В прошлый раз смотрели "Трёх медведей" с рисунками В.Лебедева 1948 года. Но Лебедев остался в истории книжной графики благодаря своим жёстко формалистическим иллюстрациям 1920-х гг. "Трёх медведей" ни он в тот период не нарисовал, ни кто другой из формалистов "золотого века". Однако образец формалистики для "Трёх медведей" имеется. Это рисунки известной художницы М.Успенской из совсем другой эпохи — стилизация 1970-х гг. под детско-книжный авангард 1920-х гг.
Книжка "Три медведя" в массовой серии "Моя первая книжка" (М.: Детская литература, 1973).
1) Обложка цветная, внутри — двухцветные иллюстрации в той же гамме.
На обложке — стилизованные медведи, а на первой и последней технически-информационных страницах — стилизованная девочка.
2) Начало, которое уже можно признать традиционным: лес и домик в лесу.
3) Общее представление о медвежьем быте. Небогато и трогательно. Семейный портрет трёх медведей.
4) Учинение разгрома. Замечаем, что застывшая девочка — это гибкая кукла, у которой движутся руки, благодаря чему ей можно придавать некоторые позы. Условность домашнего кукольного театра, где эмоции высказывает только чтец за сценой.
5) Заламывание рук медведями. Тот же приём формализма: медведи — это куклы с ограниченными возможностями. В разных сценах они поставлены в одной и той же позе. Оказывается, одинаковые позы медведей — это художественный приём формализма. Был он и у позднего Лебедева сталинской поры — но в реалистичной манере этого приёма уже и не разглядеть было, казалось убогостью.
А в иллюстрациях Успенской важно соседство картинок со страницами текста, где буквы разной величины. Ах, это чтение "Трёх медведей" вслух в детском саду, когда воспитательница поневоле, подчиняясь шрифту, басила или пищала реплики медведей! А потом можно было просто разглядывать книжку, не умея ещё читать, и угадывать эти реплики по величине букв. Вставал ли тогда вопрос об этичности поведения девочки, и о правах трёх медведей? Нужна ли была здесь мораль сказки? Это ж вам не английские побасенки, а Лев Толстой! "Три медведя" готовили советского детсадовца к "Войне и миру".
6) Погони как таковой и нет. Значит, нет и озверения.