Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 августа 2010 г. 15:24
1. ВСТУПЛЕНИЕ

Эта статья предназначена следующим категориям читателей:

1. постоянным, кто интересуется разработанной мной технологией создания художественных текстов и следит за колонкой на протяжении времени;

2. специально приглашенным. Это люди, которым я разослал личные сообщения: те, кто поставил оценку рассказу и/или написал на него комментарий;

3. участникам конкурса, входившим в группу, оценивавшую мою группу;

4. пришедшим по ссылке из темы форума, посвященной конкурсу, и тем самым демонстрирующим, что им интересно узнать техническую сторону создания рассказа.

читать целиком >>

* * *

Описание процесса создания конкурсного рассказа завершено.

Теперь хочу посетовать моим постоянным читателям на сложности с написанием эксклюзивного рассказа колонки. Должен признать, что мне до сих пор не удалось полноценно вернуться к нему. Участие в конкурсе вырвало меня из ассоциативного пространства рассказа о нефти, и снова влиться в него, восстановить прежнюю эмоциональную вовлеченность – не получается. 29 августа рассказ опубликован, к сожалению, не будет. Чтоб не вымучивать его, хочу переключиться на какую-то другую сочинительскую деятельность, а потом однажды вернуться внезапно. По-моему, рассказ о нефти все-таки будет доделан, причем в обозримые сроки. Я так чувствую. Сейчас же моя «вина» частично заглажена тем, что перед вами – детальный разбор готового текста, созданного по моей технологии. Вы видите, как она работает.


Написано 16, 19-20 августа 2010 г.
Отредактировано 21 августа 2010 г.
Продолжение – в статье «II.8. От проекта – к тексту».



Статья написана 7 августа 2010 г. 20:01
(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)
II.7.1. ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Отгремел первый тур «фантЛабораторной работы», финалисты определены, страсти большинства участников неизбежно сходят на нет, и самое время бесстрашно вернуться к изложению технологии разработки художественного текста.

читать целиком >>

В следующей, заключительной тематической статье цикла будут даны конкретные рекомендации о том, как на основе всех проведенных подготовительных этапов создавать итоговый художественный текст.


Написано – 6-8 августа 2010 г. (даты по часовому поясу GMT+8).
Отредактировано 11 августа 2010 г.
Продолжение – в статье «Как сделан конкурсный рассказ на ‘фантЛабораторную работу – 2010’»



Файлы: II.7._Scenes_Splitting._v.1.0.txt (8 Кб)
Статья написана 22 июля 2010 г. 13:01

Дабы облегчить жизнь и себе и соучастникам в конкурсе «фантЛабораторная работа – 2010», считаю необходимым выработать устойчивые критерии моей оценки чужих работ. Это позволит авторам, чьи работы решился оценить, лучше понять меня, а мне самому – не высказывать частных суждений по каждой мелкой особенности того или иного текста и обойтись без эмоциональных реплик. Последние приемлемы в устах простых читателей, но я не могу читать конкурентов наивными глазами.

Источники вводимых критериев лежат в теоретических и практических разработках, излагаемых в моей колонке.

Стану комментировать некоторые рассказы из всех групп. Сам по себе факт, что оставляю о рассказе отзыв, значит лишь одно: мне почему-то захотелось это сделать. При этом причины могут быть совершенно разные. Никакой системы в выборе текстов я не придерживаюсь.

Прежде чем описать используемые критерии, опишу не используемый:

  1. я никоим образом не оцениваю, скажем так, «качество идеи». Свою нелюбовь к слову «идея» не скрываю: оно столь многозначно и, чего уж там, затаскано, что утратило былое величие;
  2. не оцениваю качество раскрытия конкурсной темы. Я оставляю вне рассмотрения совсем не относящиеся к теме рассказы (например, «Мой город»), но в случае, если присутствует хотя бы намек на тему, принимаю рассказ.

Используемые мною критерии следующие:

1. Сложность внутренних взаимосвязей. Текст моделирует реальный мир, т.е. выбирает из него отдельные сущности и их связи. Я ожидаю, что лежащие за текстом взаимосвязи («скелет») будут достаточно сложны, чтобы оказаться интересными для меня.

2. Подача информации, последовательность раскрытия взаимосвязей. Поскольку текст – структура одномерная, невозможно передать в нем все и сразу. Лежащий за произведением «скелет» раскрывается перед читателем постепенно. При оценке подачи информации пытаюсь определить для себя:

  1. ясность общей картины происходящего в каждый конкретный момент,
  2. использование только тех сведений, которые необходимы и достаточны для понимания произведения в целом, т.е. «неизбыточность» информации, отсутствие лишнего с точки зрения итогового результата.

Пункты 1 и 2 тесно переплетены между собой: хорошо задуманный скелет может быть плохо, непонятно подан, и наоборот: простейшая основа выражена хорошо. В этом смысле они способны компенсировать друг друга, но лучше, конечно же, когда сбалансированы между собой.

Здесь же хочу отметить, что в общем случае не приветствую, когда и без того короткий рассказ дробят на куски пропущенной строкой, или тремя центрированными звездочками, или нумерацией сцен и т.д. По-моему, не составляет никакой сложности сделать переход между сценами за одну-две полновесных фразы. Это лучше, чем разбивать текст на блоки через каждые полстраницы. Таким образом, модную клиповую подачу в коротюсеньких текстиках считаю нецелесообразной. Рассказы с частым дроблением неизменно вызывают мое подозрение и предвзятое отношение, простите, уважаемые авторы. Просто лично я жду связности.

3. Взаимодействия персонажа и антуража. Поскольку персонаж вне текста не существует, хочется видеть активные, разнообразные контакты персонажа и «мира» произведения. Однообразие, а тем паче почти полное отсутствие таковых контактов резко снижают мою оценку произведения.

4. Качество внутренней речи и диалогов. У-у, речь персонажей – это интереснейшая штука, мощнейшее орудие влияния на читателя! Зачастую – не используемое в полную мощь. Несмотря на мою нелюбовь к типизации буду грубо выделять два типа речи: функциональная и свободная. Первый преимущественно несет в себе «голую» информацию об описываемых событиях. Такая речь нередко скучна. Второй тип всегда хотя б чуть-чуть выходит за рамки «скелета», «мира» книги и гораздо интереснее.

5. «Объемность» текста. «Объемность» состоит из двух частей, которые буду оценивать по отдельности:

5.1. динамика текста. Определяется тем, насколько быстро автор переходит от одной сущности к другой. Динамика – вещь, с одной стороны, объективная, легко оцениваемая, с другой – субъективна по знаку и величине оценки. То, что кому-то кажется достаточной скоростью смены описываемых сущностей, то для другого либо медленно, либо быстро чересчур. Конечно, буду полагаться на свой вкус;

5.2. ассоциативное разнообразие текста. При изложении смыслов важно не нарушать их связность в рамках некоторого замкнутого смыслового отрезка. Внутри него смыслы могут скакать как угодно. И даже чем больше (в определенных пределах) – тем лучше. Меня интересует, насколько гибко автор переключается между сущностями своего произведения, умеет ли он делать текст разнообразным, не разрывая при этом ассоциативных связей.

Буду применять приведенные 6 критериев к каждому из выбранных рассказов. Никаких количественных оценок произведениям ставить при этом не стану, ограничиваясь только словесной характеристикой.

Может возникнуть вопрос: заслуживает ли моя собственная конкурсная работа высоких оценок по названным критериям? Да – в моем понимании. Еще раз: в моем субъективном понимании. Если мое мироощущение не совпадает с вашим, читатель этих строк, то пытаться привести их «к общему знаменателю» бессмысленно и не нужно. Поэтому, если вы – конкурсант и не согласны с моим мнением о вашей работе, то отнеситесь к нему легко. Пусть вас успокоит то, что вы наверняка не оцените мой рассказ, и никто не виноват.


Статья написана 15 июля 2010 г. 22:11
цитата Советский анекдот

Купила заграница у Союза полную документацию на производство танков. Как ни соберут по ней – выходит паровоз. Что такое? Они – к советским спецам.

Советские спецы – им:

– Читайте внимательно! Там в конце мелким шрифтом написано: «После сборки обработать напильником».


Сделанная и «сданная на проверку» «фантЛабораторная работа» заставила меня вспомнить этот анекдот.

В процессе написания рассказа я невольно для себя отметил, что если мою технологию разработки художественного произведения сравнивать с документацией по производству танков, то результаты ее использования представляют собой именно паровоз...

Подобно тому, как изложенные к данному моменту здесь, в колонке, этапы создания рассказа о разливе нефти выглядят совершенно «топорными», так и соответствующие этапы разработки конкурсного рассказа ничуть не впечатляют сами по себе.

Для того чтобы получить «танк» – готовый и пригодный для прочтения посторонним человеком текст, – требуется тщательнейшая обработка «паровоза» (графа сцен, который в колонке пока не описан) «напильником». Касаться природы этого «напильника» я сейчас не стану. Его «спецификации» будут даны, предположительно, в статье II.8., которую я прежде собирался посвятить только диалогу.

Еще в ходе работы над не законченным пока рассказом о нефти я заподозрил, а после завершения конкурсного рассказа убедился окончательно, что то, что прежде я считал особенностью только диалога, относится также и к остальным подтипам художественной прозы и прекрасно обосновывается моей теорией.

После подведения всех итогов «фантЛабораторной работы – 2010», т.е. в последней декаде августа, я обязательно выложу весь ход разработки конкурсного рассказа. Естественно, она проведена строго по моей технологии. Было б странно, будь иначе. Заняла разработка в сумме 8 часов, пришедшихся на два дня: 5-ое и 6-ое июля (1 ч. и 7 ч. соответственно). Она уберегла меня от всяческих метаний: итоговый текст в том или ином виде содержит все, что было последовательно создано для данного рассказа по моей методике. Таким образом, конкурс окажется проверкой в том числе предлагаемых мною творческих техник.

Если мой рассказ займет последнее место, вы совершенно точно будете знать, что пользоваться ими ни в коем случае нельзя!

Какое-то время назад, с месяц, наверное, я решил, что, завершив вторую часть колонки в конце лета, переработаю ее и на ее основе в конце сентября – первой половине октября с.г. выпущу свободно-распространяемую электронную книгу со своей методикой.

Электронное издание будет представлять собою zip-архив, включающий pdf-файл с текстами (теорией, алгоритмами и двумя рассказами, но без лирических отступлений колонки) и иллюстративными таблицами, xls-файл с разбором примера к Части I, txt-файлы с графами для программы Explain – т.е. практически то же, что есть сейчас в колонке, но «одним куском», что облегчит распространение и пользование информацией. Во вступлении к книге будет обязательно дана активная ссылка на данную колонку.

В связи с планами на переработку материалов колонки в своеобразный учебник позволю себе не писать отдельно «I.11. Приложение I к Части I», обещанное в статье «II.1. От объектов – к структурам». Внесу соответствующие изменения прямо в учебник.

В связи с моим участием в «фантЛабораторной работе – 2010» я вынужден отложить публикацию рассказа о разливе нефти, создаваемого в рамках описания моей творческой техники. Причин две:

  1. я объективно не успею дописать рассказ к 26 июля, как планировал. На его завершение, по прикидкам, потребуется еще дней 15 активной работы. Да, наверно, я мог бы опубликовать его в начале августа, но см. следующий пункт;
  2. не хочу давать никаких намеков на свой рассказ, участвующий в проходящей «фантЛабораторной работе». И этот мотив очень серьезен.

Таким образом, публикация рассказа о нефти отодвигается на конец августа. Приношу извинения моим постоянным читателям за такое решение.

Возможно, в качестве компенсации большой задержки я изменю решение, принятое в статье «Манифест, или Взамен статьи II.7», и опубликую задолго до 20 августа (дата оглашения итогов конкурса) описание финального шага предлагаемой мной технологии – разбивку проекции из II.5. на сцены. Если это и произойдет, то, боюсь, внезапно – и для вас, и для меня. Вероятность «досрочной» публикации довольно высока, особенно в выходные, особенно, как чувствую, в начале августа. Но гарантий дать не могу, извините. Многое будет зависеть от присланных на конкурс рассказов: вопрос в том, не намекнет ли разбивка на сцены рассказа о нефти на мою конкурсную работу. Если такой намек на общем фоне конкурсных рассказов заподозрю, то перенесу все статьи на последние дни лета.

Удачно вам провести его вторую половину!


Продолжение – в статье «II.7. Разбивка на сцены, или Пишем рассказ – 6».

Статья написана 20 июня 2010 г. 22:50

Да, здесь должна была быть статья «II.7. Разбиение на сцены, или Пишем рассказ – 6». Однако логика колонки и происходящего вокруг нее подвигают меня отложить публикацию.

Написав статью II.5, я понял окончательно, что без готового рассказа мои инструменты убедят в своей полезности гораздо меньшее число людей, чем нужно. Конечно же, найдутся те, кого не убедит и полноценное произведение. Там, где есть место вкусовщине, легче легкого назвать какой угодно текст плохим, банальным, графоманским, скучным и другими многозначными и потому столь часто ничего не значащими словесами, под которыми нередко лежит подоплека: «Автор, ты мне не нужен, я за твой счет о себе заявляю». Издержки публичности.

Им вопреки, законченный рассказ, построенный на разработках, начатых в II.2, необходим. Только он способен показать на практике, как можно перейти от голой схемы к авторскому тексту. Сейчас для некоторых данный переход не просто не очевиден, они не верят в самою его возможность. Люди смотрят на формализованные результаты применения моей творческой системы, и многим не хватает опыта – преодолеть инерцию мышления, недостает фантазии, чтоб оживить абстракцию. Проблема ли это моих инструментов? Нет. Это проблема конкретных читателей. Рад, если вы не в их числе.

А если в их, то знаю: от моей теории вы «не в восторге», мои методы «не нравятся», а результаты их использования «слабые».

Я предлагаю разработки публике не для того, чтобы кого-то ими восторгать, не для того, чтоб они нравились, не для того, чтобы опровергать чужие мнения о промежуточных итогах. Моя задача в том, чтоб на логических основах построить творческие техники, которые работают. Работают в умелых руках и в умных головах. Только с этих позиций их нужно оценивать.

Если вы выступаете с критикой, указывайте на мои конкретные ошибки. Впредь на любые обвинения, что то не этак, а это не так, это плохо, а то еще хуже, а это вообще никуда не годится, а также на привлеченные под видом доводов различные высокие материи я буду налагать цензуру без раздумий. Хотите разругать – ругайте, но аргументируйте и предлагайте собственное понимание проблемы. Нечего прятаться за пустословным отрицанием всего и вся, здесь читанного.

Комментарии, которые содержат оскорбления в чей-либо адрес, будут удаляться вне зависимости от их остального содержания. Их авторы получат персональные предупреждения о риске попадания в Черный список. Меры неприятные, но вынужденные.

А может быть, мне повезло? Повезло, что на первых же шагах писательского творчества я сталкиваюсь с резким неприятием? Иные авторы годами ждут, чтобы хоть кто-то обратил на них ну хоть какое-то внимание, а я оказываюсь им не обделен заранее и без рекламы... Да, странные бывают лики у фортуны. Пусть даже публика сейчас не принимает создаваемое мною, хорошо известно: отторжение – первая реакция на новизну (что объясняется моделью в I.5). Что не известно – это истинная ценность новизны. Причем ее не может знать никто: ни автор, ни противящиеся ей люди.

Не исключено, что люди не воспримут результаты никогда, какую бы пользу они ни несли. Но на авторе всегда лежит обязанность: довести до завершения начатое. Именно поэтому я должен написать статьи II.7, II.8 и рассказ, который разрабатывается с II.2.

Я завершу работу, только поступлю теперь иначе, чем планировал. Статью о методе, которым производят обработку материала непосредственно перед началом написания живого текста, я опубликую за минуты до готового рассказа. Задача в том, чтоб сохранить интригу, чтобы дать читателю колонки выбор: прочесть историю в виде описания инструмента либо как художественное произведение.

Пишу я медленно. На рассказ для авторской колонки уйдет не меньше 3-х недель. Однако буду принимать участие в начинающемся 5 июля первом конкурсе рассказа на «Фантлабе», и две недели (с 5-го по 19-ое) выпадут из графика. Таким образом, ориентировочная дата опубликования статьи II.7 и полного рассказа – 26 июля с.г.

До встречи!


Написано 21 июня 2010 г. (дата по часовому поясу GMT+8).
Отредактировано 5 июля 2010 г.
Продолжение — в статье «Обработка паровоза напильником».




  Подписка

Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх