Опасные видения


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lilian» > «Опасные видения» (редактор-составитель Харлан Эллисон)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Опасные видения» (редактор-составитель Харлан Эллисон)

Статья написана 31 октября 12:30

«Опасные видения»
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2025 год, 4000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 800 стр.
ISBN: 978-5-04-215933-6
Серия: Fanzon. Опасные видения. Главные антиутопии

Аннотация: Перед нами легендарная книга. Перед нами знаменитая книга. Книга, которая совершила переворот и открыла дорогу современной фантастике, фантастике размышлений, speculative fiction. Ее составитель, не менее легендарный писатель Харлан Эллисон смог собрать под свои знамёна целый ряд знаменитых авторов, которые не боялись разрушать табу и показывать, что фантастика может быть не только развлекательной, но и умной и литературной...

Комментарий: Сборник рассказов про истинное, «опасное» видение будущего из серии «Опасные видения».
Иллюстрация на обложке С. Ридлингер; внутренние иллюстрации Л. Диллона и Д. Диллон.

Я некоторое время сомневалась, стоит ли делать обзор на эту антологию. Не потому, что она этого недостойна, отнюдь. Но «Опасные видения» и так были на слуху этот месяц благодаря обсуждению в Книжном клубе Фантлаба (это не говоря про их общую известность на протяжении вот уже многих десятилетий с момента выхода). И по большому счету я вряд ли скажу что-то кардинально отличающееся от других, уже высказанных мнений.

Но с другой стороны против фактов не пойдешь. Это моя книга октября — если не по категориям «нравится/ не нравится», то по затраченному времени и разнообразию имен и впечатлений. Так что да, мне вероятно есть, что сказать.


***


Должна сразу признаться, что не слишком разбираюсь в истории западной фантастики двадцатого века, ее основных вехах. С именами и произведениями попроще — но на то это и Имена. Так что выход у нас на русском «Опасных видений» имел все шансы остаться лично мной почти незамеченным. Но спасибо клубу.

Немного банальностей.

Эта антология — яркий пример, когда целое — нечто большее, чем просто сумма составных частей. Сами рассказы, конечно, можно читать как отдельные законченные истории со своими собственными смыслами. Но именно в соединении со множеством связующих предисловий и послесловий они превращаются в настоящий срез времени, портрет эпохи.

Впрочем, портрет довольно субъективный — ведь большую роль играет личность редактора-составителя.

И Харлан Эллисон — личность незаурядная. Насмешливый, острый на язык и не боящийся нетривиальных задач. А потом не стесняющийся хвалить сам себя, ведь «… я это сделал, мазафаки; метр шестьдесят пять из Огайо – и сделал то, чего не делал еще никто». Речь про эту антологию новых, написанных специально для сборника рассказов, и заявленную миссию по расширению горизонтов «спекулятивной литературы». Табуированные темы, насилие, провокации, странные формы и идеи.

Не то, чтобы ранее никто не ходил этими тропами. Вероятно вопрос в одномоментном количестве и в громком заявлении.

Так или иначе, читать рекомендую вместе со всеми предисловиями и послесловиями. Как бы неоправданно много их не казалось поначалу. Но именно они отвечают за «дух эпохи» и, если так можно выразиться, образовательную функцию.

Да, я не могу не отметить, что здесь хватает странных рассказов. Кровавых, провокационных, эпатажных. В которых за стремлением шокировать или пройтись наконец по табуированным темам теряется сам смысл (и хорошо, если только отчасти теряется). Были тексты неприятные или слишком вычурные, однобокие или экспериментальные.

Но были и другие.


Из наиболее понравившегося:

Ларри Нивен «Человек-мозаика» — рассказ-предупреждение о возможном изменении общества по мере развития трансплантологии, с минимумом фантастики.

Пол Андерсон «Утопия» — рассказ-размышление, задающий глобальные вопросы о путях развития цивилизаций и пытающийся дать на них свои ответы.

Джеймс Кросс «Кукольный дом» — печальная история о сивилле и о человеке, который жил не по средствам и очень хотел разбогатеть.

Генри Слизар «Эрзац» — короткая яркая история о мире, где не сохранилось ничего прежнего, только эрзац (заменители) привычных вещей.

Кейт Лаумер «Испытание на разрушение» -«нравственная притча, облаченная в освященную временем форму – приключение с погонями».


Из наименее понравившихся:

Филип Фармер "Наездники пурпурных пособий, или Великий гаваж" — креативный текст с нотками безумия, который было невероятно тяжело читать.

Харлан Эллисон «Охотник в городе на краю мира» — многословное погружение в мрак, кровь и безумие — а заодно необязательное продолжение рассказа Роберта Блоха.

Фриц Лейбер «Побросаю-ка я кости» — «современная американская сказка», оставившая в недоумении.

Ларри Эйзенберг «Куда подевался Огюст Кляро?» — поток неправдоподобных похмельных бредней журналиста.


***


Я не буду пытаться дублировать здесь свои отзывы на отдельные рассказы, это бессмысленно и чрезмерно.

Вместо этого ещё раз отмечу, что в октябре многие читали эту антологию. И на страницах рассказов и самого сборника добавилось отзывов. Очень разных отзывов.

Так что не верьте мне на слово, а составьте своё мнение. Если захотите.



Тэги: книги


901
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 октября 16:01
Если вам понравился Ларри Нивен «Человек-мозаика», могу порекомендовать прикупить сборник его рассказов из цикла «известный космос», куда и входит данный рассказ. Там есть и посильнее произведения. А книги можно по 100 рублей прикупить на маркетплейсах (автор упал в продажах).
Я себе оба омнибуса премиальных купил за 200р на вайлдбериз.
https://fantlab.ru/edition331547
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 октября 16:15
Буду знать.

Хотя если говорить про творчество автора, его соавторская «Чаша небес» наоборот скорее не понравилась.
 


Ссылка на сообщение31 октября 16:21
Я говорю о его личном творчестве, и что сам прочёл — цикл хороший. Мою рецензию даже издательство взяло себе для рекламы книги.

Соавторство — не спорю, что там может быть всё плохо и самоповторы.
Как раз начинал его «Мошку в зенице» — роман в соавторстве. И не смог читать. Очень уныло и много воды.


⇑ Наверх