Круть В


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Круть" В. Пелевин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Круть» В. Пелевин

Статья написана вчера в 15:49

Чтобы избавиться от бесконечных самоповторов, автор, пересказывая события XV-го века, пользовался русско-татарскими каламбурами, а в прозрениях будущего взялся за русско-китайские, причем графические — буквы коротких матерных слов можно угадать в сплетении измененных иероглифов.

Впрочем, кого я обманываю?

Каким он был, таким он и остался.

Немного английского языка, немного французской постмодернистов философии (будто никакой другой и не появилось), немного поисков национальной идеи и цистерна политической желчи.

Это константы творчества В. Пелевина.

И никаких событий XV-го века там нет, если только 15-го до нашей эры.

Мир тот же, что и в прошлом романе (и во всей серии TRANSHUMANISM INC), и даже протагонист — если иметь в виду баночного оперативника, который прикидывается разными сущностями — неизменный. Только память о прошлых подвигах ему стерли.

Автор просто поменял знак: предыдущее дело, с Элевсинскими мистериями, было о божественном, о вознесении, а это будет о злых силах и о возможном апокалипсисе.

Увы, ни крутых социальных моделей, ни описания удивительных существ на страницах романа мне вычитать не удалось.

Интриги с дедуктивными рассуждениями тут куда больше, чем философии.

Но есть приличная порция хороших афоризмов, каламбуров, словесных вывертов и прочих фокусов, которые у автора получаются все так же недурственно.

Переулок в «Сите», где ваш особняк стоит, называется «Тупик Батыя». А я его переделал в «Тупик Батая»

Есть сколько-то понятных социальных конструкций: лагерные авторитеты, видя накатывающийся вал фем-преступности и общего снижения роли мужского пола, переименовываются в "петухов" — якобы социально-сексуально близких к новой власти, но далеких от гомосексуализма. Ну, или то, что заключенные крутят велосипедные электрогенераторы, якобы вращая ветряки, чтобы те раздували ветер над планетой, а на деле — дают электричество для майнинга криптовалюты "деревяк".

Есть кинжальный удар в сторону академической науки, которая, якобы, должна рожать Национальную Идею, а может поставлять лишь синекуры для родни начальства.

Можно вычитать и описания неожиданных вещичек, вроде нунчаков в хохломской росписи.

Но в остальном — автор все так же развивает образы, которые придумал 10-20-30 лет назад.

Было ведь хорошее сравнение — обычный человек всю жизнь будто крутит педали на невидимом тренажере и смотрит в бетонную стену, умирая от тоски, но если спроецировать на неё образ привычной работы, а две недели в году показывать тропики — будет немножко счастлив.

Так и тут

"Я думал, он окажется в какой-то комнате – но Сердюков сидел прямо на велораме, среди других крутящих педали зэков.

Впереди была вторая ветробашня – и перед ней действительно теперь стояла эстрада. На ней прыгал одетый в форму улан-батора шансонье с зеленым коловратом на черепе и пел:

– Ветры и версты, улетающие вдаль!

Сядешь и просто нажимаешь на педаль!

На педаль!

Даль-даль-даль-даль…

Даль-даль-даль-даль…"

Есть и попытки понять, как будут меняться разные организации, если основная часть их начальства попадет в "банки". Проглядывают новые черты в том эпическом упадке-загнивании, который автор пророчит нашей техногенной цивилизации. И все это в обертке из сконструированного "языка".

Читатель как бы заглядывает за горизонт настоящего в мрачно-лингвистическое будущее, но делает это, каждый раз подпрыгивая на одной и той же стилистической площадке.

Там же автор издевается над самоповторами, в который раз используя образ-маску Шарабан-Мухлюева, и сам же восславляет себя в этом образе, заодно описывая свои/шарабановские сексуальные подвиги.

Однако, при всех рискованных параллелях и ассоциациях, автор предельно осторожен с современным военным дискурсом. Ни аккуратных подколок, как в позапрошлой книге, ни попыток серьезного анализа. Можно сказать, что он дает теме отстояться в собственном сознании :)

Единственное, что было неожиданным из повторений Пелевина — это отсутствие вбоек от вбойщика TREXа — в книге образов динозавров еще больше, чем в "KGBT+".

.

Итого: это одна из книг, при чтении которой посмеиваешься и говоришь себе "Автор не потерял формы", но дочитав последнюю страницу, вздыхаешь:

"Снова проходняк".





767
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениевчера в 16:20
цитата skravec679
автор издевается над самоповторами, в который раз используя образ-маску Шарабан-Мухлюева, и сам же восславляет себя в этом образе

Кх)
Что забавно, Лукьяненко делает ровно также и достаточно давно — с «Черновика» по «Утраченные завтра».
Безысходность?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 16:23
С Лукьяненко — подходит слово «самолюбование», но с Пелевиным, при всей глубине образов, из-за сексуального контекста романов подходит другое слово :)
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:13
Так раскупают-с, а если есть спрос, будет и следующая партия самоповторов
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:16
Пелевин это современный Дюма-отец: несколько жемчужин, статус живого классика и много, много контента :)
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:26
eos да я больше про непременную самоиронию о самоповторах прямо в тексте книги. Как-то забавно, что это стало свойственно для мэтров, получивших свою славу в 90-ые и 00-ые.


Ссылка на сообщениевчера в 16:37
Такое ощущение, что Пелевин не знает уже, чем же ещё публику удивить, чешет репу, потом машет рукой и решает доить корову прошлого года до конца.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 16:44
Проблема в том, что каждые несколько лет у него получается. « TRANSHUMANISM INC» и «KGBT+ (КГБТ+)» — при куче вторичности — содержат и неплохие выдумки, там есть яркие образы.
Их можно перечитывать.
А «Элевсинские мистерии» все равно, что «Шлем ужаса» — шлак и разводилово на деньги.
«Круть», мягко говоря, тоже небогата новыми концепциями.
 


Ссылка на сообщениевчера в 18:21
«Шлем ужаса» это часть большого проекта, когда современным писателям английское издательство заказало написать-пересказать чего-нибудь античного или иного мифологичного. Можете посмотреть список написанных книг, там нет ничего мало-мальски интересного, авторы просто сделали всё на отмахнись. Это такая же пустышка как буриме, или как модные в этом сезоне работы вместе с чатГПТ.

https://fantlab.ru/work107958


Ссылка на сообщениевчера в 18:14
Я еще не дочитал, но мне пока все нравится. Если брать вселенную «TH INC» это лучшее.
Ну а предъявлять автору, что он недостаточно времени уделил Курган-Сараю, это вообще такое. Он не военкор все таки, он больше про национальную идею и то как она отзывается в сердцах
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 18:46
Я не могу спорить с вашими субъективными ощущениями, если вам нравится то замечательно, это лучше, чем когда люди читают и страдают :)
Другое дело, что я обычно жду от Пелевина оригинальных концепций, завернутых в острые социальные наблюдения. Тут такого нет.
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:58
Ну вы же понимаете, что острые социальные наблюдения приведут к тому, что следующей осенью мы Пелевина не почитаем.
Работает с тем, с чем можно.
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:27
Острым социальным наблюдениям совсем не обязательно быть военным, про большую политику и т.п.
Вон, лиса А Хули, много чего видела в людях — и обществе вокруг :)))
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:45
Очень плохой пример. Там сразу несколько статей.
 


Ссылка на сообщениесегодня в 06:21
Напротив, отличный пример, потому что все статьи, которые вы только придумаете, легко найти и в «Крути» :)


Ссылка на сообщениевчера в 18:16
цитата skravec679
«Шлем ужаса» — шлак и разводилово на деньги.

Вещь-то концептуальная, особенно по форме. А начинка — стандартный Пелевин. Я по первому прочтению был в восторге.


Ссылка на сообщениевчера в 20:35
Внятный сюжет, состоящий из более более-менее стыкующихся частей. Внятный финал. Отсутствие, или минимальное количество построений вида «А есть Б и А есть не Б, потому что ни А ни Б не существуют». Каламбуры и шутки в количестве. Кроме того, чувствуется, что автора в иных местах «прет» — давно я за ВО такого не замечал. Поэтому никак не могу признать роман неудачным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 21:33
Рад, если вам понравилось. То, что вы пишете про понятный финал, вполне для меня подтверждается. Только я жду от текстов этого автора немного другого: оригинальных идей об устройстве общества, их воплощения в неких образах, причем это в едином комплекте с иной культурой (или хотя бы иным взглядом на привычную нам культуру) и странными, непохожими на людей существами.
Это очень высокая планка, которую автор несколько раз брал.
Тут автор взял мир, в котором он уже развернул несколько сюжетов и который хорошо отработал.
Но не стал добавлять практически ничего нового (если не считать выверта с петухами).
Злой дух, мягко говоря, взят из привычных штампов про одержимость. И т.п.
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:09
цитата
Но не стал добавлять практически ничего нового (если не считать выверта с петухами).


Вот этот выверт с петухами. Представьте, что Пелевин это написал не сейчас, а в 90х, оформив в рассказ или повесть. Сейчас бы перечитывали и говорили ох, как ранний Пелевин был хорош, сейчас то не тот.

А что изменилось? Похожая концепция только в «Черном человеке» Моргана была, а больше, вроде, нигде.
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:25
Как рассказ хорош — но тут единственная находка на роман (если не считать юмора).
А похожую концепцию в каких-то чертах можно даже в «Бесконечной войне» Холдемана разглядеть
 


Ссылка на сообщениевчера в 22:51
Не охота спрорить, фломастеры разные. Вам скорее не понравилось, я еще не дочитал, но уже котирую на уровне «Снаффа». На том и разойдемся:)


⇑ Наверх