Жить без фантазии нельзя как


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Жить без фантазии нельзя, как сказал Хрущёв
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жить без фантазии нельзя, как сказал Хрущёв

Статья написана 30 июня 15:07

ИСКУССТВО КРЫЛАТОЙ МЕЧТЫ

Английский книгоиздатель Морис Гольдсмит рассказал мне о своей встрече с известным английским писателем-фантастом Артуром Кларком. Оба они сидели рядом на заседании английского королевского общества, обсуждавшего научные проблемы, связанные с космическими путешествиями. В тот момент, когда астроном говорил о возможности использования телевизионной ретрансляции в космосе для получения крупноплановых снимков солнечной поверхности, Артур Кларк сделал нетерпеливый жест, повернулся и прошептал:

— Я должен уйти!

— Почему? — также шепотом спросил его Гольдсмит.

— Потому что все это для меня слишком нереально,—ответил Кларк.—Мне кажется. что моя фантазия более реальна, чем то. что я слышу здесь!

Этот краткий диалог достаточно точно отразил характерные приметы времени, когда фантастическое и реальное сливаются воедино. Действительно, говоря о том. что уже завоевано наукой и осуществлено сегодня, мы постоянно рискуем рассказать лишь о вчерашнем дне. Современная наука все чаще и чаще обгоняет самые смелые предположения фантастов, а миллионы людей, не отмеченных ни учеными степенями. ни талантом писателя, в мечтах своих часто идут впереди и тех и других. Мудрено ли, что научная фантастика в литературе и кино стала в наше время в числе, наиболее популярных жанров.

В кино научной фантастике, как известно, долгое время не везло. Причин этому было, по видимому, несколько. Существовала и боязнь всего нового и малоизведанного в киноискусстве: было и такое опасение: можно ли увлекаться в киноискусстве, которое всегда конкретно, будущим. не ответив должным образом на требования настоящего? Не будет ли это расценено как уход от современной темы?        

И вот настало время, когда первый советский спутник мгновенно разрешил эти сомнения. Научная фантастика стала злободневной темой, отвечающей запросам современности. На экранах появились после долгого перерыва первые научно-фантастические фильмы. Появились... но мало порадовали зрителей да и, вероятно, самих создателей этих фильмов.

«Дорога к звездам», «Тайна двух океанов», «Небо зовет», «Я был спутником Солнца», «Человек-амфибия», «Планета бурь», «Мечте навстречу» — вот, пожалуй, и все научно-фантастические фильмы, созданные за последние пятнадцать лет. Далеко не все из перечисленных картин можно отнести к жанру собственно фантастики. Фантазировать можно, конечно. по-разному и о разном. Можно, например, делать фильмы, популяризирующие научные знания, и при этом в целях «занимательности» использовать условный, фантастический повод для рассказа. Именно так писал свои повести В. Обручев, так сделан знакомый советским зрителям чехословацкий фильм о путешествии в прошлое Земли.

Можно делать фильмы о реальных, хотя еще не осуществленных. но уже предусмотренных планами достижениях науки, фантазировать в пределах нескольких будущих лет. т. е. опять-таки решать задачу популяризатора.

Можно, наконец, мечтать о грядущем науки, о ее роли в судьбах человечества, в техническом и социальном прогрессе. Такой именно мечтой о будущем и отмечены произведения классиков-фантастов в прошлом, многие произведения советских писателей-фантастов: А. Беляева. И. Ефремова, Г. Мартынова, А. Казанцева, А. и Б. Стругацких и других.

И разве не таких произведений «крылатой мечты», освещающих дорогу в будущее, ищет на книжных прилавках и на экранах кинотеатров советский читатель и зритель? Ведь, как сказал Н. С. Хрущев на декабрьском (1963 год) Пленуме ЦК КПСС: «Без фантазии, основанной на реальном фундаменте, нельзя жить. Не надо быть слепым кротом. Необходимо предвидеть будущее, размышлять, намечать дальнейшие пути».

Читатель и зритель хотят, чтобы создатели научно-фантастических произведений помогли им помечтать о грядущем.

Но именно этими качествами и не обладают такие кинофильмы, как «Мечте навстречу», «Я был спутником Солнца», «Планета бурь». Произведения, отмеченные различной степенью дарования их авторов и постановщиков, одинаково удивляют скованностью фантазии, некоей боязнью унестись в глубь времен, выйти за пределы обыденности. Герои этих фильмов одноплановы, их характеры статичны, а поступки заранее заданы. Разговаривают они иногда так, словно цитируют научные статьи.

Смешение задач фантастики и популяризации приводит к тому, что научная фантастика оттесняется на периферию большого киноискусства, а крупные мастера кино чураются этого жанра, как второстепенного, якобы не имеющего прямого отношения к искусству. Немалую роль играет также игнорирование общеизвестной истины: научно-фантастические фильмы требуют постановочного размаха, широкого использования всех средств и возможностей кинематографа. Между тем фильмы, которые занимают в тематических планах киностудий второстепенное место, не могут, конечно, рассчитывать на щедрое финансирование. Отсюда и появляются плохо выполненные и легко разгадываемые зрителями макеты или костюмы героев, похожие на второсортный театральный реквизит. А ведь кинозрелище всегда конкретно, изображаемые в нем явления должны обладать непосредственной достоверностью.

Лет десять назад студии страны были буквально заполонены авторскими заявками на научно-фантастические фильмы. Теперь мы с этим встречаемся все реже — сказывается пренебрежительное отношение к жанру. Лет семь-восемь назад киностудии страны работали в общей сложности над десятком научно-фантастических сценариев, на экраны в лучшем случае выходил один фильм в год. В 1964 году не ожидается ни одного.

Остается надеяться, что созданная недавно в Москве Центральная студия детских и юношеских фильмов возьмет на свое вооружение жанр научной фантастики, найдет ему почетное место в своих планах, откроет научно-фантастическим картинам «зеленую улицу».

Советские писатели-фантасты создали в последние годы ряд оригинальных научно-фантастических произведений. Быть может, следовало бы подумать об экранизации хотя бы некоторых из них, чтобы вывести нашу кинофантастику из круга чисто космических проблем. Но и в этом направлении работы, как говорится, непочатый край.

Советские зрители, и прежде всего наша молодежь, ждут появления на экранах высокохудожественных произведений крылатой мечты, которые звали бы в будущее. воспитывали лучшие качества человека коммунистического общества.

Игорь ВАСИЛЬКОВ, кинодраматург, член Государственного комитета Совета Министров РСФСР по кинематографии.


(Вечерняя Москва, 1964, № 52, 2 марта)






476
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июня 15:17
О бедной кинофантастике замолвите слово...


Ссылка на сообщение30 июня 16:23
цитата
Лет десять назад студии страны были буквально заполонены авторскими заявками на научно-фантастические фильмы. Теперь мы с этим встречаемся все реже — сказывается пренебрежительное отношение к жанру. Лет семь-восемь назад киностудии страны работали в общей сложности над десятком научно-фантастических сценариев, на экраны в лучшем случае выходил один фильм в год. В 1964 году не ожидается ни одного
Интересно,почему так происходило.. Качество сценариев было невысоким ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 19:42
Ну вот Александр Довженко пару сценариев написал:
«В глубинах космоса» и «Полёт на Марс».
 


Ссылка на сообщение30 июня 22:01
Скорее всего, как обычно, не хватило бюджетов.


Ссылка на сообщение30 июня 22:00
А потом Хрущёва сняли, но для советской кинофантастики ничего принципиально не изменилось. В техническом плане «Человек-амфибия» и «Планета бурь» так и остались высшим достижением.
Извинит за банальности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 23:09
. . . а в художественном плане — «Иван Васильевич меняет профессию». . . и пожалуй, опять «Человек-амфибия».
 


Ссылка на сообщение30 июня 23:35
И ещё Тарковский.
 


Ссылка на сообщение30 июня 23:41
Думаю, лучший советский фантастический фильм всех времён — Кин-дза-дза.
(У Тарковского только Солярис фантастика, Сталкер — притча.)
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 00:11
А знаете, соглашусь по всем пунктам.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 07:53
цитата Pirx
Думаю, лучший советский фантастический фильм всех времён — Кин-дза-дза.
Но для внутреннего потребления.
 


Ссылка на сообщениевчера в 11:57
цитата Pirx
Думаю, лучший советский фантастический фильм всех времён — Кин-дза-дза.
(У Тарковского только Солярис фантастика, Сталкер — притча.)
Был еще фильм Космический рейс 1935 года. Там впервые в мире! Показана невесомость
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 08:06
Ну, были «Через тернии» еще. Да и «Туманность» пытались снять «по взрослому», просто не свезло проекту, там с навыком оказались огромные проблемы.


Ссылка на сообщениепозавчера в 11:17
Вот по теме. Может, кого заинтересует, похоже, полная подробная хронология кинофантастики СССР:
https://neolurk.org/wiki/%D0%A1%D0%BE...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 11:59
цитата sergio
Вот по теме. Может, кого заинтересует, похоже, полная подробная хронология кинофантастики СССР:
https://www.kinopoisk.ru/lists/mo... вот тут список. Правда без фентези только фантастика
 


Ссылка на сообщениевчера в 13:54
Не по хронологии, вразброс. Зато многое можно посмотреть, так что спасибо


Ссылка на сообщениевчера в 18:21
На этом фоне — «Сказка о потерянном времени», Птушко, 1964
«Снежная королева», Казанский, 1966
«Гиперболоид инженера Гарина» 1965
Айболит-66


⇑ Наверх