Т Пиккирилли Академия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» > Т. Пиккирилли "Академия мрака" (2001).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Т. Пиккирилли «Академия мрака» (2001).

Статья написана 22 декабря 2023 г. 10:00

Хотя я остался не в восторге от томика Тома Пиккирилли, выпущенного в "Легендах хоррора", мне все же захотелось ознакомиться с его другой работой — романом "Академия мрака". Данное желание возникло сразу по нескольким причинам. Во-первых, меня привлек достаточно любопытный синопсис книги, о котором пойдет речь ниже. Во-вторых, я обратил внимание на наличие у произведения "Премии Брэма Стокера" (да, сейчас эта награда мало что значит, но полагаю, что в начале 2000-х она еще не являлась пустым звуком). Ну и в-третьих, мне было сложно пройти мимо столь красивого издания с иллюстрациями, открывающего новую серию "Короли ночи". Да и в принципе я вполне мог ошибиться насчет таланта автора, сделав поспешные выводы на основе всего лишь двух его романов.

В общем, пазл сложился и я принялся за чтение "Академии мрака", в центре внимания которой находится студент Калеб Прентисс, учащийся на последнем курсе некоего высшего учебного заведения. Вернувшись после зимних каникул в родное общежитие, он обнаруживает в своей комнате плохо закрашенные следы крови. Заинтересованный необычной находкой, парень узнает, что пока он отсутствовал, к нему в берлогу временно подселили девушку Сильвию Кэмпбелл, которую впоследствии жестоко убили. Поскольку это происшествие перекликается с детской травмой нашего героя, то он решает выяснить кем была жертва и кто мог отправить ее на тот свет. Но, естественно, Калебу пока не ведомо, какой жирный пласт из местных университетских кошмаров ему предстоит раскопать. Пласт настолько глубокий и зыбкий, что в нем можно с легкостью сгинуть навсегда...

Все-таки не зря я ругал Пиккирилли за "Хор больных детей" и "Скорбь ноября", ибо все ранее обозначенные мной минусы этих книг присутствуют и в "Академии мрака". Начну, пожалуй, с того как выстроена история невезучего студента. И здесь я, как ни странно, готов похвалить автора за более чем интригующую завязку, в которой мы знакомимся с главным героем и его безрадостным прошлым, встречаем колоритных друзей Калеба и его эксцентричных преподавателей, а также постепенно узнаем обстоятельства смерти Сильвии, покинувшей этот мир в возрасте восемнадцати лет.

Однако после вышеуказанных моментов текст стремительно сдувается и деградирует до какой-то нелепой писанины, в которой не нашлось места ни для полноценного расследования гибели девушки, ни для погружения в адскую подноготную сотрудников ВУЗа, причастных к ее безвременной кончине. Вместо этого Пиккирилли заставил Прентисса бесполезно слоняться по кампусу и его окрестностям и периодически вступать в не несущие большого смысла разговоры с другими персонажами. Когда же автор по всей видимости вспомнил, что он пишет не просто роман о рефлексирующем неудачнике, а хоррор, то ближе к финалу попытался исправить ситуацию, вывалив на страницы книги ворох страшных подробностей. Вот только сделал это настолько криво, что все его усилия по запугиванию читателя так и не достигли цели.

Похоже Том забыл (или вовсе был не в курсе), что ужасы не работают, если предварительно ты не подготовишь для них основу: не разбросаешь по тексту намеков на скорое появление чего-то кошмарного, не сгустишь атмосферу вокруг героев, не повысишь в нужный момент градус напряженности между ними. Вот как это должно быть. А взять и тупо добавить невнятного хоррора лишь в развязку книги — это совсем уж ленивый поступок и неуважение к тем, кто возьмет твое детище в руки в надежде на мрачное и пугающее повествование.

Короче говоря, итог получился не утешительный. "Академия мрака" — это посредственный роман, который может похвастаться только добротной завязкой сюжета. В остальном же — полный разброд мыслей и бесконечные шатания центрального персонажа, ведущие в никуда. Так что лучше подумайте дважды, нужно ли вам тратить силы на знакомство с такими ужасами, пусть даже они отмечены известной литературной наградой и упакованы в красивую обертку.

Оценка: 5/10.





1143
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 10:13
спасибо, вы спасли мой кошелек, прям понравились эти обложки новой серии Короли ночи, но покупать передумал :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 10:15
Пожалуйста! :-)

Правда, я не считаю себя истиной в последней инстанции. Вполне возможно, что Вам роман понравился бы...
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 10:19
к сожалению вы не первый, кто о данном авторе такого мнения, комменты в Лабиринте https://www.labirint.ru/revie... аналогично не лестные, хоррора нет, динамики нет, чего делает он в этой серии и тд и тп, ну увы и ах тады


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 10:36
Спасибо за отзыв.
Походу, на Пиккирилли придется поставить окончательный крест. Надежда теплилась до последнего, но увы. Статистика откровенно неудачных произведений говорит явно не в пользу автора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 10:46
цитата avsergeev71
Спасибо за отзыв.

:beer:

цитата avsergeev71
Статистика откровенно неудачных произведений говорит явно не в пользу автора.

Да, хоррор у него весьма странный. При этом говорят, что нуар он пишет отлично. Короче, странный писатель :-)


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 17:38
Спасибо за обзор! После предыдущих понимал, что рискованно бросаться покупать книги новой серии, надо подождать, раз они решили начать аж с 3 романов Пиккирилли. Не люблю странных писателей, пытающихся изобразить не пойми что и впихивающих в роман все, что угодно, кроме хоррора. Пусть лучше Лаймона издают такими темпами!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 19:23
цитата sawkaluga
Спасибо за обзор!



цитата sawkaluga
Пусть лучше Лаймона издают такими темпами!

Согласен! :-)

И лично я не был бы против того, чтобы увидеть в серии работы Литтла, Малфи и Трианы.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 10:55
цитата Nexus
И лично я не был бы против того, чтобы увидеть в серии работы Литтла, Малфи и Трианы.

Подписываюсь! Хочется Литтла всего собрать, совсем немного осталось. Малфи оба издававшихся романа впечатлили, Озверевшая Трианы шедевр.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 22:29
цитата sawkaluga
Не люблю странных писателей, пытающихся изобразить не пойми что и впихивающих в роман все, что угодно, кроме хоррора.

«Академия...» вполне нормальный и вполне традиционный хоррор на вполне нормальную и традиционную тему, там от одной гнетущей атмосферы, которую Пиккирилли прекрасно накручивает, может сделаться дурно.
цитата sawkaluga
Пусть лучше Лаймона издают такими темпами!

Ну да, особенно «Амару», вот уж где образцовый хоррор — разговоры из пустого в порожнее на 80% объема текста и страшшшная мумия, которую развалили с одного тычка. Мне многое нравится у Ричарда, да и у Бентли Литтла тоже, но мне всегда смешно, когда при совокупном обилии однотипного проходняка у этих двоих их называют спасением жанра, а нормальных оригинальных авторов походя мешают с грязью.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 22:38
цитата Гришка
может сделаться дурно

Мне сделалось дурно, но не от гнетущей атмосферы :-)))

цитата Гришка
Ну да, особенно «Амару», вот уж где образцовый хоррор

«Амару» не читал, возможно и правда этот роман ни о чем. У Лаймона хватает проходных вещей. Но при этом я лучше буду читать его, чем оригинальный хоррор Пиккирилли, который на хоррор не особо похож.

Извиняюсь, что ответил за sawkaluga 8:-0
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 23:15
цитата Nexus
Извиняюсь, что ответил за sawkaluga

Я не в претензии ;-)
цитата Nexus
хоррор Пиккирилли, который на хоррор не особо похож

Видимо, пора отряхнуть пыль с забытого ярлыка «мистический триллер» просто для того, чтобы не обманывать ничьи ожидания. Только вот много ли в «хорроре» тогда останется? Половина вещей Лаймона точно так же отлетит по усредненному массовому мнению. Откройте, вон, отзывы на Цирк Вампиров — там общественный вердикт тоже довольно безапелляционный: подростковые сопли, бессмысленные разговоры и телодвижения, бестолковая топорная попытка напугать под конец. И ведь тоже можно сказать, что не без причин припечатали.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 11:19
цитата Nexus
Извиняюсь, что ответил за sawkaluga 8:-0

:beer:
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 11:12
Не исключаю, что мне может и понравиться, но это уже дело вкуса. Я всецело доверяю мнению Nexus, так как давно отметил, что наши вкусы и мнения по многим книгам совпадают на 90%. Как вот я лично, например, в восторге от «Странствующего цирка вампиров», а кому-то не заходит. Я не понимаю восторгов от Лиготти, мне не нравится от слова совсем, если честно, продал бы свои томики его рассказов за хорошую цену, но коллекцию разбивать жалко, хочется чтобы вся серия «МУ» на полочке красовалась. Из всех авторов именно хоррора и околохоррора, что читаю за последние годы, Лаймон радует без перебоев, у множества авторов всегда мне что-то не нравится, но бывают и исключения, та же Озверевшая Трианы, романы Малфи, Маккаммона, Каррен со своим «Мертвым морем» угодил. Как-нибудь дойдут руки и до Пиккирилли, но пока у меня ближайший список хоррора и классики громадный и без него.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2023 г. 22:50
Пожалуй, поддержу Григория. Мне кажется у наших читателей слишком консервативные взгляды на всю литературу в принципе. Это видно по оценкам. Если автор нестандартный, не выдает канон жанра (любого жанра) – ждите разноса.
Но Пиккирилли пишет отлично, он на голову выше многих упоминаемых тут авторов (как стилист) – это литература, не графомания.
Пишу только лишь для того, чтобы показать иное мнение. А то может показаться, что тут совсем все плохо.
Ели вы, беря книгу, не требуете от автора строго того, что ждёте от него, а умеете принимать неожиданные правила – не проходите мимо. А вдруг понравится? :)
За отзыв спасибо, жаль – антиреклама ;)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 11:52
Поясню конкретно за себя. Я читаю много различной литературы, в том числе классику, и там я наслаждаюсь великолепным языком, как у того же Набокова, либо невероятно прописанными психологическими портретами, как у Достоевского, либо драматическими историями взросления как у Диккенса, и т.д. Эти авторы даруют мне множество впечатлений, нагружают думами, размышлизмами и т.п. Но они мне не дают прилива адреналина от страха, либо от легкого сквозняка жути (хотя у многих классиков есть страшные рассказы, но это в наше время уже немного не то, за исключением пары-тройки произведений). Хочется еще мрачной атмосферы, проявления сверхъестественного, либо по-простому хочется тупо прокатиться на американских горках, и я жду именно того, чем такие горки и являются. Если начинаются всяческие придумки и нет мертвых петель, резких падений вниз, то уже остаешься разочарованным. И потому от авторов хоррора, которых ты совсем не знаешь, а их позиционируют повелителями жути и мастерами оцепенения от страха, ждешь привычных эмоций и не желаешь наблюдать за их игрой в самого талантливого литератора. Вот вы пишете — прекрасный стилист Пиккирилли — но просто мне не это от него нужно, для этого есть мой любимый Набоков, я его почитаю и кайфану от изящных стилистических виршей, а от Пиккирилли, например, я хотел бы стандартного хоррора, этих самых традиционных американских горок, мне нравятся эти ощущения.
Но вы чертовски правы, что всегда нужно дать шанс и прочитать, вдруг понравится. После таких диалогов в обсуждениях захотелось значительно подвинуть автора в список на ближайшее прочтение, благо в серии «Легенды хоррора» книга выходила и на полочке красуется)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 14:01
Понял вашу позицию
Я тоже читаю много классики и, порой, хочется незамысловатых горок, адреналина и угара. И за этим я могу пойти к тому же Лаймону. Всякая литература нужна. Но Пиккирилли может напугать. Может напугать, вызвать эмоции (положительные), если вы прочитав, допустим, 5 книг классики, резко переключитесь на его книгу — контраст будет разительный. Если вы прочитали что-то мега динамическое, без тормозов, с вагоном резни, а потом переключитесь на Пиккирилли, то конечно вас будет ждать разочарование. Важен контраст.
Сегодня я читаю хоррора гораздо меньше, чем классику потому что первое быстро приедается, перестаёт вызывать хоть какие-то эмоции — нужен баланс. Было время я месяца два читал только лишь сплаттер-эстрим хоррор, в итоге, беря любую книгу из серии МУ или ЛХ, где накал жести ниже задранной планки (то есть — все), я разочаровывался: перекушал, попал в своего рода дофаминовую яму :) Теперь я так больше не делаю, хочу кайфовать с каждой книги, и главное тут — как автор пишет.
К чему я вообще это всё... Ну, короче, нужно понимать, что хоррор — разный. Конечно, если читать, как я прежде, только динамические ужасы с кишки, кровищем, половыми органами — никакой Лиготти, Эйкман, Кэмпбелл, Пиккирилли вам не зайдет. Хотя в этом хорроре есть язык и атмосфера, но вряд-ли подобные свойства оставят в душе какой-то ожог после вакханалии Ли, Лаймона и Литтла, например :-))) Поэтому, оценка в данном случае ставится не произведению, оно ни при чём, тут ошибка читателя: хотел что-то в стиле Набокова, а взял, грубо говоря, Яхину.

Опять же, моя мотивация показать разность мнений, пусть люди не ставят крест на авторе, а запишут в блокнотик, но с пометкой: «ни разу не Лаймон». Что ни говори, а чем больше разнообразия в жанре, тем лучше (особенно для снг рынка) :beer:
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 17:54
цитата RayOver
Опять же, моя мотивация показать разность мнений, пусть люди не ставят крест на авторе, а запишут в блокнотик, но с пометкой: «ни разу не Лаймон». Что ни говори, а чем больше разнообразия в жанре, тем лучше (особенно для снг рынка)

Отличная мотивация, абсолютно согласен.
Обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями и попробую особо подготовиться к чтению Пиккирилли!
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 18:09
sawkaluga Удачи! :beer:
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 21:16
Я бы подождал «Мертвого», там и аннотация, и начало намекают на более нажористый хоррор.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2023 г. 22:39
Да, аннотация заманчивая. Но я подожду отзывов, а прочитаю пока что те романы, что в легендах хоррора.


Ссылка на сообщение27 января 19:08
Nexus, и все же я осмелился и прочитал аж 4 книги Пиккирилли. И убедился в том, что мое первое мнение и безусловное доверие к вашему мнению было безошибочным. Для разнообразия этот автор может представлять некий интерес, но и только. Почему им так завалили и открыли с ним новую серию, для меня загадка.
«Хор больных детей» — это ни разу не легенды хоррора, это просто какой-то недосюрреализм, перверсивнутая психоделика. Куски какого-то аморфного бреда, с отвратительными героями, все какое-то грязное, противное, хочется помыться после этой книги. Здесь нет внятного сюжета, лишь полутона, какие-то отдельные события, отдельные герои. Радует лишь то, что в концовке автор таки раскрыл ответы на вопросы в начале книги, не стал все запаковывать в нерасшифруемую абракадабру для читателя. Итог:потеря времени и впрыскивание в мозг ненужной хренотомии.
«Скорбь ноября» — понравилось то, что оказывается автор может нормально писать, без наркоманского трипа. Повествование с нормальными героями, адекватными диалогами и описаниями. Это вроде как детектив с элементами мистики, но здесь просто банально «убийца садовник», то есть сюжет оригинальностью не блещет и под конец сдувание шарика. Это уже удобочитаемо, но вместе с тем у автора явно проблемы с хорошими и оригинальными историями, и он пытается это маскировать психоделом и казаться оригинальным.
Академия мрака — роман местами скучен, местами интересен, слишком неровный и после прочтения оставляет ощущение непреднамеренной незавершенности. Сюжет кажется тривиальным и чем-то отдалённо напоминает «Университет» Бентли Литтла. Но эта книга значительно проигрывает как в динамике, так и в самих героях, пестроте событий. Обходит академия мрака лишь в уровне безумия, но это привычно для Пиккирилли, а вместе с тем он может и ещё убойнее запсиходелить. Аллюзия на ад не вызывает восторгов, слишком все приторно и безвкусно. Середнячок, по непонятным причинам завоевавший премию Стокера. Гнетущей атмосферы, как указывали выше в обсуждениях, я не нашел, может плохо искал. Атмосфера есть в Доме малых теней, в Судных днях, но не здесь.
Мертвое — автор замусоривает мозг читателя привычными сюрреалистичными мазками, причем беря за основу банальный сюжет с темным прошлым, возвращением в родные пенаты на место трагедии и столкновение с призраками прошлого, скелетами в шкафу, причем последнее приобретает двойной смысл. Детали раскрываются по ходу развития сюжета, но они маскируются туманностью сомнамбулизмической дуалистичности. Удивить произведение ничем не сможет, тот, кто уже читал книги Пиккирилли, найдет для себя привычную тянучку с интересными образами, но слабым жвачкоизжеванным сюжетом, психоделическими сценами и образами, скрывающими некоторые писательские слабости, но вместе с тем подчеркивающие писательские фишки. Завлекающая аннотация похожа на те самые трейлеры к фильмам, которые интереснее самого фильма.
Осколки уже не хочу читать, устал я от Пиккирилли. Может позже таки добью, благо книга есть на Букмэйт, как и остальные. Тратить деньги на подобные книжки было бы жабодушно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 января 11:28
цитата sawkaluga
И убедился в том, что мое первое мнение и безусловное доверие к вашему мнению было безошибочным.

:beer:

цитата sawkaluga
потеря времени и впрыскивание в мозг ненужной хренотомии

Отличное определение для всего «хоррора» от Пиккирилли :-)))

цитата sawkaluga
Осколки уже не хочу читать

Да и не стоит. Я думаю, там всё то же самое, что и в других книгах этого автора.


⇑ Наверх