|
Я некоторое время сомневалась, стоит ли делать обзор на эту антологию. Не потому, что она этого недостойна, отнюдь. Но «Опасные видения» и так были на слуху этот месяц благодаря обсуждению в Книжном клубе Фантлаба (это не говоря про их общую известность на протяжении вот уже многих десятилетий с момента выхода). И по большому счету я вряд ли скажу что-то кардинально отличающееся от других, уже высказанных мнений.
Но с другой стороны против фактов не пойдешь. Это моя книга октября — если не по категориям «нравится/ не нравится», то по затраченному времени и разнообразию имен и впечатлений. Так что да, мне вероятно есть, что сказать.
***
Должна сразу признаться, что не слишком разбираюсь в истории западной фантастики двадцатого века, ее основных вехах. С именами и произведениями попроще — но на то это и Имена. Так что выход у нас на русском «Опасных видений» имел все шансы остаться лично мной почти незамеченным. Но спасибо клубу.
Немного банальностей.
Эта антология — яркий пример, когда целое — нечто большее, чем просто сумма составных частей. Сами рассказы, конечно, можно читать как отдельные законченные истории со своими собственными смыслами. Но именно в соединении со множеством связующих предисловий и послесловий они превращаются в настоящий срез времени, портрет эпохи.
Впрочем, портрет довольно субъективный — ведь большую роль играет личность редактора-составителя.
И Харлан Эллисон — личность незаурядная. Насмешливый, острый на язык и не боящийся нетривиальных задач. А потом не стесняющийся хвалить сам себя, ведь «… я это сделал, мазафаки; метр шестьдесят пять из Огайо – и сделал то, чего не делал еще никто». Речь про эту антологию новых, написанных специально для сборника рассказов, и заявленную миссию по расширению горизонтов «спекулятивной литературы». Табуированные темы, насилие, провокации, странные формы и идеи.
Не то, чтобы ранее никто не ходил этими тропами. Вероятно вопрос в одномоментном количестве и в громком заявлении.
Так или иначе, читать рекомендую вместе со всеми предисловиями и послесловиями. Как бы неоправданно много их не казалось поначалу. Но именно они отвечают за «дух эпохи» и, если так можно выразиться, образовательную функцию.
Да, я не могу не отметить, что здесь хватает странных рассказов. Кровавых, провокационных, эпатажных. В которых за стремлением шокировать или пройтись наконец по табуированным темам теряется сам смысл (и хорошо, если только отчасти теряется). Были тексты неприятные или слишком вычурные, однобокие или экспериментальные.
Но были и другие.
Из наиболее понравившегося:
Ларри Нивен «Человек-мозаика» — рассказ-предупреждение о возможном изменении общества по мере развития трансплантологии, с минимумом фантастики.
Пол Андерсон «Утопия» — рассказ-размышление, задающий глобальные вопросы о путях развития цивилизаций и пытающийся дать на них свои ответы.
Джеймс Кросс «Кукольный дом» — печальная история о сивилле и о человеке, который жил не по средствам и очень хотел разбогатеть.
Генри Слизар «Эрзац» — короткая яркая история о мире, где не сохранилось ничего прежнего, только эрзац (заменители) привычных вещей.
Кейт Лаумер «Испытание на разрушение» -«нравственная притча, облаченная в освященную временем форму – приключение с погонями».
Из наименее понравившихся:
Филип Фармер "Наездники пурпурных пособий, или Великий гаваж" — креативный текст с нотками безумия, который было невероятно тяжело читать.
Харлан Эллисон «Охотник в городе на краю мира» — многословное погружение в мрак, кровь и безумие — а заодно необязательное продолжение рассказа Роберта Блоха.
Фриц Лейбер «Побросаю-ка я кости» — «современная американская сказка», оставившая в недоумении.
Ларри Эйзенберг «Куда подевался Огюст Кляро?» — поток неправдоподобных похмельных бредней журналиста.
***
Я не буду пытаться дублировать здесь свои отзывы на отдельные рассказы, это бессмысленно и чрезмерно.
Вместо этого ещё раз отмечу, что в октябре многие читали эту антологию. И на страницах рассказов и самого сборника добавилось отзывов. Очень разных отзывов.
Так что не верьте мне на слово, а составьте своё мнение. Если захотите.
М.: