II 7 Разбивка на сцены или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > II.7. Разбивка на сцены, или Пишем рассказ – 6
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

II.7. Разбивка на сцены, или Пишем рассказ – 6

Статья написана 7 августа 2010 г. 20:01
(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)
II.7.1. ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Отгремел первый тур «фантЛабораторной работы», финалисты определены, страсти большинства участников неизбежно сходят на нет, и самое время бесстрашно вернуться к изложению технологии разработки художественного текста.

Как помнят читатели моей колонки, прежде я аргументировал задержку публикации этого материала тем, что на его основе кто-то может заподозрить мое авторство одного из конкурсных рассказов. Сейчас надо признать, что вероятность этого была очень мала. Я скорей перестраховывался, чем реально находился под угрозой разоблачения.

Несмотря на тщательную проработку моего рассказа, в него летели камни за непонятность и плохую подачу материала. То есть упреки относились косвенно к тому, за что ответственен описываемый в этой статье этап разработки.

Вообще, многое в читательской реакции на мою конкурсную работу может сильно скомпрометировать мои теорию и технологию создания художественных текстов. Как и обещал, 20 августа обязательно опубликую детальный процесс разработки рассказа, с объяснением, как, почему и что заложено в тексте, а также с рядом гипотез о причинах читательского непонимания некоторых важнейших вещей в нем. Как после этого отнестись к моим теоретическим и практическим разработкам – решать тебе, читатель колонки.

Я очень далек от мысли обвинять читателя в чем-либо. Убежден, что, если он выказывает непонимание художественного произведения, то, каковы бы ни были причины, такое непонимание – это проблема автора. Как следствие, задача автора – работать с публикой. Работать во благо обеих сторон. В таком взаимодействии автор помогает читателю понять произведение, а читатель, лучше зная авторскую технику, манеру, может оценить произведение полнее и точнее выразить свое отношение к нему – хвалебное или критическое.

Эти рассуждения построены на молчаливом допущении, что текст сам по себе сильный, и только несоответствующие ожидания публики порождают проблемы с его оценкой. Допущение смелое, тем более что, раз пишу о нем в своей колонке, значит, отношу к себе. Помогите мне проверить через две недели, есть ли у меня на это право.

Надеюсь, обсуждение моего рассказа, разобранного мной самим, будет полезно для всех участников разговора. Внимание, мы не станем обсуждать текст как художественную единицу! Мы обсудим его как результат процесса разработки. И постараемся связать те или иные этапы процесса со свойствами результата: что сработало, что не сработало, чего не хватает результату и что стоило бы изменить в процессе, чтобы устранить проблему. По-моему, среди моих подписчиков есть люди, которых тема может заинтересовать именно в этом аспекте. Что из обсуждения выйдет – проверим через две недели. Будет очень интересно сравнить полученные выводы с конкурсными отзывами на рассказ.

После этого я планирую провести обсуждение второго художественного текста, построенного по излагаемой в колонке технологии. Речь идет, конечно же, о создаваемом на ваших глазах рассказе о разливе нефти. Предлагаю вам также принять участие в этом обсуждении. Постараюсь выстроить его с учетом того, каким получится (и получится ли вообще) анализ конкурсного рассказа. Ни один из двух рассказов не будет использован мною для коммерческой публикации отдельно или в составе сборников. Однако прошу иметь в виду, что, с персонального позволения авторов тех или иных будущих комментариев, я бы хотел иметь возможность использовать их комментарии, частично или полностью, в бесплатно-распространяемой электронной книге, которую планирую выпустить по материалам колонки (подробнее смотрите статью «Обработка паровоза напильником» от 15 июля с.г.).

Публикацию готового рассказа о разливе нефти и начало его обсуждения хочу приурочить к какой-то знаковой дате конца лета – начала осени. Что ж выбрать? Осенний первый день – День знаний? Хм... Нет. Я выбираю 52-ой День рождения Майкла Джексона и 26-ой – одной девушки, сыгравшей неоценимую роль в моем творческом развитии 8 долгих лет назад.

Итак, 20 августа узнайте, как сделан мой конкурсный рассказ, и принимайте участие в обсуждении его технико-художественных особенностей, а 29 августа читайте эксклюзивный рассказ колонки и оценивайте его и как самостоятельный текст, и в свете известной вам последовательности его многомесячного создания.



II.7.2. ГРАФ СЦЕН
Общие сведения

Граф сцен является последней стадией перед созданием непосредственно текста произведения. В произвольной форме он имеет следующий вид (Рисунок 1):


Как видно из рисунка, граф связывает воедино проекцию из II.5 (верхняя горизонтальная прямая) и персонажа, полученного по итогам II.6 (прямая Персонаж1). В этом его главная функция. Связывание может приводить к созданию дополнительных персонажей (прямые Персонаж2 и Персонаж3 на Рисунке 1), однако сама логика их появления заставляет рассматривать их как вспомогательных.

И здесь нужно обратиться к одной особенности текущего использования предлагаемой техники. До сих пор существование единственного главного героя рассматривалось, как нечто само собой разумеющееся. Так, персонаж из II.6 разработан под проекцию из II.5, взятую целиком. Однако проекцию вполне можно членить на отрезки, под каждый из которых разрабатывается отдельный главный герой. Важно лишь то, что для одного отрезка проекции создается один и только один центральный персонаж, а специфика остальных на этом же отрезке подчинена ему. Такое распределение часто используется, например, в эпических фэнтези-сериях с множеством главных героев. Но она может применяться и в более мелких масштабах, когда в произведении с одним главным героем в какой-то из сцен герой не участвует.

Несмотря на то, что центральный персонаж выведен из проекции (или ее отрезка), он ей не подчинен. Отсутствие подчинения проявляется в следующем: после того как центральный персонаж «извлечен» из проекции на этапе, описанном в II.6, он сам обуславливает специфику подачи проекции (или ее отрезка).

Для лучшего понимания этой важнейшей закономерности следует еще раз остановиться на том, что представляют собой проекция и персонаж в предлагаемой творческой технике.

Проекция – это одномерная структура, хранящая оптимальную последовательность раскрытия сведений, содержащихся в расширенном графе АЯ (статья II.4). Не следует считать ее ни сюжетом, ни композицией, ни фабулой – она ничто из них и все они вместе; она – траектория в многомерном пространстве.

Центральный персонаж есть точка, которая, движется по этой оси, однако для нее в каждый конкретный момент движения доступна также часть пространства расширенного графа АЯ. Эта точка получила собственное наименование – фокус (см. статью I.6).

Текст произведения представляет собой такое поведение фокуса

  1. в ассоциативном пространстве расширенного АЯ,
  2. в связанных с ним дополнительных ассоциациях и
  3. в ассоциативном поле объекта «центральный персонаж»,
при котором фокус в последовательном движении по оси проекции колеблется вокруг текущей координаты, но не теряет ассоциативную связь с ней.

Тогда каждая сцена – это пересечение ассоциативных полей, образованных:

  1. центральным персонажем и
  2. одной или несколькими координатами проекции.

Что и отражено на Рисунке 1.

Разбивка проекции на сцены не имеет единственно правильного решения. Однако для нее можно ввести критерий оптимальности: критерий – сила ассоциативной связи между смежными вершинами проекции. Именно она лежит в основе создания сцен.


Описание метода

Процесс разбивки проекции на сцены представляет собой следующую последовательность операций (алгоритм).

1. Разбить последовательность вершин проекции на группы на основании смысловой (ассоциативной) близости соседних вершин. Каждая вершина проекции обязана входить в одну и только в одну группу. Каждая группа должна состоять только из смежных вершин.

2. Создать столько новых вершин, сколько групп выделено на шаге 1. Проиндексировать вершины, начиная индексацию с 1.

3. Объединить вершины, созданные на шаге 2, в ветвь так, чтобы каждая вершина, кроме последней, была соединена с одной и только с одной другой исходящим ребром.

4. Соединить все вершины проекции исходящими ребрами с новыми вершинами так, чтобы все вершины одной группы соединялись с одной и той же вершиной из созданных на шаге 2.

5. Повторить шаги 2 и 3. Подписать вершины, созданные на данном шаге, именем или иным обозначением центрального персонажа, полученного по итогам II.6.

6. Соединить каждую вершину ветви, созданной на шаге 5, с вершиной, созданной на шаге 2 и имеющей тот же порядковый номер в последовательности.

7. Среди вершин, полученных на шаге 2, сосредоточиться на вершине с индексом 1.

8. Для текущей вершины из полученных на шаге 2 найти пересечение ассоциативных полей всех вершин, соединенных с данной входящими ребрами. Трактовать данное пересечение как сцену.

9. Дать текущей сцене-вершине название, определяющее ее суть, записать название в вершину. Занести описание сцены в комментарий к вершине.

10. В комментарий к вершине, обозначающей центрального персонажа и соединенной с текущей сценой исходящим ребром, внести действие персонажа в сцене.

11. В случае необходимости участия в текущей сцене дополнительных персонажей добавить новую вершину и подписать ее именем или иным обозначением необходимого персонажа. Внести действие персонажа в сцене в комментарий к вершине. Соединить вершину с текущей сценой исходящим ребром.

12. Если персонаж, добавленный на шаге 11 данной итерации, участвовал хотя бы в одной из предшествующих сцен, соединить входящим ребром вершину, созданную на шаге 11, с вершиной, обозначающей того же персонажа и соединенной с ближайшей предшествующей сценой.

13. Если среди вершин, полученных на шаге 2, текущая является последней, закончить выполнение алгоритма. Иначе сосредоточиться на следующей по порядку вершине из полученных на шаге 2 и повторить шаги 8-12.

Следует еще раз отметить, что данный алгоритм реализует присутствие центрального персонажа во всех сценах (п.5-6). Чтобы этого избежать, следует в п.5 уменьшить количество создаваемых вершин на число групп, служащих основаниями сцен, в которых персонаж участвовать не должен, а в п.6 пропустить соответствующие вершины.



II.7.3. ПИШЕМ РАССКАЗ – 6

Сейчас, когда значительная часть текста рассказа о разливе нефти уже готова, былая цель сохранить историю в тайне потеряла свою актуальность. «Обработка паровоза напильником» настолько обогащает результат по сравнению с подготовительными этапами, что бояться раскрытия вех нет смысла.

Разбивка на сцены создаваемого рассказа приведена в приложенном файле «II.7._Scenes_Splitting._v.1.0.txt». Файл в формате Windows-программы Explain.

Для наглядности вершины проекции объединены в группы через промежуточную вершину.

В следующей, заключительной тематической статье цикла будут даны конкретные рекомендации о том, как на основе всех проведенных подготовительных этапов создавать итоговый художественный текст.



Написано – 6-8 августа 2010 г. (даты по часовому поясу GMT+8).
Отредактировано 11 августа 2010 г.
Продолжение – в статье «Как сделан конкурсный рассказ на ‘фантЛабораторную работу – 2010’»



Файлы: II.7._Scenes_Splitting._v.1.0.txt (8 Кб)


225
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 августа 2010 г. 18:47
Графики мне понравились больше. Удобны для восприятия идей.
Где можно почитать Ваш рассказ, Анатолий? :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2010 г. 07:52
Почитать рассказ — среди конкурсных. Он один из 49. :-) Который из них — станет известно 20 августа.
Рассказ о нефти еще не дописан. Как сказано в статье, он будет опубликован 29 августа с.г.


⇑ Наверх