световая скорость».
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 22:44
Уже отмечен. Мне с телефона базу править неудобно)
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 23:51
Обалдеть.
Ну и извините — думаю, я еще к Вам обращусь не раз с подобным. Ну в плане улучшить базу фантлаба (например, рассказ Джека Уильямсона «Подарок» в журнале Если за 1995 год, №4 — что за он?).
Правда издания в региональной периодике я не считаю правомочным упоминать как полноценные издания из-за их недоступности. А вот наличие перевода на доступных интернетовских библиотечных сайтах (типа роялиб, рулит, либкниг, максима лайбрари, лаврид и др.) есть смысл включать в базу (не взирая на пиратство), так как их могут прочесть миллионы.
Также до Вашей статьи я считал базу sfdb лучшей по англоязычной фантастике. Хотя, если честно, я пока не изменил своего мнения — меня самого интересует исключительно нф (SF), так что главная Ваша претензия к sfdb меня не убедила. Но что касается переводной части — фантлаб УНИКАЛЕН.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 01:13
цитата validity
Также до Вашей статьи я считал базу sfdb лучшей по англоязычной фантастике. Хотя, если честно, я пока не изменил своего мнения — меня самого интересует исключительно нф (SF), так что главная Ваша претензия к sfdb меня не убедила.


А давайте посмотрим предметно. Альфред Бестер. Классик фантастики по любым меркам, входит в золотой фонд жанра.
Страница на isfdb
https://www.isfdb.org/...

нет рассказов
The White Man Who Was Tabu
The McGrabb Bag
Treachery on Camoia


Из псевдонимов указан лишь один из двух (Alexander Blade не указан, есть упоминание про Sonny Powell)

И не сказать чтоб на isfdb в библиографии Бестера учтена только одна лишь фантастика, там в разделе Интервью указаны беседы которые Бестер вёл с Вуди Алленом, с Рексом Стаутом.

И внизу страницы есть раздел Non-Genre Titles (Вне жанра), там указаны два романа
Who He? (1953)
Tender Loving Rage (1991)

но не указаны рассказы, которые Бестер писал для реалистических журналов. Там всего-то этих рассказов штук пять. Рассказы описаны в монографии Джеда Смита «Альфред Бестер: Очерк жизни и творчества», которая вышла в Иллинойсе в 2016 году, уже добралась и до нас, и даже переведена на русский язык. https://fantlab.ru/wor...

Рассказы довнесены в библиографию в 2018 году, на isfdb я их так и не вижу.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 03:12
Ты путаешь два понятия: «лучшая» и «полная». Из всех неполных библиографических баз isfdb, несомненно, лучшая. 8-)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 07:20
цитата validity
так что главная Ваша претензия к sfdb меня не убедила

Не то что б я хотел кого-то убедить. Скорее просто рассказал о сложностях, которые вызывает работа с этой базой данных (а так как работаю с ней я давно и плотно, то и претензий накопилось много) и почему её нельзя использовать как единственный инструмент при подготовке библиографий.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 22:47
А вообще подобных журнальных/газетных публикаций переводной фантастики не учтено множество. Я знаю админов, которые только этим и занимаются, но это труд адский и работы там на десятилетия ещё.


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 21:18
Большой Труд!

Спасибо!


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 21:20
цитата Алексей121
Кроме того, администраторы фантлаба в большинстве своём разумные (по поводу себя я сомневаюсь) и понимают, что тащить политоту на сайт о фантастике — не лучшее решение.

Пикалка Каганова. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 21:46
А собственно, что пикалка? Лишение его премии после насмешливого поста в ЖЖ и раскрытия акростиха — единоличное решение владельца сайта. И он имеет на это право, т.к. за все происходящее на сайте несёт в том числе и уголовную ответственность.
Открою секрет — и тут мнения разделились и довольны решением были не все. Но мнение администраторов в данном случае имело второстепенное значение


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 22:37
Очень хорошо, Алексей, что Вы об этих простых и понятных админу вещах ещё раз напомнили широкой аудитории. Хотя, конечно, бесполезные усилия: кто хочет видеть политоту — тот и дальше будет её видеть, кто считает, что не тех авторов открывают, — тот и дальше будет так считать. Значительная часть обитателей всемирной сети глуха к доводам рассудка.


Ссылка на сообщение13 октября 2023 г. 23:38
цитата
Мысль создать этот пост появилась у меня после удаленной на данный момент перепалки под новостью об открытии Терри Майлза. При чем к самому Майлзу она отношения не имела: какой-то излишне бдительный юзер возбудился, увидев в новости об открытии предыдущего автора израильский флаг и поспешил разразиться обвинениями, что мол фантлаб подсуетился и тиснул автора на открытие в качестве политического высказывания.

Надеюсь, вместе с перепалкой с сайта удалили и этого нациста?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 01:28
Как вы прекрасны в своем праведном гневе)
Лучше тогда не удалить, а сжечь прилюдно этого клятого нациста
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 01:58
Ну, ознакомившись с вашими аргументами готов признать — погорячился по незнанке, виноват-с, прошу извинить. Однако не могу с ними согласиться, поскольку устраивать «национальные недели» на сайте, посвященном МИРОВОЙ фантастике — решение абсолютно логичное, да и познавательную ценность несёт. А если какой-нибудь неадекват действительно начнет разгонять ср... политическую дискуссию, у админов есть заранее оговоренное право и возможности дать товарищу отдохнуть и подумать над своим поведением. Это куда разумнее, чем составлять контент с учётом возможных неадекватных реакций — все равно ведь обязательно кто-нибудь на что-нибудь ущемится...
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 06:32
В моем посте речь шла не об уважаемом Trueman:)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 14:23
Во дела)


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 01:15
Есть уверенность, что «излишне бдительным возбудившимся юзером» вы называете меня. Если позволите (не подтирая втихую мой комментарий), попробую донести свои мысли по этому поводу.
Начнем с того, что комментарий свой я писал не в новости об открытии Терри Майлза, а все-таки в библиографии Майка Омера. Однако, вы совершенно правы, к самому автору это не имеет никакого отношения. Дело в том, что постоянно попадаются библиографии в оформлении Ведьмака Герасима, где на первом плане, затмевая по размеру фотографию собственно автора, выставляется флаг страны пребывания (будь то флаг Японии, Нигерии, Израиля или любой другой страны). Суть моего предложения как раз и была в том, чтобы акцентировать внимание на самом авторе, а не на политических моментах. Что в неспокойное время в международных отношениях как раз может разжечь ненужные распри в разношерстной аудитории фантлаба. Однако автор оформления скоренько удалил мой комментарий, а на вопрос о том, для чего это было сделано, ответил примерно следующее: «я художник, я так вижу, всегда так делал и буду делать, не суй свой нос сюда». Ну художник — и художник, написал бы это все под комментом, что уж там.
Со второй частью поста — о сложностях поиска информации об авторах и неимоверном труде составителей библиографий — абсолютно согласен. Кроме того, я безмерно благодарен людям, кто на голом энтузиазме занимается этим важным и полезным делом. Но, позвольте, как это соотносится с первой частью поста?
И еще пару слов о трёхнедельном этапе проверки администраторами: да, это прекрасно, что профессионалы все досконально проверяют, но ваш акцент на этом смахивает на какую-то закрытую секту (самоокукливающуюся группу). Если ее проверили профессионалы, значит не должно быть возражений и предложений от низов, от народных масс, так сказать. Может и проскочит иной раз разумное предложение, зачем же так самовозвышаться.
А вам желаю поменьше поддаваться эмоциям и додумывать то, чего на самом деле и не подразумевалось
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 06:30
цитата Trueman
Начнем с того, что комментарий свой я писал не в новости об открытии Терри Майлза

Так я-то говорил о перепалке в новости об открытии Терри Майлза, а не Майка Омера. Поверьте, деменцией я пока ещё не страдаю:)
Соответственно, совершенно зря вы восприняли мои слова на свой счет, тем более у нас с вами и перепалки-то никакой не было:) речь шла о совсем другом человеке с совсем другими претензиями)


Ссылка на сообщение14 октября 2023 г. 07:33
Спасибо админам за адский и часто неблагодарный труд.


Ссылка на сообщение15 октября 2023 г. 14:23
Отличная статья
Всё, что совершитьсмогли вы и все, что не смогли, пристрастно встретят люди, к которым вы пришли


Ссылка на сообщение16 октября 2023 г. 15:53
Алексей121, отличный текст!
Хочу сказать в защиту livelib, что иногда — это единственный быстродоступный источник о некоторых изданиях. Как в плане обложки и isbn, так и (совсем изредка) о содержимом издания, если это сборник.


Ссылка на сообщение19 октября 2023 г. 13:40
Огромное спасибо вам, Алексей, и вашим коллегам за ваш нелëгкий труд!

Такой вопрос.
Если у меня есть целый список сетевых публикаций автора, не имеющего пока своей страницы, как правильно поступать?
Делать отдельную заявку на каждый рассказ?
Или есть другие варианты?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2023 г. 20:23
Чисто теоретически да. А что за автор? Напишите в личку, посмотрим)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2023 г. 16:40
Спасибо, напишу.


⇑ Наверх